В предстоящем году эти два направления будут приоритетными в регионе. О том, как будет развиваться туризм в Восточном Казахстане и на что ставится акцент abc.tv рассказал руководитель управления туризма и внешних связей ВКО Жасулан Сарсенбаев.
- Жасулан Бирликович, в этом году регион плотно занялся развитием приоритетной туристической отрасли. Какая работа вами проведена в первую очередь?
- В этом году мы акцент сделали на информационные туры для туроператоров и представителей СМИ. Делали ставку на информационное продвижение туризма в области, чтобы о нас больше знали и посещали. Мы провели огромную работу. Создали реестр мест для посещения, куда вошли 35 туристических маршрутов. Из них 24 - летнего характера, 11 - зимнего. Создали онлайн-оплату турпакетов по этим маршрутам. Теперь любой турист дистанционно, не посещая офисы туроператоров, может купить турпакет, находясь за рубежом или в любой точке Казахстана. Именно к этим услугам подключены 15 туроператоров, которые имеют возможность зарабатывать на этом деньги. Также выпущены информационные бюллетени под названием "25 легенд про ВКО", где рассказывается о самых популярных местах для посещения туристов. И о тех местах, которые мы, с учетом сервиса, рекомендуем для посещения туристических групп.
- Но нынешний летний сезон "оголил" все проблемы туристической отрасли региона. Ваша информационная работа возымела действие. В область хлынул поток туристов. Но мы оказались не готовы к этому. В частности, отдыхающие жаловались на отсутствие инфраструктуры и должного сервиса на базах отдыха. Сейчас эти вопросы сняты?
- Да, в этом направлении есть над чем работать. Меня шокировал тот факт, что некоторые регионы при предоставлении заявки для инвестиционных проектов или финансировании через госпрограмму, не всегда учитывают, есть ли необходимость в этом объекте вообще. К примеру, города подавали заявку на строительство дополнительных мест развлечений и отдыха (в основном, гостиницы). Несмотря на то, что мы сейчас не можем загрузить существующие гостиницы. Не вижу смысла строить еще больше таких объектов, когда у нас элементарно нет придорожного сервиса, кафе. Думаю, предпринимателю легче развить придорожный сервис и окупить затраты быстрее с учетом прибыльности, чем пятизвездочный отель с 15% загруженностью в год.
За последние два года в области в сфере туризма реализованы 22 инфраструктурных проекта, стоимостью 717 млн тенге. Это проекты местных инвесторов. До 2020 года планируется реализовать еще 22 проекта. Но, чтобы работу систематизировать, в первые полгода управление туризма и внешних связей работало над анализом текущей ситуации по придорожному сервису, нахождению туристических объектов, маршрутизацией, изучали, что у нас не хватает на определенных маршрутах. Разработали интерактивную карту, которая в последующем будет необходима для мониторинга. На карте представлены все маршруты по ВКО, в том числе и международные, через пограничные посты Бахты и Майкапчагай. И самое главное, в них отмечены к каким из четырех категориям дорог и придорожного сервиса они относятся. Мы эту маршрутизацию полностью на сегодня актуализировали. Провели соответствующий реестр, и мы сейчас знаем, что, где и чего не хватает. По побережью Алаколя в Урджарском районе, как вы знаете, на следующий год из местного бюджета выделено порядка полумиллиарда тенге на улучшение инфраструктуры. На побережье озера мы провели инвентаризацию всех объектов предпринимательства, всех туристических баз и мест питания. Их на сегодня на нашей стороне Алаколя 185 единиц. Из них с собственниками 180 объектов заключены соглашения о том, что инфраструктура и ремонт дорог до базы отдыха будет проводиться за счет государства, а собственник базы берет обязательство по благоустройству своей территории. Это приведение в порядок мест питания, озеленение, соблюдение санитарных норм. Мы хотим, чтобы сфера из дикой превратилась в сервисный туризм. Действительно дороги ВКО являются одним из проблемных вопросов. В части качества покрытия. Но здесь есть и объективные причины. Самая большая протяженность автодорог у нас порядка 11 тысяч км. Плюс ландшафт, горные "перепады", которые нельзя сравнивать с южными регионами.
- А что с Сибинскими озерами? Там в начале лета тоже был скандал, когда собственники выкупленных там земельных участков оградили территорию, в связи с чем возникла проблема доступа к водоему для отдыхающих. Удалось ли разрешить эту ситуацию?
- Да, мы с этим вопросом разобрались. Там туристы были вынуждены платить хозяину земельного участка, который преградил доступ к общественным местам. Сегодня из 36-ти ограждений, которые были на побережье Сибинских озер, 32 демонтированы. Четверо собственников отказались добровольно убирать заборы. По ним материалы переданы в суд для принятия дальнейших мер. Подчеркну, никто не собирается отнимать у кого-то частные земли. Мы просто хотим, чтобы эти собственники работали в правовом поле и обеспечивали соответствующий доступ к озеру для отдыхающих. В частных руках в разные годы оказались порядка 500 земельных участков. Из них 261 не используются более трех лет. Я знаю, возможно, какие цели преследуют собственники этих земель. В свое время они купили за копейки эти участки или вообще бесплатно они им достались. И они выжидают, пока там будет развиваться сервис, чтобы в последующем продать за миллионы. Такой ситуации не получится. Поскольку мы ориентированы в первую очередь на доступность среды для нашей общественности, чтобы горожане имели беспрепятственный доступ к нашим природным ресурсам. Не вижу смысла ограждать, если у него нет соответствующего сервиса, просто шлагбаум поставили посередине дороги и за то, что ты проехал, взимают определенную плату. Мы отремонтируем участки, которые пролегают по приоритетным туристическим маршрутам. По поручению акима области Даниала Ахметова и его поддержке. В этом году впервые при ремонте дорог учитывался именно поток туристов. И пять туристических маршрутов, имеющие соответствующий поток туристов, были отремонтированы.
- Вернемся к перспективам туристической отрасли. В первую очередь, какое направление намерены развивать?
- Внутренний туризм. А уже с учетом имиджа и соответствующего сервиса дальше выходить на международный уровень. Недавно впервые между акиматом ВКО и фондом "Даму" подписан меморандум о финансировании проектов малого и среднего бизнеса. При поддержке акима области приоритетность будет отдаваться двум основным сферам: туризму и АПК. Однако, заявок от предпринимателей пока мало. Пока у нас только восемь заявок. На сумму 800 млн тенге. Но эти проекты будут дополнительно рассматриваться банками второго уровня. Программа в основном ориентирована на действующих предпринимателей и предполагает средства на расширение бизнеса, с учетом его кредитной истории, соответствующей базы. Также мы ведем переговоры с партнерами из Китая и Европы. За прошлый год были два визита в Швейцарию и Австрию. Они тоже очень заинтересованы. Более того, на след год планируем провести более глубокий анализ природных ресурсов, в части его полезности для здоровья, в части исследования наших минеральных источников. В последующем это будет объединено со сферой здравоохранения. Чтобы это было не только легендой, но научно-обоснованной доказательной базой. Чтобы аргументация при привлечении инвесторов было более чем доказано с научной точки зрения. Это касается и наших минеральных источников, и пантолечебницы, и траволечения.
Среди интересных проектов можно отметить строительство крупной базы отдыха "Шелковый путь". На третьем озере будем развивать муниципальный пляж для общественности. В последующем, базы отдыха, которые рядом находятся, будут улучшать свою инфраструктуру. Тем самым, государство, вложив энную сумму, получит, как минимум, в три раза больше инвестиции.
Благоприятен регион и для зимнего туризма. К примеру, в Риддере зимний сезон длится до семи месяцев. Но опять-таки, там должен быть соответствующий сервис. Базы отдыха в Риддере неплохие. Но из-за того, что пока туристов мало, владельцы баз вынуждены увеличивать стоимость услуг, чтобы окупить свои расходы. Когда туристов станет больше, соответственно уменьшится и стоимость услуг.
- Каковы результаты от сотрудничества по международному туризму? В этом году впервые Усть-Каменогорск посетили представители КНР…
- Результаты есть. По КНР если говорить, порядка 30% всех прибывших китайских туристов по групповым визам были ориентированы именно на ВКО. И впервые за историю ВКО в этом году был официально заключен не меморандум и не рамочное соглашение, а именно контракт между крупным тур-оператором Китая и нашим туроператором "Премьер тур". Они составили именно межрегиональный маршрут "Золотой треугольник Казахстана". По одному туристическому маршруту туристы побывают в трех городах страны. Предусмотрено прибытие туристов в Астану, из Астаны в Усть-Каменогорск, из Усть-Каменогорска в Алматы. Причем у каждого региона есть своя специфика. Тут ни в коем случае нельзя говорить, что ВКО конкурирует с Алматой, например. Если Астана интересна туристам культурно-познавательной стороной, Усть-Каменогорск – экологическим туризмом, Алматы – популярен в сфере шоп-туризма. Если подробнее об этом, то с нашей и китайской стороны предоставляется реестр туроператоров, которым разрешается работать на международном уровне. Эти туроператоры между собой уже определяют, кому что интересно и кто выходит на контрактную основу и заключает контакт на поставку туристов. Вот мы вышли на контрактную основу.
- А есть точные данные, сколько туристов посещают наш регион?
- Прирост, по сравнению с первым полугодием прошлого года, составляет 15% и по международному и внутреннему туризму. По нашим расчетам, только за летний период регион посещают порядка миллиона человек. Если мы улучшим инфраструктуру на Сибинских озерах, Алаколе, на следующий год возьмемся и за Бухтарминское водохранилище, соответственно, ежегодно будут увеличиваться места и количества посетителей. Это не считая зимнего и экологического туризма.
Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск