Неутомимый и неисчерпаемый на идеи молодой казахстанский режиссер вновь удивил зрителей, сняв криминальную драму "Тараз", вызвавшую большой резонанс в СМИ и составившую конкуренцию в прокате как отечественным, так и зарубежным картинам.
- Нуртас, зритель ждал от вас очередной уморительной комедии, а вы решили всех удивить, сняв настоящую криминальную драму. Что вас подтолкнуло к этому?
- На самом деле, изначально я планировал снять комедию. Обдумывал свой замысел и сценарий, когда летел с друзьями на отдых во Вьетнам. Но в какой-то момент почувствовал, что нет драйва, сценарий и шутки даются с трудом. Я понял, что жанр комедии мне немного приелся, и захотелось сделать нечто принципиально иное. Я решил – пусть это будет серьезный фильм. А когда возвращался домой, уже писал сценарий для другого фильма. Работа давалась легко, буквально за месяц я закончил сценарий. В итоге получилась криминальная драма, реалистичный, а местами даже жесткий фильм, отражающий нашу суровую действительность.
- Впервые замахнувшись на криминальную драму, какие картины и творчество каких режиссеров вы выбрали в качестве ориентиров? Или вы руководствовались исключительно собственным творческим чутьем?
- Ни на кого я не ориентировался. Вообще когда снимаешь кино лучше не смотреть другие фильмы. Нужно жить своей картиной. Поэтому сравнения с "Рэкетиром" и "Бумером" считаю несостоятельными. Все-таки мы снимали фильм о более глубоких и серьезных вещах.
- Цитируя вас, "кино не должно быть пустым" - какой посыл несет ваш новый фильм зрителю?
- Я рад, что смог воплотить в жизнь давнее желание посвятить один из фильмов родному городу, снять "брутальный" фильм о брутальном городе. Во время съемок я заметил, что город очень сильно изменился. Но дух все равно чувствуется. Очевидно, что я снял фильм не столько о городе, сколько о простых людях, каких много живет не только в Таразе, но и на всем постсоветском пространстве. Да и события фильма могли происходить в любом городе мира.
"Тараз" никоим образом не романтизирует криминал, напротив, он показывает очень наглядно, что этот путь ни к чему хорошему не приводит. В фильме нет деления героев на исключительно отрицательных и положительных, потому что мы старались максимально правдиво отразить реальную жизнь, в которой все тесно переплетено, а люди с темным прошлым, способны помогать простым людям. Ведь жизнь не однозначна и сложна. У всего есть свои причины. А вообще я считаю, что если режиссер объясняет, о чем он снял свой фильм, то, значит, фильм не удался и зритель не понял его смысла. Судя по многочисленным отзывам – "Тараз" поняло большинство, чему я рад.
- С момента запуска вашего фильма "Тараз" прошло достаточно времени. Довольны ли вы кассовыми сборами, в сравнении с "Келинкой Сабиной", отзывами о фильме в сети и в СМИ?
- Да, помниться в 2014 году нам удалось побить кассовые рекорды страны за всю историю казахстанского кинематографа. "Келинка Сабина" обошла и голливудские, и российские картины благодаря тому, что история получилась интересной, шутки смешными. Что касается "Тараза", то я тоже очень доволен результатом. Нам удалось сделать так, чтобы картину обсуждали все и вся. Даже критики, на чью благосклонность мы не рассчитывали, положительно отозвались о нашей первой драме.
Отслеживая результаты сборов, мы видим, что зритель идет на "Тараз". Причем в процентном соотношении не меньше, чем на "Келинку Сабину". Возможно, дело в том, что мы уже наелись западного кино, и зрителям интереснее смотреть кино "про себя". Я всегда знал, что наш зритель заинтересован в отечественном контенте. Если делать качественно и интересно, он отдает предпочтение казахстанскому.
- Насколько можно судить из ваших интервью вам пришлась по душе игра в серьезное кино. А вас никогда не посещала мысль, что возможно вы прирожденный комедиограф, какими были Гайдай или Данелия? Не скучаете по жанру комедии?
- Драмы и комедии – это совершенно разные вещи. Я рад, тому, что сегодня у меня есть возможность снимать разное кино и играть как комедийные, так и серьезные роли. Ловлю себя на том, что меня одинаково увлекают и комедийное и серьезное кино. Хотя, по комедиям, конечно, скучаю. Сейчас я, обдумываю, что будет дальше. Но к комедийному жанру вернусь обязательно.
- Вы говорили в интервью о планах снять социальное кино. Но это не коммерческая сфера. Вас это не остановит?
- Да, я обдумываю этот вопрос. Творчество требует новых экспериментов, но разум подсказывает, что нужно зарабатывать.
- Имея достаточно успешный фестивальный опыт, вы говорили о планах участия "Тараза" в международных киносмотрах. Осуществили ли вы к настоящему моменту эти намерения?
- На сегодняшний день "Тараз" завоевал 2 награды на фестивале Genre Celebration в США. И я не скрываю, что призы всегда приятны. Всегда здорово участвовать в киносмотрах, где представлены фильмы многих стран. Но завоеванные нами две главные награды в Лос-Анджелесе – это приятно не только из-за самолюбия. Это еще новый опыт, знакомства, общение. Классно осознавать, что наш труд оценили люди, которые ничего не знают о нашей стране. В любом случае, фестивали и награды - для нас не главное, гораздо важнее – наш зритель.
- Из опыта штурма кинопроката вынесли ли вы для себя формулу коммерчески успешного проекта? Или пока действуете интуитивно?
- Наверное, все-таки интуитивно. Из каждого проекта я пытаюсь вынести отдельный урок. Пока сам не попробуешь, ничего не поймешь и ничему не научишься. Я знаю, что такое коммерчески успешное кино, но рассказывать об этом просто так не собираюсь (улыбается).
- Вы не скрываете, что вынуждены создавать самоокупаемые кинопроекты. Насколько сегодня это реально? Ведь маленький бюджет способен снизить качество фильма…
- Ошибочно мнение, что чем круче бюджет у фильма, тем он будет качественнее. У "Келинки Сабины" был очень маленький бюджет, но при этом картина получилась очень качественной. Мы потратили 160 тысяч долларов, а обычно фильмы снимаются бюджетом в 2 и более миллионов долларов, и эффекта никакого, расходы и отклик простых зрителей совершенно несоразмерны. И все-таки сегодня я отчетливо понимаю, что экономия бюджета сильно влияет на полет фантазии автора. Постоянно приходится думать о том, как бы не раздуть смету.
- Планируя новый проект, всегда ли вы рассчитываете исключительно на собственные силы? Ведь для по-настоящему амбициозного проекта может просто не хватить средств? Это вас остановит?
- Мы постоянно в поиске потенциальных инвесторов, готовых поддержать наши проекты. К сожалению, в данном случае один в поле не воин. Считаю, что отечественный кинематограф должно поддерживать государство, потому что это показатель уровня развития нации. Да, государство выделяет какие-то средства, но они расходуются не всегда правильно, рационально. Большие деньги выделяются на проекты, которые не находят признания у зрителя. Существуют цифры и показатели, доказывающие это. А у нас получается за меньшие деньги, причем за свои, снимать так, что зритель идет на наше кино. Хотелось бы, чтобы чиновники, которые принимают ключевые решения, обращали внимание и на небольшие студии, которые знают, что интересно современному зрителю.
- Кино для вас – это в первую очередь бизнес, и только потом творчество? Или все-таки творческая составляющая для вас имеет определяющее значение?
- Мне приходится относиться к кино как к бизнесу, так как ничем другим я заниматься пока не хочу. Так что для меня это творческий бизнес.
- В последнее время вы много говорите о планах покорения Голливуда. Предпринимаете ли какие-то конкретные шаги?
- Это не самый простой вопрос для меня. Я понимаю, что нахрапом Голливуд не возьмешь. Необходимо поэтапно двигаться к этой цели. К первому шагу мы уже готовимся.
- Российские СМИ констатируют ситуацию кризиса кинопроката, когда 90 процентов потенциально кассовых фильмов, выпускаемых в России, проваливаются. Как вы оцениваете ситуацию с казахстанским кинопрокатом? Под силу ли отечественному кинематографу составить конкуренцию западным кинокартинам?
- Думаю, что пока речь об этом даже не идет. В нашем прокате только пара тройка картин может выстрелить за год. А Голливуд берет и количеством и качеством.
- Раскройте нам секрет, что интересного вы готовите для казахстанского зрителя в ближайшее время, ведь вы работаете очень быстро?
- Я всегда доверяю своему чутью. Пока мы готовились к Таразу, я придумал идею к другому фильму. Уже написан сценарий. В декабре мы планируем начать съемки. Будем снимать психологическую драму, задевая социальные аспекты с элементами триллера. Это будет интересное и серьезное кино, после просмотра которого, зрители смогут задать вопросы, в какой стране мы живем, что с нами происходит в нашей стране, куда мы идем, правильно ли мы живем. Иногда очень полезно посмотреть на себя со стороны.
Светлана Умыргалеева