"Все последние годы – это период тяжелой работы, и тот, кто сможет его пережить, получит самый серьезный опыт и устойчивость проектов", - уверен один из влиятельных казахстанских предпринимателей, председатель совета директоров холдинга Raimbek Group Раимбек Баталов. Он выступил с речью в рамках прошедшего в Алматы мероприятия Beeline Business Hub.
В начале 1990-х Раимбек Баталов стоял у истоков создания одного из первых в Казахстане холдингов в сфере производства, сбыта и дистрибуции товаров народного потребления Raimbek Group, и 25-летний стаж предпринимательской деятельности позволил наработать как капитал, так и опыт, который, отмечает сам бизнесмен, дает устойчивость к турбулентности и позволяет с меньшими затратами проходить трудности.
"Начало 1990-х было интересным временем. Многие говорят, что в тот период было легче работать из-за отсутствия конкуренции, но, на мой взгляд, то время точно было непростым, конкуренция все же была, а знаний не хватало, так что мы сполна хлебнули всего, что происходило в период становления. В 90-х у нашей компании был опыт управления крупными промышленными предприятиями, такими как Лениногорский полиметаллический комбинат, химический комплекс "Новоджамбульский фосфорный завод", ТЭЦ-3 в Шымкенте, рядом других промышленных объектов. И если бы не команда, в которой рядом с молодыми ребятами работали опытные сотрудники, нам не удалось бы успешно участвовать в этих проектах", - вспоминает Раимбек Баталов.
По его словам, сложность того момента заключалась еще и в том, что надо было определяться с выбором: заниматься крупными промышленными объектами и соответственно, идти под чье-то крыло, либо рисковать и развиваться в качестве независимой компании. Именно тогда был сделан выбор в пользу развития бизнеса в сфере пищевой индустрии, сельского хозяйства, ритейла и девелоперского направления.
"Наша компания получила большой опыт от работы с Pepsi. Во-первых, наработанные знания мы воплотили в своих компаниях, которые занимались выпуском молока, соков, дистрибьюцией. Во-вторых, работая с Pepsi, мы поняли, что сможем занять серьезные позиции на этом рынке, и время показало, что это действительно так", - отмечает г-н Баталов.
Если сегодня сравнить рынки FMCG России и Казахстана по таким продуктам, как, например, соки и молоко, говорит предприниматель, то можно увидеть, что в России порядка 80% занимают бренды, представляемые глобальными игроками – Pepsi и Coca-cola, в Казахстане же значительную часть рынка занимают отечественные компании "РЕСМИ" и "Раимбек". Сегодня у последней есть своя стратегия, связанная с пищевым дивизионом.
"Честно говоря, я противник вертикально интегрированных холдингов. Если компания занимается, допустим, производством молока, имеет свой бренд и дистрибьюцию, то, на мой взгляд, не следует глубоко уходить в фермерство, в производство кормов", - прокомментировал предприниматель. Сегодня ключевые моменты стратегии холдинга также связаны с развитием новых продуктов и линеек в области FMCG ( fast moving consumer goods - быстро оборачиваемые потребительские товары), новых систем продаж, связанных как с классическим ритейлом, так и с электронной коммерцией, с развитием экспорта.
В последнем пункте, считает предприниматель, с созданием Таможенного союза появились как новые вызовы, так и новые перспективы. В период девальвации рубля и курсовой разницы казахстанской и российской национальных валют, когда товар российских производителей оказался более конкурентным, казахстанский бизнес "просел" и потерял часть рынка буквально в течение года. Сегодня, отмечает Раимбек Баталов, эту долю частично удалось вернуть, хотя это далось нелегко. Тем не менее, уверен предприниматель, нельзя забывать о том, что до создания Таможенного союза казахстанскому бизнесу было практически невозможно работать на российском рынке.
"Только с созданием Таможенного союза мы смогли зайти в Россию как казахстанские производители и выяснилось, что в своей области мы достаточно конкурентны с международными компаниями, представленными в российских сетях. В то же время на внутреннем рынке, например, мы чувствуем серьезную конкуренцию с белорусскими производителями в сегменте молочных продуктов, где есть у них много технологических моментов, позволяющих понизить цены", - констатировал Раимбек Баталов.
Выходом из положения для отечественных производителей представляется ему разработка и выпуск новых продуктов, таких, как, например, цветное молоко и упаковки 2-литрового формата. По словам г-на Баталова, в этом году холдинг намерен нарастить долю экспорта примерно до 20%, при этом ключевыми направлениями экспортных поставок наряду с Россией будут страны Центральной Азии, Кавказа, возможно, Китая, а также Ирана, который Raimbek Group уже осваивает со своими продуктами. Что касается выхода иностранных компаний на казахстанский рынок, то по мнению г-на Баталова, для успешной работы на локальных рынках им важно понимать специфику региона. Если в глобальной компании не функционирует понимание локального рынка, уверен предприниматель, это временная глобализация, и в долгосрочной перспективе такой игрок вряд ли сможет рассчитывать на большую долю. С точки зрения понимания реалий отечественного рынка преимущество все же за национальными компаниями, считает он.
Начиная с кризиса 2007-2008 годов, современный мир переживает период трансформации, и в этом процессе шанс заявить о себе на рынках разных стран есть и у глобальных, и у локальных игроков.
"Если говорить о Казахстане, то необходимо учитывать такие факторы, как огромная территория, низкая плотность населения, очень малое количество городов-миллионников. В таких условиях работать на рынке FMCG сложно, прежде всего необходимо грамотно выстраивать логистику. Поэтому я спокойно смотрю на тренды глобализации и полагаю, что у хорошего регионального специалиста всегда есть возможность успешно работать на большом рынке", - считает основатель Raimbek Group.
Юлия Кузнецова