Записки о госуправлении

Часть 1. Казсодержание и недропользователи

Записки о госуправлении

Недавно был на форуме, организованном казахстанской Ассоциацией Kazservice (Almas Kudaibergen и Nurlan Zhumagulov). Форум собрал всех недропользователей и их поставщиков с целью обсудить, как повысить казсодержание. Форум прошел отлично, более того, CSI станет членом этой Ассоциации, что помочь ей в продвижении поднимаемых вопросов.

Тем не менее, хочу сказать, что это давно избитая тема, которая никак не находит своего решения, несмотря на многочисленные обсуждения, обращения и тд. Думаю, многие знают, что у нас есть специальные структуры, которые отслеживают уровень казсодержания – это NADLoC и PSA. Также считала статистика в рамках первой пятилетки индустриализации.

Обычно казсодержание считается по трем направлениям – товары, работы и услуги. По работам и услугам казсодержание достигает 80-90%. А по товарам доходило до 50%, сейчас обратно упало до 20-30%. Кстати, не стоит обольщаться высоким уровнем по работам и услугам. Там имеются моменты, когда заказ получает казахстанская дочка зарубежной компании, либо просто стоит вопрос с качеством отчетности, которую все равно никто не проверяет.

Цена вопроса – минимум $10 млрд, а можно довести и до $15-20 млрд. Это почти 15-30% ВВП. По сути, золотая жила для государства, реши эту проблему, и будет в стране двухзначный экономический рост, резкое падение безработицы и т.д. Но, к сожалению, регулирование неэффективное, а чуть позже в рамках ВТО с 2022 года и требовать не сможем. Регулирование нынче формальное, любая новая норма, предполагающая улучшение, компенсируется ухудшающей нормой, либо просто не исполняется. Да и в целом, страна сделала все, чтобы дать преимущество зарубежным компаниям. Кто-то из чиновников может спорить, что это не так, но давайте посмотрим.

Допустим, поставщик получил контракт от недропользователя. Если это будет местная компания, то контракт будет заключен в тенге, а если зарубежная, то в валюте. В любом контракте есть импортный компонент, а значит, у местного поставщика возникают валютные риски. И хоть убейся, не заключат с тобой контракт в валюте. А с зарубежной – всегда пожалуйста.

Также и с банковской гарантией на аванс или на исполнение. Зарубежный поставщик получит гарантию максимум за неделю, у нас же Нацбанк зарегулировал банки так, что заявка на гарантию на аванс будет полгода рассматриваться (за это время уже гарантия и не нужна), а потом вынесут положительное решение и скажут, что гарантию дадут под депозит с соразмерной суммой, либо с залогом, рыночная стоимость которого в 2-3 раза превышает размер гарантии. Вроде бы банкиры умные люди, но некоторые на полном серьезе просят поставить депозит на полную сумму гарантии, чтобы потом за это еще взять деньги. Зачем полгода совещаться, чтобы выдать такую глупость – непонятно. Как следствие, поставщик теряет контракт, либо выполняет с задержкой. Естественно, он выглядит куда хуже на фоне зарубежного поставщика.

Справедливости ради, скажу, что проблема есть и с обратной стороны. У нас мало толковых производителей, которые выполнят обязательства в срок, даже если у них есть возможности. В крупных холдингах есть своя нерабочая атмосфера брократии и интриг. Вместо того, чтобы оперативно отработать, занимаются всякой ерундой. Но дело даже не в коллективе, а в акционере, который обладает кучей тараканов в голове. Если вкратце сказать, то все ему должны, а он никому ничего не должен. Например, мой знакомый хотел в свою торговую сеть поставить носки и постельные комплекты от местных производителей. Готов был авансировать 100% денег на первые несколько партий. Производитель носков не перезвонил, а когда ему позвонили, сказал, что текущих заказов ему достаточно. Текущие заказы были в два раза меньше ожидавшегося заказа от знакомого (!). Производитель, наверное, ждал, что покупатель будет неделями обивать пороги цеха и просить продать именно ему.

Во втором случае тоже все оригинально. Производитель постельных комплектов выставил знакомому 20 условий (!). Блеск! Он выставил двадцать условий крупнейшему потенциальному клиенту, который даже по цене не стал торговаться, чтобы поддержать, и надеялся на экономию и скидки в будущем. Цена была на 20% выше турецких аналогов, а качество немного хуже. Знакомый согласился на 19 условий, кроме одного – производитель требовал забирать комплекты с его склада, тогда как турецкий поставщик сам из другой страны доставлял склада знакомого. В итоге производитель не согласился! Сюрреализм!

Есть еще иждивенческий вариант казсодержания у нефтяных компаний, когда закуп у местных производителей, по сути, является социальной поддержкой, так как производимый товар в принципе не пригоден, а если поставить, то это вызовет сбои, ремонт, простой. В итоге товар просто складируется, а потом еще государство с другого канала требует нефтяной компании эффективности, прибыли и налогов.

И, наконец, все это дело обрамляет коррупция, где-то больше, где-то меньше. Конечно, есть возможности честно получить свой заказ, но это делается через гигантские затраты труда и времени. Честный человек, конечно, доволен, что свой хлеб честно заработал, но если смотреть с высоты птичьего полета, то таких как он немного.

По сути, поддержка казсодержания требует полной перезагрузки, возможно включая пересмотр функционала либо даже закрытие действующих структур, и перейти от обязаловки к добровольной прозрачной отчетности перед обществом. Если раньше была концепция local content, где просто местные власти требовали от недропользователей больше покупать отечественного, то теперь можно перейти к концепции ICV (In Country Value), где каждый делает свое – местные власти создают свои условия, а недпропользователи пытаются развивать долгосрочное сотрудничество с производителями с упором на развитие компетенции, стимулируя их переходить на производство более сложной продукции.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться