«Свобода, независимость – это очень рентабельно» | Inbusiness
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 303,15 Пшеница 465,40
$ 378.93 € 423 ₽ 5.87
Погода:
+17Астана
+17Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 303,15 Пшеница 465,40
«Свобода, независимость – это очень рентабельно»

«Свобода, независимость – это очень рентабельно»

Александр Лукашенко рассказал о наболевшем.

«Свобода, независимость – это очень рентабельно», Александр Лукашенко,Белоруссия,Россия,ЕАЭС,Союзное государство,Москва,Евразийская интеграция,Минск

Фото: reuters.com

6137 05 Февраль 2017 09:10 Автор: Аскар Муминов

В ходе прошедшей накануне пресс-конференции президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил с резкой критикой позиции России в рамках интеграционных структур, таких как ЕАЭС и Союзное государство, сказав, что Москва нарушила все заранее оговоренные договоренности. Однако о выходе из ЕАЭС и ОДКБ, как об этом сообщили ранее российские СМИ, речи не идет, по словам белорусского лидера, Минск по-прежнему поддерживает евразийскую интеграцию, но проблем становится все больше.

Может ли как-то конфликт между Белоруссией и Россией затронуть Казахстан? Напрямую - нет, но опосредованно - да, ведь беспрепятственный ввоз товаров из России в Белоруссию остается одной из немногих возможностей для Казахстана относительно свободно поставлять свою продукцию на европейские рынки. Новые пограничные зоны могут создать серьезные неприятности перевозчикам грузов. Пока не ясно также, как новые правила на границу могут отразиться на поставках белорусских товаров в Казахстан, в свое время у РК возникли сложности с поставкой украинских товаров, когда с начала 2016 года Россия прекратила действие договора о свободной торговле с этой страной. По новым правилам экспорт украинских товаров в РК возможен, только если они будут отправлены через территорию Белоруссии в Россию и лишь потом в Казахстан. В связи с новыми реалиями на белорусско-российской границе может быть осложнен и экспорт украинских товаров. Поставки через Россию являются чрезвычайно рискованными ввиду возможных административных мер со стороны властей. С момента начала санкционной войны между Россией и Западом подобные прецеденты уже не раз случались по отношению к транзиту в Казахстан. Во-вторых, Беларусь рискует вновь получить обвинения со стороны России в организации серых схем ввоза и распространения на территории России санкционных товаров из Евросоюза и Украины. До момента начала кризиса для Украины Казахстан являлся третьим в СНГ и восьмым в мире торговым партнером.

Что же касается Белоруссии, то товарооборот между Казахстаном и этой страной и так стремительно падает, лишь в первом полугодии 2016 года он снизился  на 46,4%.

Размер экспорта казахстанских товаров в Белоруссию в первом полугодии 2016 года составил 9,9 млн долларов, а импорта из этой страны - 135,9 млн долларов. Снижение продолжается третий год подряд, товарооборот между Казахстаном и Белоруссией в 2015 году составил 519,7 млн долларов, что по сравнению с 2014 годом меньше на 37,8%. Экспорт в 2015 году сократился на 22,2% и составил 47,7 млн долларов. В первом полугодии 2016 года товарооборот составил 145,8 млн долларов.

Между тем Казахстан входит в тройку основных торговых партнеров Белоруссии в рамках СНГ и торгово-экономическое сотрудничество между странами развивается по таким направлениям, как промышленное и сельскохозяйственное машиностроение, производство дорожно-строительной и специализированной техники и сельское хозяйство.

В целом дела в ЕАЭС сейчас обстоят не лучшим образом. Так, например, за 10 месяцев 2016 года товарооборот РК со странами экономического союза упал на 20%, экспорт - на 25%,  приводит данные аналитическая служба Finprom. По итогам 10 месяцев 2016 года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС сократился на 20% по сравнению с уровнем годом ранее и составил менее 11 млрд долларов. Это минимальный объем торговли РК в рамках ЕАЭС не только с начала его функционирования, но и раньше - с периода образования ТС. Объем казахстанского экспорта в государства-участники экономического союза падает быстрее, чем импорт в РК. За январь-октябрь 2016 года Казахстан продал продукции членам ЕАЭС чуть больше, чем на 3 млрд долларов. Это на 25% ниже стоимости экспорта за аналогичный период в 2015 году. Наибольшее сокращение поступлений в национальную экономику от экспорта в ЕАЭС за последний год наблюдается по продаже сырой нефти - за год ее было продано в Россию и Беларусь всего на 44 млн долларов. Это в 14 раз меньше суммы выручки от продажи за январь-октябрь 2015 года - 506  млн долларов. Всего Казахстан в ЕАЭС экспортировал 174 тыс. тонн нефти против 2,3 млн тонн в 2015 году.

Учитывая общее падение экономики стран ЕАЭС, обострение отношений Белоруссии и России в целом не сулит ничего хорошего и Казахстану, считают эксперты. О том, что в последнее время в отношениях Белоруссии и России не все гладко, стало понятно под занавес 2016 года, когда неожиданно Александр Лукашенко не приехал накануне Нового года на традиционную встречу в Москве лидеров Евразийского экономического союза и не стал подписывать Таможенный кодекс ЕАЭС. В России и Белоруссии заверяли, что все проблемные моменты в отношениях будут в скором времени разрешены.

И границы на замке
Москва решила ввести пограничные зоны с Белоруссией в Смоленской, Псковской и Брянской областях и называет свои действия ответом на одностороннее решение Белоруссии отменить визы для 80 государств мира, включая все страны Европы и США.  По мнению Александра Лукашенко, это «полностью нарушает все договоры о ЕАЭС и Союзном государстве России и Белоруссии». Решение о пограничных зонах было опубликована на портале правовой информации Федеральной службы безопасности России и подписано главой ФСБ Александром Бортниковым, в целях «создания необходимых условий охраны государственной границы РФ». Пограничный контроль на границе между Белоруссией и Россией был ликвидирован в 1995 году, когда вступил в силу договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами.

Региональные управления ФСБ РФ в указанных областях должны будут установить места и время для въезда и прохода лиц, а также транспортных средств в пограничную зону, организовать установку предупреждающих знаков. Примечательно, что устанавливаемый порядок безвизового передвижения не распространяется на лиц, прибывающих в Беларусь авиарейсами из России, а также намеревающихся осуществить вылет в аэропорты России, поэтому по логике Александра Лукашенко пояснения, что пограничные зоны вводятся для пресечения нелегального въезда и провоза товаров на территорию России из Белоруссии, не выдерживают критики.

«Что это за пограничная зона 30 км? Я считаю, что это чисто политический выпад. Насколько меня информировали, есть привязка к конкретным каким-то точкам, некие реперные точки выстроены. Встает вопрос: это что, Россия начала проводить демаркацию границы? Это же переговорный процесс. Это же может вылиться в серьезный конфликт. Вы же не договорились, как будет на карте проходить, на местности, только после этого надо устанавливать какие-то знаки и точки, - подчеркнул Лукашенко. - Вы же можете залезть на чужую территорию и отхватить кусок чужой границы. Поэтому я не думаю, что россияне на это решатся, это уже серьезный конфликт».

Не меньше проблем между двумя странами накопилось в области экономики. По словам президента Белоруссии, из-за членства его страны в ЕАЭС государство потеряло 15 млрд долларов.

«За это время из-за неравных цен, неравных условий Беларусь потеряла 15 миллиардов долларов. Они признают эту цифру. И вот они нам сейчас дали миллиардов пять кредитов. Ну хорошо, изъять у нас 15 млрд долларов через цены и потом дать нам наши же деньги, и то только третью часть, под процент больший, чем у МВФ», - сказал г-н Лукашенко.

Россия считает иначе. Российский бюджет в период с 2011 по 2015 год недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять от 18 до 23 млн тонн нефти Белоруссии ежегодно, это является прямой и косвенной поддержкой союзного белорусского государства, заявили в Кремле. В пресс-службе Кремля также напомнили, что 22 млрд долларов было предоставлено Минску различными траншами в виде кредитов по линии евразийского фонда стабилизации и развития, передает РИА «Новости». В Кремле также заявили, что Россия выделила свыше 6 млрд долларов Белоруссии в виде кредитов. Эта кредитная нагрузка как раз легла дополнительным бременем на российский бюджет, добавили в Кремле.

Нефть и газ всему причиной
Серьезным камнем преткновения остаются поставки сырой нефти из России в Белоруссию. Так, в третьем квартале 2016 года Россия резко сразу на 2,25 млн тонн снизила объем поставок сырой нефти в Белоруссию, планировалось, что с 2016 по 2024 год будет поставляться по 24 млн нефти ежегодно. Сделано это было, по словам главы российского Минэнерго Александра Новака, по причине неполной оплаты белорусской стороной российского газа и недопоставок нефтепродуктов в Россию. Согласно изначальным договоренностям, Белоруссия должна возвращать часть нефтепродуктов в Россию, но это Минск делает не всегда.

В свою очередь министр экономики Белоруссии Владимир Зиновский заявил, что ВВП страны по итогам 2016 года снизился сразу на 2,5-2,6%, хотя правительство планировало рост в 0,3%, он связал падение с нехваткой сырья, поставляемого из России для белорусских НПЗ.    

Российская сторона утверждает, что за годы сотрудничества двух государств нефтяной грант России в пользу Белоруссии составил порядка 75 млрд долларов. Сейчас покупка российской нефти по 30 долларов за баррель дает Белоруссии прибавку в 2-3% ВВП. Если бы Белоруссия покупала нефть по мировым ценам, ее расходы на покупку сырья были бы на 2-3% ВВП выше.

Также с начала 2016 года Минск настаивает на снижении цены на российский газ со 132 долларов до 73 долларов за 1 тыс. кубометров и переходе к равнодоходным ценам.

По словам Александра Лукашенко, Беларусь может обойтись без нефти из России, и не намерена ради этого жертвовать своей свободой и независимостью.

«Понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам будет очень трудно. Но свобода, независимость - это очень рентабельно и не оценивается никакими деньгами, никакими числами», - сказал он.

Не менее остро между двумя странами стоит вопрос провоза с территории Белоруссии в Россию санкционной продукции с переклейкой страны производителя.

Еще в 2014 году Россия, подозревая Минск в нарушении условий эмбарго европейских товаров, также запретила транзит белорусской продукции в Казахстан через свою территорию. И нельзя сказать, что эти подозрения не имеют под собой оснований. В августе 2014 года Россия в ответ на международные санкции ввела запрет на импорт молочной, мясной, рыбной продукции, а также овощей и фруктов из ЕС, США, Канады и Австралии. А уже в сентябре в Белоруссии, судя по данным Государственного таможенного комитета (ГТК) республики, случился молочный бум: импорт молочных продуктов из стран дальнего зарубежья вырос по сравнению с тем же месяцем прошлого года в 117 раз, овощей и фруктов - более чем в 2 раза. 

«Если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать. Что это за поведение такое? И притом знаете, что обижает? Вот возникнут проблемы у Казахстана, допустим, и Беларуси одинаковые, один звонок - и все хорошо с Казахстаном. У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то. Но мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить, извините за эту грубость. Какие могут быть препятствия в поставках товаров? Мы фактически одна страна. Зачем вы это делаете?» - вопрошал тогда белорусский лидер.

Откуда взялся белорусский хамон?
Между тем российская сторона все чаще стала обвинять Минск в нарушении санкционного режима, Россельхознадзор постоянно публикует данные о выявленной на границе контрабанде. По данным ведомства, для продвижения запрещенных европейских товаров через Белоруссию используются поддельные и недействительные фитосанитарные сертификаты. Объем изъятых и уничтоженных только овощей и фруктов превысил четыре тысяч тонн, отметила российская сторона.

Действия Россельхознадзора не остались незамеченными в Минске, накануне Александр Лукашенко потребовал возбудить уголовное дело в отношении главы ведомства Сергея Данкверта. К тому же подобный прецедент уже был. Четыре года назад в Минске по обвинению в злоупотреблении властью и служебными полномочиями был арестован Владислав Баумгертнер – бывший руководитель компании «Уралкалий», впоследствии он был экстрадирован в Россию, где уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

Вместе с тем российская сторона в лице Россельхознадзора уже в традиционной манере ответила на критику Лукашенко. С понедельника вводится запрет поставки говядины из Минской области Белоруссии. Официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано заявила, что эта мера - ответ на то, что белорусские предприятия поставляли в Россию украинскую и европейскую продукцию, которая запрещена к ввозу, и Белоруссия реэкспортировала в Россию как минимум 15 тыс. тонн украинской говядины в 2016 году. Поставки украинской сельхозпродукции в РФ были запрещены с 1 января 2016 года.  Россельхознадзор обнаружил, что белорусские предприятия поставляли в Россию продукцию с украинского комбината «Двенадцать мастеров».

Между тем нервозность Белоруссии в отношении интеграционных процессов с Россией можно понять. Экономика Белоруссии находится в затяжной рецессии: по оценкам Белстата, в 2015 году ВВП республики снизился на 3,8%, в 2016 году - на 2,6%, и в текущем году рост не гарантирован, написали в январском обзоре эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Белоруссия – единственная страна СНГ, чья экономика в 2017 году сократится, считают аналитики Moody’s.

Бюджет страны остается профицитным: в 2016 году превышение доходов над расходами составило 1% ВВП. Достичь положительного бюджетного сальдо Белоруссии помогло улучшение макроэкономических и, как следствие, бюджетных параметров в конце прошлого года, отметили в обзоре от 2 февраля 2017 года аналитики Sberbank CIB. Они связывают это с ослаблением белорусского рубля к российскому, которое «способствовало активизации торговли между двумя странами и значительному росту показателей экспортно ориентированных отраслей, таких как пищевая промышленность». Белорусский рубль за последний год подешевел к российскому на 15%. В январе-сентябре 2016 года правительство Белоруссии выплатило около $2 млрд внешних долгов, и почти треть этих выплат была профинансирована за счет профицита бюджета, говорится в обзоре Всемирного банка по белорусской экономике за декабрь 2016-го. В Белоруссии высокая инфляция: по итогам 2016 года цены выросли на 10,6%, Нацбанк ставит своей целью снижение индекса потребительских цен до однозначной величины в 9%. Сейчас размер ставки рефинансирования в стране составляет 17%, но при условии «замедления инфляционных процессов и обеспечения стабильности платежного баланса» Нацбанк готов сократить ставку до 14-16%.

Тем временем Александр Лукашенко распорядился отозвать основных белорусских специалистов из таможенных органов Евразийского экономического союза.

«Я не подписал Таможенный кодекс ЕАЭС, потому что многое, что должно было быть, не работает. Более того, я поручил отозвать основных наших специалистов из таможенных органов. Без решения проблем я даже не прикоснусь к этому кодексу и другим вопросам. Чего они там сидят?.. Зачем такая организация. Если Белоруссию хотят видеть в интеграционных структурах, страны-участницы должны «порядочно себя вести по отношению друг к другу, поддерживать друг друга и не создавать дополнительных препятствий. Разве это дело, что мы в ЕАЭС за 2015 год упали в товарообороте на 40%, а в прошлом году еще 18% добавили. Почти 60% - это нормально?» - сказал г-н Лукашенко.

Милые бранятся только
Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Белоруссии Арсений Сивицкий заметил,  что основная проблема в том, что декларируемая цель создания Евразийского экономического союза - устранение всех изъятий и барьеров во взаимной торговле между ее членами буксует. В итоге же действия России привели к созданию новых торговых барьеров между партнерами. По его словам, согласно договорно-правовой базе ЕАЭС, формально каждая из стран-участниц вправе вводить временные ограничительные меры на импорт сельскохозяйственной продукции из третьих стран без согласования с другими членами. Однако в нынешней ситуации продуктовое эмбарго России, в конечном счете, затронуло как интересы Беларуси, так и Казахстана, считает он.

Руководитель Белорусской группы развития Юрий Царик подчеркнул, что нынешнюю ситуацию в белорусско-российских отношениях стоит разделить на две части: ту, что по существу, и ту, что о политике.

«По существу мы имеем обвинения с российской стороны в адрес Беларуси, во-первых, в нарушении санитарных и прочих требований в продукции, экспортируемой в РФ; во-вторых, в допущении реэкспорта в Россию подсанкционной продукции из Евросоюза под видом транзитных перевозок в Казахстан. А также введение безвизового режима для стран ЕС. Что касается возможных проблем с экспортом товаров из Белоруссии в Казахстан в связи с введением пограничных зон. Если на входе на таможенную территорию Единого экономического пространства транзитные документы оформлены должным образом и не допущена разгрузка товара на территории Беларуси, то не вполне понятно, каким образом белорусская сторона в дальнейшем может контролировать движение товара уже по территории России. Аналогично: Казахстан может лишь сопоставлять объемы ввозимой транзитной продукции на таможенную территорию ЕЭП с тем, что прибывает на его территорию, и принимать меры к недобросовестным субъектам хозяйствования. Но ни Беларусь, ни Казахстан не могут отслеживать то, что происходит на территории России», - подчеркнул г-н Царик. 

Генеральный директор по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Сергей Рекеда заметил, что больше удивления вызвал бы тот факт, если бы со стороны Лукашенко во время пресс-конференции не было бы критики в сторону российского руководства. Стрелы критики белорусского президента были направлены в те же точки, что и в предыдущие месяцы российско-белорусского экономического спора: Россельхознадзор, позиция Москвы по газу и нефти, российский общественно-политический строй, эффективность ЕАЭС.

«Вопрос в том, усиливает ли переговорные позиции Минска данная критика? Специфика нынешнего спора между Россией и Беларусью по углеводородам в том, что возникла юридическая коллизия - каждая из сторон, как в старом еврейском анекдоте, по-своему права. Соответственно, выход только во взаимных уступках, а эмоции в деле поиска компромисса - сомнительные помощники. Соответственно, по факту прошедший «большой разговор» принципиально ничего не меняет: ждем очередной встречи президентов Беларуси и России. Важные изменения, фактический, а не медийный эффект, возможны, скорее, после этой встречи», - сказал он.

Привычный стиль Лукашенко
Председатель казахстанского общественного объединения «Республиканское славянское движение «Лад» Максим Крамаренко также заметил, что президент Белоруссии Александр Лукашенко готовится к встрече с Владимиром Путиным, именно этим можно объяснить его резкие выпады в сторону России. По сути, демарш белорусской стороны - сигнал Кремлю, что она готова пойти на крайние меры, чтобы добиться экономических преференций в нефтегазовой сфере, считает он. Эксперт отметил, что такую тактику г-н Лукашенко применял неоднократно в российско-белорусских отношениях. Так, в прошлом году белорусский президент уже говорил о возможности оптимизации участия страны в интеграционных объединениях с Россией, так как пока не ощущает от них выгоды.

«В этом году Белоруссия отменила визы для 80 стран, что, конечно же, должна была согласовать с Россией, с которой строит Союзное государство. Но, видимо, этого не произошло, раз ФСБ РФ с 7 февраля создает зоны пограничного контроля на российско-белорусской границе, пресекая тем самым возможность незаконного нахождения на своей территории лиц, прибывших в Белоруссию из третьих стран. В этом же ряду стоит угроза возбуждения уголовного дела в отношении российского чиновника и принятие решения об экстрадиции российского блогера Лапшина в Азербайджан. Понятно, что Лукашенко создает «болезненные» для Москвы проблемы, чтобы затем на переговорах с российской стороной добиться от нее уступок. Кроме этого, такая позиция «конфронтации на публику» в отношениях с Москвой иногда приносит дивиденды от Запада: можно вспомнить отказ от размещения на своей территории российской военной базы, за что Совет ЕС приостановил на четыре месяца санкции в отношении 170 человек и трех юридических лиц Белоруссии», - сказал он.

Однако, по словам эксперта, следует понимать, что Минск никогда не пойдет на разрыв отношений с Москвой, лишившись ее поддержки. Ведь тогда «последний диктатор Европы» останется «один на один» с Западом, а память о событиях в Ливии еще свежа. Возникающая периодически конфронтация между Белоруссией и Россией напрямую не затрагивает интересы Казахстана. От этого в первую очередь страдает имидж евразийского интеграционного проекта, убежден г-н Крамаренко.

Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук заметил, что Лукашенко четко заявил, что выход из ЕАЭС и ОДКБ не входит в ближайшие планы Беларуси, но при этом по факту усилил критику в адрес евразийских структур. В целом, считает эксперт, его заявления нельзя назвать привычной акцией, так как проблема вышла на кардинально иной уровень, связанный уже не только с темой таможенных, но и государственных границ между странами - членами ЕАЭС.

«Можно предположить, что в Астане внимательно наблюдают за происходящим, так как теоретическая эскалация конфликта неизбежно скажется на общем формате блока. Судьба Союзного государства Россия -Беларусь в любом варианте, кроме самого негативного, не «смерти», а именно жёсткого развода, почти никак не отразится на ЕАЭС, если не иметь в виду посторонние для дела и уже ставшие привычными эмоции. Причина заявлений Александра Лукашенко комплексная. Главная: политика мультивекторности для Беларуси в силу общей военно-политической ситуации закончилась. Для некоторых других стран, таких как, например, Казахстан или Азербайджан, пока еще нет. А для Беларуси – да. Тем более с учетом воюющей неподалеку Украины. Помимо этого, мощное воздействие на Беларусь оказывает бессрочный финансово-экономический кризис. Надо как-то выживать, поэтому Запад, понимая крайнюю стесненность Минска, делает шаг вперед, предлагая белорусам проекты, которые категорически не устраивают Москву. Считаю, что это еще не та проблема, которая может вырасти, так как политика всегда намного страшнее экономики и привычной совместной бухгалтерии. Если в отношении Беларуси будет проведена неточная линия, в том числе в режиме консультаций с Астаной, то здесь возникнет даже не украинский вариант. А еще более жесткий, так как он автоматически наложится на украинскую войну», - заключил эксперт.

Аскар Муминов

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK