Попытки дольщиков найти инвесторов для завершения проблемных долевых объектов в Астане затянулись. Не помогли долгостроям и ярмарки по привлечению новых застройщиков. К решению проблем обманутых дольщиков столицы подключилось государство. Постановлением правительства вопрос достройки замороженных жилых комплексов города включен в госпрограмму развития жилищного строительства. О том, как по "Нурлы жер" будут реанимировать строительство проблемных домов, в интервью abctv.kz рассказала председатель общественного объединения дольщиков Астаны Татьяна Чурсина.
– В 2015-2016 годах в Астане прокатилась вторая волна обмана дольщиков. Объекты, в которые они вложились, остаются проблемными и сегодня. Сколько сейчас в столице таких долгостроев?
– На сегодняшний день межведомственной комиссией пока рассматривается 53 объекта.
– Это те объекты, в которые дольщики вкладывались до принятия нового Закона "О долевом участии в жилищном строительстве"?
– Да. Это все объекты "Азбуки жилья", это объекты "АССМ-01". Это объекты тех застройщиков, которые сегодня осуждены. Сейчас как раз приговор читают по Машурову (АО "Тамыз инвест групп"), Матаеву, Онарбай. Как раз их все объекты на сегодняшний день не завершены.
– Какие суммы удалось вернуть в пользу дольщиков?
– Сказать, что были серьезные возвраты, нельзя. Только по "Азбуке жилья" передали имущество на шесть миллиардов тенге. Я надеюсь, по "Тамыз инвест групп" передадут имущество. Чаще всего у застройщиков, которые уходят на приговор, уже ничего не остается. Например, у того же Данияра Ахмедьярова, который обманул дольщиков ЖК "Зере" и ЖК "Зере-2", вообще ничего нет. Квартира, какая-то машина и все. Медет Бектемиров, обещавший дольщикам построить ЖК "Араби-1", "Араби-2", ни одну бумагу не оставил, никакого имущества за ним не числится. У директора ТОО "АССМ-01" Ерика Смагулова в момент ареста не оказалось никаких документов. Сейчас, возможно, следствие уже нашло какие-то документы. У застройщика ЖК "Арыстан" сейчас неплохое имущество. Известно, что Марат Жагипаров ( ТОО "HМ-Астана Құрылыс") владеет рестораном "Арыстан" и гостиничным комплексом. И это уже что-то. Но, конечно, на фоне тех миллиардов, которые они получили, возмещение слишком небольшое.
– Для привлечения новых инвесторов в проблемные долевые объекты в Астане проводились ярмарки. Какие результаты имеются по их итогам?
– Да, в Астане прошло уже три ярмарки по объектам, строительство которых заморожено. Но как-то тяжело они у нас идут. Пока только два жилых комплекса нашли нового застройщика на ярмарках – "Бай Тау" и Sky-sity. Остальные… Есть еще такая проблема. Дело в том, что дольщики уже не доверяют никому. Они выдвигают какие-то дополнительные требования застройщику. У нас есть история с одним долгостроем. По данному объекту нашелся застройщик, который был готов достроить. Он провел полное обследование – на геологию, геодезию. Он посмотрел технические условия, где техподключение будет к тем же коммунальным сетям. На координационный совет мы вынесли уже эскизный проект, а когда вышли на собрание, дольщики стали предъявлять ему какие-то дополнительные требования. В итоге новый инвестор отказался работать дальше. При этом они сами не платили этому застройщику и не должны были платить. Он не собирался брать с них оплату. Он на это соглашался. Но дольщики сказали: "Ты нам отдашь 200 квартир, а остальные "сливки будешь сам хавать?" На что он ответил: "Я не буду с вами работать". Потому что нужно наработать эти 200 квартир, нужно экономику объекта поднять. Это достаточно большой объем работы. Дольщики ЖК "Пана" тоже нашли себе застройщика через ярмарку. Начали работать, но в итоге жилищно-строительный кооператив этого объекта не заключил договор с этим инвестором. Потому что ЖСК начал требовать дом в чистовой отделке. По этой причине застройщик также отказался работать.
– Какими объектами интересуются инвесторы?
– Главное, чтобы была экономическая составляющая, то есть инвестор вкладывает какие-то деньги, чтобы была возвратность вложенных средств. Экономическую выгоду можно извлечь за счет нераспроданных площадей в проблемном объекте. И такие дома, в которых большой объем нераспроданных квадратов, привлекательны. Также экономическую составляющую можно рассчитать, если изменить проект, добавить этажи или блоки. Например, у ЖСК "Толенды", к которому относятся "Аниса-2" и "Аниса-3", должно было быть построено два дома. Экономической составляющей у них никакой не было, поскольку практически все квартиры распроданы. Но у них имеется земельный участок. Городской акимат дал им разрешение поставить пять дополнительных блоков, где есть земля. Дали разрешение строить без паркингов. Потому что это проблемный объект. Так как на уровне правительства было решение проблемным объектам строить дома без паркингов. Таким образом, мы вывели экономику. В эти проекты уже зашел павлодарский застройщик. В субботу было собрание. Дольщики согласились. Сейчас застройщику предстоит собрать пакет документов.
– Известно, что проблемные долевые объекты в Астане с этого года будут достраиваться и по программе "Нурлы жер". Как будет действовать механизм?
– В акимате Астаны есть подведомственная организация – ТОО "Елорда даму". На базе этой компании специально для достройки проблемных долевых объектов создано новое учреждение – "Елорда курылыс компаниясы". Как будет работать механизм? Застройщик, который согласился войти в долгострой, вкладывает, например, 100 миллионов тенге, и 100 миллионов тенге дает "Елорда курылыс компаниясы". Когда застройщик заканчивает дом, он либо возвращает эти 100 миллионов тенге, либо отдает квартиры на эту сумму. Для того чтобы заключить договор с "Елорда курылыс компаниясы", необходимо провести аудиторскую проверку, техническое обследование, показать экономическую составляющую, проанализировать состояние незавершенного объекта, увеличить проект. Это большой объем работы, на который может уйти не менее семи месяцев.
– А в новую структуру откуда будут поступать средства?
– Постановлением правительства от 26 декабря 2017 года из республиканского бюджета на финансирование завершения проблемных объектов жилищного строительства в Астане в течение двух лет будет выделено 40 миллиардов тенге. "Елорда курылыс компаниясы" будет определять, кому и на каких условиях обеспечивать возвратность. Возвратность должна быть обязательно.
– С какими процентами она должна быть?
– 0,4% годовых. Это смешные проценты на сегодня. Что касается сроков возврата, то по каждому проекту решения будут приниматься индивидуально.
– Сколько жилых комплексов в Астане будут достраиваться по "Нурлы жер"?
– На межведомственной комиссии рассматривается 39 объектов, которые предполагается, согласно вынесенному постановлению правительства, включить в список возможно работающих через уполномоченную компанию, учрежденную акиматом Астаны.
– Какие проблемные объекты достроили в 2017 году?
– Только один ЖК активно застраивается – "Венский квартал". По этому дому, мы считаем, сверхбыстрая скорость. 2 августа 2016 года Верховный суд передал землю, и уже в августе 2017 года стояла вторая очередь полностью. Но вопросы еще есть. Коммунальные сети пришлось проводить – это очень дороговато. И мы немного сорвали сроки. Мы должны были к концу 2017 года сдать. Но сегодня у нас декларация готова. И буквально на днях мы подписываем акт. Из четырех очередей у нас и вторая, и третья очереди уже на выходе. Вторую очередь уже к теплу подключают. А другие объекты только будем достраивать. ЖК "Аниса-1" тоже на стадии экспертизы. Как получим экспертизу на проект, тоже будем сдавать. ЖК "Жана Коктал" тоже на подходе.
– Сколько всего дольщиков пострадали в Астане?
– По официальной информации, 13628 человек пострадали от действий недобросовестных застройщиков. И такой цифра была еще до объектов ТОО "АССМ-01", а с ними еще около 3000 обманутых дольщиков можно прибавить.
– Были факты обмана дольщиков в 2017 году?
– После того как вышел новый Закон "О долевом участии в жилищном строительстве", таких фактов не было пока. Но оценивать эффект от нового законодательства еще рано. Реальную картину мы увидим года через три.
– По Вашему мнению, нынешнее законодательство требует совершенствования?
– Сегодня Закон РК "О жилищных отношениях" надо менять. Документ не менялся с советских времен. Он позволяет привлекать средства пайщиков. По моему мнению, это практически то же, что и долевое участие, но здесь уже никто не дает гарантии, что объект будет сдан. Закон "О долевом участии в жилищном строительстве" привели в соответствие с действительностью, теперь нужно привести и Закон "О жилищных отношениях" в соответствие с сегодняшними обстоятельствами.
Динара Куатова