Аблай Мырзахметов: Качественная аналитическая база – залог выработки правильных решений

11133

Председатель правления НПП "Атамекен" – о новой информационной системе "Промышленность".

Аблай Мырзахметов: Качественная аналитическая база – залог выработки правильных решений

Национальная палата предпринимателей "Атамекен" объявила о создании новой информационно-аналитической системы обрабатывающей промышленности совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Своим видением о необходимости такой системы и планами по ее развитию в интервью с inbusiness.kz поделился глава Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен" Аблай Мырзахметов.

– Аблай Исабекович, расскажите, зачем нужна информационная система "Промышленность"?

 Каждое экономическое решение Правительства основывается на анализе данных. Это могут быть статистические данные, опросы населения или бизнеса, передовой международный опыт, научные доказательства и т. д. И от качества этих данных напрямую зависит правильность и эффективность принимаемых решений.

Промышленная политика – не исключение. Перед государством стоит задача диверсификации экономики. Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП растет, но недостаточно быстро: сегодня она составляет 11,9%.

Надо признать, в век цифровизации мы испытываем постоянную потребность в наиболее актуальных и детализированных данных. Мы уже не можем довольствоваться агрегированными данными из статистики. Приведу несколько примеров, почему.

Сегодня для решения проблемных вопросов, препятствующих развитию несырьевых отраслей, Министерством индустрии и инфраструктруного развития РК и Национальной палатой "Атамекен" на постоянной основе проводится работа непосредственно с представителями бизнес-сообщества и аккредитованными отраслевыми ассоциациями, по итогам которой на основе проведенного анализа вырабатываются конкретные меры.

Но такой формат работы имеет ряд недостатков.

Во-первых, при проведении подготовительной аналитической работы не всегда учитываются мнения и данные всех предприятий, т. к. аккредитованные ассоциации не охватывают 100% предприятий в отрасли.

Во-вторых, зачастую вводные данные оказываются неактуальными либо недостаточно исчерпывающими для проведения качественного анализа. К примеру, на сегодня отсутствуют либо недоступны данные в разрезе отраслей и предприятий по таким показателям, как: производственная мощность, фактическая загрузка, уровень локализации, импорт сырья и комплектующих и др.

В-третьих, вышеназванный формат работы предполагает высокие временные затраты как со стороны государственного органа, так и со стороны представителей бизнеса, к примеру, на проведение совещаний, рабочих встреч, телефонных консультаций, командировок и т. д.

Другой пример. Сегодня для развития несырьевого сектора страны предусмотрены различные меры государственной поддержки бизнеса, такие как льготное кредитование, возмещение затрат на повышение производительности, экспортное страхование и многие другие. Всего насчитывается более 50 инструментов поддержки, доступных для предприятий обрабатывающей промышленности. По оценочным расчетам, за 2015-2018 годы оказано финансовых мер поддержки на общую сумму свыше 2 трлн тенге более 13 тыс. компаниям. Это колоссальная сумма, учитывая, что у нас всего экономически активных предприятий чуть более 8 тыс. Результаты по отдельным секторам есть, но никто не анализирует в комплексе эффективность этих мер государственной поддержки. В свою очередь, это может негативно повлиять на качество вырабатываемых решений по капитализации тех или иных инструментов поддержки.

Поэтому еще раз подчеркиваю: качественная аналитическая база является залогом выработки действенных решений.

Именно для этой цели МИИР совместно с НПП "Атамекен" начата разработка информационной системы "Промышленность".

– В чем "фишка" этой системы? Как она решит проблему нехватки данных?

Главной отличительной чертой системы является то, что big data будет формироваться непосредственно от данных самих предприятий. ИС "Промышленность" будет осуществлять мониторинг состояния промышленности Казахстана на страновом, региональном, отраслевом уровнях с возможностью детализации вплоть до уровня каждого предприятия.

Это нам даст полную картину: кто, где, сколько и чего производит, где у нас есть наибольший потенциал, по каким комплектующим импортозависимы, почему недозагружена подотрасль, какие компании получили меры поддержки и какой был "выхлоп" и т. д.

В свою очередь, для предприятий промышленности мы предлагаем широкий спектр информационно-аналитических сервисов, который будет расширяться и совершенствоваться поэтапно.

К примеру, один из таких сервисов – "Навигатор мер государственной поддержки". Когда компания внесет данные о себе в личном кабинете, исходя из ее показателей, системой будет рекомендоваться наиболее подходящие именно для компании меры государственной поддержки на доступном языке со всей необходимой информацией.

Еще один инструмент – визуализация и анализ государственных закупок Республики Казахстан и Российской Федерации в разрезе заказчиков, способов, товарных позиций, работ и услуг. Наши компании смогут расширить сбыт своей продукции. Кроме того,  что немаловажно, повысится культура общественного мониторинга, когда бизнесмены лично смогут проверять факты закупок на предмет нарушений и коррупционных рисков.

В следующем году мы планируем запустить электронную площадку кооперации и субконтрактации на базе системы, которая позволит находить контрагентов не только по Казахстану, но и в странах ЕАЭС – России, Кыргызстане, Беларуси и Армении.

– Когда будет готова система? Что должны делать компании обрабатывающей промышленности, чтобы участвовать в ней?

Как я уже говорил, мы поделили создание и дальнейшее развитие системы на этапы. Положения о ее разработке заложены в Концепции и проекте Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2020-2025 годы.

В апреле-мае мы разработали и согласовали с уполномоченным Министерством техническое задание на I-этап создания системы. На сегодня, согласно плану работ, система готова на 70%. Мы практически завершаем аналитические модули системы, создали личные кабинеты для предприятий и подготовили подробные инструкции и справочники для заполнения форм отчетности. Теперь для полноценного запуска системы наши предприятия начали заполнять эти самые формы отчетности. Эту работу мы планируем завершить к концу ноября.

При этом, хочу подчеркнуть, что данные предприятий в системе не будут доступны третьим лицам. Более того, с каждым предприятием будет заключаться публичная оферта о конфиденциальности данных. Также стоит отметить, что формами отчетности не предусматривается сбор данных компаний для фискальных целей.

Для удобства предпринимателей в НПП создан единый контакт-центр (1432), обучены ответственные сотрудники региональных палат предпринимателей по оказанию консультаций для предприятий обрабатывающей промышленности по заполнению форм в системе. Также планируется проведение обучающих вебинаров по работе в системе. Вся необходимая информация по ИС "Промышленность" также доступна на сайте "Атамекена".

Пользуясь случаем, призываю наши промышленные предприятия принять активное участие в создании ИС "Промышленность"! Уверен, участие каждого из вас привнесет существенный вклад в совершенствование промышленной политики Казахстана.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться