Сталелитейный и сталепрокатный завод ТОО SinYuanSteel создан на базе казахстанского предприятия "Амир-А", действующего с 2000 года. В 2006-м в предприятие влили около 2 млн долларов для создания сталелитейной мастерской. Но в 2016 году учредители пригласили инвесторов из Китая, теперь казахстанской стороне принадлежит 13% завода, а китайской, членам семьи Кэ – 87%. Сумма инвестиций в строительство – 50 млн долларов, личные средства.
Два года завод переживает масштабную реконструкцию, фактически рядом со старым предприятием за это время возвели новый сталелитейный и сталепрокатный завод, который способен в год выпускать 700 тыс. тонн стали, или 600 тыс. тонн сталепроката-катанки, уголки, швеллеры, арматуру. Старый завод производил всего 50 тыс. тонн продукции в год.
Согласно программе индустриально-инновационного развития к 2019 году доля производимой в Казахстане стали по сравнению с 2012 годом должна достигнуть 30% от общего объёма потребления. Но, к примеру, Карагандинский металлургический завод обеспечивает лишь 10% рынка, остальные 90%, или более миллиона тонн, Казахстан импортирует из других стран, в основном из России – Челябинска и Магнитогорска. А экспортная сталь занимает 39,1%, стальные слитки – 10,9%.
"Первые два года мы не будем работать в полную мощность. А уже потом – да, и наш главный конкурент будет российский металл. Он занимает 30 процентов казахстанского рынка, мы хотим с ними конкурировать. У нас качество хорошее, а себестоимость низкая. Пока мы планируем так: 50 процентов нашей продукции будет реализовываться в Казахстане, а 50 процентов уходить в Среднюю Азию – Узбекистан и Кыргызстан. Клиенты уже есть. По Казахстану их тоже очень много", – признался генеральный директор ТОО SinYuanSteel мистер Цзяньдон Кэ.
Основным сырьём для производства стали является металлолом, причём большая часть закупок для стран Центральной Азии и России производится именно в Казахстане. В итоге ежегодно Казахстан экспортирует в Россию 500 тыс. тонн металлолома и ввозит обратно 500 тыс. тонн стали.
Сырьём для нового завода станет исключительно металлолом, который собираются приобретать в основном у старого партнера – компании "Казвтормет", а также скупать у более мелких поставщиков. Китайские партнёры считают местный металлолом очень качественным, оказывается, есть запасы ещё с советских времен. Даже сейчас площадки завода уже завалены привезённым металлоломом, однако количество лишь кажется огромным, на самом деле этого объёма хватит для работы от силы на 10 дней.
"После станка катанка у нас может быть от шести до десяти миллиметров. Арматура – с 10 до 32 миллиметров. Почему мы говорим, что это современное производство и оборудование? Потому что у нас старый завод только до 16 миллиметров мог выпускать. В Казахстане, мы насколько узнали, ещё не могут производить арматуру больше 26 миллиметров диаметром. Можно сказать, мы хотим производить товары, которые тут ещё никто не производил", – отметил генеральный директор.
На заводе установили японские лабораторные анализаторы качества металла, однако руководители предприятия затруднились уточнить сумму покупки. Помимо этого, происходит проверка плавильных печей, они гигантские – два комплекта 40-тонных и три 30-тонных. На старом предприятии работают четыре печи по 1,5 тонны и две печи по три тонны.
"Раньше на металлопрокатном заводе все люди стояли на линии и руками делали. А металл прокатывает очень быстро, со скоростью пули, выпущенной из пистолета, во-вторых, температура очень высокая. Современный завод устроен по-другому. В этих ЦПУ будут сидеть люди и управлять работой с компьютера. Для проведения работы в опасной близости будет останавливаться вся линия с помощью индивидуальных автоматических замков, блокирующих работу", – сообщил генеральный директор.
Стоит отметить, что на строительстве завода уже работают 500 человек, однако будущие местные кадры придётся воспитывать самим, признались китайские инвесторы, либо заключать договоры на обучение с шымкентскими колледжами и вузами. Приглашать китайских специалистов невыгодно, уровень оплаты труда в Казахстане ниже, отметили иностранцы.
"600-700 вакансий у нас сейчас существует на заводе. Уже работают 500 человек на стройке. Китайских рабочих где-то 110 человек, но они только заняты на стройке или прибыли для осуществления технического надзора, так как станки мы приобретали в Китае. Затем после запуска завода они останутся на два-три месяца, чтобы проконтролировать работу оборудования, и потом уедут. В основном будем брать местных рабочих. Потихоньку найдём специалистов", – уверяет мистер Цзяньдон Кэ.
Стоит отметить, в индустриальной зоне как бы должны быть созданы условия для предпринимателей, проведена инфраструктура и так далее. На поверку это не совсем так. ИЗ "Онустик" – это территория некогда гремевшего на весь Союз фосфорного завода. С 2010 года здесь реализуется 71 проект на общую сумму свыше 74 млрд тенге, создано 6200 рабочих мест и произведено продукции на 65,7 млрд тенге. Тем не менее, для работы всех этих предприятий не хватает мощностей существующей с 70-х годов прошлого века электроподстанции. Для нового металлургического завода пришлось строить свою собственную, стоимостью 5 млн долларов.
"На индустриальную зону "Онтустик" работает только одна подстанция КПП-2. Её строили давно, в 1980-е или 1970-е годы. Но для металлоплавильного завода нужно очень мощное электричество, а в Казахстане в данный момент все подстанции построены при Союзе, и большего объёма нет. У нас было два варианта – или ждать, пока акимат построит подстанцию, пока документы оформят, пока найдут инвестиции, или самим. Для нас самый лучший вариант оказался самим вложить деньги и построить. Её мощность 90000 киловольт-ампер, высокое напряжение – 220 тысяч вольт, 35 тысяч вольт и 10 тысяч вольт, что напрямую снижает цену на электроэнергию на три тенге", – отметил инженер электроподстанции ТОО SinYuanSteel Игорь Хэ.
Излишками производимого электричества смогут пользоваться близлежащие предприятия. Кстати, её включение в общую систему КEGOC пока и является одним из тормозов к запуску завода.
Помимо электроподстанции, китайские инвесторы вложились в строительство двух грузовых ж.-д. линий длиной 2 км.
Политолог и экономист Айдар Амребаев, которого специально пригласили посетить китайские предприятия, предполагает, что построенный завод, вероятно, входит в программу индустриального сотрудничества Казахстана и Китая, предполагающую создание 51 нового китайского предприятия на территории Казахстана. Программа была принята в ноябре 2014 года во время визита премьер-министра Китая в Казахстан. Она предполагает освоение средств 27,7 млрд долларов. Там есть приоритетные отрасли экономики. Однако точный список проектов, по словам эксперта, до сих пор неизвестен.
Тем не менее, интерес китайских инвесторов к Казахстану называет понятным и, что самое удивительное, не особо разорительным. Оказалось, в Китае существует государственная программа, которая компенсирует риски китайских бизнесменов за рубежом.
"Когда, например, какая-то компания, скажем так, продвигается в каких-то странах и находит точки для развития, и когда они туда заходят, на этот рынок, им государство компенсирует их расходы. Инвестиции могут быть, вот как здесь, 50 миллионов долларов, если условно, они могут запросить компенсацию в Китае, и центральное правительство компенсирует им эти риски. Поэтому они, не боясь, идут на этот рынок. Многие задают вопрос, мол, вы изучали рынок, а они: "Да-да, должно быть выгодно". Но, если бы я рисковал своими деньгами, я бы тысячу раз посчитал, смогу ли я продать эти чушки. Но для них это второй вопрос, потому что их риски компенсируют. Это важный момент, который позволяет бизнесменам быть защищёнными. Почему у нас наши бизнесмены не работают в Китае – потому что наше государство не защищает их риски. Потерял деньги – твоя проблема. У них государство протекционистское, имеет свою систему поддержки и финансирования. Видите, даже генеральное консульство поддерживает. Я спрашивал, наши работают в Китае, хоть раз наше консульство интересовалось их судьбой? Нет, никогда. Приходят только, разрезают ленточку и выступают с трибун, и на этом всё", – поделился мнением эксперт Айдар Амребаев.
Мира Бахытова, Шымкент