/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
Алматы обошёл Лондон по концентрации торговых центров

Алматы обошёл Лондон по концентрации торговых центров

Конкуренция на рынке ТРЦ обостряется и подстёгивает игроков к поискам новых концепций.  

07:03 09 Январь 2019 13810

Алматы обошёл Лондон по концентрации торговых центров

Автор:

Динара Куатова

Фото: bnews.kz

Рынок торговой недвижимости в двух крупных мегаполисах страны, Астане и Алматы, переходит к многофункциональным форматам. На фоне снижения заполняемости торговые площади продолжают шириться, что ведёт к обострению конкуренции, а следовательно, и поиску уникального наполнения торговых центров. По прогнозам экспертов, в настоящих условиях сохранят уровень заполняемости и, соответственно, ставки по аренде только те объекты, которые смогут перестроиться под новые условия. При этом единой динамики по стоимости аренды торговых пространств не наблюдается.

«Рынок торговых центров обеих столиц находится на этапе новой качественной эволюции, когда ТЦ и ТРЦ должны становиться центрами общения, переходя от простых форматов к многофункциональным. Этот этап будет сопровождаться редевелопментом концепций объектов, появлением новых форматов в виде: фермерских рынков (объект в объекте), фуд-кортов try and buy (попробовал и купил), коворкингов, библиотек, музеев, театров, образовательных центров, детских садов. В общем, всё, что заставит посетителя провести с удовольствием как можно больше времени», – даёт свои прогнозы генеральный директор компании Tetin Лев Тетин.

Основные тренды рынка 2018 года – появление и активное развитие новых игроков. Также прослеживался стабильный спрос операторов объектов общепита на качественные помещения формата стрит-ритейл. В течение завершившегося года в Алматы открылось более 50, в Астане более 20 точек операторов сегмента Food & Beverage, приводят цифры в международной консалтинговой компании Colliers International.

«Был отмечен выход на рынок Алматы таких международных ритейлеров, как компания LPP с брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsa; российский фешен-оператор Gloria Jeans; открытие гипермаркетов DIY (товары для ремонта и дома) – Leroy Merlin и OBI. Что касается новых торговых центров, то техническое открытие ТРЦ Forum Almaty показало довольно высокий интерес игроков рынка к данному проекту. На сегодняшний день процесс заполнения идёт довольно активно. Текущая низкая заполняемость вызвана целым рядом факторов, в том числе банально ввиду проведения отделочных работ арендаторами. Однако к дате официального открытия планируется, что заполняемость данного ТРЦ будет достаточно высокой», – комментируют в консалтинговой компании.

Ритейл-проекты, не выдерживающие конкуренции, всё чаще предпринимают попытки изменения концепции с целью увеличения доходов. Всё больше заметен тренд к росту доли развлечения и общепита в составе арендаторов ТРЦ.

«При высокой концентрации качественных торговых объектов на Левом берегу Астаны район Правого берега города показывает высокий потенциал для новых качественных ритейл-проектов, что подтверждает высокий интерес ритейлеров к проекту ТРЦ «Республика Плаза», который на данный момент находится на стадии строительства», – отмечают эксперты Colliers International.

Лондон позади

Несмотря на то, что перенасыщение рынка торговых площадей наблюдалось ещё двумя годами ранее, прирост новыми квадратами продолжается. По данным международной консалтинговой компании Colliers International, в 2018 году в Алматы объём ритейл-платформ увеличился на 11,3%. Общий объём качественного предложения торговых площадей в южном мегаполисе составляет около 1,64 млн кв. м.

«Ключевыми открытиями первой половины 2018 года стали: вторая очередь ТРК Grand Park (GBA (Gross Built Area – общестроительная площадь) 80000 кв. м), третья очередь молла «Апорт» (GBA 55000 кв. м), а также ТД «Алма-Ата» (GBA 31500 кв. м). Также объём качественных торговых помещений вырос за счёт технического открытия ТРЦ FORUM (GBA 153000 кв. м), которое состоялось в октябре 2018 года», – комментируют в Colliers International.

По количеству торговых площадей на 1000 человек Алматы обогнал Париж, Варшаву и Лондон, подчёркивает генеральный директор Tetin. В минувшем году в городе насчитывалось 30 объектов, и к существующим 1,64 млн кв. метров по планам девелоперов должны прибавиться 270 тыс. кв. метров.  

Ситуация на рынке торговой недвижимости Астаны аналогично развивается под влиянием высокой конкуренции. Динамика роста торговых площадей в столице характеризуется ещё более активным ростом на фоне снижения покупательской активности. Перераспределение трафика посетителей среди действующих ТЦ в сторону новых, более качественных объектов приводит к жёсткой конкуренции за арендатора.

«По итогам 2018 года в столице насчитывается 15 ТЦ общей площадью 0,7 миллиона квадратных метров, со средней долей пустующих площадей 10-12 процентов. В 2019-2020 ожидается ввод ещё восьми новых объектов общей площадью 0,36 миллиона квадратных метров (Green Mall, Talan Towers Gallery, Abu Dhabi Plaza, Republika Plaza, реконструкция ЦУМа, вторая очередь Arujan, Keruen и Asia Park), а это ещё плюс 52 процента, что неминуемо приведёт к росту вакантных площадей до уровня 20-24 процента и обострению ситуации с одинаковыми ТЦ, которые будут требовать пересмотра своей концепции в связи с падением доходности», – даёт прогноз Лев Тетин.

Ставки следуют за популярностью

Единой динамики по арендным ставкам на торговые пространства на рынке не наблюдается. В крупных концептуальных торгово-развлекательных центрах стоимость площадей в среднем выросла на 5%. Наиболее успешные и востребованные торговые объекты, по сведениям Colliers International, повысили свои ценники до 20%.

«Необходимо разделять торговые центры на успешные и менее успешные, а также отдельно рассматривать недавно построенные. Признаков для снижения арендных ставок в успешных ТРЦ города в 2019 году не наблюдается. Прогнозируется продолжение позитивного тренда роста арендных ставок также в среднем на пять процентов в год», – полагают аналитики.

Менее успешные объекты вынуждены прилагать усилия для привлечения арендаторов и повышения заполняемости: проведение реконцепции, предложение более выгодных коммерческих условий и так далее.

«Заполняемость таких объектов также будет повышаться, однако необходимо рассматривать каждый торговый объект индивидуально. Что касается арендных ставок, тут также применяется индивидуальный анализ каждого объекта, однако необходимо понимать, что главным фактором привлечения арендаторов в менее успешные ТРЦ является снижение арендных ставок», – отмечают в Colliers.

Напомним, годом ранее эксперты прогнозировали снижение стоимости аренды торговых квадратов в Астане. Выиграть должны были ритейлеры, которые чётко отслеживают поведение потребителя и готовы подстраиваться под его потребности.

Динара Куатова

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Собственники коммерческой недвижимости потеряли около 20 млрд тенге за каждый месяц простоя.

02 Август 2020 08:00 1750

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Введение режима ЧП и карантинных мер значительно отразилось на рынке офисной недвижимости. Просьбы арендаторов о скидках и каникулах напрямую сказываются на доходах арендодателей. Большинство компаний оптимизируют рабочие места. В прошлое может уйти традиционная аренда офисных помещений, сменяясь на систему гибких офисов, когда рабочее место, рассчитанное на одного сотрудника, становится доступно еще нескольким. Корреспондент Inbusiness.kz поговорил с ведущими экспертами отрасли и игроком рынка о последних изменениях в сфере офисной недвижимости и перспективах ее восстановления.

Как отмечает директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая, для тех арендаторов, чья деятельность во время ЧП была запрещена, многие арендодатели делали скидки на аренду от 100% до 50%. Арендаторы в этом случае оплачивали только коммунальные и эксплуатационные услуги. Для тех, кто оставался работать, в ряде случаев скидки составляли 15-25%. После отмены ЧП скидки на аренду стали предоставлять в индивидуальном порядке тем компаниям, чей бизнес пострадал и продолжает страдать. По данным департамента аналитики, такие скидки достигают 20-30%.

«В настоящее время средние показатели вакансии в бизнес-центрах Нур-Султана и Алматы достигают 15-35%. За период пандемии они возросли на 10-20%, и тенденция их роста сохраняется. Арендаторы продолжают съезжать в связи с закрытием бизнеса, также отток наблюдается из тех бизнес-центров, которые не идут на скидки», – сказала Анна Шацкая.

По словам специалиста, в период ЧП убытки арендодателей достигали 80-100%. Сейчас в большинстве случаев арендодатели активно занимаются поиском новых арендаторов и в индивидуальном порядке предлагают гибкие условия аренды для удержания существующих. В основном это выражается в снижении ставок аренды либо сокращении арендуемых площадей.

Анна Шацкая отмечает, что, на ее взгляд, для восстановления рынка офисной недвижимости в перспективе понадобится 1,5-2 года.

«Тенденция использования удаленного формата работы сотрудников будет усиливаться наряду с расширением цифровизации, автоматизации бизнеса и дальнейшего перехода на онлайн-формат. Восстановление прежних показателей будет возможным за счет естественного развития сегмента МСБ и появления новых субъектов», – прокомментировала эксперт.

Она добавила, что с большой вероятностью в ближайшие три года рынок офисной недвижимости ожидает стагнация. Это будет выражаться в сокращении и остановке строительства новых проектов, снижении ставок и доходности аренды.

Как отмечает независимый эксперт рынка недвижимости Шахида Садырова, введение ограничительных мер повлияло на доходность и рентабельность рынка недвижимости по-разному. В первую очередь значительно просел рынок гостеприимства, куда входят общепит и гостиницы. Наряду с ними напрямую из-за ввода ограничений пострадали торговые площади в ТРЦ, торговых домах, частично стоит ритейл, где закрытия в карантин и режим ЧП были не абсолютными. Рынок офисной и складской недвижимости в этом списке находятся на третьем месте. Как отмечает специалист, он пострадал меньше относительно других сегментов отрасли.

«Рынок недвижимости сегодня пребывает в состоянии неопределенности из-за пандемии. Основным его игрокам сложно прогнозировать, строить стратегии, вырабатывать политику работы с арендаторами, как в долгосрочной, так и среднесрочной перспективе. Из-за введенного режима ЧП и карантина в адрес управляющих компаний и девелоперов приходится много заявок от арендаторов с просьбой о предоставлении скидок», – говорит Шахида Садырова.

Эксперт отмечает, что пока сложно говорить о том, на сколько конкретно снизились ставки аренды коммерческой недвижимости. Обозначить более точные показатели станет возможным в конце III квартала и к концу текущего года, поскольку скидки носят адресный и временный характер. В целом же новый уровень ставок будет понятен после выхода рынка из острого периода и адаптации его к новым реалиям в более продолжительном промежутке времени.

«Сейчас говорить о конкретной цифре сложно, потому что размер ставок и дисконтов, предоставляемых арендаторам, колеблется от 10% до 60% и варьируется от объекта объекту. Девелоперы и управляющие компании договариваются с арендаторами case by case. Все зависит от истории сотрудничества между двумя сторонами, насколько они лояльны друг к другу и готовы ли вместе выходить из кризиса в ситуации win-win. Играет роль категория, к которой относится арендатор, и то насколько сильно повлиял на него период пандемии и ограничительных мер. Чем больше бизнес теряет доходов, тем меньше он готов и может платить за аренду офисных помещений. Но в этом случае мы все одинаково страдаем, поэтому на рынке сегодня важно уметь договариваться», – объясняет собеседница.

Как правило, скидки удовлетворяются преимущественно в той величине, в которой они запрошены, в связи с тем что ни один из девелоперов или управляющих компаний не хочет оказаться с высокой вакантностью, как в период пандемии, так и в постпандемический период. Это время, когда большая часть бизнеса либо останется на плаву, либо выйдет из рынка, делится рассуждениями независимый эксперт.

Также остается открытым вопрос о том, насколько упал спрос на офисную недвижимость и сколько освободилось площадей. Специалист прогнозирует скачок вакантности как результат оптимизации рабочих мест. Компании, располагавшиеся раньше на больших площадях, сейчас стремятся к тому, чтобы оптимизировать расходы и более эффективно использовать офисное пространство, сокращая площадь и при этом повышая эффективность каждого квадратного метра.

«Мы не видим расторжений договоров арендаторов на очень крупные площади, но видим тенденции к оптимизации занимаемых площадей путем сокращения площадей или переездов в офисы классом ниже. У компаний уже сложились опыт и понимание работы в удаленном формате. Некоторые примеряют на себя умение работать вне офиса в долгосрочной перспективе, как одну из стратегических задач. Это напрямую влияет на рынок офисной недвижимости, потому что из-за оптимизации площадей он проседает», – добавляет Шахида Садырова.

Наиболее гибкие и прогрессивные компании уже переводят часть сотрудников на удаленный формат работы. Другая часть персонала, задачи которых сложно выполнимы вне офиса, остаются работать на местах.

«Время доказало, что постоянное нахождение в офисе требуется только для 10-20% сотрудников. Это позволяет строить более гибкий график для всех. Многие компании уже адаптировали такой формат и будут продолжать работать в нем, что не подразумевает аренды больших площадей. В этом случае у определенных категорий арендаторов площадь может сократиться до 50-80%», – сообщает она.

Эксперт отмечает, что ставки аренды офисной недвижимости придут в среднерыночную норму в постпандемический период для компаний, переживших кризис. Объемы рынка, несомненно, сократятся за счет компаний, которые кризис не переживут и прекратят деятельность, и компаний, оптимизирующих офисные площади.

В новых условиях выиграют те, кто готовы предоставлять гибкие условия аренды по срокам, ставкам, площадям. Больше всего будет цениться мобильность и гибкость условий, когда арендатор в любой момент времени может существенно оптимизировать расходы по аренде и эффективно использовать площади. Шахида Садырова отмечает, что после пандемии человечество в любом случае не вернется к прежней, свободной жизни, что, несомненно, повлияет на снижение объемов рынка коммерческой недвижимости. Люди будут больше ценить удобство, комфорт, доступность инфраструктуры вокруг, для того чтобы ограничить и минимизировать любые передвижения и контакты с окружающими людьми.

«Я более чем уверена, что спрос на гибкие пространства, такие как коворкинг, нетворкинг, пространства готовых офисов, где ставка аренды исходит не из квадратных метров, а из количества рабочих станций, по факту занимаемых компанией, будет расти. Это позволит компаниям быть максимально гибкими в выборе рабочего пространства и в оплате аренды рабочей станции, – делится прогнозами эксперт. – Если мы столкнемся с повторными ограничительными мерами или компания будет быстро расти или сокращаться, она может достаточно быстро и практически безболезненно для себя, без лишних расходов сокращать или увеличивать занимаемую площадь. Поэтому актуальность и спрос на коворкинг и нетворкинг пространства гибких офисов и креативных платформ будет расти. Это вносит ту гибкость, которой не хватает арендаторам в классических схемах аренды площадей с фиксированной ставкой, площадью и сроком аренды».

Независимый эксперт отмечает, что сейчас арендаторам и арендодателям нужно не упираться в традиционную классическую схему. Важно быстро подхватывать новые тренды и тенденции сегодняшнего дня. Время диктует глобальные изменения, и те, кто будет достаточно смелым, для того чтобы адаптировать новые системы и предложить рынку гибкие форматы, останутся в выигрыше. Это новые возможности для управляющих компаний, готовых трансформироваться и адаптироваться под новые реалии.

По словам председателя ассоциации управляющих и сервисных компаний QazProperty Кайрата Кокенова, ситуация на рынке офисной недвижимости в связи с пандемией достаточно сложная. Весной, в период ЧП, в стране была полностью приостановлена деятельность объектов коммерческой недвижимости. По расчетам ассоциации, рынок потерял порядка 20 мдрд тенге доходов за каждый месяц карантина.

«Как субъекты бизнеса, мы несем во время карантина операционные затраты: по фонду заработной платы, обязательства перед банками по займам, по налогам в бюджет, перед поставщиками коммунальных слуг. Усиление санитарно-эпидемиологических норм и требований к объектам коммерческой недвижимости в стране значительно увеличило стоимость клининговых расходов. Такие расходы не компенсируются арендаторами, это расходы управляющих компаний», – сказал председатель.

Расходы на коммунальные услуги в период карантина превысили 413 млн тенге, при этом заполняемость объектов в данный период была около 15%. Помимо убытков от недополученных доходов от аренды, БЦ вынуждены содержать персонал (инженеры, уборщицы, охрана), оплачивать коммунальные платежи за частично пустые объекты и проводить санитарную обработку.

«Рынок офисной недвижимости в Нур-Султане пострадал меньше от пандемии, чем в Алматы. Здесь расположено больше государственных и квазигосударственных компаний, в Алматы среди арендаторов больше малого и среднего бизнеса», – подчеркнул председатель QazProperty.

Чтобы сохранить арендаторов, арендодатели предоставляют скидки по аренде офисных помещений. Арендаторам, деятельность которых запрещена, приостановлена или ограничена, разрешено оплачивать только эксплуатационные затраты.

«Всем остальным управляющие компании предоставляют скидку в среднем до 50% от арендной ставки в зависимости от направления бизнеса. Если мы понимаем, что у клиента «живой» бизнес, но он потерял часть контрактов из-за пандемии, то ведем переговоры и снижаем до 50% от ставки аренды», – объясняет собеседник.

По словам Кайрата Кокенова, если бы банки, коммунальные предприятия, налоговые органы пошли на уступки арендодателям, арендаторы офисов смогли бы получить отсрочку по оплате.

«На эту сумму мы бы сделали скидку арендаторам, потому что хотим их удержать. Но мы не сможем давать скидки ниже тех расходов, что имеем сами. На текущий момент льготу по налогообложению нам не утвердили в полной мере, поэтому расходов очень много. При полной льготе на налог в месяц для одного бизнес-центра управляющие компании смогли бы сэкономить 2 млн тенге. Выселять старых арендаторов, просить освободить офисы – не выход. Сложно будет найти новых. Рынок сжался. Сейчас все ждут, когда завершится карантин, чтобы восстанавливать работу и деятельность», – говорит он.

Кайрат Кокенов добавил, что рост вакансий в бизнес-центрах на 30% связан с закрытием малого бизнеса, у которого отсутствовала финансовая подушка. Средний и крупный бизнес продолжают работу, но им понадобится время на восстановление. Предприниматели языковых центров, туристических агентств, кабинеты психологов будут освобождать офисы. Это сегмент C, B-класса.

«В этом году, скорее всего, большинство арендаторов будут занимать минимальные площади. В то же время арендаторы наших бизнес-центров, которыми управляет наша компания Property Management Group, не поднимают вопрос о сокращении метража. В топовых бизнес-центрах сложно найти хороший свободный офис – клиенты не рискуют переезжать. Основные наши арендаторы – это строительные, крупные проектные компании, официальные дилеры оборудования и т. д. И в их офисах продолжают свою работу отделы финансов, бухгалтерии, юридических служб и другие сотрудники отделов компаний, работать которым удаленно сложно», – отмечает собеседник.

Размышления с позиции «можно работать дома» позволительны, по мнению Кайрата Кокенова, только топ-менеджерам или собственникам бизнеса. Остальным сложно сконцентрироваться на работе, если вся семья дома. Тенденция «удаленки», работы в коворкингах или смарт-офисах популярна для малого и микробизнеса.

«Для крупного бизнеса удаленный формат работы станет актуальным только после того, как им удастся перевести работу юристов и финансистов в цифровой формат. Но это возможно только в долгосрочной перспективе», – делится своим видением спикер.

По его словам, восстановление рынка коммерческой недвижимости ассоциация ожидает к февралю-марту следующего года при условии, что осенью волна закрытия объектов на карантин пройдет.

Ассоциация QazProperty с марта ожидает поддержки от государства и просит обратить внимание на отрасль коммерческой недвижимости. Ведь только в Нур-Султане и Алматы насчитывается 281 бизнес-центр площадью 3,2 млн кв. м. Объекты обеспечивают работой более 10 тыс. человек и заказами 26 тыс. субъектов МСБ. Арендаторами офисных помещений в бизнес-центрах являются 294 тыс. предпринимателей с численностью 650 тыс. работников. Обращения ассоциации за поддержкой к государству в виде освобождения от налогов на землю и имущества для офисной и складской недвижимости, социального налога, ИПН, обязательных пенсионных и социальных отчислений, взносов на обязательное медицинское страхование, просьбы по отсрочке коммунальных платежей и банковских займов в срок до 01 января 2021 года пока остались без ответа и находятся на рассмотрении.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Арендаторы переезжают в экономкласс

Чем обусловлен рост ставок на съемное жилье, и что ожидает рынок.

01 Август 2020 08:00 3820

Арендаторы переезжают в экономкласс

Аренда жилой недвижимости с минувшей весны в Казахстане подорожала. По оценкам экспертов, рост ставок в разных регионах варьировался от 4% до 7%. Однако падение доходов населения, ставшее последствием череды локдаунов, приведет рынок к снижению рентных ставок, прогнозируют аналитики.

Доходы упали, аренда выросла

«По данным нашего исследования, основанного на анализе больших баз рыночных данных, в Талдыкоргане к весне ставки аренды подросли на 5,5% по сравнению с декабрем 2019-го – январем 2020 года. Незначительное повышение ставок в городах Казахстана отмечалось в пределах 4-7%», – сообщила inbusiness.kz директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая.

О 5%-ном росте стоимости рентной платы за жилье говорится в обзоре Halyk Finance за первое полугодие 2020 года. При этом аналитики HF отмечают, что аренда жилья не подешевела ни в одном городе.

«Чем вызван опережающий рост стоимости аренды в сравнении со стоимостью жилья, пока не ясно, возможным объяснением может выступать снижение доступности приобретения жилья ввиду сокращения доходов населения», – отметили аналитики.

Нынешней весной спрос на аренду временно подрос за счет граждан, которым не удалось осуществить покупку собственного жилья из-за ЧП, объясняет директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая. Также, по ее мнению, свою роль сыграл сезонный фактор.

«Весной на рынке аренды ставки всегда выше по сравнению с зимними месяцами, особенно по сравнению с декабрем и январем, в которые спрос на арендное жилье падает, так как люди всегда стараются решать жилищные вопросы до наступления морозов и новогодних праздников», – считает директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности».

Оплачивать кварплату за проживание в съемном жилье арендаторам стало сложнее. У многих из них из-за ковида и локдаунов снизились доходы, а кто-то совсем остался без работы. В таких условиях люди вынуждены переезжать в более доступное жилье.

«Введение ЧП и карантина поставило в затруднительное положение множество наших сограждан, которые вынуждены снимать жилье. Потеряв работу, многие попросту лишились возможности платить за аренду. Тенденция ротации арендаторов в более дешевое жилье присутствует. Также распространена практика, когда арендодатели делают своим арендаторам скидки на период карантина и вынужденного простоя», – констатировала Анна Шацкая.

Ставки на понижение

Безработица и падение доходов населения не будут способствовать сохранению роста ставок в дальнейшем. Директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» ожидает смены тренда на понижение. В большей степени прогноз касается жилья бизнес-класса.

«По моему прогнозу, до конца года на рынке арендного жилья будет наблюдаться снижение ставок аренды преимущественно в сегменте квартир крупного формата, а также на жилье бизнес-класса. Вероятно, что снижение ставок может составить 5-10% до конца года», – полагает Анна Шацкая.

Частные дома стали ликвиднее

Однако ограничения, введенные во время чрезвычайного положения и карантина, повысили интерес арендаторов к сегменту аренды частных домов. Так, в июне этот показатель возрос с 27% до 32,3%, или на 5,3%.

«В количественном выражении сказать сложно, но однозначно можно сказать, что сегмент частных домов стал больше интересовать покупателей и арендаторов», – резюмировала спикер.

Напомним, ранее сообщалось, что индивидуальные дома стали пользоваться спросом еще в марте, с введения в стране ЧП.

В то же время из-за карантина в Казахстане пострадал сегмент краткосрочной сдачи жилья в аренду. Рантье перестроились на более длительные сроки.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!