/img/tv1.svg
RU KZ
«Я понимаю, что нахрапом Голливуд не возьмешь»

«Я понимаю, что нахрапом Голливуд не возьмешь»

О кинобизнесе и новых творческих планах abctv.kz рассказал Нуртас Адамбай. 

10:06 03 Январь 2017 5186

 «Я понимаю, что нахрапом Голливуд не возьмешь»

Автор:

Светлана Умыргалеева

Неутомимый и неисчерпаемый на идеи молодой казахстанский режиссер вновь удивил зрителей, сняв криминальную драму «Тараз», вызвавшую большой резонанс в СМИ и составившую конкуренцию в прокате как отечественным, так и зарубежным картинам.

- Нуртас, зритель ждал от вас очередной уморительной комедии, а вы решили всех удивить, сняв настоящую криминальную драму. Что вас подтолкнуло к этому?

- На самом деле, изначально я планировал снять комедию. Обдумывал свой замысел и сценарий, когда летел с друзьями на отдых во Вьетнам. Но в какой-то момент почувствовал, что нет драйва, сценарий и шутки даются с трудом. Я понял, что жанр комедии мне немного приелся, и захотелось сделать нечто принципиально иное. Я решил – пусть это будет серьезный фильм. А когда возвращался домой, уже писал сценарий для другого фильма. Работа давалась легко, буквально за месяц я закончил сценарий. В итоге получилась криминальная драма, реалистичный, а местами даже жесткий фильм, отражающий нашу суровую действительность.

- Впервые замахнувшись на криминальную драму, какие картины и творчество каких режиссеров вы выбрали в качестве ориентиров? Или вы руководствовались исключительно собственным творческим чутьем?

- Ни на кого я не ориентировался. Вообще когда снимаешь кино лучше не смотреть другие фильмы. Нужно жить своей картиной. Поэтому сравнения с «Рэкетиром» и «Бумером» считаю несостоятельными. Все-таки мы снимали фильм о более глубоких и серьезных вещах.

- Цитируя вас, «кино не должно быть пустым» - какой посыл несет ваш новый фильм зрителю?

- Я рад, что смог воплотить в жизнь давнее желание посвятить один из фильмов родному городу, снять «брутальный» фильм о брутальном городе. Во время съемок я заметил, что город очень сильно изменился. Но дух все равно чувствуется. Очевидно, что я снял фильм не столько о городе, сколько о простых людях, каких много живет не только в Таразе, но и на всем постсоветском пространстве. Да и события фильма могли происходить в любом городе мира.

«Тараз» никоим образом не романтизирует криминал, напротив, он показывает очень наглядно, что этот путь ни к чему хорошему не приводит. В фильме нет деления героев на исключительно отрицательных и положительных, потому что мы старались максимально правдиво отразить реальную жизнь, в которой все тесно переплетено, а люди с темным прошлым, способны помогать простым людям. Ведь жизнь не однозначна и сложна. У всего есть свои причины. А вообще я считаю, что если режиссер объясняет, о чем он снял свой фильм, то, значит, фильм не удался и зритель не понял его смысла. Судя по многочисленным отзывам – «Тараз» поняло большинство, чему я рад.

- С момента запуска вашего фильма «Тараз» прошло достаточно времени. Довольны ли вы кассовыми сборами, в сравнении с «Келинкой Сабиной», отзывами о фильме в сети и в СМИ?

- Да, помниться в 2014 году нам удалось побить кассовые рекорды страны за всю историю казахстанского кинематографа. «Келинка Сабина» обошла и голливудские, и российские картины благодаря тому, что история получилась интересной, шутки смешными. Что касается «Тараза», то я тоже очень доволен результатом. Нам удалось сделать так, чтобы картину обсуждали все и вся. Даже критики, на чью благосклонность мы не рассчитывали, положительно отозвались о нашей первой драме.

Отслеживая результаты сборов, мы видим, что зритель идет на «Тараз». Причем в процентном соотношении не меньше, чем на «Келинку Сабину». Возможно, дело в том, что мы уже наелись западного кино, и зрителям интереснее смотреть кино «про себя». Я всегда знал, что наш зритель заинтересован в отечественном контенте. Если делать качественно и интересно, он отдает предпочтение казахстанскому.

- Насколько можно судить из ваших интервью вам пришлась по душе игра в серьезное кино. А вас никогда не посещала мысль, что возможно вы прирожденный комедиограф,  какими были Гайдай или Данелия? Не скучаете по жанру комедии?

- Драмы и комедии – это совершенно разные вещи. Я рад, тому, что сегодня у меня есть возможность снимать разное кино и играть как комедийные, так и серьезные роли. Ловлю себя на том, что меня одинаково увлекают и комедийное и серьезное кино. Хотя, по комедиям, конечно, скучаю. Сейчас я, обдумываю, что будет дальше. Но к комедийному жанру вернусь обязательно.

- Вы говорили в интервью о планах снять социальное кино. Но это не коммерческая сфера. Вас это не остановит?

- Да, я обдумываю этот вопрос. Творчество требует новых экспериментов, но разум подсказывает, что нужно зарабатывать.

- Имея достаточно успешный фестивальный опыт, вы говорили о планах участия «Тараза» в международных киносмотрах. Осуществили ли вы к настоящему моменту эти намерения?

- На сегодняшний день «Тараз» завоевал 2 награды на фестивале Genre Celebration в США. И я не скрываю, что призы всегда приятны. Всегда здорово участвовать в киносмотрах, где представлены фильмы многих стран. Но завоеванные нами две главные награды в Лос-Анджелесе – это приятно не только из-за самолюбия. Это еще новый опыт, знакомства, общение. Классно осознавать, что наш труд оценили люди, которые ничего не знают о нашей стране. В любом случае, фестивали и награды - для нас не главное, гораздо важнее – наш зритель.

- Из опыта штурма кинопроката вынесли ли вы для себя формулу коммерчески успешного проекта? Или пока действуете интуитивно?

- Наверное, все-таки интуитивно. Из каждого проекта я пытаюсь вынести отдельный урок. Пока сам не попробуешь, ничего не поймешь и ничему не научишься. Я знаю, что такое коммерчески успешное кино, но рассказывать об этом просто так не собираюсь (улыбается).

- Вы не скрываете, что вынуждены создавать самоокупаемые кинопроекты. Насколько сегодня это реально? Ведь маленький бюджет способен снизить качество фильма…

- Ошибочно мнение, что чем круче бюджет у фильма, тем он будет качественнее. У «Келинки Сабины» был очень маленький бюджет, но при этом картина получилась очень качественной. Мы потратили 160 тысяч долларов, а обычно фильмы снимаются бюджетом в 2 и более миллионов долларов, и эффекта никакого, расходы и отклик простых зрителей совершенно несоразмерны. И все-таки сегодня я отчетливо понимаю, что экономия бюджета сильно влияет на полет фантазии автора. Постоянно приходится думать о том, как бы не раздуть смету.

- Планируя новый проект, всегда ли вы рассчитываете исключительно на собственные силы? Ведь для по-настоящему амбициозного проекта может просто не хватить средств? Это вас остановит?

- Мы постоянно в поиске потенциальных инвесторов, готовых поддержать наши проекты. К сожалению, в данном случае один в поле не воин. Считаю, что отечественный кинематограф должно поддерживать государство, потому что это показатель уровня развития нации. Да, государство выделяет какие-то средства, но они расходуются не всегда правильно, рационально. Большие деньги выделяются на проекты, которые не находят признания у зрителя. Существуют цифры и показатели, доказывающие это. А у нас получается за меньшие деньги, причем за свои, снимать так, что зритель идет на наше кино. Хотелось бы, чтобы чиновники, которые принимают ключевые решения, обращали внимание и на небольшие студии, которые знают, что интересно современному зрителю.

- Кино для вас – это в первую очередь бизнес, и только потом творчество? Или все-таки творческая составляющая для вас имеет определяющее значение?

- Мне приходится относиться к кино как к бизнесу, так как ничем другим я заниматься пока не хочу. Так что для меня это творческий бизнес.

- В последнее время вы много говорите о планах покорения Голливуда. Предпринимаете ли какие-то конкретные шаги?

- Это не самый простой вопрос для меня. Я понимаю, что нахрапом Голливуд не возьмешь. Необходимо поэтапно двигаться к этой цели. К первому шагу мы уже готовимся.

- Российские СМИ констатируют ситуацию кризиса кинопроката, когда 90 процентов потенциально кассовых фильмов, выпускаемых в России, проваливаются. Как вы оцениваете ситуацию с казахстанским кинопрокатом? Под силу ли отечественному кинематографу составить конкуренцию западным кинокартинам?

- Думаю, что пока речь об этом даже не идет. В нашем прокате только пара тройка картин может выстрелить за год. А Голливуд берет и количеством и качеством.

- Раскройте нам секрет, что интересного вы готовите для казахстанского зрителя в ближайшее время, ведь вы работаете очень быстро?

- Я всегда доверяю своему чутью. Пока мы готовились к Таразу, я придумал идею к другому фильму. Уже написан сценарий. В декабре мы планируем начать съемки. Будем снимать психологическую драму, задевая социальные аспекты с элементами триллера. Это будет интересное и серьезное кино, после просмотра которого, зрители смогут задать вопросы, в какой стране мы живем, что с нами происходит в нашей стране, куда мы идем, правильно ли мы живем. Иногда очень полезно посмотреть на себя со стороны.

Светлана Умыргалеева

Какие гонорары будут получать казахстанские звезды?

Актеров и кастинг-директоров в Казахстане тарифицируют.

13 Октябрь 2020 17:28 2834

В Казахстане создают Ассоциацию кастинг-директоров. Новое объединение займется решением самых наболевших вопросов в киноиндустрии, касающихся работы актеров и ответственных за их подбор специалистов. Инициатором создания ассоциации стал Государственный центр поддержки национального кино. Предложение было озвучено в ходе круглого стола в рамках Kazakhcinema days.

Защищать интересы актеров и кастинг-директоров необходимо не только для здорового развития отечественной кинематографии, считает председатель правления НАО «ГЦПНК» Гульнара Сарсенова. У наших актеров должен быть статус для их продвижения на международном уровне, и данный статус предполагает прежде всего востребованность, высокие гонорары, авторитет.    

«Я считаю, что кастинг-директора и вообще кастинги в кино, в мировом кино играют решающую роль. На Берлинском кинофестивале я была поражена – кастинг-директора объединены в огромную всемирную организацию, которая работает уже около пяти лет. Они обмениваются своими актерами, активно сотрудничают, каждая страна имеет право представить своих топовых актеров для всемирного кастинга. И я очень хочу, чтобы у нас в стране организовалась Ассоциация кастинг-директоров, которая могла бы влиять на продвижение наших актеров на международный кинорынок, чтобы дать возможность нашим актерам, которых я считаю очень талантливыми. Америка чем сильна? Там скажут – нужен такой-то гонорар, и все, не поспоришь, хоть умри, но сделай. И я хочу, чтобы наших актеров также не воспринимали как «вторичку», чтобы мы тоже диктовали. Мы этого достойны. У нас самобытная кинематография, и мы достойны того, чтобы нас воспринимали на должном уровне», – сказала Гульнара Сарсенова.

Заслуженная артистка Казахской ССР и кастинг-директор по совместительству Жанна Куанышева обратила внимание участников круглого стола на условия работы кастинг-директоров. По ее мнению, это тяжелый труд, за который зачастую берутся непрофессионалы, не понимая масштабы работы и ответственности. Как результат – на съемочной площадке оказываются дилетанты, и тогда о качестве картины говорить не приходится. А тем, кто выполняет свою работу добросовестно, приходится выкладываться, по сути, за копейки.           

«Ведь мы консультанты режиссеров и продюсеров, все знают, что на нас ложится очень большой объем работы. Если говорить о проблемах – что такое кастинг-директор? Это первый аналитик, который прочтет синопсис. Второе – это человек, который близок по ментальности, по духу режиссеру-постановщику. Режиссер что-то подумал, непонятно сказал, кастинг-директор должен четко понять, что от него хотят, какие актеры под какую роль подойдут. Для этого нужен профессиональный опыт, который нарабатывается годами. Ну хорошо, набирается 40 человек – исполнителей на все позиции, начинается видеокастинг, а это значит, нужно научить актера тексту, развести мизансцену и снять самой этот процесс. Дальше – утверждение актеров. Режиссер сидит ждет, как ты преподнесешь этого актера, что ты о нем расскажешь, от этого многое зависит. Потом начинаются проблемы с договорами, с занятостью этих самых актеров. В итоге кастинг-директор бегает по съемочной площадке с текстами, как коуч, учит то одного, то другого. И поверьте, все это за совсем небольшие деньги. Хорошо, что мы собрались. Эти вопросы нужно решать», – высказалась Жанна Куанышева.

С коллегой согласилась Мадина Алимкан, кастинг-директор с многолетним опытом. В своем выступлении она озвучила необходимость кадровой чистки на этом рынке – с актерами и режиссерами должны работать только профессионалы, которые получили соответствующее образование и подтвердили его.  

«Самая большая проблема, когда приглашают дешевых кастинг-директоров, которые называют себя кастинг-директорами, хотя еще вчера работали на крафте. Когда у тебя 80 играющих ролей, а массовку я тоже называю ролями, потому что с каждым нужно отработать, приходит какая-нибудь девочка и загоняет тебе целую толпу, мол, выбирай. Я работала долгое время вторым режиссером и прекрасно понимаю, каким должен быть кастинг-директор. Он должен быть с режиссерским образованием, должен понимать, что такое актерский ансамбль, какого человека он должен предложить, а зачастую сейчас они не знают, что такое типаж. Поэтому у меня такое предложение – кастинг-директора должны проходить повышение квалификации. Без этого его нельзя тарифицировать и давать работу», – считает Мадина Алимкан.

Кастинг-директор Жайна Абди, опираясь на свой опыт, отметила, что та ситуация, которая сложилась сегодня при проведении кастингов, конечно, сказывается на отношении к актерам. Тех, кто должен быть замотивирован и одухотворен в кадре, перед этим сильно «ломают» – пренебрежением, гонорарами, условиями работы.     

«Кастинг-директора должны быть психологами. Им приходится работать и с ребенком, и со взрослым, и с животными. И у нас очень сильно принижают актеров. Отвратительное отношение к актерам со стороны продюсеров. Если человек живет за чертой города, они говорят – мы вас не привезем. Если человек живет за улицей Жандосова, они говорят – пусть сам добирается до этой точки. И настроение у актера испорчено уже с утра. Все время приходится всего добиваться. Бывают моменты, когда нужен именно этот актер, только он сыграет эту роль, а мне говорят – сама договаривайся, у нас такой-то бюджет. Приходится звонить самой, просить. Есть такие компании, которые заставляют кастинг-директора бесплатно находить массовку, договариваться бесплатно, актер, который стоит 1000 долларов, требуют, чтобы он снимался за 50 тысяч тенге, доходит до того, что актеров заставляют делать самим трюки на съемочной площадке, бывает, что без страховки», – возмутилась Жайна Абди.

В резюме круглого стола его участники внесли сразу несколько пунктов, которыми предстоит заняться новой ассоциации:

  1. Разработать тарификационную сетку для актеров Казахстана в зависимости от их опыта, образования, знания языков и других качеств.
  2. Предусмотреть штрафные санкции для режиссеров и продюсеров, позволяющих себе неуважение к актерской профессии.
  3. Разработать тарификационную сетку для кастинг-директоров в зависимости от их опыта, кейса и образования. 
  4. Организовать мастер-классы для кастинг-директоров, где будут готовить действительно нужных рынку специалистов.

«Для меня актер – Бог на площадке, не режиссер, не оператор, а актер. Именно он претворяет все наши планы и надежды на хороший фильм, актер все это вытаскивает. И обязательно, чтобы кастинг-директор был на уровне, чтобы у него была своя тарификация и он получал хорошие деньги. Это должно быть реально, потому что кастинг-директор – это тот, от которого зависит успех фильма. Государственный центр поддержки национального кино только «за» все это. Ассоциация кастинг-директоров – это как профсоюз. А профсоюзы всегда были сильны в своих требованиях», – заключила Гульнара Сарсенова.

Сара Бухина


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Звезды, автомобили, большой экран

Алматинцы смогли посмотреть историческую драму «Томирис» на большом экране автокинотеатра «Тикетон».

04 Октябрь 2020 08:40 1099

Фото: Максим Морозов

Прохладным вечером 25 сентября в автомобильном кинотеатре «Тикетон», для автолюбителей и поклонников казахстанского кино состоялся показ драмы «Томирис», режиссера Акана Сатаева. Мероприятие прошло в рамках Дня города, а поддержали его Государственный центр поддержки национального кино, киностудия «Казахфильм» и команда Almaty Film Festival.

Организаторы постарались обеспечить практически бесконтактное посещение автокинотеатра, где зрителей встречает огромный экран и качественный звук, передаваемый в автомобиль по радиоволне.

А любители «киношных» традиций в онлайн-кинобаре могли заказать себе традиционный попкорн или другие закуски и напитки из меню кинобара.

«Мы понимаем, насколько соскучились казахстанцы по развлечениям вне дома, и автокинотеатры – это прекрасная возможность посмотреть кино на большом экране, при этом соблюдая все меры безопасности и не подвергая риску свое здоровье», – подчеркнула генеральный директор сервиса «Тикетон» Виктория Торгунакова.

Автомобильный кинотеатр, расположенный на территории КЦДС «Атакент», одновременно может принять более двухсот автомобилей. Но в период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, организаторы специально расставляют автомобили таким образом, чтобы соблюсти социальное дистанцирование.

Кинотеатр под открытым небом открылся еще в августе и стал одним из мест вечернего досуга горожан. Стоимость билетов на киносеанс – от 3000 до 5000 тенге в зависимости от места и ряда в автокинотеатре.

Киносеансы здесь проходят четыре дня в неделю. В четверг и в воскресенье проходят по два сеанса – в 19:00 и в 23:00. А в пятницу и субботу показ идет только в 23:00, после концертов под открытым небом.

Концертная программа начинается около 19:00 и собирает поклонников «живых» выступлений казахстанских исполнителей. Концертная программа длится от двух до трех часов и заканчивается около десяти часов вечера. 

Стоимость билетов на «автоконцерт» – от 9500 и до 12 500 тенге, и, как и на выступлениях в концертных залах, зависит от мест в «зрительном зале». Чем ближе к сцене будет стоять автомобиль со зрителями, тем, естественно, дороже будут билеты.

Киносеансы а автокинотеатре и концерты под открытым небом стали настоящей отдушиной для горожан, долгое время находившихся дома из-за карантинных ограничений. Бесконтактные просмотры фильмов и концерты позволяют людям насладиться искусством, в том числе и казахстанским, минимизировав при этом риски. Подобные форматы уже много лет занимают определенную нишу в индустрии развлечений во всем мире, а во время ограничений приобретают еще большую популярность. Единственное, чего еще не хватает, так это шоу-программ для маленьких любителей искусства.

Максим Морозов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!