Астанчане против бумаги

11404

Количество оказанных электронных услуг в столице за I квартал года выросло в три раза, составив 63% от общего объема.

Астанчане против бумаги Фото: today.kz

За январь-март текущего года жителям Астаны оказано 2,3 млн госуслуг. Из них местными исполнительными органами – 860 тыс. (38%); территориальными подразделениями центральных госорганов – 1,4 млн (62%). При этом доля оказанных услуг в электронном виде устроилась до 1,4 млн (63%), тогда как в бумажном снизилась до 630 тыс. (27%). Через ЦОНы получено 198 тыс. госуслуг, или каждая десятая по столице.

Об этом в четверг, 10 мая, сообщил руководитель департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Астане Тлеген Каскин в ходе пресс-конференции по итогам работы за I квартал 2018 года агентства.

"Для удобства граждан в госорганах создано 30 уголков самообслуживания, в их числе акиматы города и районов, Департамент юстиции, инспекция транспортного контроля и так далее. Также во всех 13 вузах и 11 колледжах столицы открыты центры обслуживания студентов", – отметил глава департамента.

По данным ведомства, успешно реализуется новая карьерная модель госслужбы с новой системой оплаты труда по факторно-балльной шкале. Сократилась чистая сменяемость. Заполняемость вакансий выросла с 62,5% до 88%, в том числе по принципу меритократии увеличились назначения на вышестоящие должности в местных исполнительных органах с 30% до 75%.

Руководитель департамента Национального бюро по противодействию коррупции по г. Астане Шынгыс Кабдула рассказал, что за I квартал 2018 года в столице выявлено 73 коррупционных преступления, большую часть из них (60, или 82%) составляют факты взяточничества в сферах транспорта (36), правоохранительной деятельности (13), сельского хозяйства (4), здравоохранения (2) и другие. К ответственности привлечено 51 должностное лицо, в том числе 6 – республиканского уровня, 36 – областного, 7 – городского и 2 – сельского, почти половина из них – руководители различных уровней.

"Анализ зарегистрированных преступлений свидетельствует, на мой взгляд, об актуальности двух прочно укоренившихся коррупционных трендов. Это так называемая беловоротничковая элитарная коррупция в сфере государственных закупок и бытовая коррупция, в которую может быть вовлечен любой гражданин. Необходимо отметить, что в сфере госзакупок преступные манипуляции начинаются еще с момента планирования и закладывания денег в бюджет, сопровождаются "откатами" за положительное решение в тендерах и непосредственно реализуются уже на стадии исполнения договорных обязательств, когда бюджетные средства расхищаются единолично либо в сговоре с поставщиками. Такие преступления составляют четверть из общего количества (18 из 73, или 24,6%), а за последние три года их число достигло порядка 70", – проинформировал руководитель ведомства.

По словам спикера, наиболее подверженными коррупционным проявлениям оказались госзакупки в сферах строительства (40, или 47%), транспорта (14, или 16%) и благоустройства (9, или 11%).

Для минимизации коррупционных рисков на стадии планирования и освоения бюджетных средств по инициативе департамента определен перечень централизованного государственного закупа, осуществляемого через специализированое управление акимата. По результатам этой работы установлено и возмещено в бюджет государства 1,8 млрд тенге, в целях исполнения приговоров судов наложен арест на 110 млн тенге.

В департаменте отмечают, что, исходя из международного опыта, существенное уменьшение коррупционных рисков в сфере госзакупок возможно путем введения ограничений на осуществление платежей в наличном порядке и снятие наличных денег.

"Использование безналичного расчета при обороте бюджетных средств позволило бы обеспечивать контроль над движением денежных потоков через банки второго уровня, что, в свою очередь, будет препятствовать лоббированию интересов отдельных лиц в тендерах, а также минимизирует вывод денежных средств в теневой оборот и уклонение от уплаты налогов", – подчеркнул Шынгыс Кабдула.

Что касается "бытовой" коррупции, то она является более распространенной и социально востребованной, так как связана с предоставлением гражданам госуслуг и иными формами их взаимодействия с госорганами, в том числе при осуществлении контрольно-надзорных функций, реализующихся через проверки (транспортный контроль, налоговые проверки, ГАСК, СЭС), административное и досудебное производство (МПС, миграционная служба, правоохранительные органы) и другие.

На преступления данной категории приходится почти две трети всех зарегистрированных в текущем году (47 из 73, или 65%), большая часть из них совершается в транспортной (34) и правоохранительной (11) сферах.

"Полагаю, что только полная цифровизация предоставляемых госуслуг сможет минимизировать коррупционные риски в этой сфере. Данным вопросом занимаются наши коллеги по линии государственной службы совместно с госорганами", – резюмировал глава департамента Нацбюро по противодействию коррупции.

Майра Медеубаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться