"Запоминающееся" решение Александра Лукашенко и вызовы Казахстану от партнеров по ЕАЭС

20546

Современные международные отношения характеризуются повышенным риском конфликтогенности, способной разрушить целостность отдельных государств и устойчивость выстраиваемых годами региональных систем отношений.

"Запоминающееся" решение Александра Лукашенко и вызовы Казахстану от партнеров по ЕАЭС

Это касается и стран Евразийского экономического союза, которые сотрясают сегодня достаточно неоднозначные турбулентные процессы, испытывающие на прочность как формат, так и содержание "союзничества", а также подвергающие риску состоятельность молодых государственных образований, становящихся на осколках распавшегося СССР. Казахстан, отмечающий в этом году 30 лет воссоздания национального суверенитета, не является исключением. Сегодня наша "ближняя" внешняя политика в этом плане резонно вызывает повышенную озабоченность.

Последние события, связанные с беспрецедентным решением руководства Беларуси по принудительной посадке самолета компании Ryanair в Минске, который летел 23 мая из Афин (Греция) в Вильнюс (Литва), могут иметь серьезные последствия не только для Беларуси, но и ее партнеров, в том числе и для союзников по ЕАЭС, к коим относится Казахстан.

Как сообщается из официальных источников, борт был направлен в минский аэропорт из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось. После приземления с борта сняли белорусского оппозиционера Романа Протасевича – основателя телеграм-канала Nexta, разыскиваемого властями Беларуси. Он покинул страну в прошлом году. Вместе с ним задержали его подругу. Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По некоторым мнениям, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.

Гендиректор Ryanair Майкл О'Лири в интервью радиостанции Newstalk назвал вынужденную посадку в Минске лайнера, который летел 23 мая из Афин в Вильнюс, "государственным угоном самолета". В настоящий момент ряд стран Европы и отдельные международные авиакомпании меняют свои маршруты, избегая летать над территорией Беларуси, а государства вводят санкции в отношении белорусских авиакомпаний. Россия осуществляет свои полеты в штатном режиме.

Казахстан, как сообщили в Авиационной администрации страны, не планирует отменять полеты в Беларусь. Несмотря на то, что до этого инцидента еще 20 мая было принято решение об отмене прямого рейса из Алматы в Минск, который собирались открыть с 31 мая. В национальной авиакомпании Air Astana пояснили, что это не связано с политическими причинами, поводы – коммерческие. Речь идет о слабой заполняемости рейсов. Сейчас полеты в Беларусь из Казахстана осуществляет только белорусский авиаперевозчик.

На последний момент стало известно, что лидеры стран Евросоюза приняли решение закрыть европейское небо для самолетов из Беларуси.

Таким образом, Казахстан оказался в щепетильной ситуации. С одной стороны, мы выступаем с позиций многовекторности внешней политики и стремимся сохранить ровные и прагматичные отношения с Европейским союзом, с другой – "союзнический долг" по ЕАЭС и ОДКБ обязывает нас выступить на стороне белорусских властей, хотя данный шаг Александра Лукашенко и существенно ограничивает наше поле для внешнеполитического маневра и в этой связи никак не может отвечать нашим национальным интересам. Если быть предельно откровенным, то стоит сказать, что участие Казахстана в евразийских проектах, имеется в виду Евразийский экономический союз и Организация Договора о коллективной безопасности, становится для нашей страны весьма "токсичным". Мы вынуждены уже в который раз идти на решения, ограничивающие наш суверенитет при выражении собственной государственной позиции в отношении наших партнеров.

Недавние события в той же Беларуси летом 2020 года, чуть не приведшие к смене политического режима в стране, очередная киргизская революция, вознесшая к власти национал-популиста с неоднозначными последствиями для наших соседей, азербайджано-армянская война осенью прошлого года, поставившая наше руководство перед дилеммой общетюркской культурной солидарности и союзническими договорами в рамках ОДКБ, явились достаточно серьезным испытанием для внешнеполитического ведомства нашей страны.

Явно "пересидевший" свой президентский срок, а также не проработавший свой "план Б" по легитимной передаче власти следующему поколению политиков, Александр Лукашенко, похоже, не случайно выразил свое "недовольство" негостеприимностью Казахстана на онлайн-встрече Высшего экономического совета ЕАЭС, инициированной казахстанской стороной. Дипломатичная оценка президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым этого высказывания Александра Григорьевича, как по традиции "запоминающегося", является весьма симптоматичной. Новому руководству нашей страны совершенно не хочется ассоциироваться с "нерукопожатым" на Западе автократичным лидером Беларуси. При этом, конечно, в интересах нашей страны поддерживать высокий уровень прагматичных и взаимовыгодных отношений с этой страной, чьи товары уже достаточно заметны на отечественных прилавках.

Говоря о дальнейшей политической судьбе Лукашенко, можно легко предсказать, что его скорее всего ждет перспектива "хромой утки" в политике. В частности, речь идет о том, что дальнейшее развитие страны, ее геополитический выбор находятся в руках внешних игроков, например таких, как Россия и ЕС. Фактически это ситуация внешнего управления. Действующий "под давлением" президент Беларуси сегодня непопулярен в собственной стране, где его легитимность весьма сомнительна, а на внешних фронтах он вынужден быть "младшим партнером" и зависимым от воли Кремля вассалом и "нежелательной персоной" в европейских столицах. Поэтому Казахстан должен извлечь собственные "уроки" из данной ситуации. Полагаю, что решение первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в марте 2019 года оказалось стратегически выверенным, поскольку позволило своевременно начать процесс политического транзита в стране и дальнейшей легитимации нового преемственного курса в лице опытного дипломата Касым-Жомарта Токаева, которому приходится решать две ключевые стратегические задачи в свой срок президентских полномочий – это легитимация внутриполитического курса Елбасы через установление открытого диалога государства и гражданского общества, что выражается в концепции "слышащего государства", и, во-вторых, сохранение хрупкого баланса интересов крупных мировых "игроков" во внешней политике страны через уравновешивание их участия в "казахских проектах", так как усиление позиций одной из великих держав в условиях нашей страны может быть осуществлено лишь за счет ослабления позиций другой. Такова непростая арифметика внешней политики Республики Казахстан в нынешних непростых условиях.  

Думается, при выстраивании своей внешнеполитической позиции в современных, турбулентных условиях международных отношений Казахстан должен исходить не столько из традиционно "братских уз", неизменно и принудительно сопровождавших народы бывшего СССР, а из концепта real politik, требующего прагматично оценивать риски и возможности для развития страны на том или ином треке внешней политики с безусловной опорой на наши национальные интересы в каждом конкретном случае.

Мы не можем подвергать сомнению и ограничению развитие потенциала нашей суверенности, даже в угоду каким-либо идеологическим или геополитическим соображениям. Однозначный выбор той или иной траектории внешней политики чреват серьезными издержками для устойчивого и динамичного развития нашей страны. К примеру, в существующей сегодня конфронтации Запада с Россией, Китая и США, неясных перспектив китайско-российского альянса Казахстан не может себе позволить "играть" на какой-либо одной стороне. С моей точки зрения, необходимо использовать тактику и стратегию гибкого маневрирования, использующего синергию разновекторных партнеров с целью поддержки и "раскрутки" нового качества национального суверенитета нашей страны. Мир становится достаточно жестким пространством конкуренции, в котором только функциональная мощь государства, военный и экономический потенциал при поддержке государственных институтов со стороны большинства общества, способны формировать основу для подлинно независимой позиции страны. Полагаю, что мы вступаем в новый этап своего суверенного развития, который требует более четко артикулируемых государством общественных запросов, национальной идеологии конструктивного развития и адекватного, прагматичного и предсказуемого поведения на мировой арене, позволяющих занять достойное место в ряду цивилизованных и передовых стран мира.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться