Мукомольная отрасль Казахстана поставила рекорд – объем экспорта муки в 2016 году составил почти 2,4 млн тонн. Однако это достижение самих экспортеров не радует, наоборот, вызывает тревогу. Поскольку рекорд объясним не столько достижениями переработчиков, сколько объективными рыночными факторами, которые вскоре могут закончиться.
"Это отложенная удавка, - признается глава Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган. - Наши успехи на сегодняшний день – это не успехи нашей страны, а тенденции мирового рынка зерна, на котором четыре последних года цена неуклонно падает и, по большому счету, в 2015-2016 годах достигла своего дна. И на этом фоне афганский рынок заполнился преимущественно казахстанской мукой, и мы вытеснили оттуда пакистанцев.
Если цена на мировых рынках поднимется вверх, экспортеры Пакистана станут опять проходными, и, соответственно, те объемы, которые мы увеличили, тут же потеряем".
Действительно, по итогам года 57% экспорта казахстанской муки направлено на рынок Афганистана. Еще несколько лет назад основным покупателем нашей муки был Узбекистан, забирая 75% объема экспортных поставок, в 2011 году три из четырех вагонов муки отправлялись в Узбекистан. Сегодня же они предпочитают закупать зерно, сокращая импорт муки и развивая собственное мукомольное производство. Это ярко демонстрирует статистика: в 2007-м Казахстан экспортировал в Узбекистан 157 тыс. тонн зерна и 732 тыс. тонн муки, а уже в 2015-м – 1 млн 405 тыс. тонн зерна и 818 тыс. тонн муки. При этом Узбекистан активно использует и меры нетарифного ограничения: установлен акцизный налог 11% от контрактной стоимости продукции.
По аналогичному пути идет и Таджикистан, последовательно уменьшая закуп муки и увеличивая импорт зерна в среднем на 50 тысяч тонн в год. Таджикистан также установил разный НДС: на муку – 18%, на зерно – 10%. В Кыргызстане полностью отменен НДС на импортируемое зерно.
Мукомолы на протяжении последних лет регулярно просят правительство Казахстана реагировать на подобные действия соседей, вводя зеркальные меры. И приводят в пример соседнюю Россию. Евгений Ган рассказывает: не успел Казахстан ввести запрет на ввоз в страну российской марки "Макфа" (запрет введет в связи с тем, что данная мука не обогащена), как с ним тут же связались сотрудники торгового представительства России в Казахстане.
"Вот это защита прав экспортера. Мы же чувствуем себя беззащитными. То, что надо было сделать на рынках Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, мы сделали: мы вошли туда, закрепились, мы работаем. Но бороться с правительством тех стран – это не наша компетенция", - говорит глава Союза зернопереработчиков.
При этом он справедливо замечает: подобная ситуация касается не только мукомолов, с аналогичной проблемой может столкнуться и экспорт мяса, как только наберет необходимый объем, и все остальные экспортоориентированные отрасли.
"Я думаю, что пришла пора развивать экспортную политику Казахстана. И по большому счету, мы не просим преференций для мукомолов. Мы говорим о том, что у государства должна быть система поддержки и развития экспорта. И поэтому, если она будет, то мукомолье как фрагментарная часть будет там. То же самое мы можем получить и по мясу, и по любой другой продукции. Наши импортеры применяют и меры нетарифного регулирования. Поэтому здесь нужны как системные меры по продвижению и закреплению на этих рынках, и второе – меры зеркального реагирования на те недружественные условия торговли, которые применяют страны", - рассуждает господин Ган.
Заметим, что в ходе недавнего "круглого стола", организованного Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" по проблемам мукомольной отрасли, вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева заявила, что министерство готово принять и рассмотреть все предложения бизнеса по развитию рынков. Что же касается мер нетарифного регулирования, применяемых странами-импортерами, по ее словам, это является "предметом переговоров".
Ирина Севостьянова