/img/tv1.svg
RU KZ
Раимбек Баталов: Я противник вертикально интегрированных холдингов

Раимбек Баталов: Я противник вертикально интегрированных холдингов

Председатель совета директоров холдинга Raimbek Group выразил свое мнение относительно перспектив казахстанского бизнеса FMCG.  

12:59 12 Ноябрь 2016 13872

Раимбек Баталов: Я противник вертикально интегрированных холдингов

Автор:

Юлия Кузнецова

«Все последние годы – это период тяжелой работы, и тот, кто сможет его пережить, получит самый серьезный опыт и устойчивость проектов», - уверен один из влиятельных казахстанских предпринимателей, председатель совета директоров холдинга Raimbek Group  Раимбек Баталов. Он выступил с речью в рамках прошедшего в Алматы мероприятия Beeline Business Hub.

В начале 1990-х Раимбек Баталов стоял у истоков создания одного из первых в Казахстане холдингов в сфере производства, сбыта и дистрибуции товаров народного потребления Raimbek Group, и 25-летний стаж предпринимательской деятельности позволил наработать как капитал, так и опыт, который, отмечает сам бизнесмен, дает устойчивость к турбулентности и позволяет с меньшими затратами проходить трудности.

«Начало 1990-х было интересным временем. Многие говорят, что в тот период было легче работать из-за отсутствия конкуренции, но, на мой взгляд, то время точно было непростым, конкуренция все же была, а знаний не хватало, так что мы сполна хлебнули всего, что происходило в период становления. В 90-х у нашей компании был опыт управления крупными промышленными предприятиями, такими как Лениногорский полиметаллический комбинат, химический комплекс «Новоджамбульский фосфорный завод», ТЭЦ-3 в Шымкенте, рядом других промышленных объектов. И если бы не команда, в которой рядом с молодыми ребятами работали опытные сотрудники, нам не удалось бы успешно участвовать в этих проектах», - вспоминает Раимбек Баталов.

По его словам, сложность того момента заключалась еще и в том, что надо было определяться с выбором: заниматься крупными промышленными объектами и соответственно, идти под чье-то крыло, либо рисковать и развиваться в качестве независимой компании. Именно тогда был сделан выбор в пользу развития бизнеса в сфере пищевой индустрии, сельского хозяйства, ритейла и девелоперского направления.

«Наша компания получила большой опыт от работы с Pepsi. Во-первых, наработанные знания мы воплотили в своих компаниях, которые занимались выпуском молока, соков, дистрибьюцией. Во-вторых, работая с Pepsi, мы поняли, что сможем занять серьезные позиции на этом рынке, и время показало, что это действительно так», - отмечает г-н Баталов.

Если сегодня сравнить рынки FMCG России и Казахстана по таким продуктам, как, например, соки и молоко, говорит предприниматель, то можно увидеть, что в России порядка 80% занимают бренды, представляемые глобальными игроками – Pepsi и Coca-cola, в Казахстане же значительную часть рынка занимают отечественные компании «РЕСМИ» и «Раимбек». Сегодня у последней есть своя стратегия, связанная с пищевым дивизионом.

«Честно говоря, я противник вертикально интегрированных холдингов. Если компания занимается, допустим, производством молока, имеет свой бренд и дистрибьюцию, то, на мой взгляд, не следует глубоко уходить в фермерство, в производство кормов», - прокомментировал предприниматель. Сегодня ключевые моменты стратегии холдинга также связаны с развитием новых продуктов и линеек в области FMCG ( fast moving consumer goods - быстро оборачиваемые потребительские товары), новых систем продаж, связанных как с классическим ритейлом, так и с электронной коммерцией, с развитием экспорта.

В последнем пункте, считает предприниматель, с созданием Таможенного союза появились как новые вызовы, так и новые перспективы. В период девальвации рубля и курсовой разницы казахстанской и российской национальных валют, когда товар российских производителей оказался более конкурентным, казахстанский бизнес «просел» и потерял часть рынка буквально в течение года. Сегодня, отмечает Раимбек Баталов, эту долю частично удалось вернуть, хотя это далось нелегко. Тем не менее, уверен предприниматель, нельзя забывать о том, что до создания Таможенного союза казахстанскому бизнесу было практически невозможно работать на российском рынке.

«Только с созданием Таможенного союза мы смогли зайти в Россию как казахстанские производители и выяснилось, что в своей области мы достаточно конкурентны с международными компаниями, представленными в российских сетях. В то же время на внутреннем рынке, например, мы чувствуем серьезную конкуренцию с белорусскими производителями в сегменте молочных продуктов, где есть у них много технологических моментов, позволяющих понизить цены», - констатировал Раимбек Баталов.

Выходом из положения для отечественных производителей представляется ему разработка и выпуск новых продуктов, таких, как, например, цветное молоко и упаковки 2-литрового формата. По словам г-на Баталова, в этом году холдинг намерен нарастить долю экспорта примерно до 20%, при этом ключевыми направлениями экспортных поставок наряду с Россией будут страны Центральной Азии, Кавказа, возможно, Китая, а также Ирана, который Raimbek Group уже осваивает со своими продуктами. Что касается выхода иностранных компаний на казахстанский рынок, то по мнению г-на Баталова, для успешной работы на локальных рынках им важно понимать специфику региона. Если в глобальной компании не функционирует понимание локального рынка, уверен предприниматель, это временная глобализация, и в долгосрочной перспективе такой игрок вряд ли сможет рассчитывать на большую долю. С точки зрения понимания реалий отечественного рынка преимущество все же за национальными компаниями, считает он.  

Начиная с кризиса 2007-2008 годов, современный мир переживает период трансформации, и в этом процессе шанс заявить о себе на рынках разных стран есть и у глобальных, и у локальных игроков. 

«Если говорить о Казахстане, то необходимо учитывать такие факторы, как огромная территория, низкая плотность населения, очень малое количество городов-миллионников. В таких условиях работать на рынке FMCG сложно, прежде всего необходимо грамотно выстраивать логистику. Поэтому я спокойно смотрю на тренды глобализации и полагаю, что у хорошего регионального специалиста всегда есть возможность успешно работать на большом рынке», - считает основатель Raimbek Group.  

Юлия Кузнецова

Экономике может потребоваться дополнительное монетарное стимулирование – эксперты

Давление на тенге в предстоящий год может усилиться.

14 Октябрь 2020 14:26 1519

Аналитический центр АФК опубликовал результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в октябре 2020 года.

В исследовании изучалось мнение профессиональных участников финансового рынка, представителей банковских, страховых, брокерских организаций, сотрудников аналитических и казначейских подразделений. В данной публикации представлены ответы респондентов на вопросы, касающиеся прогнозов по следующим ключевым индикаторам:

  1. Стоимость нефти марки Brent.
  2. Стоимость доллара США против российского рубля.
  3. Стоимость доллара США против казахстанского тенге.
  4. Стоимость российского рубля против казахстанского тенге.
  5. Инфляция.
  6. ВВП.
  7. Базовая ставка НБРК.

Резюме

  • Потенциал для умеренного укрепления нацвалюты против доллара сохраняется к началу ноября. Однако давление на тенге в предстоящий год может усилиться.
  • Восприятие инфляционной картины улучшилось. Средние ожидания по ИПЦ через год переместились с 7,7% до 7,2%.
  • Траектория восстановления экономики предполагает выход на рост ВВП не менее 1,7% в ближайшие 12 месяцев.
  • Экономике может потребоваться дополнительное монетарное стимулирование. Эксперты ожидают снижения базовой ставки до 8,75% на горизонте 12 месяцев.
  • Реальная процентная ставка в экономике (базовая ставка минус ожидаемая инфляция) останется в положительной территории (+1,55%).


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

О чем говорили Касым-Жомарт Токаев и Аскар Мамин?

Президент Касым-Жомарт Токаев заслушал отчет об итогах социально-экономического развития страны за девять месяцев текущего года.

13 Октябрь 2020 16:57 2371

Фото: primeminister.kz

Аскар Мамин доложил о положительной динамике в ряде отраслей, в частности, в обрабатывающей промышленности обеспечен рост на 3,3%, объемы строительства увеличились на 10,5%, ввод жилья – на 9%, или порядка 9,6 млн кв. м. В сельском хозяйстве рост составил 5%. Золотовалютные резервы Казахстана и активы Национального фонда на 1 октября достигли 91,1 млрд долларов.

По словам главы правительства, в сентябре началось восстановление активности в сфере услуг: в сравнении с августом торговля выросла на 2,7%, связь – на 1,3%, транспорт и складирование – на 1,2%. Рост сектора услуг свидетельствует об активизации малого и среднего бизнеса, что способствует созданию новых рабочих мест и улучшению благосостояния граждан.

Премьер-министр отчитался об итогах состоявшейся 11-12 октября рабочей поездки в г. Абу-Даби. В ходе данной поездки нашли практическое воплощение договоренности, достигнутые в ходе официального визита главы государства Касым-Жомарта Токаева в ОАЭ в январе текущего года. Так, правительства двух стран подписали меморандум по инвестиционному сотрудничеству, который предполагает реализацию 21 проекта на 6,1 млрд долларов. Документ предусматривает создание новых производств с высокой добавленной стоимостью и рентабельностью, а также большим потенциалом спроса как на внутреннем, так и на перспективных внешних рынках.

Глава государства отметил усилия правительства по обеспечению положительной динамики экономического развития, а также поручил премьер-министру держать под строгим контролем эпидемиологическую ситуацию в стране, чтобы избежать негативного влияния масштабного распространения коронавируса за рубежом на здоровье казахстанцев, работу малого и среднего бизнеса и на развитие экономики в целом.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!