Стоимость реализации образовательного госзаказа по аграрным специальностям в Казахстане недооценена. В сегодняшних реалиях качественное обучение одного студента должно стоить 950 тыс. тенге в год. Но пока на одно бюджетное место государство выделяет сумму на треть меньше. Об этом на форуме "Партнёрство университета и работодателей в подготовке кадров для реального сектора экономики" заявил председатель правления Казахского агротехнического университета (КАТУ) им. С. Сейфуллина Ахылбек Куришбаев.
"Для качественного обучения студентов по сельхозспециальностям стоимость гранта должна быть на уровне 950 тысяч тенге на каждого студента в год, что почти в 1,5 раза выше, чем сейчас. Сейчас на тот бюджет, который нам даётся, нам не отправить преподавателей за границу, не пригласить зарубежных профессоров. Заработную плату мы финансируем, но заработные платы, конечно, ничтожные. Если взять среднюю заработную плату преподавателей кандидатов наук, то она составляет 130 тысяч тенге", – констатировал глава КАТУ.
Вместе с тем при увеличении стоимости образовательных грантов актуален также принцип "от количества к качеству". Число бюджетных мест для учащихся, считает Ахылбек Куришбаев, необходимо сокращать.
"Лучше готовить меньше, но качественно. В настоящее время 46 процентов специалистов для аграрного сектора в экономике готовятся в 17 непрофильных вузах страны. В этом году нам выделили около трёх тысяч грантов. 46 процентов этих грантов размещены в 17 непрофильных, не имеющих специализированной базы университетах, и только 54 процента, чуть более половины, приходятся на три специализированных сельскохозяйственных вуза МСХ. Я понимаю, что должна быть конкуренция, но она должна быть между университетами, которые имеют необходимую квалификацию преподавателей, базу. Почему-то ветеринаров мы готовим таким образом, а медицинских работников мы готовим только в специализированных медицинских университетах", – задался риторическим вопросом ректор.
В этой связи, полагает он, основные спецгранты нужно распределять среди специализированных университетов с аграрным профилем. Помимо недофинансирования сельхозобразования, в отрасли имеется проблема отсутствия мотивации у сегодняшних студентов. Профессии ветеринаров и агрономов современная молодёжь зачастую выбирает ради "корочки". Это говорит о том, что в стране необходимо создавать систему отработки студентов аграрных специальностей в сельской местности.
"Наряду с решением проблем с трудоустройством это привело бы к резкому сокращению количества немотивированных студентов. Глава государства абсолютно прав, когда говорил, что в аграрных вузах стало гораздо больше городских ребят. Так происходит, потому что у нас система грантов такая. Выпускник школы, который получает высокий балл, не может пройти по другим специальностям и приходит в аграрную сферу, получает диплом. Ради получения диплома… И потом многие остаются в городе", – сказал господин Куришбаев.
Но не едут выпускники в сёла не только по этой причине. В сельской местности сегодня нет элементарных бытовых условий для работы. И государственная программа "С дипломом – в село", как показывает практика, реализуется неэффективно.
"Есть государственная программа "С дипломом – в село". Очень хорошая программа реализуется. Но наши ветеринары, если 100 человек в прошлом году закончили и поехали в село, из них только 25 человек получили подъёмные, только два человека получили кредиты на приобретение жилья. Если так же будем относиться к другим выпускникам аграрных университетов, то желания у них особого не будет. Не создаются элементарные бытовые условия", – заключил глава КАТУ.
Карина Алимова