/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
15 заправок за 10 лет. Как росла сеть Pegas в Павлодаре

15 заправок за 10 лет. Как росла сеть Pegas в Павлодаре

Сейчас они контролируют около трети городского рынка.

15:50 26 Ноябрь 2019 5639

15 заправок за 10 лет. Как росла сеть Pegas в Павлодаре

Автор:

Руслан Логинов

Первые четыре автозаправочные станции Pegas появились в Павлодаре в 2009 году, когда были выкуплены пустующие семь АЗС, и еще две в 2011 году. В сумме тогда понадобилось порядка 10 млн тенге, притом что доллар стоит менее 150 тенге. Ранее компания занималась коммерцией, поэтому деньги на первоначальные вложения имелись.

Начали с того, что наша компания в 2004 году открыла склад ГСМ. Это место, где хранятся запасы топлива. Его наличие значительно сокращает затраты и позволяет меньше зависеть от посторонних компаний. С 2004 по 2009 г. компания занималась оптовыми поставками ГСМ (были планы по приобретению АЗС). Сейчас в распоряжении Pegas имеется собственная нефтебаза, запасов с которой хватит примерно на три месяца беспрерывной работы всех своих АЗС.

Поначалу АЗС представляли собой кассу и несколько бензоколонок. Первые три года работали, чтобы выйти «в ноль». Только после этого начали задумываться о расширении. Так, в 2014 году предприниматели приобретают еще пять заправок, и, таким образом, общее количество АЗС Pegas увеличивается до девяти. Тогда же в компании задумались и о ребрендинге.

«За прошедшие десять лет облик заправок Pegas менялся не раз. Если вначале уделять большое внимание дизайну не было ни сил, ни времени, то сейчас мы понимаем, что внешний вид АЗС помогает привлекать новых клиентов. Например, сейчас мы заказываем облицовку из России. Алюминий придает станциям эстетичный вид и не выгорает от солнца. Ребрендинг начали делать в 2014 году, и до сих пор заправки сохраняют свой вид», – рассказывает Каныш Сыздыков, один из владельцев сети заправок Pegas.

Сейчас сеть автозаправочных станций Pegas – одна из наиболее популярных в Павлодаре. Она насчитывает 15 АЗС, из которых одна находится в Экибастузе. Остальные либо в черте областного центра, либо в близлежащих селах – Ленинском, Кенжеколь, Павлодарском. Теперь это не просто место, где водитель может заправиться. На каждой заправке Pegas имеется магазин, где можно приобрести различные автотовары – масла, автохимию, аксессуары – и даже продукты питания и продовольственные товары.

«Мы уже десять лет на рынке. За это время успели встать на ноги, поэтому уже можем себе позволить уделять большое внимание внешнему виду наших АЗС. Человеку приятнее находиться в комфортном и аккуратном месте. Когда клиент видит солидную заправку, он понимает, что это не фирма-однодневка», – считает Сыздыков.

Бензин для своих заправок закупают в Казахстане и России, где приобретают продукцию стандарта «Евро-5». Таким образом, в ассортименте АЗС в настоящее время четыре вида топлива: АИ-92, АИ-95 и два вида дизельного топлива – летнее и зимнее. Раньше еще был 80-й бензин, но после введения в Казахстане стандарта «Евро-4» его перестали продавать.

Изредка случается так, что привозят некачественный бензин, с заниженным октановым числом. Самостоятельно водитель не сможет определить это, не имея на руках специального оборудования. Поэтому специалисты Pegas берут на себя все проверки и измерения. В таких случаях заправка выходит на поставщика и сообщает ему о возникшей проблеме. Обычно такие истории заканчиваются возвратом ГСМ. В противном случае вопрос решают через суд.

«Мы дорожим своими клиентами. Продажа некачественного бензина может стоить нам репутации», – говорит Каныш Сыздыков.

Для постоянных клиентов есть система лояльности. При покупке определенного объема бензина начинает действовать дисконт. Скидка доходит до шести тенге на литр. Также совместно с банками идет акция при безналичном расчете. При оплате покупки определенной картой кешбэк доходит до 5%. Предприниматель считает, что именно благодаря постоянным клиентам, как обычным водителям, так и организациям, Pegas удается держать порядка 30% местного рынка.

Руслан Логинов

Материал подготовлен совместно с партнерами​

Арифметика для АЗС

Эксперт ответил «диванным экономистам», как и из чего складывается цена на казахстанский бензин.

09 Апрель 2020 10:32 6344

Арифметика для АЗС

Фото: ortcom.kz

В последние дни в казахстанском интернет-пространстве появилось много так называемых диванных вирусологов и диванных экономистов, которые дают свои сомнительные прогнозы на самые разные темы: от коронавируса до цен на бензин.

Кстати, стоимость ГСМ в нашей нефтедобывающей стране всегда и ранее была в центре внимания казахстанцев, и вопрос о том, почему у нас бензин такой дорогой, особенно на фоне низких цен на нефть, актуален до сих пор.

Корреспондент inbusness.kz обратилась к генеральному директору ассоциации KAZENERGY Болату Акчулакову, который дал пояснения на волнующие сегодня всех вопросы.

Болат Уралович, с начала апреля крупные розничные продавцы ГСМ в Казахстане снизили цены на бензин на пять-семь тенге за литр. Сегодня цены в сети крупных АЗС республики на уровне 150-152 тенге за литр, то есть снижение составило немногим более 4% за литр топлива. Почему при падении нефтяных котировок на 55%, стоимость бензина снизилась только на 4%?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно понять принцип ценообразования на ГСМ. Необходимо понимать, что бензин как товар ничем не отличается от любого другого. То есть он имеет свою себестоимость и цену реализации. Давайте обратимся к языку цифр, потому что он самый точный, и рассмотрим, из чего и как складывается цена за один литр бензина Аи-92, на примере Атырауского НПЗ (АНПЗ).

Все знают, что фактическая розничная цена бензина на внутреннем рынке складывается от непосредственно стоимости нефти, оптовой цены, сформированной на нефтеперерабатывающем заводе, и цены розничного реализатора. Поэтому для начала рассмотрим все слагаемые оптовой цены.

Итак, стоимость нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, обходится давальцам около 55 000 тенге за тонну, или 17 долларов за баррель (по данным агентства Argus). Далее стоимость услуг по переработке нефти завода составляет чуть более 41 тысячи тенге за тонну. Полученный в процессе переработки бензин облагается акцизами непосредственно на заводе, и это еще чуть более 24 тысяч тенге за тонну (по дизельному топливу – 540 тг/т).

Затем готовые нефтепродукты отгружаются с завода путем подачи железнодорожных цистерн – это еще около трех тысяч тенге за тонну (включая в том числе и их уборку).

Кроме этого, давалец нефти на АНПЗ самостоятельно осуществляет поставку октаноповышающих присадок, несет расходы по лабораторным исследованиям нефти, обслуживание банковских займов, что составляет около 3000 тенге за тонну.

Таким образом, учитывая стоимость нефти и ее переработки, себестоимость одной тонны бензина составляет порядка 127 тысяч тенге за тонну, или 95 тенге за литр, без учета НДС (с учетом плотности при переводе тонны в литры).

– С расходами по переработке на НПЗ мы определились, а дальше готовый продукт – бензин идет на АЗС… то есть подошли к тому, как будет дальше формироваться розничная цена…

– Стоимость бензина на АЗС формируется исходя из ее оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до заправки. Сюда входят:

  • оптовая цена на НПЗ (для удобства в восприятии цифр мы не учитываем здесь НДС, который мы добавим в самом конце расчета): 95 тенге за литр + 4 тенге за литр (маржа давальца нефти) = 99 тенге за литр;
  • доставка от НПЗ до региона сбыта (Костанай, Уральск) – 11,5 тенге за литр;
  • расходы по хранению на нефтебазах – до 4 тенге за литр;
  • постоянные расходы розничного реализатора (содержание АЗС, зарплата персонала, транспортировка между нефтебазой и АЗС, обслуживание банковских займов) – порядка 14-15 тенге за литр и выше;
  • маржа розничного реализатора (с которой уплачивается КПН) – 5 тенге за литр;
  • розничный акциз составляет 0,4 тенге за литр, а НДС – 16 тенге за литр.

Суммируя все вышеперечисленные цифры, мы получаем текущую розничную цену на АЗС – 150-152 тенге за литр, включающую в себя расходы всей цепочки от переработки до цены на стелле АЗС.

– В таком случае мы видим, что в конечной стоимости большая часть приходится на цену на нефть. Но мировые цены, как видим, резко упали. И речь идет уже о цене меньше $20 за баррель нефти. Как быть с этим уровнем цен на сырье?

– Во-первых, отмечу, что ценообразование на нефть на внутреннем рынке имеет свои особенности, что связано в первую очередь непосредственно с себестоимостью добычи самой нефти, ведь нефть – это тоже товар. Сырую нефть необходимо сначала добыть и подготовить до товарного качества, иначе нефтеперерабатывающий завод ее не примет, а также различные затраты, связанные с ее хранением и транспортировкой.

Во-вторых, ценообразование на нефть внутри Казахстана не имеет жесткой привязки к мировым ценам. К примеру, в течение 2017-2018 гг. цена нефти марки Brent на мировых рынках колебалась от 45 до 80 долларов за баррель, однако розничная цена бензина в стране была в коридоре 153-163 тенге за литр. Причем с конца 2017 года и почти на протяжении всего 2018 года мировая цена нефти сорта Brent росла, а цена на бензин внутри страны, наоборот, снижалась со 163 до 153 (некоторые сети АЗС продавали и по 148 тенге).

В-третьих, дальнейшее значительное сокращение цен на поставляемую нефть и в конечном счете на нефтепродукты от текущего уровня, на мой взгляд, возможно только при поддержке государства и общества. Важнейшими задачами нефтегазовой отрасли в это непростое время являются сохранение и поддержание уровня добычи, прирост запасов при достаточном финансировании геологоразведочных работ и поддержание работоспособности нефтепереработки.

При этом хочу заметить, что для загрузки отечественных НПЗ нефтедобывающие компании предоставляют значительные объемы добываемой нефти.

Так, к примеру, нефтяники Актюбинского и Кызылординского регионов поставляют до 90% добываемой нефти на отечественные НПЗ.

С актуальными данными по стоимости нефти на НПЗ республики можно ознакомиться в источниках, выпускаемых информационными агентствами Argus, Thomson Reuters.

Нефть на НПЗ поставляют не сами нефтедобывающие компании, а так называемые давальцы – трейдеры. Какова их прибыль в этой цепочке от НПЗ до АЗС?

– Что касается маржи давальца нефти (трейдера), то, как видно из вышеуказанного, она является незначительной и неизменной – трейдер не получает дополнительные доходы от ценовых изменений.

В Вашей цепочке образования цены возникает вопрос: почему казахстанские НПЗ не извлекают прибыли из производимой продукции?

Как известно, НПЗ республики осуществляют переработку нефти по давальческой схеме переработки, то есть оказывают услуги по переработке нефти, что и является источником дохода НПЗ для закрытия привлеченных на модернизацию займов, содержание персонала, проведение обслуживания технологического оборудования, выплаты дивидендов акционеру. Для самостоятельного приобретения нефти с целью ее дальнейшей переработки и реализации готовой продукции НПЗ должны иметь собственные либо заемные средства, чего на данном этапе наши заводы не имеют.

Вместе с тем одним из крупнейших участников рынка переработки нефти выступает собственник всех трех наших НПЗ – это национальная компания «КазМунайГаз», которая и получает доходы от реализации продуктов переработки нефти.

– Сегодня мы ждем запланированной на четверг, 9 апреля, новой видеовстречи ОПЕК+, когда может решиться вопрос, от которого зависит, поднимется ли мировая цена на нефть или нет. А насколько цена в 20 долларов и ниже за баррель критична для Казахстана?

– Если говорить в целом о ситуации с мировыми ценами на нефть, то здесь нужно сказать, что на это повлияли два основных фактора. Первое – это резкое сокращение потребления нефти в мире в связи с пандемией, вызванной новым типом коронаривуса и, второе, отсутствием в настоящий момент единогласия между основными добывающими нефть странами об уровне суточной добычи. Надеюсь, что на предстоящей 9 апреля встрече в формате ОПЕК+ будет найден компромисс в данном вопросе и цены постепенно вернутся на оптимальный уровень.

Отмечу, что текущий уровень мировых цен 25-30 долларов за баррель не выгоден никому из добывающих стран. Например, добыча сланцевой нефти в США уже не рентабельна при цене ниже 40 долларов. Конечно, можно оптимизироваться и продолжать добычу и при таких низких ценах. Но критическим здесь является невозможность нефтедобытчиков аккумулировать необходимые средства для финансирования геологоразведочных работ, направленных на поиск новых месторождений, а также поддерживать текущий уровень добычи на разрабатываемых месторождениях.

Если такая ситуация будет сохраняться еще долго, тогда в последующие 10 лет мир может столкнуться с дефицитом самой нефти, так как, к сожалению, месторождения любых полезных ископаемых имеют свойство истощаться, а потому необходимо постоянно искать новые.

Кульпаш Конырова

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Обрушение мировых цен на нефть перевело все предприятия отрасли в стране, от добычи до розничной реализации, на грань рентабельности.

01 Апрель 2020 18:13 11274

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Фото: Максим Морозов

С апреля крупные сети АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизтопливо. Это стало возможным благодаря мерам господдержки со стороны правительства и бизнеса. Однако дальнейшее административное снижение цен на ГСМ в условиях балансировки всей нефтегазовой отрасли на грани рентабельности может губительно сказаться на всех ее цепочках начиная с добычи и заканчивая розницы.

Напомним, ранее кабмин утвердил пакет мер по поддержке бизнеса, включая и предприятия нефтегазовой отрасли. В частности, были освобождены от уплаты акцизов при экспорте производители нефтепродуктов; введен запрет на ж/д поставки бензина и дизтоплива в страну из соседней России, а также планируемое обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты.

Еще до введения мер господдержки сравнительный анализ по странам мира показывает эластичность цен на нефтепродукты в Казахстане, которые продемонстрировали снижение на 15%; оптовые цены на бензин и дизтопливо также снизились на 10%. Говорить о том, что отечественный рынок стоит в стороне от происходящих по миру снижений цен на топливо, неуместно.

Розничные цены на бензин и дизельное топливо в разных странах мира в марте текущего года показали снижение на 10-15% относительно февральских (докризисных) цен, и Казахстан не исключение. Более того, в данных расчетах еще не учтено текущее снижение цен на ГСМ.   

В результате в условиях существенного падения котировок на нефть (более чем в два раза) и нефтепродукты на мировых товарных рынках добыча нефти и производство нефтепродуктов в стране превратились из низкорентабельной в отрасль, балансирующую на грани безубыточности.

Из вышеприведенной таблицы видно, что розничные цены на нефтепродукты в Казахстане были и продолжают оставаться одними из самых низких в мире. Вполне объективно, что перерасчет казахстанских розничных цен осуществлен исходя из существенного снижения курса национальной валюты к доллару США, но тенговое снижение стоимости бензина на АЗС РК мы увидим уже на ближайшей неделе.

Отдельно хотим обратить внимание, что розничный рынок бензина еще не «догнал» январское повышение ставок акцизов на бензин с 8 тг/л до 18 тг/л. Розничные реализаторы в целях недопущения шоковой реакции потребителей осуществляли поэтапное повышение розничных цен.

В I квартале текущего года фактический рост цен на бензин составил 6-7 тг/л. То есть розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза. Более того, в рамках введенного режима чрезвычайного положения как в Казахстане, так и в большинстве других стран наблюдается снижение транзитного потока автомобильных грузо- и пассажироперевозок и в целом снижение объемов внутреннего потребления. А это дополнительный удар по экономике всей отрасли.

Прогнозное снижение объемов потребления бензина и дизельного топлива на рынке РК по итогам марта может составить около 30% от ранее запланированных объемов на внутреннем рынке. Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться и карантинные меры вводятся во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК.

Для обеспечения бесперебойной деятельности НПЗ РК в условиях существенного снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке РК, экспорт излишков – необходимая мера для поддержания деятельности как нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, так и для обеспечения деятельности нефтедобывающих компаний.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что подобные меры для населения еще не принимались ни в одной стране, как на постсоветском пространстве, так и в странах Центрально-Азиатского региона. К примеру, правительство России объявило о недопущении снижения розничных цен на топливо на внутреннем рынке РФ, что должно обеспечить сохранение рентабельности деятельности субъектов нефтедобычи и нефтепереработки РФ в условиях падения экспортных цен.   

Текущая рыночная ситуация весьма негативно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти и действующие ставки налогов РК, экономическая эффективность от реализации нефти практически равна нулю.

Исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на НПЗ РК. Условная скидка на нефть для внутреннего рынка составляла от 50 до 100 долларов США за тонну. В этих условиях была проведена модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли РК, были привлечены заемные средства, погашение которых осуществляют сами НПЗ. В этой связи, остановка нефтеперерабатывающих предприятий грозит не только прекращением выплат по обслуживанию привлеченных займов, но и потерей государством контроля над НПЗ.

Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на внутреннем рынке РК.

В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка. В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда ее цена на устье месторождения будет ниже нуля.

С данной проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады. В таких условиях нефтяники будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест. В нефтяной отрасли Казахстана задействовано более 150 тысяч казахстанских рабочих.

Такое шоковое снижение цен весьма критично сказывается на деятельности как недропользователей, так и розничных сетей. В условиях падения цен и катастрофического снижения объемов потребления на внутреннем рынке, все участники рынка несут постоянные расходы, такие как содержание персонала, содержание инфраструктуры, будь то месторождение, нефтебаза или АЗС. В условиях падения объемов продаж при постоянных расходах, растут расходы как на одну тонну сырья, реализуемого недропользователем, так и на один литр топлива, реализуемого АЗС.

На сегодняшний день нефтяная отрасль Казахстана, как локомотив роста экономики страны, нуждается в поддержке государства и общества. Дальнейшее снижение цен губительно для всей нефтяной отрасли, начиная от нефтедобычи, заканчивая розничными реализаторами нефтепродуктов. 

Ассоциация KAZENERGY