DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
«После 2020 года можно ожидать строительства нового нефтепровода»

«После 2020 года можно ожидать строительства нового нефтепровода»

Добыча нефти в Казахстане может вырасти с 81 млн до 130 млн тонн после 2020 года.

14 Февраль 2017 18:27 12679

«После 2020 года можно ожидать строительства нового нефтепровода»

Автор:

Куралай Абылгазина

Каспийский трубопроводный консорциум реализует проект расширения с экономией и завершит выплаты по обслуживанию долга к 2020 году.  О перспективах новых экспортных маршрутов и качестве казахстанской нефти в интервью abctv.kz рассказал заместитель генерального директора по связям с правительством Республики Казахстан АО «КТК-К» Каиргельды Кабылдин.

- После 2022 года на месторождении Тенгиз будут добывать дополнительно 12 млн тонн нефти в год после завершения проекта расширения. Кроме этого, уже запущенный Кашаган будет увеличивать производство. Потребуется ли строить новые мощности для экспорта нефти?

- На сегодня в Казахстане созданы мощности для транспортировки на 95 млн тонн нефти: КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) - 50 млн тонн, нефтепровод «Атырау-Самара» - 15 млн тонн, порт Актау - 5-10 млн тонн, китайское направление (нефтепровод Казахстан - Китай) - 20 млн тонн. Если будет реализовано полное развитие Кашагана и завершено расширение ТШО («Тенгизшевройл»), то после 2020 и ближе к 2030 году мы получим около 130 млн тонн (нефти в год, добыча – прим.). Получается, около 20 млн тонн нефти не вместится в существующие мощности. Ранее по этому вопросу уже были переговоры и консультации. Тогда пришли к мнению, что будет создаваться новая система Kazakhstan Caspian Transportation System, KCTS (Казахстанско-Каспийская система транспортировки, ККСТ) в направлении Актау – Баку - Джейхан. Будет расширяться китайское направление до 20 млн тонн. Компания Chevron заявила о своем интересе и потенциальном участии в ККСТ года три-четыре назад. «Тенгизшевройл» завершит full development (проект расширения – прим.) к 2022 году. То есть после 2020 годов можно ожидать строительства новой системы.

- Будут ли пересмотрены тарифы на прокачку нефти через КТК в 2017 году? Как они формируются у КТК-К (Казахстан) и КТК-Р (Россия)?

- Тариф КТК утверждается акционерами. На сегодняшний день это 38 долларов за тонну от Тенгиза до Черного моря. Он распределяется между КТК-К и КТК-Р в соотношении 75/25 в зависимости от протяженности трубопровода на территории стран и по объемам перекачки. То есть из 38 долларов Казахстан получает 25% (для целей налогообложения) и 75% уходит России (для целей налогообложения). КТК условно разделен на два юридических лица (КТК-К и КТК-Р), а в целом у трубопровода общие акционеры. Мы (Республика Казахстан – прим.) являемся акционерами и в КТК-Р, как и Россия, имеют долю в КТК-К.

Решение о пересмотре тарифов принимают акционеры и в зависимости от потребностей. На сегодня КТК самостоятельно финансирует проект расширения стоимостью 5,4 млрд долларов. Кроме того, консорциум выплачивает займы по первоначальному строительству трубопровода: в 2015 году выплачено 1,5 млрд (долларов – прим.), за 2016 год – 1,2 млрд (долларов – прим.). К 2018-2020 году КТК выплатит все займы. Поэтому необходимости увеличивать тариф, как вы видите, нет. Тем более если объемы (транспортировки нефти – прим.) увеличатся, у КТК увеличатся доходы. Можно даже и снижать тариф, может быть, в какой-то период придется.

- Поступали ли заявки от неакционеров КТК на прокачку нефти?

- Нет, приоритетное право на пользование пропускными способностями трубопровода имеют только акционеры. Действует целый каскад или «водопад» распределения (объемов прокачки – прим.). Если один акционер отказывается, то он не может передать это право третьей стороне, он обязан передать другому участнику КТК. Если все акционеры откажутся, то тогда они могут рассмотреть возможность запустить третью сторону, но уже на коммерческих условиях. Тариф будет не 38 долларов за тонну, а 40-50 долларов условно. В основном акционерами КТК являются участники крупных нефтяных проектов: Тенгиз – Chevron, Exxon, «ЛУКОЙЛ»; Карачаганак – Agip, BG, Chevrom, «ЛУКОЙЛ», «КазМунайГаз»; Кашаган – участники проекта являются акционерами КТК, кроме Inpex и Total. При строительстве было запланировано, что КТК станет специализированной экспортной системой в первую очередь для Тенгиза, Карачаганака и сейчас для Кашагана. Первая очередь Кашагана полностью будет удовлетворена транспортными возможностями КТК.

- Может ли стоимость проекта расширения КТК быть пересмотрена?

- Акционеры утвердили проект расширения стоимостью 5,4 млрд долларов. По графику освоения капитальных затрат КТК идет с экономией. Поэтому повышения стоимость проекта расширения не ожидается.  

- По данным КТК, Кашаган подал заявку на прокачку 10,4 млн тонн нефти в 2017 году. Однако по прогнозам министерства энергетики, с месторождения планируется добыть только 5 млн тонн. Почему такая разница?

- Это заявка, и мы 10 млн тонн готовы принять. Остальное зависит от добывающей компании. Заявить заявили, они за это не платят. К примеру, компания заявила 10 млн тонн, но смогла добыть 7 млн тонн, соответственно и прокачала только 7 млн тонн. В то же время в системе КТК действует принцип «вези или плати». Вот если бы компания заявила 10 млн тонн, добыла 15 млн тонн и прокачала всего лишь 5 млн тонн, то платила бы за все 10 млн тонн.

Сегодня у КТК достаточно мощностей, чтобы обеспечить транспортировку всей добываемой в Казахстане нефти, включая новые месторождения. (Учитывая, что Казахстан экспортирует нефть и через другие трубопроводы и маршруты – прим.) Добыча в Казахстане в 2017 году увеличится на 3-4 млн (всего 81 млн тонн), а создали дополнительные мощности на КТК на плюс 10 млн тонн.

- После того как сырье с Кашагана начало поступать в трубопровод КТК, не изменилось ли качество нефти (смесь CPC Blent)? Как банк качества нефти КТК распределяет компенсации и штрафы за качество нефти?

- Нефть с Кашагана практически одинаковая с тенгизской – геофизические свойства абсолютно идентичны. Немного отличаются в деталях, по плотности – одинаковые, по содержанию серы – Кашаган лучше, меньше серы. В основном в банке качества расчеты идут по показателям плотности и содержанию серы. В мире порядка 200 сортов нефти и сырье торгуется на мировых рынках относительно стоимости эталонного сорта Brent.

По КТК проходит специальная - CPC Blent. Производители с высоким (месторождение Тенгиз) и более низким качеством нефти (месторождения Узень, Эмба) производят через банк качества расчеты. Производители, которые ухудшают качество смеси CPC Blent, платят в банк качества, кто теряет качество, тот получает компенсацию. Система позволяет справедливо получать компенсацию за потерю стоимости при ухудшении качества. В системе КТК это было запланировано изначально. К примеру, тенгизская нефть, если бы проходила через российскую систему «Транснефти» (трубопровод «Атырау-Самара» – прим.), теряла бы (в стоимости – прим.) 3,25 доллара за баррель или 25 долларов на тонну. Сегодня Тенгиз добывает 30 млн тонн, если умножить на 25 долларов, получается 750 млн долларов потерь из-за снижения качества.  

В условиях низких цен на нефть выгоды банка качества частично компенсируют падение цен. Система позволяет получить справедливую цену за тенгизскую нефть. В китайском направлении (нефтепровод Казахстан -Китай – прим.) отсутствует банк качества, и мы значительно теряем в выгодах при поставке нефти в направлении Китая.

Куралай Абылгазина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Цены на газ в Европе рухнули вдвое за месяц

Трения между США и КНР вокруг Гонконга нервируют рынки и прессуют цены на нефть.

23 Май 2020 11:49 766

Цены на газ в Европе рухнули вдвое за месяц

Рынки в пятницу закрылись разнонаправленно. Американские и европейские ведущие индексы завершили торги преимущественно ростом, правда, стоит отметить, что прирост был очень незначительным. Напротив, азиатские рынки, включая Китай, Индию, Южную Корею, Индонезию, Японию и Австралию, показали снижение. Причем наибольшее падение произошло с индексом гонконгской биржи Hang Seng, который обвалился сразу на 5,6%.

Поводом для такой динамики стал новый виток разногласий между КНР и США вокруг Гонконга. Вашингтон осуждает китайский законопроект по безопасности автономной территории. Советник Белого дома, Хассет, отмечает что выпад Пекина в сторону Гонконга очень плохо скажется на экономике КНР.

Любое решение властей КНР по ограничению автономности Гонконга заставит США пересмотреть принцип «1 страна, 2 системы» и статус всей территории, заявил в этой связи госсекретарь США Майк Помпео. Лидер республиканского большинства в Сенате Макконел отметил, что дальнейшее вмешательство Пекина в дела Гонконга приведет к повышенному интересу к пересмотру отношений США-КНР. МИД КНР в ответ заявил, что будет отвечать, если США будут продолжать давить на Китай.

Однако, несмотря на трения, индекс страха – VIX – снизился в пятницу на 4,6% до 28,1 пункта. Нефть Brent и WTI падает на 2,4% и 1,5% до $35,2 и $33,4 за баррель соответственно на американо-китайских разногласиях. Природный газ подорожал почти на 2% до $1,74 за млн БТЕ, однако в целом продолжает оставаться на низком уровне. Сектор драгметаллов растет в среднем на 0,7%-2,3%, за исключением палладия, упавшего почти на 4%, до $1981 за унцию.

Говоря о рынке черного золота, стоит отметить решение Royal Dutch Shell Plc о старте программы добровольных увольнений с выплатой пособия. Компания сокращает внешний набор персонала, включая контракты с экспатами. Rystad Energy прогнозирует в 2020 году падение спроса на нефть на 10,8%.

Большие ценовые движения идут и на европейском рынке газа. Отгрузки американского СПГ, по данным ICIS, в мае упали на 50% от максимумов до коронакризиса. Цены на газ в Европе еще ниже, чем в США – фьючерс ближайшего месяца торгуется по $1,3 за млн БТЕ, тогда как спотовая цена – $1 за млн БТЕ. И не исключено, что ценовое дно не достигнуто.

В пятницу спотовые краткосрочные контракты на бельгийской бирже ZTP и нидерладнской TTF в отдельные моменты падали до $34 и $35 тыс за куб.м. соответственно. Напомним, цены на голубое топливо в Северной Европе в апреле снижались до $72 за тыс. куб.м.; в начале мая - $67 за тыс куб.м.; по итогам минувшей недели цена на газ потеряла еще $5 за тыс.куб.м. Другими словами, падение за месяц с учетом пятничных минимумов составило почти в два раза.

И без того жаркую конкуренцию на газовом рынке на фоне слабого спроса подогревает Qatar Petroleum, планирующая нарастить производство СПГ к 2025 году в 1,5 раза до 110 млн тонн; к 2027 году -  вдвое. Компания запускает новые месторождения, а также закупает 100 СПГ-танкеров. Вслед за Катаром в США запускаются новые СПГ-мощности. С 2020 году четыре проекта в отрасли получили экспортные разрешения.  Однако, как пишет Bloomberg, в июле покупатели могут отметить до 60% поставок американского СПГ из-за переполненных хранилищ.

Большая встряска идет на рынке недвижимости США. Просрочки по кредитам на коммерческую недвижимость в третьей декаде января выросли почти в четыре раза, до 8,5%, отмечают в Morgan Stanley. Более того, по итогам текущей недели ФРС США выкупил закладных на недвижимость на $80 млрд, или 77% всего недельного объема QE.

Nissan сократит 20 тысяч рабочих мест по всему миру, а в рамках реструктуризации бизнеса рассматривает ликвидацию бренда Datsun. Розничные продажи в Канаде в марте рухнули на 10% по сравнению с предыдущим месяцем. Тогда как Китай ввиду неопределенности отказался от таргетов по ВВП на текущий год. Тем временем Белый дом готовит план по новому пакету мер господдержки экономики.

Аргентина 22 мая не выплатила $500 млн процентов по своим гособлигациям, допустив таким образом девятый дефолт в своей истории. Власти страны объявили о начале переговоров с кредиторами о реструктуризации долга, который продлятся до 2 июня.

Число заражений коронавирусом в мире по состоянию на утро 23 мая по данным университета Джона Хопкинса превысило 5,3 млн; летальных исходов – свыше 340 тыс. Главный санитарный врач США Фаучи уверен, что США смогут создать вакцину к конку 2020 года. В свою очередь Трамп заявил, что власти США не будут вводить ограничения в случае второй волны пандемии коронавируса.  

Султан Биманов

Казахстанский нефтесервис: рынок сужается

Телемарафон «Бизнес & государство» в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

15 Май 2020 08:29 1617

Казахстанский нефтесервис: рынок сужается

Участники очередного телемарафона обсудят актуальные вопросы, связанные с ситуацией в нефтесервисной отрасли Казахстана.

Смотрите сегодня в 10:30 в прямом эфире телеканала ATAMEKEN BUSINESS.

«На протяжении более двух месяцев мы обсуждаем вопросы по базовым отраслям – не только по нефтесервису, но и по горнорудному сектору, по энергетике. Если говорить о нефтесервисе, то ситуация в перспективе тяжелая. Сократилось потребление нефтепродуктов, были сокращения добычи в рамках ОПЕК+, это отражается на крупных нефтегазовых операторах, и, соответственно, их подрядчики сильно ощущают это», – говорит управляющий директор – директор департамента базовых отраслей и экологии НПП «Атамекен» Талгат Темирханов.

В нефтесервисной отрасли Казахстана присутствует около 1000 компаний, в работах занято около 200 тыс. человек. По оценкам спикера, если спад продолжится, то до конца года ожидается высвобождение примерно 30 тыс. человек.

Новых контрактов пока не было

Заместитель директора Западно-Казахстанской машиностроительной компании Азат Капашев рассказал, что в период действия чрезвычайного положения (с 16 марта по 11 мая. – Ред.) компания занималась только исполнением обязательств по заключенным до этого договорам. Новые контракты не заключались и не обсуждались.

«Все контракты, которые мы получили до ЧП, выполняются, но, к сожалению, наши обязательства могут быть не выполнены в срок и, соответственно, наше движение по новым тендерам не понятно. Сейчас загруженность предприятия по нефтегазовому направлению крайне низкая, порядка 8 тыс. нормо-часов в месяц, это спад в три-четыре раза. Рабочих пока не сокращали, исполняем оставшиеся обязательства. Но если ситуация не прояснится в течение одного-двух месяцев, то сокращение рабочих не исключено», – говорит участник телемарафона.

Что поможет выжить нефтесервису

Ведущий Данил Москаленко задал участникам вопрос: «Возможно, произошедшее удешевление тенге обернется плюсом, иностранцы же могут уйти, рынок освободится?»

«Абсолютно верно», – согласился генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов. Однако, считает он, иностранцы могут уйти, только если будут внесены изменения в правила.

«Если нет, то средние казахстанские компании просто не выживут, у них недостаточно денег, чтобы прокормить рабочих и не распускать штат. Иностранные подрядные компании получают дешевые кредиты в европейских банках и у материнских компаний, они могут играть вдолгую, казахстанские компании работают от контракта к контракту», – говорит он.

Спикер рассказывает, что в своем обращении к главе государства участники отрасли предлагали рассмотреть некоторые вопросы. В частности, пересмотреть статус казахстанских компаний.

Законодательство Казахстана позволяет иностранным компаниям открывать юридические лица и иметь статус казахстанской компании.

«Мы просим, чтобы в учредительном акционерном капитале доля гражданина Казахстана составляла не менее 50%. И все крупные подряды – до 100 млн долларов – отдавали исключительно казахстанским компаниям. Сегодня казахстанские компании спокойно могут осваивать такие бюджеты и управлять контрактами до 100 млн долларов. Это позволит средним игрокам на рынке вырасти», – говорит Нурлан Жумагулов.

Речь идет о компаниях, которые выполняют строительные, строительно-монтажные, буровые работы. Не геофизические операции – там доминируют американские гиганты.

«Не известно, когда возобновятся работы, многие компании удерживают персонал на два месяца, как будет дальше – непонятно. Если работы перейдут на следующий год, то придется распрощаться с некоторыми работниками. А заново собирать их будет тяжело. И как всегда, на подхвате окажутся западные компании, которые могут легко собрать на рынке рабочих и предложить свои решения», – отмечает Нурлан Жумагулов.

Нефтесервис просит о фискальных мерах

«С министерством энергетики мы провели несколько раундов обсуждений. Примерно 50% мер, предлагаемых нефтесервисными компаниями, являются фискальными. Уполномоченный орган в лице миннацэкономики понимает, что такие меры должны предполагать встречные обязательства. Если сейчас отраслевой госорган поддержит наши предложения, то мы готовы предметно обсудить с фискальными органами те меры, которые предлагают нефтесервисные компании», – продолжает представитель НПП Талгат Темирханов.

«К нам поступило письмо от союза нефтесервисных компаний, большая часть вопросов действительно фискальные. Но мы идем навстречу как нефтесервисным организациям, так и недропользователям. Комплекс мер направлен на стабильное экономическое состояние в регионах и на то, чтобы не было высвобождения рабочих мест», – комментирует директор департамента недропользования министерства энергетики РК Каирхан Туткышбаев.

Он рассказывает, что в министерстве создана специальная рабочая группа по поддержке нефтесервисных компаний.

«Падение цен на нефть, естественно, не может не отразиться на контрактах недропользователей. Запланированные работы будут оптимизироваться. С операторами трех крупных проектов (Кашаган, Тенгиз, Карачаганак. – Ред.) работа проведена. Мы запросили форму, чтобы отслеживать своевременность оплаты работ поставщиков, то есть максимально поддерживаем нефтесервисные компании», – говорит спикер. Он призывает не забывать, что у недропользователей сейчас тоже не лучшие времена.

Индексация цен: вопрос стал актуальным

«Операционные ставки, не смотря на то, что курс доллара меняется, остаются прежними. В этом направлении работа ведется?» – спросил ведущий программы.

Каирхан Туткышбаев пояснил, что министерство этот вопрос также мониторит.

«К нам поступают обращения в части индексации цен. В каждом контракте прописан вопрос индексации на случай изменения курса валюты или других условий. Сейчас активная работа началась именно по пересмотру старых ставок в договорах, заключенных более 10 лет назад, работаем с каждым оператором, недропользователем», – рассказал представитель министерства.

Вопрос ведущего прокомментировал Нурлан Жумагулов. Он говорит, что три-четыре недели назад союз обсуждал индексацию с крупными операторами – NCOC, КПО, ТШО.

«NCOC и КПО заявили, что готовы проиндексировать тенговые контракты. У них ряд контактов заключаются в долларах, ряд в национальной валюте. Они были готовы, но сегодня мы получаем обратную связь от членов союза нефтесервисных компаний: операторы все-таки начали процесс оптимизации и просят действующих подрядчиков предложить оптимизированные расценки. Некоторые товары приобретаются за рубежом, из-за корректировки курса нацвалюты их стоимость выросла. Вместо того чтобы увеличить стоимость контракта, операторы идут на оптимизацию. Это сильно бьет по нефтесервисным компаниям», – говорит спикер.

Он считает, что необходимо предусмотреть возможность индексации, увеличить стоимость контрактов, по крайней мере, по текущей ставке инфляции.

«С союзом мы детально работали, провели видеоконференцию с участием нашего руководства. Когда мы запросили, какие конкретно обращения имеются, было озвучено, что в части крупных проектов, особенно по Северо-Каспийскому проекту, как таковых жалоб нет. Если они на сегодняшний день есть, мы готовы их рассмотреть и оперативно отреагировать», – ответил на это представитель минэнерго Каирхан Туткышбаев.

Подрядчикам трудно пробиться к объемам

Заместитель директора по производству RT Alliance Ерлан Каналиев рассказал, что более пяти лет компания работает на Карачаганаке.

«Нынешняя ситуация отразилась на нас очень сильно. В марте мы ожидали начала дополнительных работ, закупили оборудование, обучили людей. Но процесс приостановлен. Нам пришлось сохранить заработные платы персонала, так как в финансовом смысле потерять готовых обученных людей обошлось бы нам так же дорого, как принимать новых работников и заново обучать их. На сегодняшний день мы в состоянии ожидания работ», – поделился спикер.

По его словам, компании необходима поддержка от государства в части получения новых контрактов и объемов работ на будущее.

«Нефтесервис Казахстана – молодая отрасль, казахстанским компаниям трудно проходить конкурсный отбор на хорошие объемы, так как операторы предъявляют высокие требования, требуют соответствия международным стандартам, наличие международных сертификатов. Поэтому для нас помощь государства именно по трем операторам была бы кстати», – говорит участник эфира.

Новый статус – для казахстанских

«В Казахстане 90 компаний добывают нефть. Доля только трех крупных проектов на рынке – более 80%, по объемам это свыше 10 млрд долларов. Соответственно, упор идет на них. Но у них закрытые тендерные процедуры. Операторы по своему усмотрению приглашают на тендер определенные компании, которые прошли предквалификационный отбор. На рынке много строительных компаний, но операторы привыкли работать с теми, у кого есть база на месторождениях. Это в первую очередь крупные иностранные подрядные организации», – обрисовывает ситуацию Нурлан Жумагулов.

Он считает, что государству необходимо сделать упор на казсодержание, взрастить средние и крупные казахстанские нефтесервисные организации. Для этого необходимо внести изменения в Кодекс РК о недрах и недропользовании.

«Доля казахстанской стороны в юрлице должна быть не менее 50%. Это приведет к созданию совместных предприятий, полноценных равноправных партнерств между зарубежными и казахстанскими компаниями, даст возможность казахстанским компаниям участвовать в тендерах. В результате изменится методика подсчета казсодержания, мы получим реальный показатель. Сегодня любое ТОО с иностранным учредительным капиталом может показывать казсодержание 100%, достаточно иметь в штате 95% граждан РК. А всю прибыль при этом могут выводить в материнскую компанию за рубеж», – говорит о существующих проблемах гендир Союза нефтесервисных компаний Казахстана.

Он надеется, что государство в лице министерства энергетики, министерства индустрии и инфраструктурного развития пересмотрит статус казахстанских компаний.

«Ключевые предложения хотим отстоять»

«Обсуждается ли вопрос льготного кредитования отдельно для нефтесервиса?» – обратился ведущий Данил Москаленко к представителю НПП.

«Вопрос по кредитованию нефтесервиса обсуждался. Предлагалось даже вплоть до нулевой ставки, чтобы выплатить заработные платы работникам. Ситуация была настолько тяжелой, что предприятия готовы были взять кредит на это. Но решения по этому вопросу на сегодняшний день нет», – прокомментировал Талгат Темирханов.

Он отметил, что государство в своей поддержке сделало упор на малый и средний бизнес из других сфер, но отрасли нефтесервиса поддержка тоже нужна.

«Хотелось бы понять позицию государства: как оно само видим дальнейшее развитие нефтесервиса и какими оно видит взаимоотношения с крупными операторами. Потому что говорить о том, что проблем нет, неправильно. Мы хотели бы, чтобы госорган признал наличие проблем в секторе, сел за стол переговоров. Мы понимаем, что не все предложения будут поддержаны, но ключевые хотели бы все-таки отстоять», – заключает Талгат Темирханов.

«Бизнес & государство» – совместный проект НПП «Атамекен» и телеканала ATAMEKEN BUSINESS. К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: