«Не к каждому больному врач должен приходить» | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
$ 384.87 € 432.52 ₽ 6.11
Погода:
+17Нур-Султан
+22Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
«Не к каждому больному врач должен приходить»

«Не к каждому больному врач должен приходить»

4699 24 Март 2017 21:36

Министр здравоохранения РК поделился своим видением развития медицины.

«Не к каждому больному врач должен приходить»

Фото: Мария Матвиенко

Автор: Жанболат Мамышев

В ходе встречи с журналистами министр здравоохранения отметил, что здравоохранению нужно сделать большой шаг навстречу ожиданиям населения.

«Мы встречались здесь с гражданами, и интерес вызвали типичные проблемы в том плане, что, безусловно, мы работаем с разными категориями населения – начиная от детей до пожилых людей. И система здравоохранения, к сожалению, перестала быть отзывчивой. Мы все зарегулировали приказами, нормами, требованиями и указами. И желание все упорядочить, и желание использовать тот небольшой объем средств, что у нас есть. У нас серьезные есть вопросы в целом по выделению средств по здравоохранению», - сказал он.

При этом он отметил, что приказами и стандартами министерство действовало в том числе, «чтобы и себя защитить».

«И в результате система перестала реагировать на нужды населения. И сегодня мы имеем, к сожалению, две параллельные системы, которые живут. Государственная система здравоохранения сохранилась, и она представлена крупными поликлиниками, стационарами, где оказывается ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи – прим. автора), но очевидно идет исход кадров, недостаток специалистов, идет недостаток по узким специалистам, в сельской местности – еще более выражено. Мало кто хочет идти работать в поликлинику из-за низкой зарплаты. В результате скапливаются очереди, в результате возникают проблемы с качеством и доступностью медпомощи», - отметил он.

Министр напомнил, что люди ждут консультации кардиолога по несколько недель.

«С учетом того, что мы сегодня говорим о таких заболеваниях – сердечно-сосудистых, как о наиболее распространенных. Понятно, что нам необходимо вводить новые подходы к управлению по таким болезням, чтобы не возникало таких периодов ожидания. В 100 программах по управлению заболеваниями, которые мы в Павлодаре и Северо-Казахстанской области внедряем, нужно и в Астане, и в других городах внедрять для того, чтобы мы пациентов не теряли», - сообщил г-н Биртанов.

Глава Минздрава отметил, что станция скорой медпомощи в Астане располагается в великолепном здании с мощной инфраструктурой и транспортом.

«Но если не поменяем само устройство работы, то мы будем вынуждены дальше экстенсивно наращивать расходы, покупать машины, строить станции. И уже фактически у нас там госпиталь на колесах. Это диагностические возможности, лечебные. И все потому, что задача поставлена не совсем корректно. Скорая помощь должна оставаться скорой помощью. По статистике, 2000 звонков в среднем. Из них около полутора тысяч связаны с какими-то внезапными состояниями. Остальные – общего характера, - считает Елжан Биртанов. - То есть люди просто звонят в скорую помощь как в справочную службу, загружают линии. Затем из этих 1500 звонков только 600 случаев требуют выезда бригады. 900 звонков – это те, которые не требуют выезда специалистов. То есть это внезапное состояние связано с хроническими заболеваниями. То есть люди не обращаются в поликлиники, а звонят в скорую, поскольку это удобно и очень хорошо. В конечном итоге, когда экстренная помощь нужна – все бригады заняты. А из 600 вызовов только 200 завершаются госпитализацией. То есть только каждый третий случай является действительной угрозой для жизни и требует стационарного лечения».

При этом в крупных городах других стран работают под девизом «Скорая – для скорой помощи».

«У нас, к сожалению, это палочка-выручалочка на все случаи. Все потому, что мы систему стандартов неправильно выстроили с точки зрения того, что человек в поликлинике не может базовую медицинскую помощь получить. Что с этим делать? Ну, во-первых, эти стандарты переписывать. Мы уже много раз пытаемся из года в год – порядок скорой помощи, и так далее. Это очень долго и сложно», - отметил он.

Министр рассказал и о развитии частной медицины.

«Сегодня были в одной из частных клиник. Там очень хорошие условия – очередей нет, люди планово приходят. То есть вторая система – это негосударственная система. Сегодня 1/3 расходов страновых – в частном секторе, то есть каждый третий тенге тратится из своего кармана людьми. Вроде бы хорошо, что у всех есть выбор, но мы-то с вами понимаем, что не у каждого есть такая возможность. У большей части населения нет возможности за 3000 получить консультацию врача, за обследование заплатить 6000, за МРТ – до 70 тыс.», - отметил г-н Биртанов.

По его мнению, когда говорится о построении более отзывчивой системы, то она должна учитывать не только интересы, но и возможности пациентов.

«Должна быть экономическая доступность. Потому один из путей – это масштабное дорегулирование в сфере здравоохранения. Мы посмотрели весь наш кодекс. У нас очень много функций, таких как государственный контроль и так далее. То есть за каждый шаг несет ответственность власть, и практически нет роли у профессионального сообщества и бизнеса. В связи с этим премьер-министр поручил нам отработать, и мы в понедельник проведем совещание с ведущими ассоциациями и частными клиниками по этому направлению. Здесь мы должны упростить нашу систему для получения медпомощи. Прежде всего за счет информационно-коммуникационных технологий», - сказал он.

По его мнению, обслуживание должно идти по территориальному принципу.

«Исходя из этого человек должен по месту своего жительства идти за первичной медицинской помощью. И ответно к этому привязано обслуживание пациентов на дому. В результате человек хочет в поликлинику на другом конце города, но не может, потому что живет далеко. Но он хочет на прием к конкретному врачу. У нас есть приказы, которые запрещают это делать. Поэтому давайте разделим прием непосредственно врачами общей практики у себя в офисе и обслуживание на дому. Для чего это делать? Прежде всего не к каждому больному врач должен приходить. Речь идет о новорожденных, температурящих и так далее. То есть это можно выделить как сервис ПМСП (первичной медицинской скорой помощи – прим. автора) и уже привязывать и думать, как разделить скорую помощь. А базовую каждому человеку должен оказывать свой врач общей практики, терапевт или педиатр», - сказал Елжан Биртанов.

«Базовую мы должны построить именно по принципу свободного выбора. И мы должны это делать не так, что человек выбирает: он даже выбрать сегодня не может поликлинику. Не знает. В некоторых регионах, например в Астане, все информационно развито и можно поликлиники увидеть на сайте. Но если дальше пойти, даже взять врачей общей практики – надо же врача выбрать. Рейтинги врачей. То есть сейчас мы должны работать в том направлении, чтобы человек мог выбрать участкового педиатра или терапевта и рейтинговать его. Информационные системы сегодня дают такую возможность», - резюмировал министр.

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: