/img/tv1.svg
RU KZ
Балласт синергии

Балласт синергии

Оптимизация затрат в результате объединения крупных банков рискует оставить без работы каждого десятого сотрудника кредитной индустрии.

13:23 23 Февраль 2017 15406

Балласт синергии

Автор:

Сара Бухина

Фото: reuters.com

Ускорение процесса консолидации на банковском рынке в текущем году обрело определенные рамки, позволяющие говорить о скором появлении двух укрупнённых фининститутов. Одним  из главных лейтмотивов поглощения является оптимизация расходов банков на сузившемся поле деятельности денежного посредничества и повышения их устойчивости. Первыми под каток издержек рискуют попасть расходы на персонал. Угроза потери работы нависает над каждым десятым сотрудником отрасли, предупреждают опрошенные abctv.kz аналитики.   

Падение цен на энергоресурсы и другие экспортные статьи доходов страны окунули отечественный бизнес и правительство в условия новой реальности, когда по-старому жить уже не получается. А по средствам – непривычно больно. Однако рационализация своих трат в текущих условиях, пожалуй, главная универсальная антикризисная стратегия, применимая как к государству, так и частному сектору.

Не стал исключением и банковский сектор, в котором сейчас идет наслойка груза прошлых проблем и текущих курсовых дисбалансов, перекосивших внутреннюю структуру активов. Низкие темпы экономического роста, падение реальных зарплат и провозглашенная борьба с инфляцией, остановившей кредитование, сужают поле деятельности для банковских игроков. Это закономерно ставит вопрос их устойчивости и повышения эффективности. Ведь на фоне стагнации кредитного рынка расходы на содержание институтов продолжают расти.

Не случайно именно начало 2017 года ознаменовало собой старт ряда сделок по слиянию и поглощению между крупными участниками банковского бизнеса. По мнению регулятора, сектор нуждается в консолидации, которая позволит оптимизировать расходы непропорционально большого числа финпосредников на отечественном рынке, снизить стоимость услуг для клиентов и дать необходимую всем синергию.

Расходная арифметика
Сводный отчет о доходах и расходах казахстанских банков от Национального банка показывает, что траты на их содержание в 2016 году выросли на 14,2% (или 52,2 млрд тенге), до 420,9 млрд тенге. Чтобы было понимание, это сумма годовых расходов на оплату труда (включая отчисления), общехозяйственные нужды и налоги/платежи в бюджет (за исключением корпоративного подоходного налога).

Если добавить расходы по подоходному налогу (в 2016 году – 80,12 млрд тенге), совокупные расходы вырастают до 501 млрд тенге. За последние три года эта цифра выросла на треть (2013 год – 360 млрд тенге, из которых подоходный налог – 46,6 млрд тенге).

Наибольшая доля операционных затрат банков приходится на содержание персонала – 54,7%, или 230,26 млрд тенге (2016). Как показывает статистика рынка труда от профильного комитета министерства национальной экономики (МНЭ), за последние 2 года, когда собственно начали падать цены на сырье и в первую очередь на нефть, фактическая численность банковских работников сократилась почти на 10% (или 7,7 тыс. человек), до 74,5 тыс.

Это объективная реакция на кризис, а отчасти, вероятно, последствие слияния БТА и «Казкоммерцбанка». До этого, с 2010 по 2014 год, армия клерков выросла в 1,4 раза (или на 23,5 тыс. человек), до 82,2 тыс. Несмотря на оптимизацию штата, банки активно наращивали фонд оплаты труда. За последние 6 лет он неуклонно рос, хотя и замедлился в последнее время, показав более чем двухкратный прирост – с 121,2 млрд до 258,5 млрд тенге.

Экономика слияний
При сделках по слиянию акционеры покупающего своего конкурента банка всегда должны получить экономическую выгоду. Она достигается за счет сокращения либо сотрудников с дублирующими функциями, либо количества операционных отделений и филиалов, объединяющихся БВУ, рассказывает abctv.kz экс-глава департамента глобального транзакционного банкинга, ушедшего из Казахстана HSBC, Алихан Канапия.

«Обычно, если эта выгода менее 30%, на такие сделки не соглашаются. Поэтому я думаю, как минимум о таком сокращении, в первую очередь персонала, идет речь. Что касается сети банкоматов, то это ведь не только «железо». Наиболее важный фактор – операционные системы, под которые они прошиты», – сказал Алихан Канапия.

Если обслуживанием сетей сливающихся банков занимается одна и та же компания, то их можно полностью сохранить и безболезненно перевести на единую платформу. Если же речь идет о разных программах, то расходы на интеграцию рискуют оказаться большими, и тогда разумно одну из банкоматных сетей закрыть, пояснил он.

Совокупные операционные расходы четырех крупных банков, объявивших о своих планах по слиянию, составляют 195 млрд тенге. Если брать консолидированные показатели, включая дочерние структуры банковских холдингов, сумма вырастает еще на 10-15%. Доля расходов на персонал в них составляет 41%, или более 80 млрд тенге.

По расчетам abctv.kz, исходя из данных депозитария финансовой отчетности министерства финансов РК по среднегодовой численности банков, общее число занятого в отрасли персонала составляет почти 68,1 тыс. человек. 40% из них (или 27,06 тыс.) приходится на четверку консолидируемых в настоящее время участников.

По оценке самих банков, в их структурах работает 30,4 тыс. человек. Это 40,8% от общего числа (74,5 тыс. человек) фактической численности персонала БВУ РК, по данным статкомитета МНЭ. Из них на долю Народного и «Казкоммерцбанка» приходится по 12 тыс. человек (включая 2 тыс. человек в «дочерних» структурах) и 10,8 тыс. человек (с учетом 1,3 тыс. человек в «дочках»). Штатная численность персонала в «Цеснабанке» и «Банке ЦентрКредит» равна соответственно 3925 и 3648 человек.

При оптимизации штата объединяемых банков на условные 30% без работы могут остаться по разным оценкам от 8,93 тыс. до 10,02 тыс. человек. Это в свою очередь сопоставимо с 12-15% всего персонала БВУ РК.

У «Цеснабанка» и «Банка ЦентрКредит» не настолько обширные сети, чтобы сокращать их при объединении, считает директор департамента аналитики АО «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов. У Народного и «Казкоммерцбанка» по отдельности их больше, чем у первых двух банков, вместе взятых.

«Синергетический эффект от объединения [«Цеснабанка» и «Банка ЦентрКредит»] можно получить путем оптимизации операционных затрат или, проще говоря, сокращением дублирующих позиций. Однако число обычных менеджеров, скорее всего, не уменьшится, потому что сети у банков небольшие и их можно будет оставить на текущих уровнях. Скорее всего, сокращение коснется топ-менеджеров», – подчеркнул эксперт в беседе с abctv.kz.

Казахстанский банковский сектор уже имеет в недавнем прошлом подобный опыт. В июле 2014 года «Казкоммерцбанк» и Кенес Ракишев приобрели у ФНБ «Самрук-Казына» по 46,5% акций «БТА Банка» каждый. В результате последующего слияния фининститутов 20% сотрудников были сокращены, рассказывал в мае 2016 года сам г-н Ракишев.

Филиальная сеть и банковская инфраструктура
Затронет потенциальное объединение банков и филиальную сеть банков. Всего на 13 февраля текущего года казахстанские БВУ располагали 349 филиалами и 1833 отделениями. В начале февраля на базе госстата и по методике Центробанка России рейтинговое агентство АО «РФЦА» подготовило индекс обеспеченности регионов Казахстана банковскими услугами.

«Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами рассчитывается как среднее геометрическое трех частных индексов обеспеченности: институциональной насыщенностью банковскими услугами, финансовой насыщенностью банковскими услугами (по объему кредитов) и индексом развития сберегательного дела. Количественное значение показателя дает возможность оценить инфраструктуру банковского сектора в регионе, сравнить ее уровень развития с соседними регионами и в целом по стране», – пояснили составители рэнкинга.

Консолидация четырех банков может сконцентрировать в их руках 48,2% (или 1053) всех филиалов и отделений БВУ РК. Из них 34,3% (748) филиальной сети Казахстана отойдет объединенным Народному и Казкоммерцбанку». Оставшиеся 14% (305) заберет себе альянс «Цеснабанка» и «Банка ЦентрКредит».

Филиальная сеть «большого» «Цеснабанка» станет второй по величине в Казахстане и, как уже отмечалось выше экспертами, вряд ли будет оптимизироваться в рамках объединения. Тогда как сеть отделений «большого» Народного банка формально может подвергнуться чистке. Но насколько, не рискует прогнозировать пока никто.  

«Несмотря на то, что на Алматы приходится максимальное количество филиалов и отделений БВУ, в настоящее время существует тенденция к их уменьшению и консолидации сектора в целом. Эта тенденция в настоящий момент наблюдается во всем мире», – подчеркивают в РФЦА.

На данный момент сложно прогнозировать, какими целями будет руководствоваться менеджмент Народного банка в части рационализации своей филиальной сетки. Однако после поглощения «Казкоммерцбанка» в целом ряде регионов мегабанк будет иметь долю в их общем числе ≥40%.

Опыт присоединения БТА к «Казкоммерцбанку» говорит о том, что число филиалов и отделений в результате незначительно выросла, до 333 по состоянию на май 2015 года. Однако к началу 2017 года их количество сократилось на 26,7% (на 89 отделений), до 244.

Под вопросом стоит также вопрос интеграции банкоматов. На сегодня, по данным самих игроков, они располагают 5612 аппаратами. Из них на «Казкоммерцбанк» и Народный банк приходится 2282 и 2368 банкоматов соответственно. «Банк ЦентрКредит» владеет еще 614; «Цеснабанк» – 348.

Опыт прошлых крупных слияний показывает, что оптимизация в меньшей степени затрагивает банкоматную инфраструктуру. Слияние БТА и «Казкоммерцбанка» привело к снижению их количества на 5,7% (51 аппарат), до 2208 машин.

Сара Бухина

Казахстанские банки не спешат отказываться от филиальных сетей

Одни игроки сокращают число отделений, другие наращивают присутствие.

28 Сентябрь 2020 15:53 752

Пандемия должна была ускорить переход клиентов банков в онлайн-обслуживание. Сами игроки на фоне закрытых отделений усилили свои удаленные сервисы для бесперебойного обслуживания. Однако, судя по всему, банкиры пока не спешат массово сокращать отделения.

По данным агентства по регулированию и развитию финансового рынка, за восемь месяцев этого года динамика сокращения филиальной сети была ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. С начала 2020 года число филиалов и дополнительных помещений финансовых институтов снизилось на 11 отделений, в то время как за аналогичный период 2019 года их количество сократилось на 45.

Наибольшее сокращение филиалов отмечалось в карантинные месяцы – апреле и июле (снижение на 10 и 14 отделений соответственно). С февраля по март 2020 года, наоборот, отмечался рост отделений, их число увеличилось на 18.

Произошли и изменения локаций банковских офисов, в частности, с начала года в Алматы число отделений снизилось на семь офисов – до 329, в Нур-Султане – минус четыре отделения – до 180, в Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях – по три (на начало сентября 175 и 95 соответственно). Одновременно расширение филиальной сети произошло в Туркестанской области на четыре – до 58, в Шымкенте – на три – до 86, в Кызылординской – на три – до 55 отделений.

Банкиры отмечают, что пандемия существенно подстегнула переход клиентов из офлайна в онлайн. И эта тенденция продолжится. Именно поэтому некоторые игроки оптимизируют свои филиальные сети. Число отделений Jýsan Bank с начала года снизилось на 15, у Kaspi Bank – на 11, у Народного банка – на пять.

Пока одни игроки постепенно оптимизируют филиальные сети, другие наращивают свое присутствие в регионах. Лидером по расширению сети с начала года стал ДБ АО «Сбербанк России», финансовый институт открыл 13 офисов. Банк «ЦентрКредит» увеличил филиальную сеть на семь отделений, сеть Жилстройсбербанка пополнились двумя новыми отделениями с начала года.

Очевидно, что динамика снижения филиальной сети ускорится после лишения лицензии Tengri Bank, который на начало сентября имел 15 филиалов и дополнительных помещений по Казахстану.

В целом пока банкиры не готовы массово отказываться от физического присутствия, параллельно наращивая свои банкоматные сети, и усиливать интернет-обслуживание.

Жанторе Касым


Подпишитесь на наш канал Telegram!

С начала года число платежных карт в Казахстане выросло на 10,7 млн штук

По итогам августа их количество составило 42,7 млн штук.  

27 Сентябрь 2020 15:40 1285

Темпы роста платежных карт за восемь месяцев этого года превысили прошлогодние. За восемь месяцев 2020 года число карт в обращении выросло на 10,7 млн штук и составило по итогам августа 42,7 млн штук. Для сравнения, за весь 2019 год их число выросло на 8,7 млн штук.

По мнению экспертов, резкий рост количества платежных карт в обращении и используемых карт может быть обусловлен массовым выпуском платежных карт для получения социальных выплат в период карантина и режима ЧП. Карточный бум поддержали и сами банки, предлагая своим клиентам разные по наполнению и бонусам карты.

Количество использованных карт с начала года увеличилось на 6,2 млн карт и составило 24,4 млн штук.

В этом году, как и раньше, самыми популярными остаются дебетные карты. За восемь месяцев 2020 года их число в обращении выросло на 7,6 млн карт и составило 33 млн карт. Количество кредиток увеличилось на 2,9 млн штук и превысило 8,2 млн штук. Число дебетных карт с кредитным лимитом и предоплаченных платежных карт выросло на 21%, или на 263 тыс. – до 1,5 млн карт.

Наибольший прирост по количеству «пластика» отмечался в Алматы, где число карт выросло на 54,9%, или на 3,9 млн штук, в Туркестанской области и Шымкенте количество платежных карт увеличилось на 1 млн карт, до 4,5 млн, и в столице – на 792 тыс., до 4139 штук.

Одновременно с ростом количества платежных карт растет и объем безналичных операций по ним, в августе их объем составил 3,370 трлн тенге, что на 13% больше, чем в июле. Всего с начала года объем безналичных операций составил 19,1 трлн тенге, а операции с наличными составили 10,3 трлн тенге.

Жанторе Касым

Подпишитесь на наш канал Telegram!