/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
«Компании-арендаторы оптимизируют офисные пространства»

«Компании-арендаторы оптимизируют офисные пространства»

Свыше 55 процентов рабочих мест в традиционных офисах уже не используются в течение рабочего дня.

07:00 05 Ноябрь 2018 8094

«Компании-арендаторы оптимизируют офисные пространства»

Автор:

Динара Куатова

Бизнес-центры в Казахстане продолжают испытывать трудности с заполнением свободных площадей. Привилегия ставить условия на рынке коммерческой недвижимости сегодня на стороне арендаторов. О требованиях, которые в этой связи предъявляют компании, а также о трендах в сфере построения рабочего процесса и организации офисных пространств abctv.kz рассказал генеральный директор управляющей компании Global Development, коммерческий директор в бизнес-центре Talan Towers Offices, Лукаш Сковроньски.

– Рынок офисной недвижимости в Казахстане – в большей степени это касается Астаны и Алматы – перенасыщен предложением. Заполняемость бизнес-центров снижается в связи с вводом новых площадей. Какие инструменты арендодателям необходимо применять, чтобы привлечь и удержать арендаторов?

– Вы правильно заметили, в Астане и Алматы много девелоперских проектов завершилось сравнительно недавно. Соотношение спроса и предложения поменялось. Мы наблюдаем переизбыток предложения в сегменте класса В. Что отразилось снижением на уровне арендных ставок и проценте заполняемости. То есть сегодня можно говорить о значительном спаде в заполняемости и прибыльности объектов. Это касается и офисной, и торговой недвижимости.

– О каком снижении идёт речь? 

– В настоящее время есть много объектов, среди них и те, которые существуют на рынке довольно продолжительное время, где доля вакантных площадей составляет 35-40 процентов, соответственно, и ставки также упали. Одновременно мы наблюдаем закрепление арендных ставок в национальной валюте. Это, конечно, плюс для арендаторов, особенно для местных, так как они имеют выручку в тенге и меньшие затраты в долларах. Чего нельзя сказать о владельцах зданий, у которых большая часть расходов привязана как раз к доллару.

В частности, это связано с тем, что капитальные затраты на строительство большинства объектов прежде планировались в долларах, в периоде до 2015 года. И нельзя забывать, что и операционные затраты в большей степени реагируют на курсовые изменения тенге к доллару, так как превалирующая часть материалов, например запасные части для инженерного оборудования здания, отделочные материалы, как ковровая плитка и так далее, являются продуктами импорта.

– Насколько упала стоимость аренды офисных площадей? 

– За последние два года некоторым арендодателям пришлось снизить стоимость арендной ставки в долларовом эквиваленте даже на 40 процентов, то есть почти вдвое. Арендаторы, кроме отличного сервиса и качественных офисных площадей, в последнее время ждут снижения стоимости, краткосрочные сроки аренды, гибкие возможности расширения либо сокращения занимаемой площади в пользу эффективного пространства. Также часто предъявляются требования права на субаренду или лёгких условий выхода из своих обязательств по договору. Это всё, конечно, идёт вразрез прогнозам большинства арендодателей.

– Наблюдается ли отток клиентов из одного класса в другой? 

– Скажем так, происходит естественная корректировка. Те БЦ, которые прежде считались классом А (что зачастую не совпадало с реальной классификацией), значительно упростили коммерческие условия в целях повышения привлекательности на рынке, тем самым став более доступными для арендаторов из класса В. Также наблюдается тенденция оптимизации офисного пространства, в том числе перепланировки в сторону сокращения площадей под back-office для сотрудников таких департаментов, как бухгалтерия, колл-центр, HR, IT-департамент, передача работ на аутсорсинг, что не всегда являет собой правильную оптимизацию в расходах компаний, но вследствие чего сокращаются затраты на офисную аренду.

– Как Вы считаете, насколько бизнес-центры в Казахстане соответствуют стандартам классности?  

– В Казахстане очень размыты стандарты классификации офисной недвижимости. Каждый из владельцев может отнести свой бизнес-центр к классу А, но по меркам международных критериев здание может не соответствовать этому статусу. Есть ряд определённых характеристик, по которым можно определить категорию бизнес-центра, таких как его расположение, транспортная доступность, система вентиляции и кондиционирования, лифтовые хозяйства, высота потолков, эффективность пространства, профессиональная управляющая компания, опытный владелец и так далее. На мой взгляд, в Алматы есть три здания, которые можно отнести к классу А, в Астане же такое только одно. 

На сегодняшний день картина такова, что на рынке нет общей единой классификации недвижимости и, по большому счёту, каждый арендодатель может выборочно указать технические характеристики, которые имеются на его объекте, но не упомянуть ни слова об обязательных характеристиках здания класса А, которые у него отсутствуют.

Говоря простым языком, чтобы с лёгкостью определить класс объекта, бывает достаточно посмотреть на список его арендаторов. Например, если вы увидите в списке арендаторов превалирующее количество международных компаний, то это значит, что бизнес-центр прошёл большую часть их требований при отборе среди своих конкурентов.

На какую целевую аудиторию нужно ориентироваться сейчас, чтобы заполнить вакантные площади в бизнес-центрах?

– Целевая аудитория любого здания полностью зависит от вида объекта, то есть от класса, концепции данного здания, от месторасположения, от размера площади, этажности, ценовой политики и многих других факторов. Времена, когда бизнес-центр состоял лишь из традиционных офисных площадей, пункта питания и подземной парковки, давно прошли. Сегодня доля традиционных офисных помещений в бизнес-центрах снижается.

В концепцию современных бизнес-центров добавились: meeting room, конференц-залы, площади ритейл, кафетерий, ресторан и столовая, велосипедная инфраструктура (парковки и душевые) и фитнес-центр в шаговой доступности.

Иными словами, бизнес-центр в том виде, в котором мы привыкли видеть, перестал быть просто административным зданием – это полноценная инфраструктура, упрощающая жизнедеятельность его арендаторов. Многие собственники в гонке за повышением привлекательности своих зданий и, соответственно, их прибыльностью, стремятся усовершенствовать БЦ и предоставить все виды услуг. И возвращаясь к вопросу о целевой аудитории в зависимости от класса объекта, например, класс А всегда отличался долгосрочностью арендных отношений, высоким качеством обслуживания, безопасностью, энергоэффективностью и конструктивным преимуществом в логистике и инженерной составляющей. На этом и основывается высокая ставка аренды, и, как правило, международные компании, которые требуют такое качество, и являются той самой целевой аудиторией для класса А.

Если же брать в пример B или С класс, то критерии и требования упрощаются, соответственно, качество по всем параметрам становится ниже, и платёжеспособность арендаторов или же запланированный бюджет арендатора также ниже. Всё зависит от класса объекта, тем самым будет понимание нацеленности на так называемую целевую аудиторию. Я думаю, нет смысла пытаться привлечь международную компанию, корпорацию, имея несовременный БЦ класса B и C. Также было бы ошибкой стремиться заполнить БЦ А класса компаниями, не имеющими ни требований, ни возможности арендовать таковые площади. У каждого продукта есть свой покупатель.

В конечном итоге победителями борьбы за клиента будут те арендодатели, у которых очень широкая продуктовая линейка, значит, хорошо диверсифицированный портфель объектов коммерческой недвижимости.  

– Какие концепции офисных помещений сейчас наиболее актуальны?

– Многие современные компании, как я уже ранее говорил, заинтересованы в краткосрочных договорных обязательствах. Это несёт за собой сезонность и колебания спроса на офисные площади. Также на рынке много стартап-проектов, срок реализации которых, как и количество участников, динамично меняется. Тенденции в бизнесе меняются очень быстро, что можно проследить по рынку офисной недвижимости. Бизнесу нужно принимать быстрые решения, что, в свою очередь, требует гибких и эластичных возможностей выбора. В первую очередь аудитория акцентирует внимание на максимальной эффективности арендуемого пространства.

К форматам, позволяющим оперативно решать вопросы обеспечения кадров офисным пространством, сегодня можно отнести serviced office (офисы с обслуживанием. – Прим. ред.) и коворкинги. Такие пространства дополняют функционал бизнес-центров и гарантируют «лендлорду» большой спектр услуг, охватывающий широкий круг аудитории. 

Есть и обратная сторона медали, краткосрочность не всегда является желанием больших, международных компаний, многих из них интересует стабильность со стороны арендатора, поэтому имеет место быть и долгосрочность в арендных отношениях, как залог стабильности в финансовом планировании.

Всё больше арендаторов обращают внимание на «зелёные» решения, применяемые в зданиях. Если обратиться к статистике, то, по данным Всемирной организации здравоохранения, люди 90 процентов среднестатистического дня проводят в закрытых помещениях: дом, школа, торговая галерея, авто, работа в офисе.  На свежем воздухе мы проводим всего 10 процентов. Поэтому очень важно применение «зелёных» технологий.

Для владельца здания в них также имеется экономическая выгода, которая выражается в снижении энергопотребления и водопотребления. Увеличивается чистая выручка, постоянно снижается себестоимость. 62 процента владельцев «зелёных» зданий после внедрения системы сертификации отмечают позитивное влияние на стоимость здания, 73 процента отмечают позитивное влияние на ставку по аренде. И, конечно, выполняется социальная ответственность в решении глобальных задач по сокращению выбросов парниковых газов, мусора и загрязнения вод. 

Следует упомянуть, что многие международные компании имеют требования по офисам, например некоторые европейские компании при проведении сравнительного анализа среди потенциальных офисных зданий всегда отдают больше предпочтений тому БЦ, у которого имеется сертификат энергоэффективности.

– Как глобальные тренды в организации труда и офисных пространств влияют на рынок недвижимости в Казахстане? К примеру, сегодня в мире наблюдается развитие работы на удалении?

– Думаю, что ответ на этот вопрос надо искать в анализе демографической ситуации. Демография – это один из ключевых факторов развития рынка. За период последнего десятилетия в мире динамично увеличивается доля городского населения при параллельном спаде сельского населения. Если в 2010 году было равновесие, то сегодня 55 процентов населения живёт в городах. Прогнозируется, что в 2050 году на городских жителей будет приходиться 66 процентов, а в 2100 году – 82 процента.

В 1990 году в мире насчитывалось всего 10 мегаполисов, сегодня – 37. К 2030 году ожидается, что это количество возрастёт до 43 мегаполисов. Также за последнее столетие средняя продолжительность жизни выросла. Это повлияло на увеличение пенсионного возраста. Сегодня во многих компаниях мы можем встретить представителей четырёх поколений: беби-бумеры, поколение X, поколение Y, поколение Z. Каждая из этих групп имеет разные ценности, отношение к карьере, способы коммуникаций, требования к рабочему месту.

Две самые молодые генерации очень хорошо владеют знанием Интернета, новых технологических решений. Они становятся все более мобильными. Для них предпочтительнее свобода и гибкость. То есть представители поколений Y и Z хотят иметь выбор рабочего места.

В сегодняшнем мире самым главным является эффект работы, а не место, в котором она выполняется. Тренды в HR однозначно подтверждают мысль, что нас оценивают не за просиживание в офисе, а за результат. Работодатель платит своему сотруднику не за восемь часов в офисе, а за итог работы. Люди ищут альтернативное место рабочего пространства. Согласно исследованиям уже 1,3 миллиарда сотрудников, или 40 процентов, в мире являются мобильными. Более 60 процентов работников имеют возможность работать в любом месте. Уже сегодня 55 процентов рабочих мест в традиционных офисах не используются в течение рабочего дня. Я уверен, что в процессе глобализации данный процесс будет углубляться далее. 

Как это соотносится с рынком недвижимости? Владелец здания должен быть диверсифицирован и предлагать широкую продуктовую линейку. Современный арендатор предлагает своим сотрудникам выбор места работы, много из рабочих столов не закреплены за конкретными специалистами. Одним словом, офисные помещения должны быть сейчас больше, чем просто рабочим местом. 

В Казахстане многие международные и местные компании арендуют офисные помещения, которые соответствуют современным трендам и учитывают потребность диверсификации площадей, а также дают возможность поддержать сотрудников, предпочитающих работу в удалённой системе. Мы это уже наблюдаем. Есть организации, которые в рамках оптимизации бюджета начали рассматривать частичный перенос департаментов в офисы формата serviced office, или коворкингов, либо в переселение в отдалённые районы города. В рамках оптимизации бюджета проводится и реструктуризация кадров. То есть компании уменьшают фонд оплаты труда и бюджет на аренду. Ряд таких департаментов, как бухгалтеры, юристы, отдел кадров, переводятся в аутсорсинг, то есть это даже не штатные сотрудники арендатора. Это наёмные кадры.

Динара Куатова

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Собственники коммерческой недвижимости потеряли около 20 млрд тенге за каждый месяц простоя.

02 Август 2020 08:00 1764

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Введение режима ЧП и карантинных мер значительно отразилось на рынке офисной недвижимости. Просьбы арендаторов о скидках и каникулах напрямую сказываются на доходах арендодателей. Большинство компаний оптимизируют рабочие места. В прошлое может уйти традиционная аренда офисных помещений, сменяясь на систему гибких офисов, когда рабочее место, рассчитанное на одного сотрудника, становится доступно еще нескольким. Корреспондент Inbusiness.kz поговорил с ведущими экспертами отрасли и игроком рынка о последних изменениях в сфере офисной недвижимости и перспективах ее восстановления.

Как отмечает директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая, для тех арендаторов, чья деятельность во время ЧП была запрещена, многие арендодатели делали скидки на аренду от 100% до 50%. Арендаторы в этом случае оплачивали только коммунальные и эксплуатационные услуги. Для тех, кто оставался работать, в ряде случаев скидки составляли 15-25%. После отмены ЧП скидки на аренду стали предоставлять в индивидуальном порядке тем компаниям, чей бизнес пострадал и продолжает страдать. По данным департамента аналитики, такие скидки достигают 20-30%.

«В настоящее время средние показатели вакансии в бизнес-центрах Нур-Султана и Алматы достигают 15-35%. За период пандемии они возросли на 10-20%, и тенденция их роста сохраняется. Арендаторы продолжают съезжать в связи с закрытием бизнеса, также отток наблюдается из тех бизнес-центров, которые не идут на скидки», – сказала Анна Шацкая.

По словам специалиста, в период ЧП убытки арендодателей достигали 80-100%. Сейчас в большинстве случаев арендодатели активно занимаются поиском новых арендаторов и в индивидуальном порядке предлагают гибкие условия аренды для удержания существующих. В основном это выражается в снижении ставок аренды либо сокращении арендуемых площадей.

Анна Шацкая отмечает, что, на ее взгляд, для восстановления рынка офисной недвижимости в перспективе понадобится 1,5-2 года.

«Тенденция использования удаленного формата работы сотрудников будет усиливаться наряду с расширением цифровизации, автоматизации бизнеса и дальнейшего перехода на онлайн-формат. Восстановление прежних показателей будет возможным за счет естественного развития сегмента МСБ и появления новых субъектов», – прокомментировала эксперт.

Она добавила, что с большой вероятностью в ближайшие три года рынок офисной недвижимости ожидает стагнация. Это будет выражаться в сокращении и остановке строительства новых проектов, снижении ставок и доходности аренды.

Как отмечает независимый эксперт рынка недвижимости Шахида Садырова, введение ограничительных мер повлияло на доходность и рентабельность рынка недвижимости по-разному. В первую очередь значительно просел рынок гостеприимства, куда входят общепит и гостиницы. Наряду с ними напрямую из-за ввода ограничений пострадали торговые площади в ТРЦ, торговых домах, частично стоит ритейл, где закрытия в карантин и режим ЧП были не абсолютными. Рынок офисной и складской недвижимости в этом списке находятся на третьем месте. Как отмечает специалист, он пострадал меньше относительно других сегментов отрасли.

«Рынок недвижимости сегодня пребывает в состоянии неопределенности из-за пандемии. Основным его игрокам сложно прогнозировать, строить стратегии, вырабатывать политику работы с арендаторами, как в долгосрочной, так и среднесрочной перспективе. Из-за введенного режима ЧП и карантина в адрес управляющих компаний и девелоперов приходится много заявок от арендаторов с просьбой о предоставлении скидок», – говорит Шахида Садырова.

Эксперт отмечает, что пока сложно говорить о том, на сколько конкретно снизились ставки аренды коммерческой недвижимости. Обозначить более точные показатели станет возможным в конце III квартала и к концу текущего года, поскольку скидки носят адресный и временный характер. В целом же новый уровень ставок будет понятен после выхода рынка из острого периода и адаптации его к новым реалиям в более продолжительном промежутке времени.

«Сейчас говорить о конкретной цифре сложно, потому что размер ставок и дисконтов, предоставляемых арендаторам, колеблется от 10% до 60% и варьируется от объекта объекту. Девелоперы и управляющие компании договариваются с арендаторами case by case. Все зависит от истории сотрудничества между двумя сторонами, насколько они лояльны друг к другу и готовы ли вместе выходить из кризиса в ситуации win-win. Играет роль категория, к которой относится арендатор, и то насколько сильно повлиял на него период пандемии и ограничительных мер. Чем больше бизнес теряет доходов, тем меньше он готов и может платить за аренду офисных помещений. Но в этом случае мы все одинаково страдаем, поэтому на рынке сегодня важно уметь договариваться», – объясняет собеседница.

Как правило, скидки удовлетворяются преимущественно в той величине, в которой они запрошены, в связи с тем что ни один из девелоперов или управляющих компаний не хочет оказаться с высокой вакантностью, как в период пандемии, так и в постпандемический период. Это время, когда большая часть бизнеса либо останется на плаву, либо выйдет из рынка, делится рассуждениями независимый эксперт.

Также остается открытым вопрос о том, насколько упал спрос на офисную недвижимость и сколько освободилось площадей. Специалист прогнозирует скачок вакантности как результат оптимизации рабочих мест. Компании, располагавшиеся раньше на больших площадях, сейчас стремятся к тому, чтобы оптимизировать расходы и более эффективно использовать офисное пространство, сокращая площадь и при этом повышая эффективность каждого квадратного метра.

«Мы не видим расторжений договоров арендаторов на очень крупные площади, но видим тенденции к оптимизации занимаемых площадей путем сокращения площадей или переездов в офисы классом ниже. У компаний уже сложились опыт и понимание работы в удаленном формате. Некоторые примеряют на себя умение работать вне офиса в долгосрочной перспективе, как одну из стратегических задач. Это напрямую влияет на рынок офисной недвижимости, потому что из-за оптимизации площадей он проседает», – добавляет Шахида Садырова.

Наиболее гибкие и прогрессивные компании уже переводят часть сотрудников на удаленный формат работы. Другая часть персонала, задачи которых сложно выполнимы вне офиса, остаются работать на местах.

«Время доказало, что постоянное нахождение в офисе требуется только для 10-20% сотрудников. Это позволяет строить более гибкий график для всех. Многие компании уже адаптировали такой формат и будут продолжать работать в нем, что не подразумевает аренды больших площадей. В этом случае у определенных категорий арендаторов площадь может сократиться до 50-80%», – сообщает она.

Эксперт отмечает, что ставки аренды офисной недвижимости придут в среднерыночную норму в постпандемический период для компаний, переживших кризис. Объемы рынка, несомненно, сократятся за счет компаний, которые кризис не переживут и прекратят деятельность, и компаний, оптимизирующих офисные площади.

В новых условиях выиграют те, кто готовы предоставлять гибкие условия аренды по срокам, ставкам, площадям. Больше всего будет цениться мобильность и гибкость условий, когда арендатор в любой момент времени может существенно оптимизировать расходы по аренде и эффективно использовать площади. Шахида Садырова отмечает, что после пандемии человечество в любом случае не вернется к прежней, свободной жизни, что, несомненно, повлияет на снижение объемов рынка коммерческой недвижимости. Люди будут больше ценить удобство, комфорт, доступность инфраструктуры вокруг, для того чтобы ограничить и минимизировать любые передвижения и контакты с окружающими людьми.

«Я более чем уверена, что спрос на гибкие пространства, такие как коворкинг, нетворкинг, пространства готовых офисов, где ставка аренды исходит не из квадратных метров, а из количества рабочих станций, по факту занимаемых компанией, будет расти. Это позволит компаниям быть максимально гибкими в выборе рабочего пространства и в оплате аренды рабочей станции, – делится прогнозами эксперт. – Если мы столкнемся с повторными ограничительными мерами или компания будет быстро расти или сокращаться, она может достаточно быстро и практически безболезненно для себя, без лишних расходов сокращать или увеличивать занимаемую площадь. Поэтому актуальность и спрос на коворкинг и нетворкинг пространства гибких офисов и креативных платформ будет расти. Это вносит ту гибкость, которой не хватает арендаторам в классических схемах аренды площадей с фиксированной ставкой, площадью и сроком аренды».

Независимый эксперт отмечает, что сейчас арендаторам и арендодателям нужно не упираться в традиционную классическую схему. Важно быстро подхватывать новые тренды и тенденции сегодняшнего дня. Время диктует глобальные изменения, и те, кто будет достаточно смелым, для того чтобы адаптировать новые системы и предложить рынку гибкие форматы, останутся в выигрыше. Это новые возможности для управляющих компаний, готовых трансформироваться и адаптироваться под новые реалии.

По словам председателя ассоциации управляющих и сервисных компаний QazProperty Кайрата Кокенова, ситуация на рынке офисной недвижимости в связи с пандемией достаточно сложная. Весной, в период ЧП, в стране была полностью приостановлена деятельность объектов коммерческой недвижимости. По расчетам ассоциации, рынок потерял порядка 20 мдрд тенге доходов за каждый месяц карантина.

«Как субъекты бизнеса, мы несем во время карантина операционные затраты: по фонду заработной платы, обязательства перед банками по займам, по налогам в бюджет, перед поставщиками коммунальных слуг. Усиление санитарно-эпидемиологических норм и требований к объектам коммерческой недвижимости в стране значительно увеличило стоимость клининговых расходов. Такие расходы не компенсируются арендаторами, это расходы управляющих компаний», – сказал председатель.

Расходы на коммунальные услуги в период карантина превысили 413 млн тенге, при этом заполняемость объектов в данный период была около 15%. Помимо убытков от недополученных доходов от аренды, БЦ вынуждены содержать персонал (инженеры, уборщицы, охрана), оплачивать коммунальные платежи за частично пустые объекты и проводить санитарную обработку.

«Рынок офисной недвижимости в Нур-Султане пострадал меньше от пандемии, чем в Алматы. Здесь расположено больше государственных и квазигосударственных компаний, в Алматы среди арендаторов больше малого и среднего бизнеса», – подчеркнул председатель QazProperty.

Чтобы сохранить арендаторов, арендодатели предоставляют скидки по аренде офисных помещений. Арендаторам, деятельность которых запрещена, приостановлена или ограничена, разрешено оплачивать только эксплуатационные затраты.

«Всем остальным управляющие компании предоставляют скидку в среднем до 50% от арендной ставки в зависимости от направления бизнеса. Если мы понимаем, что у клиента «живой» бизнес, но он потерял часть контрактов из-за пандемии, то ведем переговоры и снижаем до 50% от ставки аренды», – объясняет собеседник.

По словам Кайрата Кокенова, если бы банки, коммунальные предприятия, налоговые органы пошли на уступки арендодателям, арендаторы офисов смогли бы получить отсрочку по оплате.

«На эту сумму мы бы сделали скидку арендаторам, потому что хотим их удержать. Но мы не сможем давать скидки ниже тех расходов, что имеем сами. На текущий момент льготу по налогообложению нам не утвердили в полной мере, поэтому расходов очень много. При полной льготе на налог в месяц для одного бизнес-центра управляющие компании смогли бы сэкономить 2 млн тенге. Выселять старых арендаторов, просить освободить офисы – не выход. Сложно будет найти новых. Рынок сжался. Сейчас все ждут, когда завершится карантин, чтобы восстанавливать работу и деятельность», – говорит он.

Кайрат Кокенов добавил, что рост вакансий в бизнес-центрах на 30% связан с закрытием малого бизнеса, у которого отсутствовала финансовая подушка. Средний и крупный бизнес продолжают работу, но им понадобится время на восстановление. Предприниматели языковых центров, туристических агентств, кабинеты психологов будут освобождать офисы. Это сегмент C, B-класса.

«В этом году, скорее всего, большинство арендаторов будут занимать минимальные площади. В то же время арендаторы наших бизнес-центров, которыми управляет наша компания Property Management Group, не поднимают вопрос о сокращении метража. В топовых бизнес-центрах сложно найти хороший свободный офис – клиенты не рискуют переезжать. Основные наши арендаторы – это строительные, крупные проектные компании, официальные дилеры оборудования и т. д. И в их офисах продолжают свою работу отделы финансов, бухгалтерии, юридических служб и другие сотрудники отделов компаний, работать которым удаленно сложно», – отмечает собеседник.

Размышления с позиции «можно работать дома» позволительны, по мнению Кайрата Кокенова, только топ-менеджерам или собственникам бизнеса. Остальным сложно сконцентрироваться на работе, если вся семья дома. Тенденция «удаленки», работы в коворкингах или смарт-офисах популярна для малого и микробизнеса.

«Для крупного бизнеса удаленный формат работы станет актуальным только после того, как им удастся перевести работу юристов и финансистов в цифровой формат. Но это возможно только в долгосрочной перспективе», – делится своим видением спикер.

По его словам, восстановление рынка коммерческой недвижимости ассоциация ожидает к февралю-марту следующего года при условии, что осенью волна закрытия объектов на карантин пройдет.

Ассоциация QazProperty с марта ожидает поддержки от государства и просит обратить внимание на отрасль коммерческой недвижимости. Ведь только в Нур-Султане и Алматы насчитывается 281 бизнес-центр площадью 3,2 млн кв. м. Объекты обеспечивают работой более 10 тыс. человек и заказами 26 тыс. субъектов МСБ. Арендаторами офисных помещений в бизнес-центрах являются 294 тыс. предпринимателей с численностью 650 тыс. работников. Обращения ассоциации за поддержкой к государству в виде освобождения от налогов на землю и имущества для офисной и складской недвижимости, социального налога, ИПН, обязательных пенсионных и социальных отчислений, взносов на обязательное медицинское страхование, просьбы по отсрочке коммунальных платежей и банковских займов в срок до 01 января 2021 года пока остались без ответа и находятся на рассмотрении.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Арендаторы переезжают в экономкласс

Чем обусловлен рост ставок на съемное жилье, и что ожидает рынок.

01 Август 2020 08:00 3855

Арендаторы переезжают в экономкласс

Аренда жилой недвижимости с минувшей весны в Казахстане подорожала. По оценкам экспертов, рост ставок в разных регионах варьировался от 4% до 7%. Однако падение доходов населения, ставшее последствием череды локдаунов, приведет рынок к снижению рентных ставок, прогнозируют аналитики.

Доходы упали, аренда выросла

«По данным нашего исследования, основанного на анализе больших баз рыночных данных, в Талдыкоргане к весне ставки аренды подросли на 5,5% по сравнению с декабрем 2019-го – январем 2020 года. Незначительное повышение ставок в городах Казахстана отмечалось в пределах 4-7%», – сообщила inbusiness.kz директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая.

О 5%-ном росте стоимости рентной платы за жилье говорится в обзоре Halyk Finance за первое полугодие 2020 года. При этом аналитики HF отмечают, что аренда жилья не подешевела ни в одном городе.

«Чем вызван опережающий рост стоимости аренды в сравнении со стоимостью жилья, пока не ясно, возможным объяснением может выступать снижение доступности приобретения жилья ввиду сокращения доходов населения», – отметили аналитики.

Нынешней весной спрос на аренду временно подрос за счет граждан, которым не удалось осуществить покупку собственного жилья из-за ЧП, объясняет директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая. Также, по ее мнению, свою роль сыграл сезонный фактор.

«Весной на рынке аренды ставки всегда выше по сравнению с зимними месяцами, особенно по сравнению с декабрем и январем, в которые спрос на арендное жилье падает, так как люди всегда стараются решать жилищные вопросы до наступления морозов и новогодних праздников», – считает директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности».

Оплачивать кварплату за проживание в съемном жилье арендаторам стало сложнее. У многих из них из-за ковида и локдаунов снизились доходы, а кто-то совсем остался без работы. В таких условиях люди вынуждены переезжать в более доступное жилье.

«Введение ЧП и карантина поставило в затруднительное положение множество наших сограждан, которые вынуждены снимать жилье. Потеряв работу, многие попросту лишились возможности платить за аренду. Тенденция ротации арендаторов в более дешевое жилье присутствует. Также распространена практика, когда арендодатели делают своим арендаторам скидки на период карантина и вынужденного простоя», – констатировала Анна Шацкая.

Ставки на понижение

Безработица и падение доходов населения не будут способствовать сохранению роста ставок в дальнейшем. Директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» ожидает смены тренда на понижение. В большей степени прогноз касается жилья бизнес-класса.

«По моему прогнозу, до конца года на рынке арендного жилья будет наблюдаться снижение ставок аренды преимущественно в сегменте квартир крупного формата, а также на жилье бизнес-класса. Вероятно, что снижение ставок может составить 5-10% до конца года», – полагает Анна Шацкая.

Частные дома стали ликвиднее

Однако ограничения, введенные во время чрезвычайного положения и карантина, повысили интерес арендаторов к сегменту аренды частных домов. Так, в июне этот показатель возрос с 27% до 32,3%, или на 5,3%.

«В количественном выражении сказать сложно, но однозначно можно сказать, что сегмент частных домов стал больше интересовать покупателей и арендаторов», – резюмировала спикер.

Напомним, ранее сообщалось, что индивидуальные дома стали пользоваться спросом еще в марте, с введения в стране ЧП.

В то же время из-за карантина в Казахстане пострадал сегмент краткосрочной сдачи жилья в аренду. Рантье перестроились на более длительные сроки.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!