DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
10 миллионов или лицензию на стол

10 миллионов или лицензию на стол

Фонд «Қамқор -туристiк», который должен защитить казахстанских туристов от форс-мажорных ситуаций, поставил в неловкое положение отечественных туроператоров, работающих на выездной туризм. 

28 Декабрь 2016 21:33 6524

10 миллионов или лицензию на стол

Автор:

Алина Альбекова

Фото: Алина Альбекова

10 миллилонов тенге в качестве банковской гарантии для многих игроков казахстанского туррынка оказались неподъемными. Напомним, постановлением правительства РК от 21 октября 2016 года за №607 туроператорам  и туроператорам-фрахтователям, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, предусмотрено обязательное наличие банковской гарантии. Для туроператоров это 5000 МРП или 10 млн 605 тыс. тенге по состоянию на 2016 год, туроператоры-фрахтователи должны иметь в этом году «лишние» 15 000 МРП или около 30 млн тенге. 

Избежать уплаты, как оказалось, можно лишь одним способом – сдав туроператорскую лицензию и перейти в турагенты.Как отмечалось ранее, на отечественном рынке уже наблюдается такая тенденция.

«Закон обсуждался с туррынком почти 2 года, с того самого времени, как произошел случай с Гульнар Тур. Он был поддержан и НПП, и Ассоциациями. Когда же дошло до дела...  Но мы учли этот момент, и в прошлом году были внесены изменения в законодательство, которые предполагают, что туроператор может отказаться от лицензии, и стать турагентом. До конца года есть время, компании могут либо оплатить банковскую гарантию, либо дать гарантийное письмо, что они ее оплатят», - отмечал на одной из ранее проведенных пресс-конференций «по презентации новой концепции развития туризма Астаны» директор департамента индустрии туризма МИР РК Марат Игалиев.

Закон, регламентирующий работу администратора системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма, действительно, обсуждается не первый год, и вступил в силу уже 1 января 2016 года. Сам фонд «Қамқор -туристiк», который выиграл конкурс и был наделен функциями администратора сис­темы, заработал официально в конце октября, а 7 ноября запустил свой официальный сайт.

Однако, тех, кто выполнил условия фонда, предоставив банковские гарантии, пока не так много. По данным МИР РК, на сегодняшний день в Казахстане числится около 1,5 тысяч туркомпаний. При этом участниками системы, по данным реестра, опубликованного на сайте фонда fondkamkor.kz, стали всего лишь 42 туроператора. Среди них: Kaz Alliance Group, Zhanar Travel, Magictravel LTD, ITOUR, «Восточный клуб», Touroperator «Kompas», Alesta Tour Service, Hyacinth, Компания по туризму Яссауи, Интэрнэшнл Трэвэл плюс, Музенидис Трэвел – Астана, Sky Way Travel, ABK Tourism, Premium Travel Company, Гелиос, Бархатный сезон, Euro-Asien Express, Light Tour, Online Travel Market, Destinations.kz,  Вокруг cвета – 2000, туристическая фирма Аружан, МТК Астана Тревел, BTAcvilon, Транстурс Казахстан, Тигрохауд Tour, «Unit Travel», Korea Vision Tour, производственный кооператив Робинзон, Шым Тур, Международное агентство по туризму Фараб,  ТОО Bronix, Calypso Tour KZ, турфирма Куаныш, Фирма Меридиан Д, Рэст-Тревел Пак Груп Казахстан, Inter Тур-Астана, ATLAS-, Керемет Трэвэл,Voyager Group. А также 4 туроператора-фрахтователя: «Anextour Kazakhstan», Pegas Kazakhstan, Натали Турс Казахстан и Avia Elsenal Travel.

«До сих пор из-за того, что мы работали без каких-либо гарантий, шло нарушение глобального кодекса туризма, где говорится, что все игроки туррынка должны иметь финансовые гарантии. В Европе и Америке, на которые мы так часто любим кивать, условием для работы любой туркомпании является обязательное членство в глобальных системах, которые контролируют работу каждого участника. В Европе, к примеру, практически все являются агентами IATA. Получить аккредитацию такого агентства гораздо сложнее, это не банковская гарантия, там и условия работы контролируются, проходит ежегодный аудит, оцениваются навыки, и уровень возможностей у того, кто продает те или иные туры. У нас же до сих пор условием существования на рынке была лишь личная репутация агентства. Но сейчас наступили другие времена, пришли лихие людишки, началась ориентация на массовый туризм, который опасен для любой страны, особенно такой маленькой, как Казахстан, и мы стали иметь серьезные проблемы, которые как раз подхлестнули наш уполномоченный орган заняться этим вопросом. Когда депутаты узнали, что деятельность туркомпаний, которые в день делают оборот на миллион долларов, прогарантирована только туроператорской лицензией, которая стоит копейки и больше ничем, естественно, это не могло не вызвать ощущение ужаса в отношении тех услуг, которые мы предоставляем. На сегодняшний день уже такой закон существует, и неисполнение его имеет определенные последствия», - прокомментировала необходимость нововведения председатель фонда и директор турфирмы «Саят» Инна Рей.

Последствиями в данном случае является лишение лицензии туроператоров, работающих на выездной туризм. В пункте 3 статьи 27-3 Закона РК от 13 июня 2001 года № 211 «О туристской деятельности» сказано: «Уполномоченный орган в случае выявления оказания гражданам РК туристских услуг в сфере выездного туризма туроператором или туроператором-фрахтователем, не исполняющим обязательства, предусмотренные настоящей статьей, или исполняющим их ненадлежащим образом, обязан в течение трех рабочих дней, со дня выявления такого обстоятельства, осуществить приостановление лицензии в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях».

При этом, согласно ЗаконуРК от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях», у туроператора будет возможность восстановить лицензию, выполнив условия фонда в десятидневный срок, то есть предоставить банковскую гарантию.

Как ранее отмечала abctv.kz директор Казахстанской туристской Ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова, банковскую гарантию, установленную решением правительства, сложно назвать адекватным вариантом борьбы с недобропорядочными игроками турбизнеса.  

«Что такое банковская гарантия? Это изымание из бизнеса денег, это замораживание, это очень высокие проценты за банковское обслуживание, это достаточно низкая оценка недвижимости, которая может быть выставлена в качестве залога. Все это не улучшает деятельность туристского бизнеса, очень серьезно ухудшает его положение», - подчеркивала она.

Один из игроков туррынка, директор турфирмы Labean TOUR Эльнара Етимова, также считает сумму банковской гарантии неадекватной, а фонд несовершенным.

«Мы, те самые агентства, которые на протяжении 5 лет страдали и попадали из-за недобросовестных туроператоров, у многих из нас есть кредиты, которые надо выплачивать. Мы не можем позволить себе оплатить 10 миллионов тенге, нам просто не на что будет жить.Генераторы фонда, председатель фонда Инна Рей говорит, что вот сейчас к нам хлынет поток туристов. На самом деле мы считаем, что это, наоборот, убьет нас. Большая часть туристов и без того уже уходит в онлайн букинг и прочие системы онлайн бронирования, а это нововведение только лишний толчок, чтобы к нам стало еще меньше туристов обращаться», - посетовала она.

По словам директора турфирмы, ни о какой защите туриста, а уж тем более туроператора речи не идет - фонд гарантирует вывоз туристов, купивших туры на чартерные рейсы, тогда как многие турфирмы планируют туры индивидуального характера на регулярных рейсах авиакомпаний, где рисков в принципе нет. В случае форс-мажорных ситуаций, авиакомпания пересаживает казахстанских туристов на другие рейсы, переносит время или дату вылета, при этом сам турист не несет никакихубытков, его обеспечивают питанием и проживанием. Отметим, чартерные рейсы в основном популярны на таких потоковых направлениях, как Турция, Тайланд, ОАЭ, Египет. Но, как правило, проблемными считаются турецкие направления.

«Получается, что мы, казахстанские туроператоры, остались в той же ситуации, только для нас условия игры усугубили», - отметила она.

Более того, фонд ведет речь идет только о вывозе туристов, и в случае банкротства туроператора никто не гарантирует туристам возврат денег за купленные туры. По мнению директора турфирмы, под «идеей» создания фонда защиты туристов, на самом деле идет раздел туррынка, и каждый крупный туроператор, который лоббирует интересы вновь созданного фонда,ведет не только туроператорскую деятельность, но еще и турагентскую, а в придачу открывают дополнительные юридические лица, которые будут заниматься приемом туристов. Напомним, учредителем фонда выступила Ассоциация Туроператоров Республики Казахстан, созданная в 2009 году. В ее состав входит 7 туроператоров: «Teztour», «Kazalliance Group», «Каз Тур», «Touroperator», «Kompas», «Фирма Саят», «Гелиос», «Sky Way» и «Zhanar Travel».

«Получается, мы здесь просто не нужны. Ине важно перестроимся мы или нет под новые правила игры, они просто хотят подобрать рынок в свои руки. Во всяком случае, мы так видим себе эту ситуацию. Турист очень скоро почувствует, что ни о какой его защите речь не идет. Вот один из примеров, как это может отразиться на нем. Есть такие направления, которые не каждый оператор предоставляет на рынок. Если ко мне пришел клиент и говорит, я хочу уехать, условно, на Мадагаскар, я бы могла ему организовать этот тур, но так как мне запрещает закон, я должна его бронировать через оператора, но на рынке нет такого туроператора, который предоставлял бы данное направление, значит, я вынуждена отказать своему клиенту, если же такой оператор появится, так как он монополист в данном направлении, он может ставить и регулировать цены на свое усмотрение. Это огромный минус для всех нас», - отметила Эльнара Етимова.

Согласно новому законодательству, турагенты, действительно, обязаны бронировать турчерез туроператора, который, в свою очередь,предоставляет туристу индивидуальный код, являющийся той самой гарантией на возврат в случае форс-мажорной ситуации. При этом туркод в обязательном порядке должен быть только у тех туристов, которые приобрели турпродукт, сформированный туроператорами и реализованный турагентами. В случае, же если турист самостоятельно бронировал услуги, туркод ему не потребуется.

Буквально на днях на брифинге, посвященном вопросам внедрения системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма, прозвучало, что «без оплаты туркода туристская поездка за рубеж из Казахстана считается незаконной». Данная формулировка позволяет в некоторых случаях неверно трактовать законодательство, отметили в НПП «Атамекен». Например, уже имеются жалобы о том, что нотариусы не выдают доверенность на вывоз за границу детей без наличия туркода. В палате уточнили, что требование о наличии туркода не распространяется на всех туристов. Туркод в обязательном порядке должен быть у туристов, которые приобрели туристский продукт, сформированный туроператорами и реализованный турагентами. Если же турист самостоятельно бронировал услуги, туркод ему не требуется. Более того, в соответствии с законодательством проверка наличия туркода при выезде за рубеж не входит в компетенцию каких-либо уполномоченных органов.

Кроме того, в опубликованной на сайте palata.kz статье «Зачем туристу туркод» отмечается: «Система гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма – новая для казахстанского законодательства. И, как всегда это бывает на этапе внедрения, у участников рынка имеется ряд вопросов, которые требуют разъяснения и, возможно, дополнительного внесения изменений и дополнений в законодательство. Например, у туристского рынка имеются вопросы по трактовке понятия «туристский продукт». Туроператоры, продающие услуги курортов СНГ, зачастую не предоставляют услуги авиаперевозок. Турист может поехать на поезде или автомобиле. Или другой пример. Турист приобретает путевку и авиабилет на регулярный рейс. Ему услуги фонда, скорее всего, не потребуются. Такие случаи тоже вызывают вопросы у туроператоров и турагентов относительно необходимости оплаты комиссионного сбора. В этой связи данные вопросы неоднократно обсуждались на площадке НПП РК и Министерства по инвестициям и развитию РК. Достигнута договоренность с МИР РК по разъяснению часто задаваемых вопросов. Как только разъяснения от уполномоченного органа будут получены, они будут опубликованы на сайтах МИР РК и НПП РК «Атамекен».

Председатель фонда «Қамқор -туристiк» Инна Рей, не считает ситуацию столь критической, даже наоборот уверена, что теперь казахстанский туррынок будет нести ответственность, которой раньше не было. 

«Данная ситуация позволит нам понять ситуацию на казахстанском рынке. Необходимо отметить, что такая же ситуация была в России в прошлом году, и благодаря турпомощи были вывезены многие туристы, то есть засчет денег туроператоров. Для нас самое главное это безопасность казахстанских граждан, это имидж нашей страны. Когда наши туристы остаются где-то за рубежом практически без денег, видеть обращения в социальных сетях не совсем приятно, согласитесь», - высказала свое мнение Инна Рей.

Отметим, банковская гарантия позволит гарантировать возврат денег, потраченных фондом на вывоз туристов из-за рубежа. Вопрос и о сохранности, а также о нецелевом использовании средств фонда, за что так переживают игроки туррынка, здесь не стоит. Работу фонда будет регулировать Совет Администратора системы, который формируется не только из учредителей фонда, но и из представителей уполномоченного органа исполнительной власти, представителя Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен», представителей профильных Ассоциаций, и независимых членов. Кроме того, будет создана специальная ревизионная комиссия, которая будет проводить не только ежегодные плановые проверки, но и внеплановые по требованию совета.

Отметим, помимо банковских гарантий, каждый оператор-участник системы обязан делать отчисление в размере 0,5 МРП (1061 тенге) с каждого клиента в фонд, что скорее всего скажется «плюсом» на стоимости туров для туристов. Эти деньги, по словам Инны Рей относятся к расходной части, а точнее 10% от общей суммы всех платежей будет тратиться на содержание системы, остальное на зарплату директору и сотрудникам, а также на аренду офиса.

Алина Альбекова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Путь Тамерлана» объединит четыре страны ЦА

Представители туристической отрасли сверяют часы.

10 Ноябрь 2019 12:23 13323

«Путь Тамерлана» объединит четыре страны ЦА

В течение четырех дней профессионалам туротрасли  Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и самого Казахстана, а также Китая, Армении, России показали самые известные достопримечательности Шымкента и Туркестанской области. Экспертам предложили оценить удобство и комфорт местных отелей.

Тур был организован двумя туристическими ассоциациями – Ассоциацией индустрии туризма Туркестанской области и Евразийской туристической ассоциацией – для туроператоров и блогеров стран Центральной Азии. Это сотрудничество началось совсем недавно, признается президент Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева.

«После обретения независимости нам было интересно узнать, что там, за кордоном. И мы ринулись путешествовать в дальние страны. Турцию знаем от и до, а Казахстан – нет. Сейчас мы возвращаемся к своим корням и задаем вопрос: «Почему европейцы или турки могут гордиться и показать свои достопримечательности, а у нас что этого нет?» –  говорит Рысты Карабаева.

Насыщенная программа включила в себя посещение городищ Сауран и Отырар, выставку ремесленников и гастрофестиваль в Туркестане, пещеру Акмечеть, мавзолеи Арыстан-Баба и Ходжи Ахмета Яссави. Однако на последний объект из-за повышенных мер безопасности, связанных с визитом в Туркестан высокого гостя, участники тура не попали, чем были очень разочарованы. Зато признались, что пещера Акмечеть, природный объект в Байдибекском районе, впечатлила всех. Не хватило только некоторых небольших нюансов для полной упаковки красивой дистинации.

«Я была впечатлена пещерой Акмечеть. Единственное – хотелось кофе или чая. Знаете, в мире, в Турции особенно, это умеют делать. Не хватает, чтобы кто-то оделся в казахскую национальную одежду и предлагал чай, шоколадку. Даже кушать необязательно», – заметила руководитель «Эксперт-тур» из Ташкента Мадина Тагаева.

Гости также были удивлены отсутствием сувениров. Турист еще не заехав в город, в аэропорту может приобрести небольшие и доступные по цене сувениры, рассказывающие об этом городе или стране, о футбольной команде или природных особенностях. Да, чаще всего это все произведено в Китае и является ширпотребом по большому счету, но даже на такую продукцию гости готовы тратить деньги, а значит вкладывать в экономику твоей страны, поясняют предприниматели.  Но в Шымкенте и Туркестанской области все еще сложно найти хоть Madе in China, хоть авторские работы местных ремесленников. По крайней мере, их не оказалось в тех дистинациях, куда возили гостей.

«Только в мечети один маленький магазинчик, – говорит хозяин компании Vizit Armenia Владимир Геворкян –  Для Армении попасть сюда – это 500 долларов, через Москву. Поэтому инфраструктура важна в первую очередь. Я, как предприниматель, говорю: у вас есть то, на чем можно просто зарабатывать деньги».

Руководитель Зерафшанского совета по туризму из Таджикистана Зафар Норов поддерживает коллегу, он уверяет: можно продавать даже глину, если подвести под это интересную историческую платформу.

«По поводу сувениров. Мы вчера были на археологических раскопках, нам сказали, что восстанавливают разрушенную стену. Но возьмите пример Берлинской стены, они каждый ее камушек продают как сувенир, за 5-10 евро. Почему бы не сделать то же самое и здесь. Глину можно упаковать и, не разрушая, продавать. Туризм – это эмоции, и люди за ними приезжают, они знают, что здесь много древностей», – предлагает Зафар Норов.

Привлекательная упаковка – залог продаж

В Шымкенте турбизнесменам показали краеведческий музей, раскопки на городище Шымкент. Здесь планируется восстановить по фотографиям исторический облик древней цитадели. Возили в село Сайрам, где расположен древний город Исфидюаб с сохранившимся минаретом Хызр. Это место рождения Ходжи Ахмета Яссави. Однако предприниматели отметили, что объекты Сайрама пока не готовы к приему туристов, нет соответствующей упаковки.

«Мы были в Сайраме, и мне это интересно. Я интересуюсь суфизмом, но как турпродукт я пока буду сомневаться предлагать, потому что не готов. А что показывать? Вот сказали, что пришли в дом, где родился Яссави. Обычный дом. Надо создать о нем историю, его слова есть, чтобы о нем это говорило, что он там жил, не просто дворик. Там еще и куча срубленных деревьев лежала. Продукт для туриста не готов. В первую очередь, это все надо красиво упаковать», – считает  Мадина Тагаева.

«Мы были в Сайраме: минарет Хызры, дом Яссави, я ожидал, что мы туда пойдем и соседи смогут пригласить нас на чай. У нас, в Таджикистане, так делают. В сельской местности есть гостевые дома. И такое же развито в Кыргызстане. Люди получают доход и улучшают условия приема гостей. Если это сделать, турист всегда оставит чаевые, доллары», – считает эксперт из Таджикистана Зафар Норов.

Тема событийного туризма не раз поднималась как один из путей привлечения гостей в этот регион. Традиционными для Шымкента и Туркестанской области уже стали фестивали тюльпанов (Путь тюльпана) и дынь (Кауын фест). Потому и инфотур приурочили к гастрофестивалю в Туркестане. Однако гости заметили, что такие мероприятия должны быть в регулярном календаре, фестивалей должно быть намного больше, проводиться они должны чаще и рекламироваться не за неделю до проведения. Иначе заманить на них туристов не получится.

По мнению казахстанского блогера Якова Фёдорова, фестивали с содержательным контентом плохо афишируются. Мало кто о них знает, и, соответственно, их не посещают.

«Событийный туризм должен быть системным, он не должен зависеть от государственных тендеров», – говорит известный  блогер.

Тамерлан объединяет

Несмотря на то, что принимающей стороне было не очень приятно выслушивать критику со стороны гостей, они вынуждены были признать, что все озвученное ими – ныне существующая в местном туризме реальность, они сами об этом знают и пытаются решить давно. Да, страдает инфраструктура, в придорожные туалеты все еще лучше не входить, не хватает сувениров, туристических автобусов, объекты не упакованы для турпродажи. Но четырехдневное общение не прошло даром, родился новый туристический пакет под рабочим названием «По стопам Тамерлана», который объединит своего рода кольцом сразу четыре центральноазиатских страны (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан), где жил, воевал, строил  знаменитый полководец Амир Тимур.

«У нас возникла идея создать проект, который называется «Кольцо Центральной Азии» (Ring Central Asia). Создать такой турпакет, который называется «Путь Тамерлана», или «Тамерлан-тур».  В рамках этого кольца можно создавать множество туров по Центральной Азии. Мы уже обсудили участников этого тура: Кыргызстан,  Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, четыре страны. Уже разработали до мелочей. Почему круг? Потому что, с какой бы точки ни начинали бы этот тур туристы, они всегда будут возвращаться в ту же точку», – пояснила президент объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Industry Tourism Association of Central Azia Гульмира Ахбердиева.

Руководитель узбекской компании «Эксперт-тур» Мадина Тагаева считает, что человечество нуждается в героях. Особенно своих героев не хватает жителям наших стран, и, для того чтобы их возродить, существуют все возможности. Один из таких героев – Тамерлан.

«Эмир Тимур – великий среднеазиатский полководец. Я бы не сказала, что он только узбекский, он наш общий герой. Мне кажется, стоит его отметить отдельно. Он не только был полководцем, он был культурным человеком. В Узбекистане мы рассказываем, где  он родился, что построил. История его жизни заканчивается здесь, в Южном Казахстане. Он погибает от ран. Мне всегда хотелось, чтобы было начало и был конец. А тут получилась красивая история. И наша цель – сделать ее вместе, рассказать не только о завоеваниях, исторических датах, а больше о человеке, каким он был, как он собирал ученых и архитекторов», – отметила представительница туротрасли Узбекистана.

По словам представителя Совета по развитию туризма Таджикистана Давлата Хабибова, проект кольца привлекателен с точки зрения роста числа туристов и ознакомления молодого поколения с культурой и традициями всего региона.

«Мы предлагаем тур по тем местам, где собирал свои лечебные травы Ибн Сина, он жил здесь. Мы предложим тур в рамках кольца по тем местам, где жил и творил великий Рудаки. Мы предложим тур по тем местам, где ходили самые передовые наши предки, которые внесли великий вклад в сокровищницу ислама. И использовали ислам для того, чтобы максимально развить науку в мировом масштабе», – подчеркнул представитель Совета по развитию туризма Таджикистана Давлат Хабибов.

Нужно отметить, что гостям особо понравился мастер-класс по приготовлению бешбармака, который им организовали в Шымкенте. Все взяли это на заметку для своей работы и предложили обязательно включать его в турпакеты не только для иностранных, но и для туристов из ближайших соседних стран. Мало того, ташкентцы пообещали, что обеспечат бесперебойный поток гостей буквально каждые выходные.

«Вчера выставила фото бешбармака в Facebook, и у меня все спрашивают, где это ты его достала, куда нужно поехать, чтобы его попробовать. Мы делаем праздник плова, можно такой же сделать праздник бешбармака, выбрать определенный день в неделю, и наши туристы толпами будут к вам приезжать, потому что любят мясо, и такого бешбармака у нас нет. Это реально можно сделать», – уверяет представитель турфирмы BenTour из Ташкента Азатгуль Торениязова.

Казахстанские представители туротрасли отметили, что на границе с Узбекистаном в Сарыагаше, напомню, что Ташкент находится всего в 120 км от Шымкента, строится новый терминал, где будет предусмотрен зеленый коридор для туристов. Вопрос решается на межправительственном уровне. В следующем году должен быть готов и новый терминал шымкентского аэропорта. Это позволит увеличить пассажиропоток, а значит, и туризм. На 2020 год Шымкент избран культурной столицей стран СНГ, а потому гостей и туристов в третий мегаполис страны ожидается много. А вот времени на устранение самых очевидных ошибок совсем мало.

Мира Бахытова

МИД позаботился о казахстанских туристах

Представители министерства иностранных дел презентовали мобильное приложение Smart TravelKZ. 

14 Декабрь 2017 19:59 6061

МИД позаботился о казахстанских туристах

По словам директора департамента консульской службы МИД РК Ардака Мадиева, туристы многих стран сегодня получают помощь консулов только лишь с помощью одного мобильного приложения. У казахстанских туристов такой возможности до сих пор не было.

«Многие наши граждане, попадая в чужой стране в неприятную или нестандартную ситуацию, теряются. Бывает, что начинают звонить родственникам, которые выходят на наше министерство. А это существенная потеря времени. Посредством нового мобильного приложения Smart travelKZ они могут выйти напрямую на нас, связаться с ближайшим консульским учреждением, получить своевременную помощь и рекомендации по выходу из сложившейся сложной ситуации», – рассказал он в рамках презентации нового мобильного приложения для туристов.

Связаться с консулом с помощью Smart travelKZ можно будет тремя способами: оставив голосовое сообщение, заказав обратный звонок или отправив письмо на электронную почту.

Кроме того, в мобильном приложении содержится подробная информация о странах и городах, законодательной базе, денежной единице, религии, традициях и обычаях.

«Каждая страна имеет свои особенности, это касается стран Ближнего Востока, как Арабские Эмираты и Иран, где есть соответствующая форма одежды и нормы поведения. Бывает, что зачастую наши граждане, не зная этих норм, привлекаются к административной и даже уголовной ответственности. В этой связи нами весь опыт обращения наших граждан суммирован, и мы попытались наиболее полную информацию в мобильном приложении разместить», – уточнил Ардак Мадиев.

В мобильном приложении были также собраны контактные данные всех посольств, список консульских учреждений, адвокатов, медицинских служб, казахстанских представительств транспортных перевозчиков. Кроме того, в нем содержится информация о визовом режиме, порядке пребывания иностранных граждан в той или иной стране, а также советы по вопросам страхования, медицинского обслуживания за рубежом и действиях при чрезвычайных ситуациях. Предполагается, что Smart travelKZ будет даже предупреждать туристов о санитарно-эпидемиологической и криминалистической ситуации в стране пребывания.

По словам представителя МИДа, в мобильном приложении предусмотрен раздел экстренных новостей, где будет сообщаться обо всех чрезвычайных ситуациях в мире, природных катаклизмах, демонстрациях, забастовках и беспорядках, устраиваемых в различных государствах. Особенно актуальной для казахстанских граждан, уверены в МИДе, будет информация о предметах, запрещенных к вывозу и ввозу, правила беспошлинного ввоза и вывоза, а также ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Как сообщил Ардак Мадиев, мобильное приложение уже протестировано и доступно для всех пользователей Android. По данным МИДа, на сегодняшний день 60% казахстанцев являются пользователями этой мобильной платформы. Несколько сложнее сложилась ситуация с пользователями айфонов, работающими с платформой iOS, поскольку согласование с американскими службами заняло длительное время. К слову, на разработку приложения, которое должно обеспечить безопасность граждан, выезжающих за рубеж, было затрачено 2,3 миллиона тенге.

«Проблема уже решена, и мы надеемся, что в ближайшие дни до Нового года данная программа будет доступна и для них», – сообщил он.

На сегодняшний день консульские представительства Казахстана расположены в 67 странах мира. Все консулы, заверил представитель МИДа, уже оповещены о запуске данной программы и готовы оказать помощь в любое время.

Отметим, в 2017 году в Казахстан было возвращено 100 граждан, оказавшихся в затруднительном положении и попавших в чрезвычайные ситуации, содействие в транспортировке было оказано родственникам 49 умерших граждан, а также оказана помощь более 50 лицам, ставшим жертвами противоправных действий со стороны криминальных структур, и оказавшимся в затруднительных обстоятельствах за рубежом казахстанцам.

Алина Альбекова  

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: