Баланс электрических мощностей в Казахстане до 2025 года прибавит 1,7 ГВт

5210

В эксплуатацию на 30 объектах введут 3653 МВт, а из строя на 15 энергоисточниках выведут 1940 МВт.  

Баланс электрических мощностей в Казахстане до 2025 года прибавит 1,7 ГВт

До 2025 года в Казахстане будут введены в эксплуатацию электрические мощности на 3653 МВт. Об этом говорится в ответе Минэнерго на запрос inbusiness.kz.

"При формировании прогнозного баланса, по данным, представленным энергопроизводящими организациями, в Казахстане до 2025 года будет реконструировано и расширено порядка 30 объектов, на которых производится электрическая энергия. Общая мощность вводимых в эксплуатацию объектов с 2019 по 2025 год за счет реконструкции и расширения должна составить 3653 МВт", – информируют в энергетическом ведомстве.

Вместе с тем в министерстве отмечают, что из-за высокого уровня износа оборудования и отработки паркового ресурса до 2025 года предполагается вывести из эксплуатации оборудование на 15 объектах суммарной мощностью 1940 МВт.

Прокомментировали в профильном госоргане и проводимую работу по укрупнению региональных электросетевых компаний (РЭК).

"По итогам проведенной работы в рамках дорожных карт снижена протяженность бесхозяйных электрических сетей с 2350 до 1336 км (на 1014 км) в 2018 году и с 1336 км до 742 км в 2019 году (на 594 км). В целом выявленные бесхозяйные электрические сети должны быть переданы на баланс ЭПО (энергопередающие организации. – Ред.) до 2020 года", – уточняют в госучреждении.

Со стороны министерства были проверены 116 ЭПО на соответствие требованию по наличию диспетчерского технологического управления, которое вступило в силу с начала прошлого года. Аудит выявил, что только 32 ЭПО выполняют это требование. По 75 ЭПО, не соответствующим требованию, ведомством были направлены письма в Антимонопольный комитет для принятия необходимых мер. В результате проверки 10 энергопередающих организаций прекратили свою деятельность и были исключены из регистра субъектов естественных монополий.

Еще два требования к деятельности энергопередающих организаций вступят в силу с начала 2020 года. Первое из них – наличие служб, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание электрических сетей и сопровождающего оборудования, а второе обязует подписание договоров с системным оператором для оказания системных услуг. Дополнительное требование по установке автоматизированных систем коммерческого учета через систему связи, интегрированной с системами системного оператора и региональной электросетевой компании, начнет действовать с начала 2022 года, напоминают в МЭ.

Кроме того, в энергетическом ведомстве сообщили, какие решения были приняты по ранее рекомендованным Советом рынка инвестпрограммам Шардаринской ГЭС, Атырауской ТЭЦ и "Павлодарэнерго".

"Инвестиционные программы рекомендованные Советом рынка по АО "Шардаринская ГЭС" – модернизация основного генерирующего оборудования, замена устаревших гидроагрегатов на новые с увеличением установленной мощности со 100 МВт до 126 МВт и АО "Атырауская ТЭЦ" – замена устаревшего турбоагрегата с установленной мощностью 60 МВт и введение дополнительного основного генерирующего оборудования с установленной мощностью 60 МВт, поддержаны рабочей группой по рассмотрению инвестиционных соглашений на модернизацию, реконструкцию, расширение и/или обновление энергопроизводящих организаций при Министерстве энергетики РК", – информируют в профильном госоргане.

Вместе с тем рекомендованная Советом рынка инвестпрограмма "Павлодарэнерго" по строительству третьей очереди золоотвала ТЭЦ-3 не была утверждена рабочей группой, из-за того что согласно утвержденным правилам для получения индивидуального тарифа на электрическую мощность допускаются только инвестиционные программы, направленные на модернизацию, расширение, реконструкцию и/или обновление основного генерирующего оборудования, поясняют в ведомстве.

Также в Минэнерго разъяснили причины, почему инвестиционные заявки АО "Жамбылская ГРЭС", АО "Риддер ТЭЦ", ТОО "Степногорская ТЭЦ" и ТОО "Уральская ГТЭС" не были рекомендованы Советом рынка для рассмотрения в ведомстве.

Так, инвестпрограмма Уральской ГТЭС не была допущена к рассмотрению из-за отсутствия улучшения технико-экономических показателей с приобретением запасного оборудования – газотурбинного двигателя, что противоречит правилам. Степногорская ТЭЦ не получила допуск по причине того, что заменяемые ею турбина и генератор не имели 100%-ную выработку назначенного индивидуального ресурса. Похожий аргумент сложился и для Жамбылской ГРЭС, где модернизируемое оборудование не полностью исчерпало себя. Между тем ТЭЦ из Риддера указала в инвестзаявке период строительства на 2020-2022 годы, хотя в финансовой модели ввод в эксплуатацию был намечен на апрель 2020 года при начале строительства в конце 2018 года, такое разночтение и послужило основанием для отказа. 

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться