Соответствующие нормы предлагаются в концепции проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства".
"В Бюджетном кодексе мы вводим прямой запрет на планирование штрафов, пени, взысканий и других санкций, то есть нет права – нет задания госоргану их взыскивать. Это очень здорово", – сказал вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов на заседании межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности под председательством министра юстиции РК Марата Бекетаева.
Вице-министр отметил, что в настоящее время в бюджете заложен план по штрафам и пени на 50 миллиардов тенге в год.
Планируется, что проект закона может быть одобрен парламентом и вступить в действие уже с 2018 года.
Концепцией также предлагается сократить дублирующие документы между местными акиматами, областными акиматами и министерствами.
"Если происходят какие-то изменения, которые по цепочке нужно согласовать от районного акима до акима, от акима до министерств, министерства национальной экономики и дальше республиканская бюджетная комиссия. Многие процедуры продублированы. Мы предлагаем все, что дублируется, убрать, длинные сроки сократить. Убрать ненужные документы, допустим, соглашение между акимом и министром, хотя те же самые показатели есть в бюджетной программе. В целом убирается почти 1,6 тысячи лишних документов", – сказал он.
Кроме того, будут созданы условия для ускорения движения бюджетных средств в реальную экономику.
В настоящее время бюджетный процесс является достаточно сложным, длительным, не всегда гибким. Бюджетные программы недостаточно укрупнены вокруг стратегических целей. Процедуры согласования проектов стратегических планов и бюджетных программ государственных органов достаточно длительные. Все перераспределения средств и корректировки внутри бюджетных программ выносятся на бюджетную комиссию.
В этой связи отдельные бюджетные процедуры требуют оптимизации и пересмотра.
Для решения указанных проблем предлагается провести оптимизацию бюджетного процесса по следующим направлениям: повышение самостоятельности государственных органов и упрощение процедур по разработке и реализации бюджетных программ; повышение самостоятельности местных исполнительных органов (МИО) и упрощение процедур по целевым трансфертам; совершенствование процедур исполнения бюджета; оптимизация процедур планирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).
Также предлагается повысить самостоятельность госорганов и упростить процедуры по разработке и реализации бюджетных программ.
В настоящее время при формировании проекта бюджета, уточнении бюджета, а также при перераспределении средств внутри бюджетных программ в ходе исполнения администраторы должны согласовывать бюджетные программы с министерством национальной экономики и министерством финансов. Это затягивает процесс утверждения бюджетных программ и не позволяет оперативно управлять их средствами. Учитывая, что министерство национальной экономики рассматривает стратегические планы государственных органов на взаимосвязь бюджетных программ с целями стратегического плана (раздел 4 "Архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования"), бюджетные программы достаточно согласовывать с министерством финансов.
В этой связи в целях упрощения процедур по разработке и реализации бюджетных программ, а также оперативного управления средствами в рамках бюджетных программ предлагается: отменить согласование с центральным уполномоченным органом по государственному планированию проектов бюджетных программ государственных органов при формировании проекта бюджета, при уточнении бюджета, а также при перераспределении средств внутри бюджетных программ;
снятие ограничения по внесению изменений в бюджетные программы по инициативе государственного органа раз в квартал.
Это позволит сократить сроки согласования бюджетных программ в среднем на 10 дней и, соответственно, предоставит больше времени для освоения средств.
Жанболат Мамышев