/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
Аймагамбетов о первом дне «дистанционки»: в следующий раз такое не повторится

Аймагамбетов о первом дне «дистанционки»: в следующий раз такое не повторится

«Күнделік» зависал два раза, а МЧС перехватил эфир телеканала «Ел Арна» во время урока для первоклашек. Главное из онлайн-конференции министра Асхата Аймагамбетова – в обзоре inbusiness.kz.

18:00 06 Апрель 2020 8076

Аймагамбетов о первом дне «дистанционки»: в следующий раз такое не повторится

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Azattyq.org

Казахстанские ученики и учителя перенесли первый день «дистанционки» не без проблем. Впрочем, глава минобрнауки Асхат Аймагамбетов настроен позитивно, он в общем-то уверен, что стране есть чем гордиться.

Про испытание, возможность и большое спасибо

«Более трех млн школьников перешли на дистанционное обучение. Для системы образования, для учителей и вообще для всех нас –это огромное испытание. Это очень большие возможности, которые открываются перед системой образования и, очевидно, что система образования претерпит существенные изменения. Мы должны из всего этого получить очень много позитивного, для того чтобы дальше совершенствовать систему образования. За очень короткий срок мои коллеги учителя смогли приспособиться и низкий им за это поклон.

(…) Что касается интернет-платформ. Мы сегодня увидели, что очень большая была активность. Только в системе «Күнделік» было 2,2 млн уникальных пользователей. Если посчитать количество сессий, только за один день было более 32 млн сессии – это абсолютный рекорд. За один только день 32 млн сессии на одном портале, конечно, это очень много (…) Я не скрою, что сегодня в течение дня были технические неполадки.  Если говорить онлайн Bilimland» и других системах, то там особых нареканий не было. По «Күнделіку» были два раза за сегодняшний день сбои. Но службы отреагировали и все эти неполадки были своевременно устранены. За этот день мы увидели насколько важна работа технических работников. Мы видим, что они работают круглые сутки, вчера, например, наши программисты и программисты с других компаний практически не спали. Поэтому я хотел бы воспользоваться случаем и поблагодарить их за очень важно работу. Без их работы сегодняшние занятия 2,5 млн детей было бы невозможно и поэтому им: большое спасибо!

Мы видим, что многие глобальные организации и глобальные интернет-платформы испытывают большие проблемы в разных странах. Вы можете прочитать информацию, что они перестали, абсолютно перестали работать. Наши системы с небольшими сбоями, тем не менее, они работают!»

(…) Сегодня первый урок у первоклассников на телеканале «Ел Арна» начался с перехват эфира службами МЧС. В результате дети увидели урок не сначала (…) в следующий раз такого не повторится.

Про то, как министр звонил родителям

«Сегодня мы начали через телеканалы обучать. Расписание заранее было доведено до родителей. На деле я хотел бы отметить, что многие с большим интересом восприняли контент и многие дети смотрели даже со своими родителями. И даже те дети, которые для основного направления дистанционного обучения используют интернет-платформы, тем не менее, они дополнительно просматривали наши телевизионные каналы (...)

Для нас одним из самых главных вопросов и вызовов был именно вопрос охвата сельских школ. Я сегодня до обеда, ближе к обеду, позвонил в несколько отдаленных сел, поговорил с родителями. Цель была узнать, какой охват наших сельских школ в обучении, именно в первый день учебы.

Два звонка я сделал и с двумя родителями поговорил, они говорили о том, что благодаря телеканалам в данном случае каналу «Балапан», они смогли обучаться и получали обратную связь от своих учителей».

Про немыслимые требования

«Конечно, сегодня очень сложно нашим родителям. Даже когда школы работали в обычном режиме, каждый вечер была работа с домашним заданием. Подготовка домашнего задания – это, на самом деле, было непросто и для родителей, и для детей. В сегодняшних условиях, это еще больше нагрузки. Мы понимаем весь эмоциональный фон и за все эти неудобства я хотел бы принести извинения. Но все это ради здоровья детей. Наши педагоги будут оказывать полную всемерную поддержку для того чтобы в этот сложный период наши дети получили знания. 

(…) Сегодня многие жалуются, что домашнего задания задают очень много. Домашнее задание буквально задали 10 минут назад и требует чтобы выполнили в течение часа. Какие-то немыслимые требования. Здесь мы уже провели совещание. Еще раз я хотел бы сказать о том, что на самом деле этого не требуется делать. Ученик по мере возможности и по готовности делает уроки. Есть условия и обстоятельства, поэтому мы просим здесь учителей отнестись с пониманием. Эту разъяснительную работу мы дальше будем проводить.

По отчетности были случаи несколько дней назад, мы это пресекли, когда требовали какие-то подтверждение о том что ребенок обучается дома. Требовали фотографии, доходило до того, что требовали видеоподтверждение. Мы это пресекли. Тоже самое касается отчетности учителей. Никакой отчетности в данный период не должно быть».

Про то, что расписание больше не нужно

«Если говорить о наших телевизионных уроках, как всегда очень много мнений. Мы слышим и конструктивную критику, и слова поддержки. Определенные изменения будем вносить. Когда мы снимали видеоуроки – это было для учителей очень непросто, тем более в таких карантинных условиях. Каждый урок мы снимали как минимум 2-3 часа, если не больше. Для учителей это очень сложно войти в новую роль в качестве телеведущего и работать на камеру. Очень благодарны всем педагогам, но в основном были задействованы все учителя Нур-Султана.

(…) Также сегодня нам задают вопрос, что некоторые не нашли определенные предметы. Например, в пятом классе должен быть английский язык, а мне говорят: «вот мы сегодня посмотрели почему не было английского языка?» Я хотел бы объяснить, что у нас есть рабочий учебный план и даже когда мы обучались в обычном режиме у нас в один день все предметы не ставились. Самое главное выполнять государственный общеобязательный стандарта и типовую учебную программу.

 (…) На сегодняшний день такого понятия как «расписание» нету. Очень сложно нашим коллегам привыкнуть к тому, что мы отошли от этого формата. Если бы были онлайн-уроки в режиме селекторной связи, когда учитель подключает 25 своих детей и ведет урок в режиме реального времени, понятно здесь был бы смысл ставить какой-то жёсткий график.

Телеуроки, здесь понятие такого жесткого расписание на самом деле мешает. Именно поэтому говорю, что ребенок должен выполнять задание, когда ему это удобно, когда есть возможности».

Катерина Клеменкова

Асхат Аймагамбетов: что ждет школы в новом учебном году

Чтобы не допустить новой вспышки коронавируса и обеспечить безопасность педагогов, школьников и родителей, учебный год в Казахстане начнется дистанционно.

14 Июль 2020 17:15 55148

Асхат Аймагамбетов: что ждет школы в новом учебном году

Первая четверть начнется дистанционно во всех школах страны. Исключение составят только отдаленные сельские малокомплектные школы. Об этом рассказал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на пресс-конференции в режиме онлайн. По его словам, ежегодно в осенний период сезонными ОРВИ заболевает порядка 70% детей.

«Только в малокомплектных отдаленных школах есть возможность организовать учебный процесс без угрозы для жизни и здоровья детей и педагогов. В этих школах обучается 5-15 детей. Дети ходят в школу пешком, и учителя тоже добираются пешком, и в целом есть возможность организовать учебный процесс для этих школ в традиционном формате», – сказал министр.

Что ждет первоклашек

По словам главы минобразования, если родители учеников младших классов будут настаивать на традиционном обучении, осознавая определенные угрозы, то такой вариант, в принципе, возможен.

«Если такие пожелания и такие (письменные. – Ред.) обращения будут, мы сможем обеспечить такую возможность. Конечно, это требует соблюдения очень серьезных санитарно-эпидемиологических норм», – сказал министр и объяснил, что в классах обязательно будут проветривать, кварцевать, всем, кто входит в школу, будут измерять температуру, обязательным станет и наличие санитайзеров, перемены будут организованы по-другому, а режим посещения школ будет организован в разное время. Классы будут небольшими – не более 10-15 человек. И будет реализован принцип «Один класс – один учитель».

«Мы приняли решение, что в начальных классах будет преподавать только один учитель. Те предметы, которые обычно преподает другой учитель, например английский язык, будут переведены дистанционный формат, – объяснил Аймагамбетов. – Первоклашкам, которые еще не умеют ни читать, ни писать, сложно учиться в дистанционном формате. Мы хорошо понимаем их родителей, которые сейчас обеспокоены. (…) Поэтому надеюсь, что все эти меры позволят минимизировать любые риски и угрозы для наших детей. Этот вопрос для нас является очень важным».

Из онлайна в офлайн не в школьной форме

Министр рассказал и про свое видение, как школьники и учителя будут возвращаться обратно – из дистанционки в привычные классы.

«Когда, уже после первой четверти, мы увидим устойчивое снижение заболеваемости и улучшение эпидемиологической ситуации, тогда школы перейдут в традиционный формат обучения», – сказал Аймагамбетов.

И, кстати, школьная форма в этом году будет не нужна. Когда школьники вернутся в классы, родителям не нужно будет бежать в магазины за школьной формой.

«Если после первой четверти мы будем переходить на традиционный формат обучения, никто в школе не будет требовать, чтобы родители купили школьную форму», – уточнил министр.

Он сказал, что понимает интересы компаний, которые шьют и продают школьную форму, но экономическая ситуация складывается так, что требовать с родителей учеников покупать школьную форму министр не может:

«Я понимаю наши крупные компании, которые занимаются именно этим видом бизнеса. Я читал их обращение о том, что в такое сложное время необходимо их поддержать. Но мы должны учитывать, что почти три с половиной миллиона детей придут в школу, и, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, мы приняли решение о том, что в школьной форме необходимости нет».

Что же касается учебников, то у всех детей они будут.

«Несмотря на то, что будет дистанционное обучение, у каждого ребенка должен быть бумажный вариант учебника. Вопросом обеспечения новыми учебниками мы уже занимаемся», – уточнил министр.

Педагоги будут учиться преподавать дистанционно

Педагоги будут учиться преподавать дистанционно. Об этом тоже рассказал Аймагамбетов. По мнению министра, традиционные уроки в классах и дистанционные сильно отличаются, поэтому с 20 июля учителя будут ходить на курсы, чтобы учиться преподавать дистанционно.

«Это очень важный процесс, поэтому перед нами стоит задача повысить квалификацию наших коллег, для того чтобы они могли преподавать в новых условиях. С 20 июля педагоги будут проходить курсы», – сказал глава минобразования.

Учителя будут изучать IT-технологии и основы киберпедагогики в дистанционном формате.

Также идет работа и над телеуроками.

«У нас есть договоренность с профильным министерством. Телеуроки уже снимаются, это тоже очень важное направление работы», – подчеркнул министр.

Аймагамбетов затронул и вопросы интернет-платформ, которыми пользуются учителя.

«Мы совершенствуем эти интернет-платформы. Сейчас уже проведена работа по модернизации, они стали более удобными, больше интегрированные с системой Kundelik и с другими. Учебные материалы уже на этих интернет-платформах для первой и во второй четверти нового учебного года уже готовы. В настоящее время дополнительно проводится работа, чтобы обеспечить доступность этих уроков для детей с особыми образовательными потребностями. Я имею в виду бюро перевода и увеличение шрифтов и так далее», – рассказал министр.

Он также сказал, что в министерстве учли те ошибки, которые были допущены в четвертой четверти. И сейчас школы оснащаются новыми компьютерами, которые можно будет отдать во временное пользование тем детям, которые в этом нуждаются.

«Закуплено более 36 тысяч компьютеров, и дальше до 1 сентября акиматы будут продолжать работу в этом направлении. Сегодня на заседании правительства данное поручение было дано», – сказал министр.

Катерина Клеменкова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Куда после карантина пойдут дошколята?

27 Май 2020 09:14 2112

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Этот вопрос может стать острым, частный сектор дошкольного образования сейчас переживает не лучшие времена.

И даже открытие дежурных групп не спасает их, поскольку многие родители еще побаиваются водить в сады своих детей. По словам предпринимателя из Кызылорды Натальи Мишуковой, в дежурных группах по двое-трое детей и содержать учреждение ради такого числа детей невыгодно.

«Если не будет поддержки от государства, с той же самой дотацией, вы понимаете, сколько народу реально может выйти на забастовку», – говорит она на онлайн-совещании с участием НПП «Атамекен».

Практически у всех дошкольных организаций в разных регионах страны аналогичная ситуация. Есть проблемы с арендой помещений либо с банковскими платежами, с выплатой зарплаты воспитателям.

По словам директора детсадов в столице Айшат Вагаповой, они готовились к открытию к 1 июня, вызвали на работу своих сотрудников, подготовили запас дезсредств, масок, ковриков. Но после снятия режима ЧП прекратилось и госфинансирование.

«У меня почти 100 человек сотрудников, я им должна выплатить зарплату. А сегодня выясняется, что нет документа после ЧП, на основании которого будут выплачивать (госзаказ). Все руководители частных дошкольных организаций в панике. 70% в городе частных детсадов в столице в арендуемых помещениях, и нам никто не делает скидок! В трех садах у меня аренда, выставляют счета, хотя в мае мы не работали. Мы на грани закрытия! Как мы будем выживать, если нам не будут выплачивать в полном объеме госзаказ?!» – говорит она

Ее, как и других представителей МСБ, волнует будущее, которое становится весьма туманным с учетом прогнозов о второй волне коронавируса этой осенью и отсутствием госпомощи.

«Это крик души», – говорит женщина, ведь в детсады было столько вложено, в инфраструктуру, в людей, и закрыть их одним махом – решить судьбу многих работников, детей и их родных.

Как отметила предприниматель Кулянда Батырбекова из Алматинской области, у них в регионе более 600 детсадов получали госзаказ, а это значит, что более 50 тысяч детей могут остаться без должного присмотра, а 8 тыс. работников – пополнить ряды безработных.

По данным зампредседателя НПП «Атамекен» Олжаса Ордабаева, в Казахстане работают 4428 частных детских дошкольных учреждений, которые посещают 339 тысяч детей. 70 тысяч человек – это обслуживающий персонал.

«Сады могут просто закрыться, и непонятно, куда после окончания карантина пойдут наши дети», – говорит он.

Ордабаев предложил участникам совещания написать коллективное письмо для решения проблемы на уровне межведомственной комиссии, поскольку одно минобразования не все может решить.

«Вопрос стоит достаточно жестко, большое высвобождение на рынок пойдет. Говорили про дорожную карту бизнеса, но нужно понимать, что это в основном строительные проекты. Нянечек и воспитателей не отправишь на строительство зданий и дорог. Единственным вариантом является то, чтобы сохранить им рабочие места. Для этого нужна поддержка детсадов. Насколько я знаю, МОН прорабатывает совместно с минфином этот вопрос, но не все так просто, не все в их руках. Однозначно нужно стоять на том, чтобы сохранить госзаказ, чтобы выплачивать хотя бы минимальную зарплату работникам», – говорит он.

По мнению Олжаса Ордабаева, ситуацию можно было бы выправить, если бы государство продолжило бы выплачивать 42 500 тенге тем предпринимателям, чья деятельность не разрешена в карантинный период.

К работе совещания подключился и председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов.

Он поделился видением ситуации на дальнейшую перспективу. Представитель НПП предлагает параллельно вносить предложение, чтобы в будущем подушевое госфинансирование было трехлетним, как и бюджет страны.

«То есть заключается контракт на три года, а с теми, кто только начинает, – на год. По родительской плате ограничений (со стороны госорганов) не должно быть. Ведь это риск предпринимателя. Если он завышает цену, никто в сады отдавать детей не будет. А если будет плата минимальной, то рентабельность будет падать», – говорит он.

Также он считает необходимым пересмотреть бизнес-модель детсадов.

«Все-таки частные детсады – это коммерческое предприятие, хотим мы этого или нет. По всей видимости, в дальнейшем, после коронавируса, нам нужно думать о том, чтобы коммерциализировать деятельность детсадов. Это будут дополнительные кружки английского или подготовка к школе, или сдача помещений в субаренду», – говорит он.

К сожалению, не удалось присоединиться к дискуссии представителям минобразования.

Но уже сейчас становится понятно, что данная сфера – дошкольное воспитание детей – затрагивает не только их участок ответственности, ведь дети и их воспитание, возможность родителям работать – это, по сути, тот вопрос, который касается развития общества в целом, экономики страны. Одно государство справиться с этим и обеспечить всех местами в детсадах в одиночку не сможет. В НПП намерены провести массовое анкетирование предпринимателей частного дошкольного сектора образования, чтобы отстаивать интересы этого бизнеса с цифрами на руках.

Айгуль Тулекбаева