Антон Бугаенко: "Китай не надо бояться, с ним надо работать"

Мнение эксперта о китайских проектах, митингах и бизнесе.

Антон Бугаенко: "Китай не надо бояться, с ним надо работать"

Антикитайские митинги вредят Казахстану, уверен ведущий эксперт программы китайских и азиатских исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Антон Бугаенко. По словам эксперта, с Китаем необходимо работать и добиваться максимальной эффективности от совместных проектов. Эксклюзивное интервью для inbusiness.kz.

– Подскажите, как на данный момент можно охарактеризовать взаимоотношения между Казахстаном и Китаем?

– Официальные отношения находятся на высоком уровне. Что касается экономических отношений, то они развиваются, однако мы наблюдаем некоторую стагнацию в китайском инвестировании в Казахстан.

– С чем это связано?

– Это не связано с последними событиями. Все это наблюдается уже на протяжении нескольких лет, причем связано это не только с Казахстаном, а с развивающимися рынками в целом. Было время, когда Китай обратил свое внимание на развивающиеся страны, стал много в них инвестировать, однако затем столкнулся с невозвратом долгов и кредитов. После чего решил сфокусироваться на развитых странах.

– Что можете сказать по 51 проекту, несанкционированных митингах?

– Сначала говорили о 51, потом о 55 проектах, но я изучал 51 проект. Самое главное, что реализуются они не в сырьевом секторе, так как зачастую большая часть инвестиций у нас приходится на нефтяной и сырьевой секторы. Это плюс этих проектов. Радует, что большинство проектов сфокусированы на первичной переработке сырья, то есть у нас уже будет производиться продукция с более высокой добавленной стоимостью. Кроме этого есть инвестирование в машиностроительный сектор – чаще всего, правда, это отверточная сборка. Кроме того, это химическая промышленность или, к примеру, завод по производству масла в Костанайской области. Стоит отметить, что это были предложения Казахстана, которые Китай согласовал, и затем начали их реализовывать. Есть и негативные примеры, как, например, ЛРТ в Нур-Султане. И, кстати, этот пример хорошо показывает, в чем реальные проблемы сотрудничества. Это не рыночная креация проектов, то есть они были выбраны вне какой-либо конкуренции, абсолютно бюрократическим методом. И это высокая коррупционная составляющая этих проектов. Это проблема, но проблема скорее наша, чем Китая.

– У нашего Правительства очень большие надежды на то, что продукция отечественного АПК будет в больших объемах поставляться в Китай. Насколько это возможно?

– Учитывая огромные размеры китайского рынка – это реально. К тому же Китай реализует свою программу продовольственной безопасности, которая заключается в увеличении собственного производства, но также он активно скупает активы, чтобы обеспечивать себя продовольствием. Здесь необходимо поговорить о сегменте, потому что если ориентироваться на Китай, я думаю, что необходимо ориентировать на сегмент выше среднего, потому что наша говядина, к примеру, будет дороже, чем та же аргентинская, так как поставлять ее мы будем железной дорогой. Но в целом стоит отметить, что сельское хозяйство сейчас не приносит той прибыли, что была раньше. Вклад в ВВП мира от сельского хозяйства снизился в несколько раз, и здесь мы можем говорить не столько о заработке для страны, сколько о социальной роли поддержки отечественного сельского хозяйства, учитывая то количество людей, которые проживают у нас на селе и заняты в сфере АПК. Другой важный момент – зависимость от китайского рынка. То есть здесь необходимо диверсифицировать поставки продукции и в другие страны.

– Насколько наша страна готова к китайским инвестициям в плане трудовых ресурсов и развития технологий?

– Я и другие эксперты по Китаю ранее уже говорили, что главный вопрос, который потенциально может возникнуть, – это технологическая готовность и кадры. В целом сейчас эти вопросы опосредованы и возникли в виде вот этих антикитайских митингов. Многие люди в стране возмущаются, потому что видят китайцев, элементарно – на улицах их стало больше. На слуху те самые инвестиционные проекты, и на этом уровне мы видим и слышим возмущения на фоне низких доходов в нашей стране. И речь идет не только о 51 проекте, потому что ими сотрудничество двух стран не ограничивается. Естественно, китайские компании реализуют различные проекты, привлекают своих специалистов, поэтому их в нашей стране становится больше.

– В одном из своих выступлений Вы сказали, что китайские инвестиции гораздо выгоднее Казахстану, нежели Китаю. Объясните, почему?

– Вообще интерес Китая к Казахстану и в целом к Центральной Азии заключается в стабильности и безопасности. Китай заинтересован в безопасном Синьцзяне, этим и продиктованы инвестиции в нашу страну. Таким образом Китай пытается поддерживать стабильность, создавая рабочие места и производя какой-то продукт. В целом для Китая инвестиции в Казахстан составляют доли процента от общего объема иностранных инвестиций, а для Казахстана эти инвестиции существенны, так как это технологии и кредиты, причем в мире сейчас мало партнеров, которые готовы предложить такие льготные условия, как Китай.

– То есть, по-Вашему, Китай не ставит перед собой цели выкупить казахстанские земли, чем не устают манипулировать некоторые граждане, и тем более завоевать Казахстан?

– Здесь необходимо отметить, что разговоры о какой-то китайской экспансии и желании китайцев непременно переехать в Казахстан звучат очень странно, особенно для Китая, потому что китайская миграция направлена не на север или запад относительно Китая. Она ориентирована на Юго-Восточную Азию, она ориентирована на западные страны, США. Те китайцы, которые присутствуют у нас, – это чаще всего рабочие, которые приезжают вахтовым методом, чтобы отработать и вернуться в свою страну. Что касается территориальной экспансии, то вопрос уже был решен, заключены договоры, проведена демаркация государственных границ, соответственно, зачем Китаю это нужно? Любые инсинуации по этому вопросу и просто разговоры приводят к резкому росту агрессивности, что чревато нестабильностью в Казахстане, а это самая главная опасность для КНР.

– Значит, Китай не надо бояться, с ним надо работать и извлекать максимальную выгоду из совместных проектов?

– Китай не надо бояться, с ним надо работать. Необходимо тщательно выбирать проекты, учитывать национальные интересы, обязательно учитывать интересы местного населения и эффективно взаимодействовать с китайскими компаниями, которые готовы вкладываться в регион, естественно, учитывая и интересы бизнеса.

Константин Харламов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться