"АЯЛА" – на борьбу с COVID19 мы привлекли 77 млн тенге

4415

Пандемия принесла дистанционный формат.

"АЯЛА" – на борьбу с COVID19 мы привлекли 77 млн тенге

Интервью Inbusiness.kz с президентом Фонда "АЯЛА" Айдан Сулейменовой.

Фонд "АЯЛА" работает уже 14-й год. Как за это время изменилось отношение казахстанцев к благотворительности?

Могу сказать, что у казахстанцев в их отношении к благотворительности произошли достаточно сильные изменения. 14 лет назад в нашей стране о благотворительности мало кто знал. Наши соотечественники были практически не вовлечены в благотворительные проекты. Сейчас мы видим очень большую активность. Есть волонтерские объединения. Ведется активный краудфандинг для людей в трудной жизненной ситуации через социальные сети.

Все это говорит о том, что благотворительность и желание делать добрые дела в настоящее время для многих казахстанцев стали важной жизненной ценностью. Думаю, наша заслуга в этом тоже есть. Ведь все эти годы мы работаем над воспитанием культуры благотворительности в нашей стране. Чтобы она стала необходимой нормой для большинства казахстанцев.

Как Вы в целом оцениваете сферу благотворительности в Казахстане: она активно развивается, стагнирует или понемногу исчезает?

Благотворительность в Казахстане развивается, и достаточно активно. Мы идем в одном направлении с глобальными мировыми трендами и почти такими же темпами, как в НПО в России. В марте наш фонд был в Москве и принял участие в конференции газеты "Ведомости" о развитии благотворительности. Мы увидели, что идем в ногу с российскими фондами, у нас очень похожие задачи и проекты.

Ключевые тренды благотворительности во всем мире и в Казахстане сейчас идут в нескольких направлениях.

Прежде всего это повышение доверия к благотворительным фондам благодаря повышению их прозрачности. По крупным проектам для компаний-спонсоров мы делаем это по международным стандартам. Кроме того, с 2016 года добровольно проходим через ежегодный аудит работы фонда с привлечением компании из Big4. Наша ролевая модель – это прозрачность, профессионализм и полная отчетность о каждом потраченном тенге спонсорских средств.

Еще один важный тренд – это профессионализация нашего сектора. Много управленцев с высоким уровнем компетенций и огромным опытом работы в международных компаниях приходят работать в НПО по своим ценностным установкам.

Краудфандинг активными гражданами локальных благотворительных программ и инициатив – глобальный тренд, который мы наблюдаем и в Казахстане в последние годы. Это и помощь Арыси, и помощь во время пандемии коронавируса, и много других проектов. Активно развиваются краудфандинговые платформы, например Birgemiz.kz, позволяющие выбрать программу для поддержки в один клик.

На Ваш взгляд, стало ли сейчас благотворительным фондам работать легче? Что изменилось в казахстанском сообществе филантропов, меценатов и благотворителей с 2007 года?

Безусловно, работать стало легче. Произошло это благодаря нескольким причинам. Прежде всего за эти годы была проведена огромная работа. Собственными проектами и коммуникацией о них мы сформировали доверие у крупных казахстанских и международных компаний к нашему фонду. Благодаря этому у нас есть устойчивое долгосрочное партнерство с нашими спонсорами. Еще одна причина – это выстраивание продуктивного диалога с госорганами – министерством здравоохранения, акиматами городов, департаментами образования. И сейчас, когда наш фонд обращается с письмом в органы государственной власти, на него реагируют не какой-то формальной отпиской, а реальной помощью, быстрым включением в проблему или задачу. Кроме того, казахстанцы стали более активными в благотворительности. Думаю, качественные изменения произошли благодаря социальным сетям, которые помогают быстро поднимать общественное мнение и привлекать помощь делами или финансированием через краудфандинг.

Что касается сообщества филантропов и меценатов, то последние два-три года я вижу определенные изменения. С одной стороны, появились и стали очень активными частные фонды, которые, как Фонд Булата Утемуратова, реализуют масштабные проекты. Есть инициативы групп меценатов, как "Дом мамы", у которого прекрасные видимые результаты – это снижение числа детей-отказников. Появился корпоративный фонд "BI Жулдызай", который помогает деткам с особыми потребностями.

С другой стороны, единого сообщества благотворителей за эти годы в Казахстане так и не сложилось. Это особенно заметно на фоне общности российских НПО и благотворительных фондов. Они очень активно взаимодействуют, ведут совместные проекты, вместе выстраивают диалог с государством, делятся лучшими практиками. Мы увидели это в марте в Москве.

Мы предпринимали попытки создать площадку для диалога и продуктивного взаимодействия казахстанских благотворительных фондов. Но, к сожалению, результата не получилось. Более того, в последнее время видим конкуренцию – за проекты, за внимание СМИ. Случаются ситуации, когда фонды "копируют с гордостью" успешные проекты, в том числе нашего фонда.

В результате, и это показали фокус-группы, которые мы провели в нескольких городах Казахстана, простые люди не отличают один фонд от другого и не особо доверяют, потому что не видят разницы в реализованных проектах.

И это, на мой взгляд, самый большой вызов для всех благотворительных фондов нашей страны – сформировать доверие у простых граждан к участию в программах именно через фонд. Потому что только фонд может системно влиять на государство для получения ощутимых, видимых изменений на жизнь людей.

"АЯЛА" – один из немногих казахстанских фондов, которые работают в сфере краудфандинга. Скажите, помогать стали активнее или, наоборот, все больше рассчитывают на спонсорскую помощь крупных компаний?

Мы видим очень активное участие казахстанцев через краудфандинг в наших проектах. Общая доля сборов на проекты через этот канал – боксы на АЗС, в сетях столовых Qaganat, в ресторанах "Мама Mia" и Ciao Pizza, через терминалы "Касса24" – составляет пятую часть годового спонсорского бюджета фонда "АЯЛА".

Наше социологическое исследование показало, что для казахстанцев именно краудфандинг – это наиболее понятный и предпочтительный способ принять участие в благотворительном проекте. При этом они предпочитают предоставлять помощь конкретному человеку без посредников в виде фондов.

Поэтому можно сказать, что благотворительность и желание делать добрые дела в настоящее время для многих казахстанцев стали важной жизненной ценностью.

Однако у подхода к благотворительности "вижу человека – помогаю ему" есть обратная сторона. Как правило, в этой ситуации очень сложно проследить, куда и в каком объеме были направлены средства. И если отчета со всеми чеками и документами об оплате нет, то в будущем очень мало шансов, что человек, предоставивший такую помощь, останется благотворителем.

Какие краудфандинговые каналы и платформы Вы считаете наиболее эффективными?

Мы активно пробуем и включаемся в любые новые предложения по краудфандингу. С прошлого года проекты фонда "АЯЛА" появились на платформе Birgemiz.kz от Halyq Fond. Плюс этой платформы в том, что к каждому перечислению Halyq Fond добавляет 20% собственных средств. Кроме того, эта платформа принимает к пожертвованию карты всех банков Казахстана. Это очень значимая для нас помощь.

Очень хорошо работают различные акции. Например, в сети партнерских нам автозаправок GazEnergy с 7 июня стартует акция выходного дня "1 литр = 1 тенге". Собранные по ней средства идут на покупку оборудования для детских реанимаций по Казахстану в рамках проекта "Вдохнем жизнь". Поэтому, если вы выбираете, где заправиться, присоединяйтесь к нашему благотворительному проекту.

От каких-то каналов отказываемся как от малоэффективных. Нет нас и в терминалах, которые берут комиссию с транзакций в пользу благотворительных фондов. Мы не поддерживаем идею извлечения прибыли из благотворительности.

Назовите самые удачные, на Ваш взгляд, проекты и самые большие достижения фонда "АЯЛА"?

Знаете, я считаю все наши проекты удачными. Ведь мы их делали с полной отдачей и с желанием спасти или изменить жизнь детей к лучшему.

Но есть несколько проектов, про которые хочется рассказать отдельно. Один из них – "Дыши, малыш!". В 2008 году Казахстан перешел на стандарты ВОЗ по критериям живорожденности. С этого момента рожденными живыми считались дети весом от 500 граммов. До этого времени критерий живорожденности был значительно выше и составлял более 1200 граммов. Разумеется, ни оборудования в родильных домах, ни опыта у врачей-неонатологов для выхаживания деток с таким маленьким весом в Казахстане не было. Поэтому наша страна сразу шагнула по этому важному показателю развития вниз.

Наш фонд подключился к этому проекту в 2009 году. Мы начали с Алматы. За два года передали современную медицинскую аппаратуру в реанимации перинатального центра и всех родильных домов этого города. Они получили ИВЛ, реанимационные столики, рентгеновские аппараты, гематологические анализаторы и большое количество другого медицинского оборудования и инвентаря для спасения жизней недоношенных детей. Бюджет алматинского этапа проекта, который мы реализовали вместе с нашим уважаемым партнером, kaspi.kz (тогда Каспи Банк), превысил 94 млн тенге.

Когда мы убедились в эффективности наших усилий в Алматы, мы вышли на министерство здравоохранения РК, чтобы заручиться их поддержкой и масштабировать проект "Дыши, малыш!" на республику. В марте 2011 года был подписан меморандум о сотрудничестве между фондом "АЯЛА" и минздравом РК.

И уже с сентября того же года мы пошли в регионы. До 2014 года, когда проект завершился, мы оснастили реанимационные отделения в областных перинатальных центрах таких городов, как Караганда, Семей, Усть-Каменогорск, Атырау, Тараз, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Петропавловск, Павлодар, Костанай, Талдыкорган, Туркестан, Кокшетау, Актау и Уральск. За пять лет проекта мы собрали и направили на помощь в выхаживании новорожденных с критически низкой массой тела свыше 337 млн тенге.

Кроме того, мы организовали курсы повышения квалификации для врачей-неонатологов за рубежом, а также в современных перинатальных центрах столицы и Алматы.

Я считаю проект "Дыши, малыш!" отличным примером эффективной благотворительности. В рейтинге Глобального рейтинга конкурентоспособности в 2014-2015 годах показатель младенческой смертности в нашей стране снизился на 17 позиций. В благодарственном письме от министерства здравоохранения РК в наш адрес вклад фонда "АЯЛА" был признан значимым в улучшении этого показателя. Установленное нами оборудование спасло и продолжает спасать десятки жизней детей в Казахстане, а не за его пределами.

По такому же системному подходу мы работаем сейчас над другой проблемной зоной. Из всех умерших в нашей стране младенцев более 60% – это новорожденные. Одна из главных причин смерти заключается в поражениях центральной нервной системы. В 70% случаев это происходит из-за перенесенной гипоксии. Гипоксия при рождении запускает каскад патологических физиологических процессов, вызывающих гибель клеток головного мозга. Это можно остановить, применив гипотермию. Для этого есть удобный современный аппарат. Но в большинстве казахстанских родильных домов и перинатальных центров гипотермию делают "дедовскими" методами: обкладывают младенца медицинскими перчатками с холодной водой или со льдом.

Когда мы узнали об этой проблеме, то параллельно со сбором средств на приобретение аппаратного комплекса направили несколько писем в минздрав. Дошли в итоге до вице-премьера страны, чтобы сделать аппаратную гипотермию обязательной для плана госзакупок. И процесс закупок пошел в этом году – через два года нашей работы с госорганами.

Пандемия сделала работу фонда более сложной? Что изменилось в подходах вашей работы за последние месяцы?

Пандемия добавила дистанционный формат. Кстати, он сделал нас еще эффективнее, потому что улучшилась координация между офисами в Алматы и в столице. Появились и новые проекты, которые мы раньше не брали, – это адресная помощь малоимущим семьям продуктовыми корзинами и одеждой. Во время пандемии мы приняли решения помогать там, где мы можем помочь. Благодаря этому мы получили дополнительное финансирование и успешно реализовали несколько проектов в Нур-Султане и Алматы.

Какие проекты были реализованы вами для борьбы с распространением COVID-19 в Казахстане?

Мы реализовали 10 проектов для помощи в борьбе с COVID-19 в Казахстане с привлечением более 77 млн тенге от крупных спонсоров. Мой личный вклад в проекты составил 53 млн тенге.

Мы сфокусировались на двух городах – Нур-Султане и Алматы, потому что там было зафиксировано наибольшее количество случаев заражения COVID-19 и самая высокая по Казахстану смертность от нового вируса.

Преимущественно фонд помогал больницам и медицинскому персоналу. В результате более 430 медиков получили продукты питания, бытовую технику, средства гигиены. Детская инфекционная больница в Нур-Султане получила 15 тысяч медицинских масок. Детская городская клиническая инфекционная больница в Алматы благодаря спонсорской поддержке компании "Шеврон" получила два новых аппарата ИВЛ, произведенных в Японии. На мои средства были приобретены 15 новых многофункциональных четырехсекционных реанимационных кроватей. Мы установили их в детской и взрослой инфекционных больницах Алматы.

Когда все учебные учреждения Казахстана были переведены на дистанционное обучение, наш фонд оперативно связался со школами-интернатами, детскими домами и кабинетами психолого-педагогической коррекции. Так мы выяснили, что многим детям из малообеспеченных семей нужны гаджеты, чтобы продолжать учиться. В результате 40 детей и подростков из образовательных учреждений Нур-Султана и Алматы получили новые планшеты с пакетами мобильного Интернета. 12 подросткам из трех школ-интернатов Алматы предоставленные планшеты помогают осуществить их мечту – поступить в специальный военный лицей "Арыстан".

Фонд "АЯЛА" помогает не только детям. Уже много лет при поддержке компании SAMSUNG мы заботимся о ветеранах. Во время карантина мы обеспечили 40 ветеранов ВОВ из Алматы ежемесячной безопасной доставкой продуктов питания и лекарств. А к 9 Мая дополнительно развезли им фруктовые корзины со словами глубокой благодарности за подвиг. И такая поддержка продолжится как минимум до конца этого года.

Среди новых инициатив – работа с малообеспеченными семьями. Благодаря координации с акиматами Нур-Султана и Алматы были выявлены семьи, которые остро нуждались в помощи. В результате более 150 семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, получили продуктовые корзины на общую сумму свыше 3,6 млн тенге. Наши сотрудники позаботились, чтобы в эти корзины вошли молочные продукты, сыр, колбаса, фрукты и средства гигиены, включая памперсы. В планах – организовать дополнительную поддержку для этих семей новой одеждой.

Долгосрочное развитие фонда – это достаточно интересная управленческая задача. Расскажите, как вы ставите цели? Как управляете проектами? Как оцениваете результаты и работу персонала?

Наша работа преимущественно состоит из реализации проектов. Поэтому если говорить терминами проектного управления, то мы работаем по модели Waterfall (Водопад). Сначала проблема идентифицируется, потом идет сбор информации, проводится анализ данных, затем создается система для решения этой проблемы, а после ее внедрения мы оцениваем полученный результат. Конечно, это достаточно упрощенный подход, но он нам помогает уже давно и успешно.

Есть у нас что-то похожее на скрамовские "стендапы" – ежедневно все сотрудники фонда на планерке рассказывают о прогрессе в своих проектах. Делятся сложностями, привлекают к участию других коллег.

Что касается целей, то у благотворительного фонда они достаточно простые: привлечь как можно больше спонсоров и реализовать как можно больше проектов. Поэтому результат оценивать легко. Если все проекты, запланированные на полгода, стоят как выполненные, значит, работа была проделана эффективно. Если что-то переходит на второе полугодие, значит, нужно сфокусировать усилия на этой задаче.

В январе этого года мы с командой провели стратегическую сессию и создали план развития фонда на ближайшие 10 лет. Туда входят планы по расширению деятельности за пределы Казахстана – мы планируем открыть свое представительство в Узбекистане. Мы решили переориентировать свои проекты для повышения квалификации врачей в онлайн-формат. И первый шаг к этому уже сделан – в конце 2020 года академия "АЯЛА" откроется как платформа дистанционного обучения врачей-неонатологов. Безусловно, будем наращивать активности в сфере профессиональной ориентации подростков – это огромное направление, в котором практически ничего не происходит.

С Вашей точки зрения, в благотворительной организации должны работать люди с горящими глазами и сердцами или профессиональные управленцы?

Я разделяю подход к благотворительности Дэна Паллотта, который считает, что в любой благотворительной организации должны работать профессионалы. Могу сказать, что все сотрудники фонда очень сильно выросли в компетенциях за последнее время. И сейчас это команда профессионалов высокого класса.

Сегодня фонд "АЯЛА" – это организация, по своим процессам, принципам работы и управлению близкая к бизнес-структуре, хотя мы и не занимаемся коммерческой деятельностью.

Давайте поговорим о проблемах, с которыми сталкиваются благотворительные организации Казахстана. Назовите главные барьеры, которые мешают в развитии вашему фонду и благотворительности в нашей стране в целом?

Основной вызов, с которым сталкиваемся не только мы, а все благотворительные фонды в Казахстане, – это очень низкий уровень доверия со стороны населения. Казахстанцы убеждены, что фонды тратят деньги не понятно куда.

На самом деле профессиональный благотворительный фонд гарантирует полную отчетность, прозрачность и направление всех собранных с пожертвований и от спонсорской помощи средств на проекты. В моем фонде расходы на содержание офисов, на зарплаты сотрудников, их командировки и другие расходы покрываются мною, а не из спонсорской помощи и пожертвований.

Еще один барьер – это стереотип о том, что фонд используется, для того чтобы уходить от налогов либо чтобы крупные компании получали более мягкие условия при оплате налогов.

Как благотворительный фонд, не ведущий коммерческую деятельность, мы не платим корпоративный подоходный налог, потому что благотворительность не подлежит налогообложению. Ситуация с налогообложением в нашей стране такова, что оно не стимулирует крупный бизнес к участию в благотворительных проектах. Слишком незначительны налоговые послабления. А за помощь, оказанную фонду, например собственной продукцией, компании-производителю придется заплатить налоги в полном объеме, как если бы она ее реализовала. Сейчас готовятся поправки в закон о благотворительности. Мы в числе других крупных фондов входим в рабочую группу по этому законопроекту и обратили внимание чиновников на этот существенный барьер для участия крупного бизнеса в благотворительности. Надеемся, что наш комментарий примут.

Еще один барьер чисто психологического характера, что фондам нужны только тысячи и сотни тысяч тенге. Это стереотип. Самая мелкая денежная единица, которая поступает к нам в фонд из боксов, – один тенге! Но, поверьте, каждый из них очень важен для нас. Потому что, когда сотни тысяч монет по одному тенге собираются вместе, мы можем купить на них лампу фототерапии и спасти интеллект сотен младенцев с желтухой новорожденных.

Что может помочь справиться с этими вызовами?

Я считаю, что благотворительным фондам надо быть более активными в своей коммуникации: рассказывать, показывать детали о проектах, их внутреннюю кухню – как собирается помощь, куда она идет.

Многим фондам нужно научиться быть прозрачными. Это значит публиковать финансовые отчеты о каждом потраченном тенге. На нашем сайте такие отчеты есть начиная с 2007 года. Более того, с 2016 года мы проводим ежегодный аудит работы фонда с компанией из Big4. Такой подход помогает повышать доверие со стороны спонсоров к фонду. А еще он показывает нам направления для улучшения нашей работы.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться