Казахстанское законодательство давно уже предписывает в качестве обязательного, а не сослагательного условия приемки новых зданий их адаптацию к потребностям людей с ограниченными возможностями. Проще говоря – к обязательному наличию пандусов и иных устройств, позволяющих этой категории казахстанцев попадать внутрь беспрепятственно и беспроблемно.
Но, как у нас это часто бывает, закон – это одно, а его исполнение на практике – нечто совсем другое. По сведениям министра, уровень адаптации социальных объектов (поликлиник, больниц, школ, центров социального обслуживания и тому подобных заведений) на сегодня достиг 62% от общей численности, а аналогичный показатель на объектах транспортной инфраструктуры не превышает 50 процентов.
Проблему малодоступности транспортной сферы в стране пытаются решить за счет активного развития услуг социального такси.
"Благодаря включению в госсоцзаказ, количество таких таксопарков за последние два года выросло в восемь раз, с 11 до 89 организаций, и теперь ежегодно социальные таксопарки обслуживают более 27 тысяч лиц с инвалидностью", – отметила министр.
Но на общем уровне адаптированности это пока не сильно сказывается: суммарно социально-значимые объекты, представляющие жизненно-важные услуги лицам с инвалидностью, не дотягивают и до 50 процентов. По сведениям главы министерства, в настоящее время в стране определено 36 тысяч таких объектов, из них 18,4 тысячи (или 63,6%) были признаны недоступными для лиц с ограниченными возможностями.
При этом министр на последнем заседании правительства во вторник, 16 мая, вообще предположила, что процесс адаптации городских зданий к нуждам людей с ограниченными возможностями рискует стать бесконечным. Почему?
"Сегодня мы адаптируем ранее построенные объекты и одновременно принимаем на местах новые объекты без доступа, что делает этот процесс абсолютно бесконечным", – констатировала Тамара Дуйсенова.
При этом, помимо морального аспекта этой проблемы, есть соображения и материального характера. По утверждению министра, дополнительная адаптация уже сданных объектов выходит дороже как для государственного бюджета, так и для частного сектора, нежели оборудование их при строительстве. А связано это, по ее мнению, с отсутствием контроля за соблюдением требований доступа со стороны соответствующих уполномоченных органов на этапах разработки, проектирования, строительства, ремонта и сдачи новых объектов.
"Просила бы обеспечить выполнение требований законодательства в этой сфере как центральными государственными органами, регулирующими эти вопросы, так и местными исполнительными органами", – подытожила Тамара Дуйсенова разговор на эту тему. При этом в настоящее время в Казахстане есть определенная прослойка людей, которые могут обеспечить контроль за соблюдением этой нормы закона на местах. По сведениям Тамары Дуйсеновой, в настоящее время 37 лиц с ограниченными возможностями назначены советниками акимов областей, городов и районов, в прошлом году 35 инвалидов стали депутатами в составе областных, городских и районных маслихатов.
А в созданном при правительстве координационном совете в области социальной защиты инвалидов лица с ограниченными возможностями и вовсе составляют более половины его участников (в состав совета входят 16 инвалидов, что составляет 64% от общего числа членов совета). Но даже этого административного ресурса пока не хватает, для того чтобы заставить государственные органы соблюдать интересы этой категории людей в той мере, в какой это предписывается законодательством.
Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, выслушав все это, решил начать с главного города страны, власти которого не так давно критиковались за отсутствие адаптации для инвалидов Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
"На последнем отчете по подготовке к EXPO глава государства подверг критике именно доступность к объектам социальной сферы для инвалидов, фотографии показывались. Можно узнать, что изменилось?" – спросил Бакытжан Сагинтаев у акима Астаны Асета Исекешева.
Тот заявил, что городскими властями создан специальный штаб для сотрудничества со всеми ассоциациями людей с ограниченными возможностями.
"Сейчас работаем над корректировкой нашего плана действий: в Астане за последние четыре года были паспортизированы 56% объектов, в их число вошли 224 объекта, которые обеспечены необходимой инфраструктурой. Конечно же, очень много вопросов, и мы определили наш план действий, который будет поддерживаться совместно с ассоциациями, союзами маломобильных групп населения. В наш план включаются, безусловно, все городские объекты: больницы, культурные, спортивные объекты в первую очередь, пешеходные переходы. И, конечно, большая группа – магазины, коммерческие предприятия", – заверил аким Астаны.
По его словам, в настоящее время во многих районах города начались работы по созданию доступной безбарьерной среды для инвалидов.
"Конечно, полностью решить вопрос за короткое время невозможно. Мы для себя ставим задачу за год большую часть объектов обеспечить необходимой инфраструктурой. Кроме безбарьерной среды, инфраструктуры, конечно, есть другие направления: трудоустройство на работу, создание в парках специальных мест для занятия спортом и ряд других вопросов", – заключил Асет Исекешев.
Ну а мажорным аккордом рассмотрения правительством этой проблемы стала демонстрация видеоролика о талантливом таразском школьнике Исааке Мустопуло. Мальчик с детства страдает ДЦП и, тем не менее, уже сейчас, учась в восьмом классе общеобразовательной школы, проводит мастер-классы по космологии (его главное увлечение – астрофизика).
"Сейчас мне 15 лет. Я наравне со сверстниками посещаю школу. С переходом в среднее звено подключились еще и дополнительные курсы, где я занимаюсь, так же как и мои одноклассники. Учеба наравне со всеми всегда стимулировала меня к тому, чтобы быть на равных и преуспевать по всем предметам. Это очень важно — не расслабляться, чувствовать ритм, школьную атмосферу. Чтобы не отставать от одноклассников, я много читаю и занимаюсь самообразованием. У меня много идей на будущее", – говорил о себе школьник из Тараза.
После чего премьер-министр Бакытжан Сагинтаев назвал это видеопослание, продемонстрированное Министерством социальной защиты, "очень волнующим".
"Если у человека стержень имеется, он преодолеет любые препятствия", – прокомментировал премьер-министр это видео. И тут же уточнил, что такое стремление человека должно вознаграждаться помощью общества, в связи с чем попросил министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, как главу профильного (по архитектурной и градостроительной деятельности) ведомства, ужесточить контроль при проведении экспертиз зданий.
"Если не предусмотрены адаптационные устройства, то тогда и не подтверждайте экспертизу, это упущение в работе надо исправить", – отрезал глава правительства.
Игорь Воротной