10 миллилонов тенге в качестве банковской гарантии для многих игроков казахстанского туррынка оказались неподъемными. Напомним, постановлением правительства РК от 21 октября 2016 года за №607 туроператорам и туроператорам-фрахтователям, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, предусмотрено обязательное наличие банковской гарантии. Для туроператоров это 5000 МРП или 10 млн 605 тыс. тенге по состоянию на 2016 год, туроператоры-фрахтователи должны иметь в этом году "лишние" 15 000 МРП или около 30 млн тенге.
Избежать уплаты, как оказалось, можно лишь одним способом – сдав туроператорскую лицензию и перейти в турагенты.Как отмечалось ранее, на отечественном рынке уже наблюдается такая тенденция.
"Закон обсуждался с туррынком почти 2 года, с того самого времени, как произошел случай с Гульнар Тур. Он был поддержан и НПП, и Ассоциациями. Когда же дошло до дела... Но мы учли этот момент, и в прошлом году были внесены изменения в законодательство, которые предполагают, что туроператор может отказаться от лицензии, и стать турагентом. До конца года есть время, компании могут либо оплатить банковскую гарантию, либо дать гарантийное письмо, что они ее оплатят", - отмечал на одной из ранее проведенных пресс-конференций "по презентации новой концепции развития туризма Астаны" директор департамента индустрии туризма МИР РК Марат Игалиев.
Закон, регламентирующий работу администратора системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма, действительно, обсуждается не первый год, и вступил в силу уже 1 января 2016 года. Сам фонд "Қамқор -туристiк", который выиграл конкурс и был наделен функциями администратора системы, заработал официально в конце октября, а 7 ноября запустил свой официальный сайт.
Однако, тех, кто выполнил условия фонда, предоставив банковские гарантии, пока не так много. По данным МИР РК, на сегодняшний день в Казахстане числится около 1,5 тысяч туркомпаний. При этом участниками системы, по данным реестра, опубликованного на сайте фонда fondkamkor.kz, стали всего лишь 42 туроператора. Среди них: Kaz Alliance Group, Zhanar Travel, Magictravel LTD, ITOUR, "Восточный клуб", Touroperator "Kompas", Alesta Tour Service, Hyacinth, Компания по туризму Яссауи, Интэрнэшнл Трэвэл плюс, Музенидис Трэвел – Астана, Sky Way Travel, ABK Tourism, Premium Travel Company, Гелиос, Бархатный сезон, Euro-Asien Express, Light Tour, Online Travel Market, Destinations.kz, Вокруг cвета – 2000, туристическая фирма Аружан, МТК Астана Тревел, BTAcvilon, Транстурс Казахстан, Тигрохауд Tour, "Unit Travel", Korea Vision Tour, производственный кооператив Робинзон, Шым Тур, Международное агентство по туризму Фараб, ТОО Bronix, Calypso Tour KZ, турфирма Куаныш, Фирма Меридиан Д, Рэст-Тревел Пак Груп Казахстан, Inter Тур-Астана, ATLAS-, Керемет Трэвэл,Voyager Group. А также 4 туроператора-фрахтователя: "Anextour Kazakhstan", Pegas Kazakhstan, Натали Турс Казахстан и Avia Elsenal Travel.
"До сих пор из-за того, что мы работали без каких-либо гарантий, шло нарушение глобального кодекса туризма, где говорится, что все игроки туррынка должны иметь финансовые гарантии. В Европе и Америке, на которые мы так часто любим кивать, условием для работы любой туркомпании является обязательное членство в глобальных системах, которые контролируют работу каждого участника. В Европе, к примеру, практически все являются агентами IATA. Получить аккредитацию такого агентства гораздо сложнее, это не банковская гарантия, там и условия работы контролируются, проходит ежегодный аудит, оцениваются навыки, и уровень возможностей у того, кто продает те или иные туры. У нас же до сих пор условием существования на рынке была лишь личная репутация агентства. Но сейчас наступили другие времена, пришли лихие людишки, началась ориентация на массовый туризм, который опасен для любой страны, особенно такой маленькой, как Казахстан, и мы стали иметь серьезные проблемы, которые как раз подхлестнули наш уполномоченный орган заняться этим вопросом. Когда депутаты узнали, что деятельность туркомпаний, которые в день делают оборот на миллион долларов, прогарантирована только туроператорской лицензией, которая стоит копейки и больше ничем, естественно, это не могло не вызвать ощущение ужаса в отношении тех услуг, которые мы предоставляем. На сегодняшний день уже такой закон существует, и неисполнение его имеет определенные последствия", - прокомментировала необходимость нововведения председатель фонда и директор турфирмы "Саят" Инна Рей.
Последствиями в данном случае является лишение лицензии туроператоров, работающих на выездной туризм. В пункте 3 статьи 27-3 Закона РК от 13 июня 2001 года № 211 "О туристской деятельности" сказано: "Уполномоченный орган в случае выявления оказания гражданам РК туристских услуг в сфере выездного туризма туроператором или туроператором-фрахтователем, не исполняющим обязательства, предусмотренные настоящей статьей, или исполняющим их ненадлежащим образом, обязан в течение трех рабочих дней, со дня выявления такого обстоятельства, осуществить приостановление лицензии в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях".
При этом, согласно ЗаконуРК от 16 мая 2014 года № 202-V "О разрешениях и уведомлениях", у туроператора будет возможность восстановить лицензию, выполнив условия фонда в десятидневный срок, то есть предоставить банковскую гарантию.
Как ранее отмечала abctv.kz директор Казахстанской туристской Ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова, банковскую гарантию, установленную решением правительства, сложно назвать адекватным вариантом борьбы с недобропорядочными игроками турбизнеса.
"Что такое банковская гарантия? Это изымание из бизнеса денег, это замораживание, это очень высокие проценты за банковское обслуживание, это достаточно низкая оценка недвижимости, которая может быть выставлена в качестве залога. Все это не улучшает деятельность туристского бизнеса, очень серьезно ухудшает его положение", - подчеркивала она.
Один из игроков туррынка, директор турфирмы Labean TOUR Эльнара Етимова, также считает сумму банковской гарантии неадекватной, а фонд несовершенным.
"Мы, те самые агентства, которые на протяжении 5 лет страдали и попадали из-за недобросовестных туроператоров, у многих из нас есть кредиты, которые надо выплачивать. Мы не можем позволить себе оплатить 10 миллионов тенге, нам просто не на что будет жить.Генераторы фонда, председатель фонда Инна Рей говорит, что вот сейчас к нам хлынет поток туристов. На самом деле мы считаем, что это, наоборот, убьет нас. Большая часть туристов и без того уже уходит в онлайн букинг и прочие системы онлайн бронирования, а это нововведение только лишний толчок, чтобы к нам стало еще меньше туристов обращаться", - посетовала она.
По словам директора турфирмы, ни о какой защите туриста, а уж тем более туроператора речи не идет - фонд гарантирует вывоз туристов, купивших туры на чартерные рейсы, тогда как многие турфирмы планируют туры индивидуального характера на регулярных рейсах авиакомпаний, где рисков в принципе нет. В случае форс-мажорных ситуаций, авиакомпания пересаживает казахстанских туристов на другие рейсы, переносит время или дату вылета, при этом сам турист не несет никакихубытков, его обеспечивают питанием и проживанием. Отметим, чартерные рейсы в основном популярны на таких потоковых направлениях, как Турция, Тайланд, ОАЭ, Египет. Но, как правило, проблемными считаются турецкие направления.
"Получается, что мы, казахстанские туроператоры, остались в той же ситуации, только для нас условия игры усугубили", - отметила она.
Более того, фонд ведет речь идет только о вывозе туристов, и в случае банкротства туроператора никто не гарантирует туристам возврат денег за купленные туры. По мнению директора турфирмы, под "идеей" создания фонда защиты туристов, на самом деле идет раздел туррынка, и каждый крупный туроператор, который лоббирует интересы вновь созданного фонда,ведет не только туроператорскую деятельность, но еще и турагентскую, а в придачу открывают дополнительные юридические лица, которые будут заниматься приемом туристов. Напомним, учредителем фонда выступила Ассоциация Туроператоров Республики Казахстан, созданная в 2009 году. В ее состав входит 7 туроператоров: "Teztour", "Kazalliance Group", "Каз Тур", "Touroperator", "Kompas", "Фирма Саят", "Гелиос", "Sky Way" и "Zhanar Travel".
"Получается, мы здесь просто не нужны. Ине важно перестроимся мы или нет под новые правила игры, они просто хотят подобрать рынок в свои руки. Во всяком случае, мы так видим себе эту ситуацию. Турист очень скоро почувствует, что ни о какой его защите речь не идет. Вот один из примеров, как это может отразиться на нем. Есть такие направления, которые не каждый оператор предоставляет на рынок. Если ко мне пришел клиент и говорит, я хочу уехать, условно, на Мадагаскар, я бы могла ему организовать этот тур, но так как мне запрещает закон, я должна его бронировать через оператора, но на рынке нет такого туроператора, который предоставлял бы данное направление, значит, я вынуждена отказать своему клиенту, если же такой оператор появится, так как он монополист в данном направлении, он может ставить и регулировать цены на свое усмотрение. Это огромный минус для всех нас", - отметила Эльнара Етимова.
Согласно новому законодательству, турагенты, действительно, обязаны бронировать турчерез туроператора, который, в свою очередь,предоставляет туристу индивидуальный код, являющийся той самой гарантией на возврат в случае форс-мажорной ситуации. При этом туркод в обязательном порядке должен быть только у тех туристов, которые приобрели турпродукт, сформированный туроператорами и реализованный турагентами. В случае, же если турист самостоятельно бронировал услуги, туркод ему не потребуется.
Буквально на днях на брифинге, посвященном вопросам внедрения системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма, прозвучало, что "без оплаты туркода туристская поездка за рубеж из Казахстана считается незаконной". Данная формулировка позволяет в некоторых случаях неверно трактовать законодательство, отметили в НПП "Атамекен". Например, уже имеются жалобы о том, что нотариусы не выдают доверенность на вывоз за границу детей без наличия туркода. В палате уточнили, что требование о наличии туркода не распространяется на всех туристов. Туркод в обязательном порядке должен быть у туристов, которые приобрели туристский продукт, сформированный туроператорами и реализованный турагентами. Если же турист самостоятельно бронировал услуги, туркод ему не требуется. Более того, в соответствии с законодательством проверка наличия туркода при выезде за рубеж не входит в компетенцию каких-либо уполномоченных органов.
Кроме того, в опубликованной на сайте palata.kz статье "Зачем туристу туркод" отмечается: "Система гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма – новая для казахстанского законодательства. И, как всегда это бывает на этапе внедрения, у участников рынка имеется ряд вопросов, которые требуют разъяснения и, возможно, дополнительного внесения изменений и дополнений в законодательство. Например, у туристского рынка имеются вопросы по трактовке понятия "туристский продукт". Туроператоры, продающие услуги курортов СНГ, зачастую не предоставляют услуги авиаперевозок. Турист может поехать на поезде или автомобиле. Или другой пример. Турист приобретает путевку и авиабилет на регулярный рейс. Ему услуги фонда, скорее всего, не потребуются. Такие случаи тоже вызывают вопросы у туроператоров и турагентов относительно необходимости оплаты комиссионного сбора. В этой связи данные вопросы неоднократно обсуждались на площадке НПП РК и Министерства по инвестициям и развитию РК. Достигнута договоренность с МИР РК по разъяснению часто задаваемых вопросов. Как только разъяснения от уполномоченного органа будут получены, они будут опубликованы на сайтах МИР РК и НПП РК "Атамекен".
Председатель фонда "Қамқор -туристiк" Инна Рей, не считает ситуацию столь критической, даже наоборот уверена, что теперь казахстанский туррынок будет нести ответственность, которой раньше не было.
"Данная ситуация позволит нам понять ситуацию на казахстанском рынке. Необходимо отметить, что такая же ситуация была в России в прошлом году, и благодаря турпомощи были вывезены многие туристы, то есть засчет денег туроператоров. Для нас самое главное это безопасность казахстанских граждан, это имидж нашей страны. Когда наши туристы остаются где-то за рубежом практически без денег, видеть обращения в социальных сетях не совсем приятно, согласитесь", - высказала свое мнение Инна Рей.
Отметим, банковская гарантия позволит гарантировать возврат денег, потраченных фондом на вывоз туристов из-за рубежа. Вопрос и о сохранности, а также о нецелевом использовании средств фонда, за что так переживают игроки туррынка, здесь не стоит. Работу фонда будет регулировать Совет Администратора системы, который формируется не только из учредителей фонда, но и из представителей уполномоченного органа исполнительной власти, представителя Национальной Палаты Предпринимателей "Атамекен", представителей профильных Ассоциаций, и независимых членов. Кроме того, будет создана специальная ревизионная комиссия, которая будет проводить не только ежегодные плановые проверки, но и внеплановые по требованию совета.
Отметим, помимо банковских гарантий, каждый оператор-участник системы обязан делать отчисление в размере 0,5 МРП (1061 тенге) с каждого клиента в фонд, что скорее всего скажется "плюсом" на стоимости туров для туристов. Эти деньги, по словам Инны Рей относятся к расходной части, а точнее 10% от общей суммы всех платежей будет тратиться на содержание системы, остальное на зарплату директору и сотрудникам, а также на аренду офиса.
Алина Альбекова