Аграрные расписки: новая авантюра или благое дело?!

10400

Эксперты оценили новый инструмент финансирования для фермеров.

Аграрные расписки: новая авантюра или благое дело?!

Казахстанские власти планируют внедрить электронные аграрные расписки с 2020 года. По крайней мере, так заявил вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов и предложил банкам использовать эти "бумаги" как залог при кредитовании фермеров. Аграрная расписка, по его словам, позволяет финансировать производство сельхозпродукции за счет продажи урожая до его фактического сбора, то есть под залог будущего урожая.

Пока до конца не ясно, как Правительство собирается предлагать этот инструмент банкам, после того как они обожглись на зерновых расписках. Несколько лет назад в казахстанских СМИ активно обсуждался вопрос о семи миллионах тонн несуществующего зерна, под которые выпускались зерновые расписки и закладывались в банках. Тогда Генпрокуратура подтвердила отсутствие необходимого количества зерна на хлебоприемных предприятиях, выставляющегося в качестве государственного неснижаемого запаса и обеспечения зерновых расписок перед банками. Такие потери не могли не сказаться на состоянии финансовых институтов. Например, традиционно лояльному к сельскому хозяйству Jýsan Bank (Цеснабанк) потребовалось более 1 трлн тенге господдержки на решение проблем, связанных с этой отраслью. Неизвестно, связано это с зерновыми расписками или нет. Тем не менее, для оздоровления аграрного сектора и повышения устойчивости Цеснабанка в прошлом году Фонд проблемных кредитов выкупил у банка портфель сельскохозяйственных кредитов на сумму 450 млрд тенге. В январе 2019 года этот же фонд дополнительно выкупил у банка портфель сельскохозяйственных кредитов на сумму 604 млрд тенге.

Хороший инструмент с высокими рисками

Смогут ли фермеры привлечь деньги под аграрные расписки после печальной истории с "потерянным" зерном и насколько такой инструмент может быть полезен, нам рассказали экономисты и эксперты.

Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management считает внедрение аграрных расписок положительной мерой, которая расширит возможности фермеров для привлечения финансирования, а инвесторам позволит получить доход.

Однако, пояснил он, как и в любом новшестве, внедряемом в нашей стране, главное – это механизм реализации и контроля над предлагаемой мерой.

"Во-первых, аграрные расписки могут увеличить и без того высокий уровень закредитованности фермеров. В этом плане хорошо, что будет ограничен их объем (в пределах 30-40% от объема или стоимости предполагаемого урожая). Во-вторых, увеличиваются риски фермера, который, по сути, продает урожай до его сбора. Ведь неизвестно, каким будет в итоге урожай и какие на него сложатся цены. Инвестор несет значительно меньшие риски, так как его права обеспечены наложением обременений на залоговое имущество и счета фермера. В-третьих, если агробизнес, выпускающий расписки, имеет привлекательную бизнес-модель и достаточный уровень прибыли, то он без проблем сможет привлечь финансирование от банка, так как процентные ставки по аграрным распискам будут выше при том же уровне риска для фермеров. И если фермер не способен рассчитаться с банковским кредитом, то вероятность дефолта по распискам еще более вероятна, что откроет возможности для захвата бизнеса и собственности со стороны держателей расписок", – подчеркнул эксперт.

В текущей ситуации в банковском секторе такие расписки могут быть достаточно актуальными, полагает директор "Улагат Консалтинг Групп" Марат Каирленов. Банки все больше сокращают долю кредитов реальному сектору в активах (до менее 50% официально), и уже свыше 40% активов, или 11 трлн тенге, приходится на высоколиквидные активы (ценные бумаги, деньги и др.).

При этом он также указал на ряд рисков, которые могут последовать за внедрением аграрных расписок.

"Начиная с объективных данных о наличии продукции на складах (для адекватной оценки рисков) и ее перемещении при купле-продаже и заканчивая вопросами кибербезопасности, как со стороны хакеров (недавно прошла череда скандалов с утечкой конфиденциальных данных из государственных IT-систем), так и недобросовестных сотрудников складских помещений и/или чиновников", – отметил он.

Экономист Арман Байганов напомнил, что в сельском хозяйстве стоимость залогового имущества традиционно низкая, поэтому такие аграрные расписки могут стать подспорьем аграриям. Однако, по его мнению, спрос на такие расписки, скорее всего, будет низким со стороны холдинга "КазАгро" и коммерческих банков.

"В Казахстане уже был негативный опыт, когда руководители элеваторов оказались не чисты на руки и выпускали зерновые расписки, а зерна в элеваторах не было или оно не соответствовало заявленному качеству. Эта ситуация ударила и по банкам, которые принимали зерновые расписки в залог. Во-вторых, цена на зерно очень волатильная, только за последние четыре года она упала примерно на 40%. В-третьих, в Казахстане стоимость зерна напрямую зависит от урожая. Если он был высоким цены могут упасть на 30-40%, и наоборот. Поэтому, принимая зерновые расписки в залог, сложно угадать, какими будут цены. Все эти факторы приведут к тому, что банки будут с опаской принимать зерновые расписки, а вот квазигоскомпаниям могут навязать эти расписки", – рассказал экономист.

Как помочь сельскому хозяйству?

Арман Байганов считает, что сумма, выделяемая на с/х, недостаточна и этот объем следует увеличивать. По его мнению, бюджет на поддержку сельского хозяйства однозначно должен быть выше чем на оборону (что нельзя сказать по объему финансирования), так как это снизит отток населения из сел в города, снизит социальную напряженность в больших городах и даст мультипликативный эффект в целом для экономики Казахстана. Экономист привел в пример программу поддержки выращивания интенсивных яблоневых садов, профинансированных через АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", благодаря которой цены на яблоки снизились и увеличилось количество рабочих мест. Похожие программы, по его мнению, стоит внедрять в стране.

"Проблемы с финансированием сельского хозяйства объясняются целым рядом системных причин различного уровня. Это вопросы, связанные с созданием государством различных посредников по экспорту сельхозпродукции, у которых и оседает значительная часть прибыли. Другая группа проблем связана с уровнем реальной защиты прав собственности в стране, в частности с рейдерскими войнами, периодически вспыхивающими в отрасли, очевидно, что это сдерживает как текущих игроков, так и потенциальных инвесторов", – отметил Марат Каирленов.

Как следствие, по его словам, в отрасли достаточно мало игроков, использующих современные технологии и развивающих устойчивые долгосрочные модели с развитием, например и растениводства, и животноводства в одном хозяйстве, как ранее в совхозах и в современных западных агрофирмах.

"В итоге отрасль технологически отстала, что определяет ее низкую рентабельность и высокую чувствительность к погодным условиям и другим рискам, что определяет высокие риски невозврата кредитов", – резюмировал глава "Улагат Консалтинг Групп".

Мурат Кастаев считает, что проблемы с финансированием агросектора связаны с его низкой рентабельностью. Если бизнес рентабелен и приносит прибыль, то эта прибыль формирует оборотный капитал, резервы, которые фермер может использовать до реализации следующего урожая, и тогда ему нет необходимости продавать еще не собранный урожай, увеличивая и без того высокие риски бизнеса.

"Прибыль фермеров низкая, потому что отрасль непрозрачна, на рынке работает много посредников, и у фермеров отсутствует возможность прямого выхода на покупателей", – уверен эксперт.

Он убежден, что либерализация отрасли, ее прозрачность и создание в ней настоящих рыночных отношений позволит фермерам больше зарабатывать и самостоятельно финансировать свои операции.

"Подводя итог, электронные аграрные расписки – это только инструмент, дающий фермеру больше возможностей взять деньги в долг, но не решающий коренную проблему возврата этого долга", – подчеркнул Мурат Кастаев.

Ольга Фоминских

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться