Национальная палата предпринимателей "Атамекен" объявила о создании новой информационно-аналитической системы обрабатывающей промышленности совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Своим видением о необходимости такой системы и планами по ее развитию в интервью с inbusiness.kz поделился глава Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен" Аблай Мырзахметов.
– Аблай Исабекович, расскажите, зачем нужна информационная система "Промышленность"?
– Каждое экономическое решение Правительства основывается на анализе данных. Это могут быть статистические данные, опросы населения или бизнеса, передовой международный опыт, научные доказательства и т. д. И от качества этих данных напрямую зависит правильность и эффективность принимаемых решений.
Промышленная политика – не исключение. Перед государством стоит задача диверсификации экономики. Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП растет, но недостаточно быстро: сегодня она составляет 11,9%.
Надо признать, в век цифровизации мы испытываем постоянную потребность в наиболее актуальных и детализированных данных. Мы уже не можем довольствоваться агрегированными данными из статистики. Приведу несколько примеров, почему.
Сегодня для решения проблемных вопросов, препятствующих развитию несырьевых отраслей, Министерством индустрии и инфраструктруного развития РК и Национальной палатой "Атамекен" на постоянной основе проводится работа непосредственно с представителями бизнес-сообщества и аккредитованными отраслевыми ассоциациями, по итогам которой на основе проведенного анализа вырабатываются конкретные меры.
Но такой формат работы имеет ряд недостатков.
Во-первых, при проведении подготовительной аналитической работы не всегда учитываются мнения и данные всех предприятий, т. к. аккредитованные ассоциации не охватывают 100% предприятий в отрасли.
Во-вторых, зачастую вводные данные оказываются неактуальными либо недостаточно исчерпывающими для проведения качественного анализа. К примеру, на сегодня отсутствуют либо недоступны данные в разрезе отраслей и предприятий по таким показателям, как: производственная мощность, фактическая загрузка, уровень локализации, импорт сырья и комплектующих и др.
В-третьих, вышеназванный формат работы предполагает высокие временные затраты как со стороны государственного органа, так и со стороны представителей бизнеса, к примеру, на проведение совещаний, рабочих встреч, телефонных консультаций, командировок и т. д.
Другой пример. Сегодня для развития несырьевого сектора страны предусмотрены различные меры государственной поддержки бизнеса, такие как льготное кредитование, возмещение затрат на повышение производительности, экспортное страхование и многие другие. Всего насчитывается более 50 инструментов поддержки, доступных для предприятий обрабатывающей промышленности. По оценочным расчетам, за 2015-2018 годы оказано финансовых мер поддержки на общую сумму свыше 2 трлн тенге более 13 тыс. компаниям. Это колоссальная сумма, учитывая, что у нас всего экономически активных предприятий чуть более 8 тыс. Результаты по отдельным секторам есть, но никто не анализирует в комплексе эффективность этих мер государственной поддержки. В свою очередь, это может негативно повлиять на качество вырабатываемых решений по капитализации тех или иных инструментов поддержки.
Поэтому еще раз подчеркиваю: качественная аналитическая база является залогом выработки действенных решений.
Именно для этой цели МИИР совместно с НПП "Атамекен" начата разработка информационной системы "Промышленность".
– В чем "фишка" этой системы? Как она решит проблему нехватки данных?
– Главной отличительной чертой системы является то, что big data будет формироваться непосредственно от данных самих предприятий. ИС "Промышленность" будет осуществлять мониторинг состояния промышленности Казахстана на страновом, региональном, отраслевом уровнях с возможностью детализации вплоть до уровня каждого предприятия.
Это нам даст полную картину: кто, где, сколько и чего производит, где у нас есть наибольший потенциал, по каким комплектующим импортозависимы, почему недозагружена подотрасль, какие компании получили меры поддержки и какой был "выхлоп" и т. д.
В свою очередь, для предприятий промышленности мы предлагаем широкий спектр информационно-аналитических сервисов, который будет расширяться и совершенствоваться поэтапно.
К примеру, один из таких сервисов – "Навигатор мер государственной поддержки". Когда компания внесет данные о себе в личном кабинете, исходя из ее показателей, системой будет рекомендоваться наиболее подходящие именно для компании меры государственной поддержки на доступном языке со всей необходимой информацией.
Еще один инструмент – визуализация и анализ государственных закупок Республики Казахстан и Российской Федерации в разрезе заказчиков, способов, товарных позиций, работ и услуг. Наши компании смогут расширить сбыт своей продукции. Кроме того, что немаловажно, повысится культура общественного мониторинга, когда бизнесмены лично смогут проверять факты закупок на предмет нарушений и коррупционных рисков.
В следующем году мы планируем запустить электронную площадку кооперации и субконтрактации на базе системы, которая позволит находить контрагентов не только по Казахстану, но и в странах ЕАЭС – России, Кыргызстане, Беларуси и Армении.
– Когда будет готова система? Что должны делать компании обрабатывающей промышленности, чтобы участвовать в ней?
– Как я уже говорил, мы поделили создание и дальнейшее развитие системы на этапы. Положения о ее разработке заложены в Концепции и проекте Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2020-2025 годы.
В апреле-мае мы разработали и согласовали с уполномоченным Министерством техническое задание на I-этап создания системы. На сегодня, согласно плану работ, система готова на 70%. Мы практически завершаем аналитические модули системы, создали личные кабинеты для предприятий и подготовили подробные инструкции и справочники для заполнения форм отчетности. Теперь для полноценного запуска системы наши предприятия начали заполнять эти самые формы отчетности. Эту работу мы планируем завершить к концу ноября.
При этом, хочу подчеркнуть, что данные предприятий в системе не будут доступны третьим лицам. Более того, с каждым предприятием будет заключаться публичная оферта о конфиденциальности данных. Также стоит отметить, что формами отчетности не предусматривается сбор данных компаний для фискальных целей.
Для удобства предпринимателей в НПП создан единый контакт-центр (1432), обучены ответственные сотрудники региональных палат предпринимателей по оказанию консультаций для предприятий обрабатывающей промышленности по заполнению форм в системе. Также планируется проведение обучающих вебинаров по работе в системе. Вся необходимая информация по ИС "Промышленность" также доступна на сайте "Атамекена".
Пользуясь случаем, призываю наши промышленные предприятия принять активное участие в создании ИС "Промышленность"! Уверен, участие каждого из вас привнесет существенный вклад в совершенствование промышленной политики Казахстана.