Традиционное регулирование цен в Казахстане постепенно заменяют гибкими инструментами антимонопольного регулирования, которые, с одной стороны, мягки, а с другой, имеют серьезные последствия для тех, кто не соблюдает правила конкурентной игры. Об этом в рамках II Евразийского форума по конкуренции "Антимонопольное регулирование деятельности субъектов рынка: виды, механизмы и эффективность" сообщил вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин.
По его словам, в рамках антимонопольного регулирования Казахстан начал отказ от жестких репрессивных мер и перешел к практике предупреждений. Чиновник заметил, что теперь проверяющие органы не смогут наказывать, а смогут только предупреждать и предписывать, и уже по рамкам исполнения проверять. Таким образом, меняется самое главное – менталитет государственных органов. С менталитета надзора они выходят на менталитет обслуживания, подчеркнул он.
"В настоящее время в Казахстане проведена ревизия 30 законов и подзаконных актов, а до конца 2017 года будет проведена ревизия всего законодательства, а также проведена работа по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса с акцентом на стоимость услуг в энергетике, транспорте, логистике и ЖКХ. Итогом станет масштабное сокращение непроизводственных затрат бизнеса, экономия ресурсов, рост производительности труда и улучшение бизнес-климата в целом. На сегодня созданы условия, стимулирующие субъектов рынка к проконкурентному поведению, так как сотрудникам антимонопольного органа можно прибегнуть к предупреждениям, а субъектам рынка добровольно принять обязательства по устранению нарушений и восстановлению конкуренции", – рассказал Серик Жумангарин.
Своим видением также поделился председатель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Азамат Майтиев. Он заметил, что благодаря тому, что Казахстан проделал серьезную работу в части совершенствования антимонопольного законодательства, он был принят в комитет по конкуренции ОЭСР.
По словам чиновника, по ряду нарушений антимонопольный орган перешел от реагирования постфактум к профилактике нарушений. В частности, введены инструменты уведомления, предписания о развитии конкуренции, выносимых в адрес государственных органов в случаях выявления факторов, препятствующих развитию конкуренции, заработал институт согласительной комиссии при антимонопольном органе.
"Сейчас у субъектов бизнеса, имеющих намерение достичь соглашения, появилась возможность обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства. Данная мера дает возможность снизить уровень нарушений антимонопольного законодательства, и у субъекта бизнеса будет лучшее понимание норм антимонопольного законодательства. Внедренные новшества учитывают лучший мировой опыт и практику антимонопольного регулирования. Они создали условия для развития конкуренции на внутренних рынках", – отметил Азамат Майтиев.
О проблемах, которые существуют с соблюдением антимонопольного законодательства в рамках ЕАЭС, рассказали эксперты из стран – участниц союза.
Председатель государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения Артак Шабоян заметил, что странам с меньшим объемом экономики достаточно трудно конкурировать в рамках ЕАЭС, так как все еще нередки монопольные сговоры на рынках более крупных стран, таких как Россия. По его словам, решению этой проблемы будет способствовать разработка соответствующего кодекса добросовестных практик на уровне ЕАЭС по регулированию взаимоотношений между производителями и торговыми сетями государств – членов ЕАЭС и повышению уровня их взаимного доверия. Он подчеркнул, что, сколько бы критики ни звучало в адрес ЕАЭС, но есть конкретные цифры и факты, которые свидетельствуют, что после его создания бизнес все-таки оживился. Так, например, после вступления Армении в ЕАЭС на 19 товарных рынках количество хозяйствующих субъектов-импортеров увеличилось с 940 до 1534.
По словам г-на Шабояна, укрепилось сотрудничество между антимонопольными и конкурентными органами государств – членов ЕАЭС, а также их взаимодействие с бизнес-сообществом, в частности с розничными торговыми сетями. Вследствие чего барьеры для входа на товарные рынки для армянских компаний-экспортеров снизились, и теперь реализовывать армянские товары посредством розничных торговых сетей на территории Российской Федерации стало легче. Он также заметил, что число компаний-импортеров и доля импортируемых товаров увеличились. В результате конкуренция на товарных рынках усилилась. Параллельно с увеличением количества компаний-импортеров из государств – членов ЕАЭС цены реализации товаров по ряду товарных групп снизились. Снижение цен реализации товаров, импортируемых из государств – членов ЕАЭС, повлияли на снижение цен товаров, импортируемых из других стран.
Заместитель руководителя федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин сообщил, что в РФ только в 2016 году было проведено 4040 антимонопольных расследований, административные штрафы по нарушениям составили до 15% от выручки нарушителя. Вместе с тем он заметил, что число дел все-таки с каждым годом сокращается, выявлять картельные сговоры на рынке стало проще, а бизнес сознательнее. И это характерно не только для России: анализ показывает, что такова тенденция на всем пространстве ЕАЭС.
Г-н Голомолзин также заметил, что ФАС России сейчас активно пресекает недобросовестные практики крупных мировых корпораций в отношении РФ. Например, ФАС России и Google заключили мировое соглашение: Google устранил все ограничения для производителей смартфонов по предустановке конкурирующего ПО, в том числе поиска. Google разработал и вводит активное "окно выбора", предоставляющее потребителю выбор приложения поиска, и оплатил штраф в размере 438 миллионов рублей в бюджет. А, например, Microsoft выполнил предупреждение ФАС и установил порядок двустороннего взаимодействия с разработчиками антивирусного ПО, включая приемлемые сроки адаптации, изменил уведомления пользователям, устранил все призывы сменить антивирусное ПО на Windows defender.
По его словам, в рамках ЕАЭС также необходимо усовершенствовать систему проверки того, как ведут себя на рынке крупные мировые корпорации, которые часто весьма условно соблюдают антимонопольное законодательство. Обосновать свой довод российский чиновник попытался на конкретном примере. Так, в 2010 году было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении операторов "большой тройки" при ценообразовании в роуминге (Россия – Казахстан), по результатам которого произошло кратное снижение тарифов в международном роуминге. В 2012 году была создана Международная рабочая группа по вопросам развития рынков международной связи в роуминге. В 2014 году на третьем заседании Международной рабочей группы были утверждены принципы справедливого роуминга. При этом все это удалось сделать еще вне рамок ЕАЭС, сейчас эти процессы значительно проще, подчеркнул он.
Аскар Муминов