DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
«Не к каждому больному врач должен приходить»

«Не к каждому больному врач должен приходить»

Министр здравоохранения РК поделился своим видением развития медицины.

24 Март 2017 21:36 4804

«Не к каждому больному врач должен приходить»

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: Мария Матвиенко

В ходе встречи с журналистами министр здравоохранения отметил, что здравоохранению нужно сделать большой шаг навстречу ожиданиям населения.

«Мы встречались здесь с гражданами, и интерес вызвали типичные проблемы в том плане, что, безусловно, мы работаем с разными категориями населения – начиная от детей до пожилых людей. И система здравоохранения, к сожалению, перестала быть отзывчивой. Мы все зарегулировали приказами, нормами, требованиями и указами. И желание все упорядочить, и желание использовать тот небольшой объем средств, что у нас есть. У нас серьезные есть вопросы в целом по выделению средств по здравоохранению», - сказал он.

При этом он отметил, что приказами и стандартами министерство действовало в том числе, «чтобы и себя защитить».

«И в результате система перестала реагировать на нужды населения. И сегодня мы имеем, к сожалению, две параллельные системы, которые живут. Государственная система здравоохранения сохранилась, и она представлена крупными поликлиниками, стационарами, где оказывается ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи – прим. автора), но очевидно идет исход кадров, недостаток специалистов, идет недостаток по узким специалистам, в сельской местности – еще более выражено. Мало кто хочет идти работать в поликлинику из-за низкой зарплаты. В результате скапливаются очереди, в результате возникают проблемы с качеством и доступностью медпомощи», - отметил он.

Министр напомнил, что люди ждут консультации кардиолога по несколько недель.

«С учетом того, что мы сегодня говорим о таких заболеваниях – сердечно-сосудистых, как о наиболее распространенных. Понятно, что нам необходимо вводить новые подходы к управлению по таким болезням, чтобы не возникало таких периодов ожидания. В 100 программах по управлению заболеваниями, которые мы в Павлодаре и Северо-Казахстанской области внедряем, нужно и в Астане, и в других городах внедрять для того, чтобы мы пациентов не теряли», - сообщил г-н Биртанов.

Глава Минздрава отметил, что станция скорой медпомощи в Астане располагается в великолепном здании с мощной инфраструктурой и транспортом.

«Но если не поменяем само устройство работы, то мы будем вынуждены дальше экстенсивно наращивать расходы, покупать машины, строить станции. И уже фактически у нас там госпиталь на колесах. Это диагностические возможности, лечебные. И все потому, что задача поставлена не совсем корректно. Скорая помощь должна оставаться скорой помощью. По статистике, 2000 звонков в среднем. Из них около полутора тысяч связаны с какими-то внезапными состояниями. Остальные – общего характера, - считает Елжан Биртанов. - То есть люди просто звонят в скорую помощь как в справочную службу, загружают линии. Затем из этих 1500 звонков только 600 случаев требуют выезда бригады. 900 звонков – это те, которые не требуют выезда специалистов. То есть это внезапное состояние связано с хроническими заболеваниями. То есть люди не обращаются в поликлиники, а звонят в скорую, поскольку это удобно и очень хорошо. В конечном итоге, когда экстренная помощь нужна – все бригады заняты. А из 600 вызовов только 200 завершаются госпитализацией. То есть только каждый третий случай является действительной угрозой для жизни и требует стационарного лечения».

При этом в крупных городах других стран работают под девизом «Скорая – для скорой помощи».

«У нас, к сожалению, это палочка-выручалочка на все случаи. Все потому, что мы систему стандартов неправильно выстроили с точки зрения того, что человек в поликлинике не может базовую медицинскую помощь получить. Что с этим делать? Ну, во-первых, эти стандарты переписывать. Мы уже много раз пытаемся из года в год – порядок скорой помощи, и так далее. Это очень долго и сложно», - отметил он.

Министр рассказал и о развитии частной медицины.

«Сегодня были в одной из частных клиник. Там очень хорошие условия – очередей нет, люди планово приходят. То есть вторая система – это негосударственная система. Сегодня 1/3 расходов страновых – в частном секторе, то есть каждый третий тенге тратится из своего кармана людьми. Вроде бы хорошо, что у всех есть выбор, но мы-то с вами понимаем, что не у каждого есть такая возможность. У большей части населения нет возможности за 3000 получить консультацию врача, за обследование заплатить 6000, за МРТ – до 70 тыс.», - отметил г-н Биртанов.

По его мнению, когда говорится о построении более отзывчивой системы, то она должна учитывать не только интересы, но и возможности пациентов.

«Должна быть экономическая доступность. Потому один из путей – это масштабное дорегулирование в сфере здравоохранения. Мы посмотрели весь наш кодекс. У нас очень много функций, таких как государственный контроль и так далее. То есть за каждый шаг несет ответственность власть, и практически нет роли у профессионального сообщества и бизнеса. В связи с этим премьер-министр поручил нам отработать, и мы в понедельник проведем совещание с ведущими ассоциациями и частными клиниками по этому направлению. Здесь мы должны упростить нашу систему для получения медпомощи. Прежде всего за счет информационно-коммуникационных технологий», - сказал он.

По его мнению, обслуживание должно идти по территориальному принципу.

«Исходя из этого человек должен по месту своего жительства идти за первичной медицинской помощью. И ответно к этому привязано обслуживание пациентов на дому. В результате человек хочет в поликлинику на другом конце города, но не может, потому что живет далеко. Но он хочет на прием к конкретному врачу. У нас есть приказы, которые запрещают это делать. Поэтому давайте разделим прием непосредственно врачами общей практики у себя в офисе и обслуживание на дому. Для чего это делать? Прежде всего не к каждому больному врач должен приходить. Речь идет о новорожденных, температурящих и так далее. То есть это можно выделить как сервис ПМСП (первичной медицинской скорой помощи – прим. автора) и уже привязывать и думать, как разделить скорую помощь. А базовую каждому человеку должен оказывать свой врач общей практики, терапевт или педиатр», - сказал Елжан Биртанов.

«Базовую мы должны построить именно по принципу свободного выбора. И мы должны это делать не так, что человек выбирает: он даже выбрать сегодня не может поликлинику. Не знает. В некоторых регионах, например в Астане, все информационно развито и можно поликлиники увидеть на сайте. Но если дальше пойти, даже взять врачей общей практики – надо же врача выбрать. Рейтинги врачей. То есть сейчас мы должны работать в том направлении, чтобы человек мог выбрать участкового педиатра или терапевта и рейтинговать его. Информационные системы сегодня дают такую возможность», - резюмировал министр.

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Исследование inbusiness.kz о том, как страховая система здравоохранения столкнула права пациентов и обязанности врачей.

29 Январь 2020 08:12 9652

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Фото: Максим Морозов

– Обязательно зайдите на прием к заведующей! – нежнейшим голосом сказала медсестра, но прозвучало это как-то зловеще…

– Зачем к заведующей? – принимая из рук медсестры конверт с рентгеновским снимком, молодая женщина еле устояла на подкашивающихся ногах.

– Просто заведующая хочет с вами переговорить, – любезно объяснила медсестра.

«Такая забота о здоровье», – не в силах сдерживать приступы сильного кашля, женщина отправилась на поиски нужного кабинета. В коридорах – неутихающий гул из людских голосов, кашля, чихания, шарканья ног и хлопанья дверей. Кабинет заведующей нашелся не сразу. Дверь в кабинет была перекрыта очередью…

Жительница Усть-Каменогорска Жанна К. подхватила пневмонию в канун нового 2020 года (здесь и далее имена некоторых героев изменены по их просьбе). Пневмония – это опасная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. Протекать болезнь может по-разному, а основные симптомы – это затрудненное дыхание и усиливающийся кашель (в некоторых случаях высокой температуры может не быть). Сам пациент не сможет определить, пневмония у него или нет – диагноз должен поставить врач на основе осмотра, рентгена и анализов. Врач должен назначить лечение. Если качественная медпомощь не будет оказана вовремя, болезнь может закончиться летально.

Врачи об этом знают, но все равно, в рамках каких-то своих внутренних протоколов и в ущерб больному заставляют бегать по кабинетам: пройти скрининг-обследование, зайти на прием к заведующей, только для того чтобы начальница повторила уже известный пациенту диагноз. Таких случаев, когда медперсонал принимает решения не в интересах больного, а руководствуясь внутренними протоколами, немало. Как будто главное не результат лечения, а количество оказанных медицинских услуг и пройденных кабинетов…

Часть 1. НЕ быстро или НЕ бесплатно

Теперь, с января 2020 года, в стране заработала страховая система здравоохранения. Глава минздрава Елжан Биртанов обещал, что зарплаты врачей вырастут, а пациентов будут лечить лучше, бесплатно снабжать лекарствами и всеми видами диагностики…

Но, по сути, изменилось немногое. Все те же коридоры, битком набитые посетителями, обязательные к исполнению протоколы и отказы в своевременном обследовании и лечении.

«Систему ОСМС просто неправильно поняли. Люди думают, что все должно стать лучше, чем раньше. Но на самом деле в рамках ОСМС пока все осталось так же, как и было. Пройдет некоторый промежуток времени, прежде чем ситуация выровняется», – объясняет директор ТОО «Независимый консалтинг медицинского сообщества» Даурен Нурсапанов.

Опираясь на закон «Об ОСМС» Нурсапанов считает: быстро и при этом бесплатно получить квалифицированную помощь в поликлинике не получится, записываться к узким специалистам, быть может, придется за месяцы вперед, все зависит от нагрузки врача.

«Очень много людей нуждаются в консультации узкого специалиста, но доктор работает в медучреждении всего четыре часа, по нормативам прием длится 20 минут. За это время специалист не всегда успевает принять всех, и поэтому идет запись на другой день. Так образуется длинная очередь, но от количества прикрепленного населения», – описывает ситуацию Нурсапанов и добавляет, что преимущества у ОСМС, конечно же, есть, к примеру, можно бесплатно сделать магнитно-резонансную томографию, чего раньше не было, пройти КТ диагностику, получить услуги стоматолога: «ОСМС дает расширенный пакет услуг, ранее не предусмотренных в ГОБМП. Да, придется ждать, потому что поставщиков медуслуг, которые работают в системе ОСМС, у нас на самом деле мало».

Проще говоря, бесплатная медпомощь и диагностика доступна только в длинной очереди. Нужна, к примеру, человеку операция, а ему говорят: «Ждите». Можно ждать неделю, можно месяц, можно полгода или год. Актюбинец Артем Головня, который получил страшные ожоги, пытаясь вытащить из огня пенсионера, уже восемь месяцев ждет, когда ему оформят квоту в ожоговый центр Нур-Султана или Алматы.

Впрочем, всегда есть возможность все сделать оперативно, но за деньги.

Врачи в поликлиниках так и говорят пожилым людям, нуждающимся в операции: «система ОСМС не отрегулирована, может быть, только в апреле все начнет работать как надо, а пока по-прежнему платные медуслуги и обязательные благодарности никто не отменял».

Часть 2. Объем для частной клиники

Жительница Алматы Камила Н. уже в январе этого года лечила от отита десятилетнюю дочку.

«Я обзвонила несколько частных лор-клиник, чтобы записать ребенка на лечение. А мне говорят, что не работают по системе ОСМС, и называют сумму, в которую обойдется прием и диагностика».

Счет, который выписали за прием, диагностику и лечение в частной лор-клинике, женщина описывает как «космический».

«Преимущества ОСМС для частных клиник пока незаметны, так как тарифы все так же мизерные. Минздрав обещает, что поднимет тарифы, но пока этого не сделал. Если у нас прием врача высшей категории стоит 6 тысяч тенге, то государство оценивает эту услугу в 500-700 тенге. Поэтому хорошим частным клиникам работать по системе ОСМС пока не очень интересно», – в беседе с корреспондентом inbusiness.kz рассказал исполнительный директор сети ЛОР Центров «Ай-медикус» Алмат Нурбаев.

«Люди думают, что можно пойти в любую частную клинику и потребовать бесплатное обследование и лечение. Нет, так это не работает, – говорит Даурен Нурсапанов. – Получить лечение у узкого специалиста можно только по назначению участкового врача и только в той клинике, с которой у медучреждения, к которому прикреплен пациент, заключен договор».

Не совсем понятно и как распределяются объемы (читай финансы) между медицинскими учреждениями. По словам самих медиков, любая клиника может внести себя в базу поставщиков медицинских услуг, но не факт, что объемы получат все. В ФМС (Фонд медицинского страхования) работает специальная комиссия, которая следуя каким-то правилам, распределяет эти самые объемы между медицинскими учреждениями.

Из официального ответа минздрава на запрос inbusiness.kz, следует, что оплата медицинских услуг производится не по факту их оказания, а по плану.

Процесс планирования включает следующие этапы:

  • оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) и в системе ОСМС;
  • планирование объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;
  • определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС;
  • формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

«По какому принципу в комиссии планируют, кто будет получать, а кто нет, – непонятно. Поэтому далеко не все медицинские учреждения оказывают услуги в рамках обязательного страхования. Возможно, основной объем делится между государственными поликлиниками, а остальное оставляют частным», – рассуждает Нурбаев.

Из-за непонятного распределения объемов людей стали откреплять от одних поликлиник и прикреплять в другие, причем без их ведома.

«На основании публикаций в социальной сети Facebook по городу Алматы наблюдается массовое нарушение прав пациентов по перераспределению. Со слов пациентов, их прикрепляют к частным медорганизациям без их ведома, более того, в нарушение норм законодательства РК», – написала на своей странице в Facebook председатель городского общества инвалидов «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева.

Часто поликлиники отказывают в прикреплении. В алматинской поликлинике медцентра управления делами президента РК (в народе совминовская) желающим прикрепиться отвечают, что «акция по прикреплению давно прошла, кто успел, тот успел». При этом новые пациенты (из числа тех, кто успел по акции) не получат столько же услуг, сколько ранее прикрепленный контингент (высокопоставленные чиновники), для которых у поликлиники есть своя скорая помощь, услуги массажа, санаторное лечение, стоматология и пр., что для обычных полисов ОСМС доступно лишь за отдельную плату.

Есть и еще один не менее интересный момент. Если зайти на сайт госзакупок,  можно увидеть, что в рамках ГОБМП в 2020 году государство выделило 104 млрд тенге, а в рамках ОСМС – 55 млрд.

Однако поликлиники, не разобравшись в страховой системе, постарались взять тендеры в рамках ОСМС. Тендеры в рамках ГОБМП медучреждения интересовали в меньшей степени. Но уже первый месяц работы показал, что такой выбор был ошибкой. Работающие люди не ходят по поликлиникам, частые посетители медучреждений – это пенсионеры, инвалиды, дети и другие, относящиеся к 15 льготным категориям граждан, взносы за которых платит государство.

Часть 3. Деньги фонда

Ежегодно на здравоохранение в Казахстане выделяется очень низкий процент от ВВП –3,5%. Как считают специалисты, на такие деньги построить качественную систему здравоохранения невозможно. К примеру, в Германии и США на здравоохранение тратят 11,1 и 17,1% от ВВП соответственно.

С 2011-го по 2018 год число больничных организаций в Казахстане сокращалось почти каждый год. В 2011 году в стране работало 1009 больниц, а в 2018-м – только 788 (к слову, в 1991 году в стране было 1805 больничных организаций). Сокращение количества больниц сопровождалось многочисленными жалобами на низкие зарплаты врачей и высокую нагрузку.

Если более детально посмотреть статистику медицинских услуг,  больничными организациями в третьем квартале 2019 года оказано услуг на 189 583,5 млн тенге (или 56,1%). Организации, занимающиеся общей врачебной практикой, за этот же период оказали услуги на 45 491,7 млн тенге (или 13,5%).

Экспертная оценка гласит, такая статистика может свидетельствовать только об одном: казахстанцы по большей части не лечатся, а спасаются. То есть обращаются к врачам в самый последний момент, для лечения острых, запущенных болезней.

В 2015 году был принят закон, делающий систему здравоохранения страховой, чтобы пациенты могли получать всю необходимую медпомощь, а врачи – высокую зарплату.

Два с половиной года (с июля 2017-го) Фонд медицинского страхования (ФМС) получал страховые взносы от населения и готовился к тому, чтобы решительно изменить здравоохранение в лучшую сторону.

На что тратились эти деньги – неизвестно, тем не менее, каждый год ФМС отчитывается, сколько млрд собрал. К примеру, общая сумма поступлений за шесть месяцев 2017 года – 32,1 млрд тенге, а в декабре 2019 года поступления в фонд медицинского страхования составили 12,6 млрд тенге. То есть поступления в фонд растут, только ситуация в отечественной медицине в лучшую сторону не меняется.

Между тем общая численность работников фонда по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 615 человек. Из них ключевой управленческий персонал состоит из восьми членов правления фонда во главе с министром здравоохранения Биртановым, общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге за 2018 год…

Катерина Клеменкова

77% лекарств должны продавать по рецепту врача

В Казахстане пытаются взять под контроль продажу лекарств без назначения.

27 Май 2019 15:59 6661

77% лекарств должны продавать по рецепту врача

Фото: sputniknews.kz

Аспирин в помощь

На сегодня в Казахстане насчитывается 7792 наименования зарегистрированных лекарственных препаратов. Из них по рецепту врача продаются 6033, без рецепта – 1759, сообщила в ходе брифинга и. о. руководителя Департамента фармации по Павлодарской области Алия Шугаипова. Речь идет об антибиотиках, сердечно-сосудистых препаратах, содержащих наркотические и психотропные вещества, для лечения желудочно-кишечного тракта и прочем.

«Без рецепта разрешено отпускать из аптек витамины, капли в нос, сиропы, травяные чаи, сборы, некоторые противопростудные и обезболивающие лекарственные средства», – отметила спикер.

Стоит заметить, что данный запрет действует более 16 лет, но только сегодня эта проблема стала очень актуальна. Дело в том, что 15 апреля текущего года вышел приказ Министерства здравоохранения об изменении в предыдущем аналогичном документе – «Об утверждении правил выписывания, учета и хранения рецептов». Прежде  на лекарственные средства, отпускаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, сроки хранения рецептов составляли три года. Теперь все рецепты, выписанные врачом, остаются в аптеке и также хранятся в течение трех лет.

В начале года в столице Казахстана запущен проект «Астана выбирает здоровье», который приглашал к соблюдению действующих правил реализации медпрепаратов по рецептам. Инициативу поддержали и другие регионы республики. А это означает, что очереди в поликлиниках могут значительно возрасти, ведь теперь заболевшим придется в обязательном порядке посещать врача. По словам спикера, ожидается, что со следующего года назначения врача можно будет получить в электронном виде. Но это коснется только больных с хроническими заболеваниями. 

Ударит по бизнесу?

Сегодня чиновники от медицины пока могут уповать только на сознательность фармацевтов. Дело в том, что ни Управление здравоохранения, ни департамент Комитета фармации не имеют права проверять деятельность аптек без поступления жалоб от потребителей. А последние этого делать не спешат.

Тем не менее, в прошлом году было составлено 14 административных дел, из них восемь материалов по нарушениям правил реализации лекарственных средств. Аптеки были оштрафованы за отпуск препаратов без рецепта. Взыскание составило от 70 до 100 МРП, что составляет от 176750 до 252500 тенге. С начала года одна аптека уже наказана за нарушение Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения.

В планах Министерства здравоохранения к 2020 году лишить фармацевтов физической возможности продавать лекарства незаконно и получить возможность проверять частные аптеки. Помочь в этом должна цифровизация сферы. Планируется, что на амбулаторном уровне врачи будут забивать электронные рецепты в информационную систему. К следующему году Министерство здравоохранения планирует подключить все розничные аптеки к данной программе. Тогда врачи, сидя в поликлиниках, будут выписывать рецепт, пациент будет приходить в аптеку, те будут смотреть в базе выписанный рецепт и отпускать препарат.

Всего в Павлодарском регионе работает около 300 аптек, из них на долю областного центра приходится львиная часть – порядка 70%, из них только в трех занимаются изготовлением лекарств по индивидуальным рецептам.

Шолпан Абдрахманова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: