"Казахстанская медицина застряла на уровне 1970-х годов"

Аскар Муминов Аскар Муминов
25715

Минздрав предупреждает: объём бесплатной медицины резко сократится.

"Казахстанская медицина застряла на уровне 1970-х годов" Фото: uralskweek.kz

Казахстанская медицина как бизнес остаётся неконкурентоспособной, так как в стране до сих пор используются технологии, которые на Западе применялись в 60-70-е годы ХХ века, констатировали предприниматели и поставщики медицинских услуг в ходе завершившегося в Алматы Kazakhstan Healthcare Forum.

СЕО Kazakhstan Growth Forum Ельдар Абдразаков отметил, что проникновение инноваций в систему здравоохранения в мире колоссальное. Если в 2016 году было запатентовано 16 новых уникальных медицинских устройств, то в 2017-м уже 27, а в 2018-м – 60. То есть ежегодно в мире появляются десятки разработок, которые до Казахстана не доходят либо доходят спустя годы, подчеркнул г-н Абдразаков.

Сейчас на Западе хороший врач способен распознавать до тысячи болезней, в РК от силы 300-500, при этом страховые агентства могут фиксировать до 14 тыс. болезней, отметил спикер. В США уже активно внедряется технология, которая позволяет по общему состоянию организма предсказывать смерть за шесть часов до её возможного наступления, в РК таких технологий всё ещё нет, отметил эксперт.

Отставание в полвека

Г-н Абдразаков подчеркнул, что разрыв между управленческими подходами в организации медицинской помощи между Казахстаном и странами развитого мира стремительно растёт, отставание как минимум на 50-60 лет, констатировал спикер.

По прогнозам специалистов, уровень организации медицинского персонала должен вырасти в РК в 40 раз, чтобы получить хотя бы тот уровень медсервиса, который был в странах Европы в начале 2000-х годов.

По словам г-на Абдразакова, Казахстану, чтобы подтянуть уровень медицины хотя бы до стран ОЭСР, необходимо формирование системы поставщиков услуг, фискальное стимулирование отрасли и отработка системы запуска пилотных проектов.

Сейчас в Казахстане от общего числа граждан 5% относятся к категории полихроников, 20% имеют хронические заболевания и 75% отнесены к категории относительно здоровых людей. 45% всех бюджетов на оказание медпомощи уходит на полихроников, 35% – на хроников и 20% – на профилактику болезней среди здорового населения.

В итоге государство больше тратит денег не на профилактику болезней, как это происходит в развитых странах, а уже на поддержание людей, у кого болезнь перешла в хронические формы, отметил эксперт. Необходим переход от системы всеобщих некачественных услуг для каждого к системе персонализации болезней, считает г-н Абдразаков.

Слишком много медиков

Член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман заметил, что Казахстан потерял все лучшие меднаработки, которые были в советские годы, и с трудом адаптируется к изменениям, которые сейчас происходят в мире. Среди того, что Казахстан мог бы использовать из советского опыта, эксперт выделил мощную доврачебную помощь, хорошую систему учёта, сильный акцент на борьбу с младенческой смертностью.

Г-н Шарман подчеркнул, что сегодня те же Штаты тратят на медицину 3,5 трлн долларов, или 18% от ВВП, это в 20 раз больше всего бюджета Казахстана, в США на одного человека в год государство на медобслуживание тратит до 10 тыс. долларов, что более чем в 30 раз больше, чем в Казахстане. Внедрение ОСМС может увеличить этот показатель лишь на 50%, до 450 долларов, отметил спикер.

Он также считает, что в стране на поток поставлена система выпуска медиков, которые, получив диплом, не имеют реальных навыков и даже представляют опасность для граждан. Алмаз Шарман заметил, что, например, в Гарварде в год выпускают всего 90 медиков, в то время как в одном только медуниверситете Алматы – 1500 человек.

Был приведён в пример опыт Сингапура, где государство тратит, казалось бы, всего 3% от ВВП на здравоохранение, но там выстроена, как её назвали специалисты, "рабочая" схема оказания медпомощи. Деньги выделяются непосредственно каждому гражданину, который, получая доступ к услугам, может распределить эти средства на то, что ему необходимо.

Оборудование есть, а работать некому

СЕО компании "КазМедТех" Илья Шеффинг отметил, что серьёзной проблемой казахстанской медицины остаётся нехватка качественного современного оборудования. Ежегодная потребность в обновлении оборудования составляет 200 млрд тенге, в то время как выделяется лишь 40 млрд, сейчас 60% всего медоборудования в Казахстане требует обновления.

При этом есть и другая проблема, а именно что вследствие отсутствия навыков и низкой квалификации медики не могут работать на новом оборудовании, и часто в клиники поступают качественные израильские или американские технологии, но их не применяют. Люди приходят за консультацией, и, даже несмотря на наличие оборудования, им отказывают в обследовании.

Нужен реддизайн отрасли

Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов поддержал мнение спикеров о том, что медицинская система страны требует качественного реформирования.

Бизнес озвучил четыре ключевые проблемы, с которыми он сталкивается на рынке медуслуг, а именно непонятные механизмы внедрения ФОМС, дерегулирование рынка платных услуг, необходимость упрощения режима регистрации лекарственных средств, слабая цифровизация отрасли.

По словам Биртанова в основе многих проблем лежит устаревшая законодательная база, поэтому системе медпомощи "необходим реддизайн". Министр отметил, что необходимо менять традиционную многоуровневую систему оказания помощи на пациенторориентированную.

"Планируется переписать всю базу законов, нам нужно сделать упор на том, как связать профилактику с ранним выявлением заболеваний. У нас сейчас есть примеры, когда участковые врачи не знают, что на их участке есть человек, который состоит на психоневрологическом учете и лечат его от обычных болезней. Все это происходит, потому что нет системности и четкой базы", – подчеркнул министр.

Нагрузку будут снижать

Г-н Биртанов признал, что между населением и врачами есть противостояние, растет враждебность, что необходимо преодолевать.

Остановился министр и на системе оплаты труда медработников, которая, по его словам, должна быть дифференцированной, останутся обязательные минимальные требования для госпреприятий, в остальном сами клиники должны будут регулировать зарплаты в зависимости от качества работы сотрудников.

Планируется полностью заменить монопрофильные клиники на многопрофильные, кроме тубдиспансеров и психиатрических клиник.

Нагрузка на одного врача должна быть снижена до 1700 пациентов, сейчас она составляет до 3 тыс. человек. По словам Биртанова увеличивать нагрузку на медработников часто бывает выгодно для главврачей, которые таким образом, снижают трудозатраты на своем участке.

Государство не поможет

Министр сообщил, что объем гарантированной государством медпомощи будет и далее снижаться, в итоге останется только минимальный социальный пакет в виде вызова на дом скорой помощи и базовой первичной профилактики, все стальные услуги со временем перейдут на платную основу в рамках ОМС. Сейчас по утверждению г-на Биртанова государственный объем медпомощи не реализуется как минимум на 30%.

Скорая помощь переводится на подушевое финансирование, теперь будет рассчитываться коэффициент услуг, а не количество выездов к гражданам. Министр сообщил, что выявлены факты нецелевого использования лекарств. В базе числится 3 млн человек, которые получают бесплатные лекарства от государства, хотя на учете состоят только 1,5 млн человек.

Чтобы положить этому конец все больницы перейдут на электронные системы обслуживания. Это необходимо еще и для того, чтобы проверять наличие сертификатов у врачей, выявляются десятки случаев, когда медики работают с просроченными сертификатами, сообщил министр.

С 12 декабря введена система, когда все получатели бесплатных лекарств будут получать СМС-извещение о том, что они находятся в системе, и если они не получают лекарства, то могут обратиться за разъяснениями.

Ответственность для врачей станет минимальной

Г-н Биртанов сообщил, что благодаря внедрению системы маячков и сирен на скорой помощи удалось среднее время выезда сократить с 25 минут до 18 минут, однако он посетовал, что не везде эта система соблюдается. Например, по утверждению министра в Астане она действует беспрекословно, в то время как в Алматы нет.

Министр признал наличие системных злоупотреблений в сфере, так было выявлено, что 40% лекарств выдавались пациентам, которые уже были мертвы, медработники попытались скрыть 150 фактов смерти рожениц во время родов.

Однако сильно наказывать врачей Минздрав не намерен, отменяется уголовная ответственность для медиков при несоблюдении профессиональных стандартов и вводится страхование их профответственности.

"Идет абсолютное перепотребление услуг консультативной узкоспециализированной помощи. Врачу общей практики легче отправить на консультацию к специалисту. Не имея мотивации, он переводит проблему на следующий уровень, а население ходит кругами по специалистам. Закупали бесплатные лекарства: наша сумма была 118 млрд тенге, регионы прислали заявки на 180 млрд, в конечном итоге закупили на 70 млрд тенге сэкономили 30% от программы амбулаторного лекарственного обеспечения, а это, к слову, весь бюджет онкологической службы", – сказал Биртанов.

Он сообщил, что в планах Минздрава увеличить бюджет профилактики в два раза с 50 до 100 млрд тенге и определить среднюю зарплату врача в размере 490-500 тыс. тенге вместо нынешних 160 тыс, такие стандарты предусмотрены в странах ОЭСР, где оплата руда медиков в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по стране.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться