Бакытжан Сагинтаев: "Уважаемые акимы, я думаю, что вам самим будет полезно, если кое-кто будет наказан"

14818

В правительстве обсудили рост цен на социально-значимые товары, пустые стабфонды и кто в этом виноват.

Бакытжан Сагинтаев: "Уважаемые акимы, я думаю, что вам самим будет полезно, если кое-кто будет наказан" Фото: Мария Матвиенко

Цены на социально значимые продовольственные товары, перечень которых составляет 19 наименований, по состоянию на конец июня к началу года увеличились на 7%, что, по данным министра национальной экономики Тимура Сулейменова, почти в два раза превышает уровень инфляции и в 1,4 раза уровень инфляции по продовольственным товарам. Больше же всего "потяжелел" в стоимостном выражении в Казахстане за этот период так называемый борщевой набор: с начала года цены на лук выросли на 81,1%, на картофель – на 74,9%, на капусту – на 61,2% и на морковь – на 38,1 процента. Напомним, что, по официальным данным, инфляция с начала года (январь-июнь) составила 3,7%, а в годовом выражении (июнь 2016 года к нынешнему июню) –7,5%. При этом в общем цены на все продовольственные товары, включая социально значимые, увеличились на 5,1% (в июне этот рост составил  0,7%). Для сравнения: цены на непродовольственные товары увеличились за этот период на 3%, а на платные услуги – на 2,8%.

"Необходимо отметить, что в предыдущие три года мы наблюдали и более высокий рост на социально значимые товары в первом полугодии, в 2014 году рост в аналогичном периоде составил 11%, в 2016 году – 8%, а в 2015 году он был ниже из-за валютного диспаритета, то есть объективно в этом году цены по сравнению с предыдущим периодом выросли не так значительно", – дал понять, что ценовой катастрофы не произошло, Тимур Сулейменов.

В Узбекистане варят казахстанский борщ
По его словам, основными причинами роста цен в июне является дороговизна свежего урожая и сезонность, выраженная в естественных сокращениях запасов во II квартале каждого года.

"Анализ последних пяти лет показывает, что сезонному росту цен подвержены названные ранее четыре товара: лук репчатый, картофель, морковь и капуста, но по ним повышение цен этого года выше среднего повышения за аналогичный период последних пяти лет", – заметил министр. Объясняется это просто: казахстанский "борщевой" набор с начала года активно экспортировался в Узбекистан, где случился неурожай.

"Отмечается рост экспорта лука репчатого с 18,7 тысячи тонн за четыре месяца 2016 года до 25,3 тысячи тонн за четыре месяца 2017 года, его экспорт в Республику Узбекистан составил 22,4 тысячи тонн за четыре месяца", – уточнил Тимур Сулейменов.

Объем экспорта казахстанского картофеля за этот же период вырос до 75,8 тысячи тонн с 260 (!) тонн за четыре месяца 2016 года, при этом в Узбекистан было отгружено 75,3 тысячи тонн. Экспорт капусты увеличился с 2,2 тысячи тонн за четыре месяца 2016 года до 5000 тонн в аналогичном периоде текущего года, более половины (2,6 тысячи тонн) было направлено в Узбекистан.

"Понятно, что климатические условия и неурожай у нас или в соседних странах достаточно сложно поддаются прогнозу. Но раз уж мы создали единый товарный рынок в рамках ЕврАзЭС с Россией и Кыргызстаном, имеем договор о зоне свободной торговли с Узбекистаном, в своем прогнозе, в своем планировании мы должны рассматривать не только рынок нашей страны, но и смежные рынки государств-партнеров. В этой связи и наши научные институты, и "КазАгро" в рамках своего экспортного центра должны четко давать сигналы – какова будет потребность не только внутри страны, но и извне", – заметил Тимур Сулейменов. Кроме того, на рост цен на "борщевой" набор повлияло удорожание бензина, дизельного топлива (на 5,4% и на 6,6% соответственно) и коммунальных услуг.

В борьбе с ростом цен активно задействованы территориальные подразделения комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции и прав потребителей. Которые по состоянию на 1 июля этого года проводят пять расследований по фактам согласованных действий субъектов рынка в части установления и поддержания цен на молочную продукцию и злоупотребления ими доминирующим положением в части установления и поддержания монопольно высоких цен по яйцам куриным. Но все же главным инструментом в борьбе с ценами министр видит не карающие меры, а рыночные механизмы и сознательность бизнеса.

Суперцены гипермаркетов
"Качественным условием снижения цен на сельхозпродукцию может стать расширение доли современных форматов и стандартов торговли в общем объеме розничного товарооборота продовольственных товаров, – заявил Тимур Сулейменов. – Анализ показывает, что наиболее низкие цены на продукты питания  наблюдаются в крупных сетевых форматах – гипер- и супермаркетах, у них цены на 10-15 % ниже, чем на рынках, на 30-40% ниже, чем в магазинах у дома. У них наблюдается более высокая производительность труда, более высокая оборачиваемость, они могут проводить единую ценовую политику и обеспечивают  собираемость налогов. В этой связи нами предлагается рассмотреть возможность расширения мер поддержки современных форматов торговли в рамках дорожной карты бизнеса, соответствующее обсуждение мы сейчас проводим как с бизнесом, так и с ведомствами внутри правительства".

Кроме того, министерство считает необходимым вовлечь в борьбу с необоснованным ростом цен институт общественного контроля и институт контроля бизнеса за бизнесом.

"В  рамках недавно созданной ассоциации ретейлеров по инициативе комитета по торговле национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" предлагаем им подключиться к этой работе, чтобы сложный государственный контроль был заменен контролем со стороны лиги и общества защиты прав потребителей. Это позволит соблюсти баланс интересов как бизнеса, так и потребителей и государства", – добавил Тимур Сулейменов.

Он также отметил, что благодаря заключенным в марте этого года меморандумам с акиматами и минсельхозом  по соблюдению заданных индикаторов индекса потребительских цен на сельхозпродукцию на 2017 год удалось снизить динамику ежемесячного роста индекса потребительских цен до 0,6% и 0,9% в апреле и мае с 1,2% в январе-марте этого года.

В свою очередь, вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов подтвердил факт роста объемов экспорта казахстанской продукции в Узбекистан, но заметил, что это не основание для роста цен на внутреннем рынке.

"Мы видим, что рост цен на указанные товары идет не по причине роста стоимости производства, а в результате спекулятивных действий торговых посредников, – заявил представитель МСХ. – Одной из причин роста цен на капусту и картофель акиматы объясняют тем, что увеличился их экспорт в Узбекистан, где наблюдался неурожай, но мы считаем, что на это ссылаться некорректно, данный фактор является позитивным моментом".

Нечего на Ташкент кивать, коль стабфонд пуст
Увеличение экспорта, по его мнению, застало акиматы врасплох, потому что многие из них просто не пополняли стабилизационные фонды либо заполняли их не той продукцией, которая более всего востребована в регионах в период межсезонья между урожаями.  

"Анализ показывает, что овощная группа закупается в стабфонды не в полном объеме, и в период межсезонья именно по этим товарам отмечается рост цен, – сказал Кайрат Айтуганов. – Так, в закупленном объеме в стабфонде на долю картофеля приходится 16%, лука – 7%, капусты – 5%, а более 60% закупа осуществляется по узкой линейке продукции с длительными сроками хранения – мука, сахар, растительное масло. В этой связи нами были проведены необходимые расчеты для обеспечения стабильности цен. Согласно им, необходим закуп 356 тысяч тонн, а с начала нынешнего сезона было закуплено в стабфонды 338 тысяч тонн, практически тот же самый объем, но с другой товарной структурой. При этом не все регионы осуществляют закуп товаров в стабфонды: основная доля закупа приходится на Кызылординскую (48%), Жамбыльскую (12%), Актюбинскую (10%) области. В остальных областях закуп производился в меньших объемах, а выделенные деньги социально-предпринимательские корпорации продолжают держать на своих счетах и банковских депозитах".

Так, по его сведениям, СПК в Южно-Казахстанской области не использовало должным образом средства в размере 1,6 миллиарда тенге, а разместило их на депозитах в банке, при этом закуп товаров в стабфонд ЮКО составил всего тысячу тонн – с этим в МСХ связывают и один из самых высоких показателей роста цен на социально значимые товары в этом регионе (на 8%).

"СПК в Западно-Казахстанской области закупило всего 63 тонны продукции, а на счетах этого СПК и на депозитах в банках лежит 261 миллион тенге, при этом рост цен на социально значимые продтовары в этом регионе с начала года – 7,8%", – добавил вице-министр. И предложил наказать заместителей акимов этих регионов, которые являются руководителями областных штабов по стабилизации цен.

"Вносим предложения рассмотреть ответственность штабов ЮКО, ЗКО и Карагандинской областей", – обратился он к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву. Тот, прежде чем одобрить это предложение, поинтересовался достаточностью емкостей для хранения овощей в регионах страны.

"Не оттого, что не хотят хранить, негде хранить, во-первых. Сколько у нас овощехранилищ, которые соответствуют мировым стандартам, что можно круглый год хранить? В стране есть такие?" – задал вопрос глава кабинета министров. Кайрат Айтуганов сообщил, что весь объем овощехранилищ по Казахстану составляет 1,2 миллиона тонн, из них четверть приходится на современные овощехранилища.

"Это те овощехранилища, которые введены за счет кредитных ресурсов "КазАгро". Сегодня они соответствуют всем мировым стандартам по хранению в зависимости от регулируемой газовой среды и других параметров. Сегодня у нас недостаток в Мангистауской и Атырауской областях по овощехранилищам", – признал Кайрат Айтуганов.

Дайте акимам хранилища
Бакытжан Сагинтаев же отметил, что, судя по всему, недостаток мощностей для хранения существует по всей стране, а не только в двух регионах.

"Тогда бы у нас цены росли бы только в этих двух областях, – аргументировал премьер-министр свой вывод. – Вы еще говорили, что будут строить логистические центры, а это как раз-таки хранение. Логистические центры до прилавка – пока у нас этого нет", – обратился он к министру сельского хозяйства Аскару Мырзахметову.

По мнению главы правительства, говорить о том, что в стране не осуществляется должный контроль со стороны комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, в этой ситуации неправильно.

"Как бы ни работал этот комитет или другие органы, которые регулируют цены, мы не достигнем цели, если не будет соответствующего хранения. Запасов не будет, откуда у нас... Естественно, цены будут расти. Тем более непонятно, который год говорим, деньги лежат не на депозитах. Знает ли об этом местное население в той или иной области – это тоже вопрос", – констатировал Бакытжан Сагинтаев. Но в итоге присоединился к предложению наказать заместителей акимов, ответственных за контроль ситуации с ценами на социально значимое продовольствие.

"Уважаемые акимы, я думаю, что вам самим будет полезно, если кое-кто будет наказан, – заявил Бакытжан Сагинтаев. – Это ваше решение, что меморандумы не выполняются, если меморандум, который вы показали, у вас план-факт. По итогам полугодия практически нигде результаты меморандума не выполнены. Для чего тогда составляются эти меморандумы, если цены все равно растут? Поэтому, уважаемые акимы, просьба посмотреть в части ответственности заместителей акимов, которые отвечают за этот участок", – заключил он.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться