Вишинг: когда опасно говорить: "Да"

Это важно знать потребителям финансовых услуг: пять тревожных "звоночков", по которым можно понять, что перед вами финансовые мошенники.

Вишинг: когда опасно говорить: "Да"

Не все еще до конца осознали, какие блага несут искусственный интеллект и технологии социальной инженерии, однако их на вооружение взяли уже финансовые мошенники. Вишинг является одним из распространенных способов кражи средств со счетов граждан. И, пока некоторые потребители финансовых услуг только разбираются, что такое биометрия и как можно получить доступ к своим счетам по отпечатку пальца, сетчатке глаза, голосовой команде, всеми этими "ключами" умело пользуются финансовые аферисты.

К примеру, представляясь службой безопасности одного из казахстанских банков, мошенники задают такие вопросы, которые подразумевают только положительный ответ. Допустим, живете ли вы в Алматы или области? Или называют ваши имя, фамилию и спрашивают, вы ли это. Также мошенники просят клиентов по телефону назвать три цифры на обороте платежной карты якобы для идентификации. Или просят клиентов медленно и четко проговорить код из SMS-сообщения. Важная информация, озвученная вашим голосом, может стать тем самым паролем или подтверждением для получения, например, онлайн-займа или снятия денег с вашей карточки.

Как быть в таких случаях? Рассмотрим самые распространенные случаи, которые наглядно показывают, что вас пытаются атаковать мошенники, и дадим пять простых советов.

Даже старые проверенные методы мошенников работают безотказно. Самый простой развод: звонит якобы сотрудник банка. Он тревожно сообщает, что по вашей карте пытаются провести транзакцию. И если это не вы, то вам необходимо срочно предоставить звонящему всю информацию по своей карте.

В таком случае лучше сразу прервать разговор и положить трубку. Сотрудник банка НИКОГДА не запросит эти данные и первым не позвонит. Для того чтобы убедиться в том, что к вам позвонили финансовые мошенники, необходимо позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. Но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не на тот номер, с которого поступил звонок.

Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить вам, чтобы уточнить вашу фамилию, паспортные данные, какие карты были оформлены, сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье – кредитная история. Поэтому с этими вопросами сотрудники банка по телефону НИКОГДА к вам не обратятся. Эта информация представляет ценность только мошенникам.

Совет № 3. Имейте в виду, банки никогда не звонят сами, чтобы спросить по телефону у клиентов:

  • полный номер карточки;
  • срок ее действия;
  • CVC/CVV;
  • логин и пароль к интернет-банкингу;
  • кодовое слово, код из SMS-сообщения.

Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, записаться на прием, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту, и т. п. Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, то можно не сомневаться – это мошенники.

На паническое заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема, лучший ответ: "Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично". Будьте уверены – звонящий тут же отключится. Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки. Ситуации могут быть придуманы разные:

  • "Кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке".
  • "Срочно! Уже списана энная сумма с вашего счета/карточки, чтобы спасти остаток, надо деньги перевести на временный счет";
  • "Это вы пять минут назад подали заявку на оформление кредита? Если нет, то срочно нужны ваши данные, чтобы отменить ее".
  • "Ваша карточка заблокирована, чтобы ее разблокировать, на ваш телефон придет SMS, в котором указан код, назовите его" и т. д.

Повторяю, главная цель мошенников – напугать вас.

Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу – на электронный адрес, SMS. Причем с известного вам короткого номера или электронного адреса. И помните: любые подобные вопросы нужно прояснять и решать в отделении банка, но никак не по телефону. Поэтому, если мошенники идут ва-банк, вы идите в банк!

С завидным постоянством на телефоны приходят сообщения о призах и выигрышах со ссылками, по которым можно узнать, как их получить. Как бы ни было сильно любопытство, не переходите по ним. Это уже классический прием – своего рода "троянский конь", который, едва вы перейдете по этим ссылкам, "внедрит" в смартфон вредоносное ПО, чтобы выкрасть конфиденциальную информацию.

Устоять перед соблазном получить выигрыш сложно, учитывая, что внешне такие лжесообщения трудно отличимы от реальных сообщений банков, операторов связи или известных торговых центров. Мошенники обычно используют сервисы по сокращению интернет-ссылок, и выявить подвох становится сложно.

Поэтому, если вы получили сообщение о выигрыше, то, прежде чем переходить по ссылке, уточните, был ли такой розыгрыш в действительности. А лучше просто удалить такое SMS-сообщение.

Будьте бдительны и не поддавайтесь на провокации телефонных мошенников!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться