/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 439,58 Brent 36,55
Антимонопольные службы ЕАЭС хотят понятных правил игры

Антимонопольные службы ЕАЭС хотят понятных правил игры

Монопольные сговоры все еще не редки в Евразийском союзе.

17:28 14 Сентябрь 2017 15677

Антимонопольные службы ЕАЭС хотят понятных правил игры

Автор:

Аскар Муминов

Фото: bnews.kz

Традиционное регулирование цен в Казахстане постепенно заменяют гибкими инструментами антимонопольного регулирования, которые, с одной стороны, мягки, а с другой, имеют серьезные последствия для тех, кто не соблюдает правила конкурентной игры. Об этом в рамках II Евразийского форума по конкуренции «Антимонопольное регулирование деятельности субъектов рынка: виды, механизмы и эффективность» сообщил вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин.

По его словам, в рамках антимонопольного регулирования Казахстан начал отказ от жестких репрессивных мер и перешел к практике предупреждений. Чиновник заметил,  что теперь проверяющие органы не смогут наказывать, а смогут только предупреждать и предписывать, и уже по рамкам исполнения проверять. Таким образом, меняется самое главное – менталитет государственных органов. С менталитета надзора они выходят на менталитет обслуживания, подчеркнул он.

«В настоящее время в Казахстане проведена ревизия 30 законов и подзаконных актов, а до конца 2017 года будет проведена ревизия всего законодательства, а также  проведена работа по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса с акцентом на стоимость услуг в энергетике, транспорте, логистике и ЖКХ. Итогом станет масштабное сокращение непроизводственных затрат бизнеса, экономия ресурсов, рост производительности труда и улучшение бизнес-климата в целом. На сегодня созданы условия, стимулирующие субъектов рынка к проконкурентному поведению, так как сотрудникам антимонопольного органа можно прибегнуть к предупреждениям, а субъектам рынка добровольно принять обязательства по устранению нарушений и восстановлению конкуренции», – рассказал Серик Жумангарин.

Своим видением также поделился председатель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Азамат Майтиев. Он заметил, что благодаря тому, что Казахстан проделал серьезную работу в части совершенствования антимонопольного законодательства, он был принят в комитет по конкуренции ОЭСР.

По словам чиновника, по ряду нарушений антимонопольный орган перешел от реагирования постфактум к профилактике нарушений. В частности, введены инструменты уведомления, предписания о развитии конкуренции, выносимых в адрес государственных органов в случаях выявления факторов, препятствующих развитию конкуренции, заработал институт согласительной комиссии при антимонопольном органе.

«Сейчас у субъектов бизнеса, имеющих намерение достичь соглашения, появилась возможность обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства. Данная мера дает возможность снизить уровень нарушений антимонопольного законодательства, и у субъекта бизнеса будет лучшее понимание норм антимонопольного законодательства. Внедренные новшества учитывают лучший мировой опыт и практику антимонопольного регулирования. Они создали условия для развития конкуренции на внутренних рынках», – отметил Азамат Майтиев.

О проблемах, которые существуют с соблюдением антимонопольного законодательства в рамках ЕАЭС, рассказали эксперты из стран – участниц союза.

Председатель государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения Артак Шабоян заметил, что странам с меньшим объемом экономики достаточно трудно конкурировать в рамках ЕАЭС, так как все еще нередки монопольные сговоры на рынках более крупных стран, таких как Россия. По его словам, решению этой проблемы будет способствовать разработка соответствующего кодекса добросовестных практик на уровне ЕАЭС по регулированию взаимоотношений между производителями и торговыми сетями государств – членов ЕАЭС и повышению уровня их взаимного доверия. Он подчеркнул, что, сколько бы критики ни звучало в адрес ЕАЭС, но есть конкретные цифры и факты, которые свидетельствуют, что после его создания бизнес все-таки оживился. Так, например, после вступления Армении в ЕАЭС на 19 товарных рынках количество хозяйствующих субъектов-импортеров увеличилось с 940 до 1534.

По словам г-на Шабояна, укрепилось сотрудничество между антимонопольными и конкурентными органами государств – членов ЕАЭС, а также их взаимодействие с бизнес-сообществом, в частности с розничными торговыми сетями. Вследствие чего барьеры для входа на товарные рынки для армянских компаний-экспортеров снизились, и теперь реализовывать армянские товары посредством розничных торговых сетей на территории Российской Федерации стало легче. Он также заметил, что число компаний-импортеров и доля импортируемых товаров увеличились. В результате конкуренция на товарных рынках усилилась. Параллельно с увеличением количества компаний-импортеров из государств – членов ЕАЭС цены реализации товаров по ряду товарных групп снизились. Снижение цен реализации товаров, импортируемых из государств – членов ЕАЭС, повлияли на снижение цен товаров, импортируемых из других стран.

Заместитель руководителя федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин сообщил, что в РФ только в 2016 году было проведено 4040 антимонопольных расследований, административные штрафы по нарушениям составили до 15% от выручки нарушителя. Вместе с тем он заметил, что число дел все-таки с каждым годом сокращается, выявлять картельные сговоры на рынке стало проще, а бизнес сознательнее. И это характерно не только для России: анализ показывает, что такова тенденция на всем пространстве ЕАЭС.

Г-н Голомолзин также заметил, что ФАС России сейчас активно пресекает недобросовестные практики крупных мировых корпораций в отношении РФ. Например, ФАС России и Google заключили мировое соглашение: Google устранил все ограничения для производителей смартфонов по предустановке конкурирующего ПО, в том числе поиска. Google разработал и вводит активное «окно выбора», предоставляющее потребителю выбор приложения поиска, и оплатил штраф в размере 438 миллионов рублей в бюджет. А, например, Microsoft выполнил предупреждение ФАС и установил порядок двустороннего взаимодействия с разработчиками антивирусного ПО, включая приемлемые сроки адаптации, изменил уведомления пользователям, устранил все призывы сменить антивирусное ПО на Windows defender.

По его словам, в рамках ЕАЭС также необходимо усовершенствовать систему проверки того, как ведут себя на рынке крупные мировые корпорации, которые часто весьма условно соблюдают антимонопольное законодательство. Обосновать свой довод российский чиновник попытался на конкретном примере. Так, в 2010 году было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении операторов «большой тройки» при ценообразовании в роуминге (Россия – Казахстан), по результатам которого произошло кратное снижение тарифов в международном роуминге. В  2012 году была создана Международная рабочая группа по вопросам развития рынков международной связи в роуминге. В 2014 году на третьем заседании Международной рабочей группы были утверждены принципы справедливого роуминга. При этом все это удалось сделать еще вне рамок ЕАЭС, сейчас эти процессы значительно проще, подчеркнул он.

Аскар Муминов

На какие товары будет обязательна маркировка с 1 октября 2020 года

Департамент государственных доходов по г. Нур-Султан дал пояснения

30 Июль 2020 17:56 2375

На какие товары будет обязательна маркировка с 1 октября 2020 года

Решением совета Евразийской Экономической Комиссии от 18 ноября 2019 года перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, был расширен и в него вошли следующие товары. Духи и туалетная вода, запрет на оборот немаркированных товаров вводится не ранее 1 октября 2020 года. Запрет на немаркированные фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки вводится не ранее 1 октября 2020 года, на оборот немаркированных шин и покрышек пневматических резиновых не ранее 1 декабря 2020 года, на отдельные позиции товаров легкой промышленности не ранее 1 января 2021 года.

Напомним, главами правительств стран ЕАЭС в целях обеспечения законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение, в Алматы в 2018 году было подписано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.

В нашей стране соглашение было ратифицировано законом «О ратификации соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС». Внедрение маркировки товаров в РК регламентируется так же законом «О регулировании торговой деятельности», в котором определены компетенции отраслевых уполномоченных государственных органов, координирующего органа и Единого оператора в области маркировки и прослеживаемости товаров.

Постановлением правительства Единым оператором в области маркировки и прослеживаемости товаров определен АО «Казахтелеком».

Изначально положения Соглашения распространялись на маркировку товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".

В ДГД отмечают положительный опыт стран-членов ЕАЭС, Армении и Беларуси, которые у себя уже ранее ввели маркировку товаров. К примеру, в Армении с 2004 г. подлежат обязательной маркировке такие товары, как пиво, минеральные воды, молочные продукты, фруктовые и овощные соки, напитки, содержащие алкоголь с содержанием спирта до 9%, чай, кофе, масло, мясная и рыбная продукция, консервированные овощи, фрукты, грибы и орехи, уксус, косметическая продукция, мыло, витамины и лекарственные препараты. Обязательная маркировка товаров позволила вывести из «теневого» оборота порядка 15% отечественных и импортируемых в Армению товаров, которые включены в список обязательной маркировки.

В свою очередь Беларусь, с марта 2005 г. ввела маркировку специальными контрольными знаками такие товары, как моторные масла, растительное масло, икра осетровых, рыбные консервы, соки, питьевые воды, газированные и слабоалкогольные напитки, кофе, чай, обувь, мобильные телефоны, принтеры, вычислительные машины, мониторы, телевизоры, часы и другие товары. Причем маркируются не только импортные товары, но и отечественные.

Саян Абаев

Семён Уралов: «На руку ЕАЭС может сыграть конфликт между США и КНР»

Эксперт в сфере евразийской и союзной интеграции – о периоде эпидемии и условиях глобального кризиса.

28 Апрель 2020 12:10 4692

Семён Уралов: «На руку ЕАЭС может сыграть конфликт между США и КНР»

Почему придется пересмотреть политику в отношении банков и лишить их самостоятельности? Как посткарантинная экономика сформирует новый тип гражданина – «нового блокадника»?

Об этом в завершающем интервью по теме, как последствия пандемии повлияют на экономику и о том, каким будет ЕАЭС после коронавируса, inbusiness.kz свое мнение высказал политолог, эксперт в сфере евразийской и союзной интеграции, политэкономии и элитологии постсоветских республик, шеф-редактор проекта «Союзный нарратив 2050» Семён Уралов.

Философская сущность эпидемии

– Семён, сейчас внимание «широкой общественности всего мира» приковано к эпидемии, а не к витку глобального экономического кризиса, который разворачивается под дымовой завесой пандемии.

– С одной стороны, может, и неплохо, что эти события совпали, потому как граждане по мере выхода из карантина начнут сталкиваться с новой реальностью, получая удовольствие от простых вещей: свободы перемещения, прогулок в парках, общения с друзьями и знакомыми.

Экономический кризис не будет чувствоваться так остро.

– Как в древней притче, когда крестьянин сначала ввел в свой дом домашних животных и начал страдать от неудобств, а потом испытал счастье, просто избавившись от них.

– Однако сути вопроса это не меняет: жить так, как мы привыкли, получая сверхдоходы от продажи ресурсов и распределяя нефтегазовую ренту, уже не получится. А в целом мы увидели крах либеральной модели экономики. И сегодня те, кто вчера умничал о невидимой руке рынка и свободной конкуренции, требуют господдержку.

Смена экономического мышления

– Итак, за этой пандемической завесой…

– …Происходит самое главное – коллапс либерального экономического мышления, которое было заточено на безудержное потребление в кредит. Доходило до абсурда: вчерашний студент, устроившийся на первую работу, ставил себе целью приобретение в кредит самой новой модели мобильного телефона. Перегретый рынок недвижимости подталкивал граждан к 20-30-летним ипотечным кредитам под непонятные проценты. И люди влезали в долги и кредиты, не задумываясь о последствиях.

– И появились свои мемы: «Ты можешь про еду забыть, но вот iPhone купить обязан».

– Формирование потребителя, который считает главной экономической ценностью доступ к кредиту, а не собственное развитие, привело к тотальной инфантилизации общества. Особенно страдали от этого крупные города, где сформировалась целая индустрия потребления, которая была ничем не обеспечена.

Теперь, когда гражданин испытал в ходе карантина проблемы с бытовым обеспечением, пресловутая пирамида Маслоу перевернулась. Думаю, что посткарантинная экономика сформирует новый тип гражданина – «нового блокадника», который тысячу раз подумает, прежде чем возвращаться к докризисной модели экономического поведения.

Конфликт труда и капитала, финансового и промышленного капитала

– Но смена экономического мышления и поведения человека неизбежно приведет к его конфликту с умирающей, но пока еще существующей системой.

– В общем-то, мы имеем дело с классической ситуацией кризиса – между трудом и капиталом. На рынке окажутся десятки тысяч граждан с непонятной трудовой квалификацией, которые будут готовы на любую работу. Рынок труда будет перегрет, и те, кто сохранили капиталы в кризис, смогут достаточно быстро восстановиться. Пострадает сфера услуг, посредники, так называемый средний класс крупных городов и мелкая буржуазия. В каждом конкретном случае, конечно же, будет идти речь о человеческой трагедии. Что, безусловно, выразится в социальных конфликтах и росте преступности. Надеюсь, что не зря последние 10 лет у нас наблюдался рост силовых структур.

– Но поскольку протесты будут носить социальный характер, то простыми разгонами тут уже не спасешься.

– Конечно, придется и создавать рабочие места, и вести более внятную политику разъяснения, и задействовать технологии сглаживания социальных противоречий. Каждая страна ЕАЭС пройдет свой путь.

– Когда и где нам это ждать?

– Первые социальные издержки экономического кризиса нам предстоит испытать осенью 2020-го и весной 2021 года. Более всего пострадают Кыргызстан, Армения и в меньшей степени Беларусь, которые ориентировались на выдавливание рабочей силы за пределы республики. Трудовые мигранты столкнутся с серьезной конкуренцией с «местными». Они либо будут вынуждены возвращаться домой, либо очень сильно потеряют в заработках. Главное, чтобы не дошло до всплеска преступности и бытового национализма, направленного против трудовой миграции. Россия и Казахстан являются импортерами трудовой миграции, и нам предстоит пройти этот этап.

– Вы считаете, что хороших выходов из кризиса для нас нет?

– Мы попали в ловушку догоняющего развития и будем расплачиваться накопленными резервами. Поэтому государству уже надо думать о смене экономических приоритетов и инвестиционной политики: приоритетом должно быть создание рабочих мест в сфере производства, а не поддержание потребления.

– В этой рейганомике для нас был еще один минус: деньги за купленные в кредит стиральные машины, телефоны и авто в конечном итоге уходили за границу, стимулируя зарубежные экономики.

– А значит, государству придется делать выбор между финансовым и промышленным капиталом. В текущем раскладе финансовый капитал не может выступать союзником ни обществу, ни государству. Поэтому придется пересмотреть политику в отношении банков и кредитных учреждений – они должны снова стать финансовыми операторами, а не самостоятельными экономическими игроками.

Чем похожи Россия и Казахстан

– И это еще одна точка напряжения, но уже с элитами…

– Надеюсь, что политическая элита осознает бесперспективность такой модели и будет кардинально менять подходы. В России и Казахстане очень похожи структуры экономик – сильная зависимость от нефтегазовых доходов, металлургии и сверхлиберальный банковский сектор. Эта модель привела к тому, что в Британии и Швейцарии о российских и казахстанских коммерсантах рассказывают байки. Можно долго и умно рассуждать о несправедливости такой модели, но история не знает сослагательного наклонения, поэтому придется выходить из кризиса в текущих условиях.

– В своем прошлогоднем интервью Вы говорили о том, что нынешняя либеральная модель не позволит создать полноценный союз: «Восстановление полноценных кооперационных связей – ключевое условие устойчивости союза. Потому что только промышленный капитал заинтересован в прочных экономических связях, в то время как торговый и финансовый капиталы рассматривают союзников преимущественно как место извлечения краткосрочной прибыли».

– Внутри союза нам необходимы замкнутые производственные контуры – начиная от товаров народного потребления и заканчивания станко- и машиностроением. Поэтому в первую очередь нам придется заняться тотальным импортозамещением в рамках ЕАЭС. Для этого придется менять политику приоритетов, серьезно ограничивать возможности для оттока капитала и самое главное – изменять логику государственного инвестирования. Если этого не сделать, то финансовый капитал сожрет всю «подушку безопасности» под различными предлогами.

– Сейчас много разговоров о панрегионах, которые образуются на обломках либеральной системы. Каковы, на Ваш взгляд, возможности Евразийского союза?

– В ходе кризиса мир будет разлагаться на экономические зоны, и ЕАЭС имеет неплохие шансы стать одной из таких зон. Ресурсы, научная и инженерная база у нас еще имеются – вопрос лишь в воле и целях. А также смене приоритетов финансовой и банковской политики. Многие технологии придется заимствовать (да и промышленный шпионаж никто не отменял) – мы отстали во многих направлениях.

– Китай в свое время активно этим занимался.

– И на руку ЕАЭС может сыграть конфликт между США и КНР. Нам необходимо занять позицию невмешательства в глобальные конфликты и извлечения максимальных выгод их них.

Прагматизация межгосударственных отношений

– Предстоит нелегкий ответ на вопрос: «С кем вы, товарищи?»

– Думаю, надо просто свести дебет с кредитом, посмотреть на структуру и объемы товарооборота, и любому здравомыслящему человеку будет понятно, кто друг и союзник, а кто просто любит поговорить о многовекторности. Как это будет выглядеть? США по мере давления на КНР будут создавать проблемы с доставкой китайских товаров морским транспортом. Значит, вырастет значение сухопутных коридоров КНР – Западная Европа и КНР – Ближний Восток, большинство из которых проходит через ЕАЭС. Следовательно, надо уже вкладываться в расширение магистральных авто- и ж/д дорог для движения товаров.

Аналогично обстоят дела в нефтяном секторе. Уже очевидно, что мы вошли в эпоху «дешевой нефти», следовательно, приоритетом должны стать инвестиции в нефтехимическую промышленность. У нас есть ресурсы, дешевая рабочая сила и технологии – все составляющие для производства. Вещи, которые нас окружают, на 70% состоят и пластика, который является продуктом переработки нефти. Почему наш гражданин должен покупать ведро, произведенное в КНР из нашей же нефти?

– Регионализация под девизом прагматизации?

– Мы входим в этап тотальной прагматизации – тренды задаются в США и Китае. Эпидемия и выход из нее сожрет значительную часть запасов, которых, кроме как у России и Казахстана, в ЕАЭС особо не было. Подушка безопасности серьезно сдуется, и начнется этап национального эгоизма. В экономических союзах начнут считать каждую копейку и торговаться.

– И передоговариваться. Такого же мнения придерживаются и наш Айдархан Кусаинов, и Денис Бердаков из Кыргызстана, и Дмитрий Беляков из Беларуси.

– На первом этапе нам даже будет казаться, что ЕАЭС на грани развала. Но рано или поздно мы придем к такой хорошо забытой практике, как отраслевые балансы – когда производство и потребление будет просчитываться на этапе заключения договоров. Цифровизация позволяет просчитать и смоделировать большинство экономических процессов – корпорации давно живут по этим правилам. Государству придется также осваивать эти практики.

Надеюсь, что отдельным направлением станет создание зерновой корпорации, которая давно напрашивается между Россией и Казахстаном. Сельхозпроизводство – это сфера, где у всех участников ЕАЭС просматривается прямое совпадение интересов. Нам всем стоит поучиться у наших белорусских союзников в сфере молочного производства: ни Россия, ни Казахстан еще не вернулись на советские показатели производства.

– Но тогда начнется жесточайшая конкуренция в сфере продуктов питания, которая по обыкновению приведет к торговым войнам.

– А должна привести к созданию евразийских сельхозкорпораций. В целом ЕАЭС ждут очень серьезные испытания, которые начнут проявляться уже осенью. Еще одним испытанием станет смена поколений правящих элит – но это тема отдельного разговора.

Олег И. Гусев