/img/tv1.svg
RU KZ
Антикризисный рецепт

Антикризисный рецепт

«ARTиШОК» отмечает 20-летний юбилей. В этом сезоне зрителей ждет несколько премьер. Одной из первых станет «Лихорадка субботнего вечера» по одноименному фильму с участием Джона Траволты.

12:08 12 Октябрь 2020 1528

Антикризисный рецепт

Автор:

Ольга Власенко

Как рассказала режиссер театра Галина Пьянова, поначалу мы планировали спектакли, но потом, в связи с карантином, научились жить одним днем: то, что мы сейчас делаем, основано на быстрых решениях. Мировоззренческая установка и ситуация поменялась так, что со многими проектами театру пришлось попрощаться. Во время кризиса труппа работала лабораторно, в результате чего было создано несколько спектаклей. Это поставленный российским режиссером Дмитрием Мышкиным по пьесе Александры Денисовой «Лайк, лайк, лайк». Сейчас, чтобы представить его на сцене, из России ждут приезда режиссера и художника-постановщика Антона Болкунова.

Еще одна постановка посвящена концерту Виктора Цоя, который состоялся в Алма-Ате, в феврале 1989 года. Она основана на интервью с людьми, посетившими этот концерт. История касается нашей страны, граждан, которые в начале девяностых принимали решения о переменах. Он о том, как поменялась их жизнь за тридцать лет. Зрители увидят его после Нового года. А в этом году, при удачном стечении обстоятельств, публику ждет еще одна премьера, она про ARTиШОК. «В нем мы хотим поиграть в свое двадцатилетие и проверить свой вектор. Он о людях, которые делали и продолжают делать театр, о зрителях, о явлении независимого экспериментального театра в Казахстане. Помимо него на сцену планируется выход трех проектов выпускников нашего театрального курса» – рассказала Галина. В 2021 год студенты заканчивают второй год обучения и представят несколько дипломных работ.

Что касается ближайшей «Лихорадки’77» то, это сценический ремейк кино, где дебютировал Джон Траволта. Танцевальный спектакль призван создать антикризисное настроение у публики. Постановщиками танцев выступили Шолпан и Айман Шакеновы. «Это история молодых людей до 27 лет с доходом ниже среднего, живущих на окраине мегаполиса, смыслом жизни, которых становится поход в танцклуб. Они мечтают победить в танцевальном конкурсе и выиграть приз 500 долларов. История про кризис, умение мечтать, не смотря ни на какие обстоятельства, про веру в себя и свою страну» – подчеркнула Галина Пьянова.

Как отметил актер и продюсер спектакля Чингиз Капин, проект продолжает искать спонсоров. «Цена вопроса – каких-то 300 тысяч тенге. Это спектакль про то, как стать лучше. В нем пространство сцены превратиться в ночной клуб, где герои зададутся важными вопросами, кто они и куда идут? Каждый хочет меняться, быть лучше» – поделился своими соображениями актер.

Управляющий директор театра, Анастасия Тарасова, отчиталась об итогах карантинного периода, во время которых театр реализовывал проекты и зарабатывал деньги.

В рамках краудфандинговых компаний, когда ARTиШОК делал трансляции онлайн-спектаклей, выкладывал на своем You Tube канале видеозаписи постановок и снимал свой зум-сериал, совместно с ташкентским театром «Ильхом», он с марта по июнь заработал 1,5 млн. тенге. В августе, в рамках проекта #выживуттольколетники, ARTиШОК открыл летную площадку, где артисты работали официантами. Театр заработал почти два миллиона, продавая сувенирную продукцию, кофе, организовывая гаражные распродажи, концерты и спектакли, которые зрители могли поддерживать через добровольные взносы, сообщила Анастасия.

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Театр оперы и балета им. Абая открыл 87-й театральный сезон премьерными постановками

12 Октябрь 2020 13:43 1781

На прошло неделе, соблюдая карантинную рассадку, можно было послушать концерт к 250-летию Бетховена и оперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк».

Юбилейный концерт BEETHOVEN ETERNITY стал первым в рамках серии благотворительных концертов для самых активных и преданных зрителей. Соната № 1 ор. 5 и № 9 ор. 47, широко известная как Крейцерова соната, исполнялась в театре Абая впервые. Переложение виолончельной сонаты № 1 для струнного квинтета, получившее одобрение самого композитора, сделал известный пианист и ученик Бетховена, Фердинанд Рис. Как подчеркнул ведущий концерта альтист Нурлан Сагимбаев, при всей неисчерпаемости музыкальных идей, которые роились в голове композитора, никакой из них не было дано места, если мысль эта не была определена психологическим и драматургическим строем произведения. Ничего только «для красоты». Огромное значение придавал он качеству звучания. Он настаивал, чтобы хорошо, отчетливо прозвучала фраза в целом и каждая ее нота в отдельности. Своего ученика Риса он заставил однажды повторить семнадцать раз одно и то же место из фортепианной сонаты.

История знаменитой Крейцеровой сонаты довольно витиевата. «Изначально она писалась для скрипки и фортепьяно и была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру. Когда Бетховен посвятил 24-летнему скрипачу будущую Крейцерову сонату, тот был на пике карьеры. Судя по письмам, Бетховен был настроен к Бриджтауэру исключи­тельно благо­склонно и восхищался его мастерством. Но после концерта в Вене они поссо­рились и Бетховен переадресо­вал свою самую знаменитую из скрипичных сонат француз­ско­му скрипачу Родольфу Крейцеру. Известный виртуоз был знаком с Бетхо­веном. Они изредка обменива­лись письмами и даже пересекались в Вене в 1798 году. Посвящение могло объясняться конъюнктурными соображениями: Крейцер был одной из ключевых фигур парижского музыкального мира. Но по иронии судьбы сонату он не полюбил и никогда не исполнял: композитор Гектор Берлиоз вспоминал в своей автобиогра­фии, что Крейцер считал ее «до крайности невразумительной», а также указывал на то, что премьера сонаты уже состоялась без него. Впоследствии Бетховен сделал переложение своей самой знаменитой сонаты для струнного квинтета» – рассказал г-н Сагимбаев. Еще пять концертов в рамках программы «ANTRE IN ARTE» пройдут по средам в течение следующих недель.

Премьера монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» должна была прозвучать со сцены театра Абая еще в мае, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и 75 лет со дня смерти Анны Франк. Но из-за карантина премьеру пришлось отложить. Теперь ее можно послушать в октябре. В следующем году она будет исполнятся на 9 мая. Спектакль-действие впервые поставлен в Казахстане российским режиссером Алексеем Смирновым на основе дневника 13-летней девочки подростка, который стал историческим документом большой человеческой трагедии и всемирным культурным достоянием, был переведен на 70 языков и включен в регистр «Память мира» программы ЮНЕСКО.

В опере задействованы ведущие сопрано, Венера Алпысбаева и Надия Наденова. Художница Елена Бодрова придумала необычное сценографическое решение, с помощью игры света, черно-белых архивных фотографий и видео ей удалось воссоздать яркий образ Анны Франк, которая по сей день живет на страницах своего дневника.

«Музыкальный язык оперы непростой, так как написан на стыке классического и современного композиторского стилей. Я уверен, что алматинская публика хорошо воспримет музыку ХХ века. Когда мы говорим о трагедии Второй Мировой войны, музыкальный язык, который мы используем для этой истории, безусловно, отличается от музыкального языка Моцарта или Вагнера. Это абсолютно другое ощущение времени – ощущение трагического. Трагедия Холокоста нашла очень точное музыкальное выражение в опере Григория Фрида», – отметил Алексей Смирнов.

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Выживать легко

08 Август 2020 08:15 7479

В театре «ARTиШОК» заработал новый проект «Летники». В непростое карантинное время он призван помочь театру и публике быть вместе.

В преддверии юбилейного 20-го сезона артисты «ARTиШОКа» все еще не могут выйти на сцену, но уже выходят в качестве официантов к посетителям летнего кафе.

На вопросы inbusiness.kz отвечает директор театра Анастасия Тарасова.

В ситуации выживания есть что-то художественное?

Мне нравится глагол «выживать». Наш театр живал в разные времена финансово и политически сложные. Выживание – хорошая возможность проявить себя. Это связано с моральным вопросом, который заключается не в том, как заработать, но в том, как вернуть себя и себе профессиональную среду. В деморализованном состоянии очень быстро отвыкаешь ходить в театр и что-то делать для своего рабочего места. Сидение дома действует разрушительно и ведет к потере актерской формы и веры в то, что делаешь. У нас за это время возникало много споров о том, нужен или не нужен театр? Останется ли он таким, как прежде? Это естественно для обеспокоенных художников. Я стараюсь делиться своим умением заниматься делом. Мы беремся за самую разную работу, вплоть до помыть и покрасить. Формат кафе был придуман еще в начале лета, когда уже вышел наш сериал «Арс Лонга», и нам хотелось его продолжить. Мы планировали, чтобы персонажи сериала работали в кафе официантами. Тогда нами владели позитивные ожидания о конце карантина. Мы настраивались и готовились. Но после того, как все отменили, мы поняли, что не можем осуществить наш замысел, поскольку у людей трагические настроения. И пошли в отпуск. За этот месяц ничего не изменилось в политике государства в отношении театров.  Состояние «подождем еще чуть-чуть» затянулось. Мы просили разрешения работать на улице, как уличный театр. Но пока это невозможно. Мы не можем объявить кинопоказ, у нас нет развлекательной программы потому, что они запрещены. Не можем использовать ни микрофон, ни проектор. Но мы думаем и работаем. Мы выбрали форму дружеского общения с интересными людьми нашего города, с которыми можно не только выпить чашку кофе, но и побеседовать и узнать нечто новое. Театр должен заниматься развитием аудитории.

Как вы относитесь к формату онлайн-театра?

Мы делали три онлайн-проекта с помощью краудфандинга, поддержки зрителей. Сначала была онлайн-трансляция спектакля «Ертостик», потом онлайн-репертуар на апрель, когда мы выложили десять спектаклей в записи. Затем, в мае, показ спектакля «Песенник» и zoom- сериала «Арс Лонга» совместно с театром «Ильхом». Этого требовало время, но долго прибывать в такой форме сложно. Сейчас немало онлайн-театров. Но мы слеплены из другого теста. Формат онлайн не может заменить живое событие. Поэтому мы выбрали кафе. Нам интересен театр в той форме, как мы его делали. Театр онлайн – интересный исследовательский формат, но только на фоне реального живого театра, как платформы, уверена Анастасия.

Сегодня на театральном летнике официантами работают экскурсоводы Евгения Морозова и Анна Дегтярева.

Как вам театр в качестве кафе?

Евгения: Мы с «ARTиШОКом» дружим давно. Идея совместного проекта витала долго. Стали встречаться и думать, что делать. С экскурсиями пока никак, ждем окончания карантина. Поскольку разрешено работать только летникам – появился этот замечательный проект встреч в кафе.

Анна: Современный театр должен реагировать на текущие социальные события. «ARTиШОК» отреагировал. Отчасти это тоже перформанс, ответ необдуманным действиям государства, которое открывает летники, но не разрешает работать музеям и концертным залам, где мало публики. Сейчас очень много культурных объектов страдает от этого. Никакие встречи в онлайн-формате не заменят живого общения с творческими людьми. Для нас это событие – прежде всего, добрые встречи друзей и знакомых. У нас тоже есть свой похожий проект исторических чаепитий, который мы надеемся продолжить уже скоро. 

Ольга Власенко


Подпишитесь на наш канал Telegram!