Причина радикализации заключённых кроется в отсутствии возможности изучать традиционную религию в местах лишения свободы. По мнению директора регионального представительства Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии Азамата Шамбилова, осуждённым должно быть больше доступа к религиозному образованию.
Влиянию деструктивных сект прежде всего подвержены три категории людей. В первую попадают уже осуждённые за экстремизм или терроризм лица. Во вторую группу входят осуждённые, которые начинают разделять радикальные взгляды в стенах уголовно-исправительной системы.
"Эти люди являются самыми уязвимыми, потому что, когда они поступают в места лишения свободы, у них есть только два выбора – быть частью ОПГ, криминальных групп, бандитских сообществ или пойти в такую религию. В тюрьмах люди испытывают большую необходимость в психологической поддержке. Человек должен выживать отдельно в тюремных условиях", – пояснил abctv.kz Азамат Шамбилов.
И в третью категорию риска эксперт отнёс сотрудников органов уголовно-исправительной системы.
"В больших странах мира – в Великобритании, Бельгии, Франции, в соседнем Кыргызстане уже были попытки вербовки самих сотрудников КУИС. В Казахстане этот вопрос не изучался. Пока мы не можем точно утверждать, что такие попытки были, но, по неофициальным данным, мы знаем, что такие попытки были. Однако данную информацию никто не может подтвердить. Уголовно-исполнительная система отрицает эти факты кардинально", – говорит директор регионального представительства Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии.
Спикер считает, что вопрос радикализации в пенитенциарных учреждениях требует глубокого изучения. Он подчёркивает, что все заключённые подвержены влиянию экстремистской идеологии, потому что в настоящий момент они находятся в информационном вакууме.
"В местах лишения свободы отсутствуют общественные комнаты для проведения религиозных обрядов. Из-за этого люди ночью тайно в отдельных углах разговаривают, распространяют идеологию неофициально. В большинстве стран ОЭСР, к примеру, предусмотрены отдельные комнаты для религиозных ритуалов. Они не имеют разделения и предназначены как для мусульман, так и для христиан, евреев и представителей других конфессий. Помещения имеют белые стены, скамейку, различные картины. Это место для медитации. Если мы готовы изучить вопросы радикализации, мы должны полностью провести анализ 32 тысяч осуждённых, всех лиц, которые попадают в следственный изолятор и места лишения свободы, в тюремные учреждения", – подчёркивает эксперт.
После теракта в Актобе государство приняло жёсткие меры, закрыв все мечети и ограничив доступ к религиозной литературе в местах лишения свободы, отмечает он.
"Сегодня осуждённые говорят, что им долгое время не дают религиозную литературу. Те книги, которые получают заключённые, даются только на время, которое выделяется для библиотеки. Это 20-30 минут в неделю. Сколько лет они могут читать книгу с объёмом 360 страниц в таких условиях? У них нет возможности ознакомиться подробно с религией и понять своё отношение к ней. То есть мы не можем дерадикализировать или отвлекать людей от экстремистской идеологии, отказываясь давать им какую-то информацию. Выходит, что мы создаём идеальные условия для неофициальной вербовки в местах лишения свободы", – заключает Азамат Шамбилов.
Напомним, 5 июня 2016 года в Казахстане был введён режим контртеррористической операции, после того как группой террористов было совершено нападение на два оружейных магазина и войсковую часть Национальной гвардии в Актобе.
Карина Алимова