/img/tv1.svg
RU KZ
Банкам разрешат быть больше брокерами

Банкам разрешат быть больше брокерами

В АРРФР рассказали об изменениях на фондовом рынке – вступивших в силу и предстоящих.

20:54 09 Октябрь 2020 2380

Банкам разрешат быть больше брокерами

Автор:

Елена Тумашова

9 октября вступает в силу постановление Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. Документ вносит изменения и дополнения в 16 нормативных правовых актов. «Это сделано для продолжения масштабной либерализации действующего регулирования, расширения возможностей предоставлять населению брокерские услуги дистанционным способом, для дальнейшей цифровизации рынка и усиления защиты прав инвесторов», – пояснила заместитель председателя АРРФР Мария Хаджиева.

Над поправками работали в течение девяти месяцев, их согласовывали с участниками рынка. Те, что вошли в постановление, – это в том числе предложения профучастников.

Не только ЭЦП, но и биометрия

Одно из изменений касается возможности клиентов заключать брокерские договора, содержащие типовые условия, электронным способом. В течение последних пяти лет это можно было делать с помощью ЭЦП, теперь же появляется возможность использовать для этого биометрическую и динамическую идентификацию (смс-код).

Брокеры смогут реализовать эти решения через собственные приложения, для этого они должны будут провести сверку данных физиологических и биологических особенностей с Казахстанским центром межбанковских расчетов (КЦМР). Поскольку будет сделана интеграция с базами данных КЦМР и Государственного кредитного бюро, брокеры смогут заключать договора и актуализировать данные о клиентах без их обращения к брокерам и без физического присутствия.

Напомним, что сервис по удаленной биометрической идентификации разработан Нацбанком совместно с участниками финансового рынка. В пилотном режиме его запустили в апреле этого года, с 1 октября система находится в промышленной эксплуатации.

В маржинальных сделках будет меньше регулятора

Существенно упрощается порядок заключения маржинальных сделок, сделок на международном рынке и порядок открытия лицевых счетов для иностранных инвесторов.

«Самая большая новация – возможность расчета уровня маржи в рамках внутренних документов самого брокера. Это позволяет ему самостоятельно устанавливать ограничительный уровень «маржи» в отношении клиентов. Что исключит излишнюю регуляторную нагрузку и позволит, как мы думаем, активизировать регулярную маржинальную торговлю», – отметила Мария Хаджиева.

В дополнение к этому были исключены требования к доверенности при проведении операций «margin call». «Это само по себе будет предполагать ускорение операции и минимизацию процедур, связанных с проведением этой сделки. Такое условие теперь будет оговариваться в первоначальном клиентском заказе на заключение маржинальной сделки. То есть клиент должен быть проинформирован о том, что его средства будут использованы в рамках маржинальной сделки», – пояснила спикер.

Помимо этого, в связи с запуском центрального контрагента исключены требования к ежедневному расчету брокерами параметров рисков по сделкам. «Это, с нашей точки зрения, является либерализацией текущих процедур, ускоряет процедуры проведения операций. Параметры будут определяться и рассчитываться централизованно самим центральным контрагентом, что в значительной степени упрощает и удешевляет процессы совершения операций», – отметила зампред финансового ведомства.

Для иностранных инвесторов при открытии лицевых счетов исключены требования по нотариальному засвидетельствованию карточек с образцами подписей. Это сильно сократит расходы иностранных инвесторов и время для открытия лицевого счета.

Междепозитарный мост достроен

Завершен процесс интеграции внутреннего фондового рынка и биржи МФЦА – сформирован междепозитарный мост.

«Он предполагает, что центральный депозитарий Казахстана имеет лицевой счет в системе учета центрального депозитария МФЦА, этот счет был открыт полтора года назад. На основании принятого постановления центральный депозитарий откроет счет центральному депозитарию биржи AIX. За счет этого сократятся расходы участников и время на перевод ценных бумаг из одной системы в другую систему номинального держания. То есть бумага может быть переведена из системы учета AIX в систему центрального депозитария и наоборот», – пояснила Мария Хаджиева.

Одновременно с этим расширены каналы взаимодействия с иностранными профессиональными организациями. В список иностранных организаций, в которых профессиональные участники теперь могут хранить активы своих клиентов и свои собственные активы, включены центральные депозитарии стран, являющихся подписантами меморандума IOSCO. Кроме того, разрешается допуск иностранных клиринговых организаций в качестве членов Казахстанской фондовой биржи. Как пояснила спикер, это интересно прежде всего тем клиринговым организациям, которые выполняют на своих рынках роль центрального контрагента.

Депозитные сертификаты – на вторичный рынок

Центральному депозитарию предоставляется возможность ведения учета и подтверждения прав на банковские депозитные сертификаты. «Ожидается, что это позволит оптимизировать расходы банков-эмитентов на выпуск и учет банковских депозитных сертификатов. В целом это достаточно большая новация для казахстанского фондового и банковского рынка, потому что такого рода учет предполагает возникновение, наконец-то, вторичного рынка банковских депозитных сертификатов», – поясняет зампред регулятора.

Только через корпоративную связь

Брокеры отныне обязаны взаимодействовать с клиентами и контрагентами только через корпоративные средства связи.

Эта мера в первую очередь предусмотрена для защиты прав клиентов. Все переговоры должны записываться и храниться в течение минимум пяти лет. Это повысит качество обслуживания и позволит более эффективно реагировать на жалобы инвесторов. Аналогичные требования адаптированы во многих странах мира, включая США и страны Евросоюза.

Что позволят банкам как брокерам

Кроме того, агентство разработало два законопроекта, касающихся развития фондового рынка. Поправки позволят превратить фондовый рынок в дополнительный источник кредитования экономики.

Первый пакет инициатив вошел в законопроект министерства нацэкономики по вопросам восстановления экономического роста, в ближайшее время он должен быть внесен в парламент. Инициативы из этого пакета условно можно разделить на три блока.

«Первый блок включает расширение возможностей институциональных участников на фондовом рынке. Банки, управляющие компании получат больше возможностей в сфере привлечения институциональных и розничных клиентов на фондовый рынок. В частности, большой новацией является то, что банкам предоставляется право оказывать своим клиентам услуги по осуществлению операций на фондовом рынке без ограничений в рамках брокерско-дилерской деятельности. То есть банки получают право расширить брокерскую деятельность, привлекать своих клиентов на фондовый рынок и оказывать им практически полный спектр брокерских услуг», – говорит Мария Хаджиева.

Что это предполагает, рассказал директор департамента рынка ценных бумаг АРРФР Едиль Медеу. «Сегодня банки, имеющие брокерскую лицензию, вправе проводить для своих клиентов брокерские операции с ограниченным перечнем ценных бумаг – ГЦБ Казахстана и иностранных государств, которые имеют минимальный рейтинг, производными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Теперь же предлагается банкам, имеющим брокерскую лицензию, разрешить осуществлять брокерские операции и приобретать для своих клиентов любые виды ценных бумаг и финансовых инструментов. Банки смогут расширить линейку финансовых инструментов, которые они предлагают своим клиентам, то есть они не будут ограничиваться традиционными банковскими продуктами и депозитами», – пояснил спикер.

Он добавил, что банки будут самостоятельно принимать приказы клиентов на покупку и продажу финансовых инструментов, а также самостоятельно осуществлять учет этих ценных бумаг в качестве номинального держателя.

«Эта инициатива существенно повысит конкуренцию на рынке ценных бумаг и привлечет на фондовый рынок дополнительных инвесторов», – отметил Едиль Медеу.

Пенсионное и коллективное

В отношении пенсионных накоплений: вкладчикам ЕНПФ предоставляется право переводить свои накопления в частные управляющие компании. «Это сделано в рамках инициатив по возможности использования пенсионных активов на жилье, лечение, а также для управления», – уточнила Мария Хаджиева.

Поправки вносятся и по коллективным формам инвестиций. «Принимаются меры по повышению доступности схем коллективного инвестирования. Предлагается в значительной степени расширить перечень финансовых инструментов, в которые могут быть вложены деньги инвестиционных фондов. Дополнительно предполагается возможность торговли паями закрытых инвестиционных фондов на Казахстанской фондовой бирже», – пояснила она.

Что привлечет розницу

Второй блок поправок в разработанном законопроекте касается непосредственно выпуска ценных бумаг.

«Субъектам рынка ценных бумаг даются дополнительные возможности выпускать финансовые инструменты – облигации, предназначенные для частного размещения, инвестиционные облигации, клиринговые сертификаты участия. Это даст импульс развитию фондового рынка, заинтересует потенциальных потребителей в участии на фондовом рынке и привлечет розницу», – комментирует Мария Хаджиева.

Значительно упрощается порядок регистрации выпусков эмитентами ценных бумаг, изменяются процедуры совершения сделок на фондовом рынке. В частности, в законодательстве появляется такое понятие, как «объединенный счет».

Схема регистрации выпуска ценных бумаг будет полностью цифровизирована. Эмитенты все еще представляют документы на бумажном носителе, вынуждены брать свидетельства при изменении проспектов выпуска. Изменения в законодательство предполагают, что эмитенты будут заполнять проспекты выпуска в электронном виде на сайте и, соответственно, все дальнейшие процедуры также будут проходить в электронном виде.

Третий блок поправок касается механизма удаленной идентификации клиента. Это будет способствовать в первую очередь расширению круга розничных инвесторов и упрощению их выхода на фондовый рынок.

Ликвидационный неттинг и другое

Второй законопроект, разрабатываемый в этом году, – по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг. Концепция утверждена межведомственной комиссией по законопроектной деятельности в августе этого года.

Предполагается продолжить дальнейшее углубление процессов цифровизации на фондовом рынке, в отношении разрешительных процедур, усилить меры защиты инвесторов на фондовом рынке.

Также предлагается создать правовую среду для хеджирования рисков казахстанских компаний через производные финансовые инструменты, в частности ввести механизм ликвидационного неттинга. «Это большая новация для казахстанского рынка. Она предполагает не только изменение законодательства по фондовому рынку, но и реформирование гражданского законодательства РК», – заключает Мария Хаджиева.

Елена Тумашова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Кредитный портфель БВУ РК вырос в августе на 2,2%

23 Сентябрь 2020 07:35 4354

Качество ссудного портфеля незначительно улучшилось, о чем говорит снижение доли неработающих займов за месяц с 9% до 8,7%. 

Ссудный портфель казахстанских банков в августе вырос на 2,2%, или 323,3 млрд, до 15,2 трлн тенге. С начала года объем портфеля кредитов банков второго уровня (БВУ) вырос на 3%, а его доля в совокупных активах банковского сектора составила 51,4% против 55% на конец прошлого года, говорится в традиционном отраслевом обзоре Halyk Finance.

Наибольшую кредитную активность по итогам прошедшего месяца показали Halyk Bank и ЖССБ, нарастившие свои ссудные портфели на 6,4% (или на 283,9 млрд тенге) и 6% (+67,7 млрд тенге). Качество кредитного портфеля БВУ РК на этом фоне в целом улучшилось, о чем говорит снижение доли неработающих кредитов с просрочкой свыше 90 дней с 9% до 8,7% по итогам августа.

В номинальном выражении объем таких кредитов с начала года вырос на 10%, уточняют в инвестбанке, однако за счет общего роста кредитного портфеля их доля снижается. Среди банков наибольшая доля неработающих кредитов сосредоточена в Jysan Bank (44,7%), Азия Кредит (50,8%), Tengri (59,9%) и Capital Bank (90,4%).

Объем сформированных провизий по проблемным займам с просрочкой свыше 90 дней на конец августа составил 147,2%. При этом менее 100% покрытия наблюдается у Банка Пакистана (20,6%), Capital Bank (28,5%), Tengri (38,4%), Азия Кредит (46,1%) и Kassa Nova (95,6%).

Совокупные активы казахстанских банков в августе выросли на 1,5%, составив 29,6 трлн тенге (с начала года рост показателя составил 10,4%). Депозитная база расширилась на 0,8% к июлю, до 20,1 трлн тенге, однако темпы прироста оказались слабее (в июле прирост составил +3,1% м/м). Доля ликвидных активов банков по итогам августа составила 46,6% от всех активов, или 13,8 трлн тенге.  Собственный капитал банков за месяц также показал рост на 1,7%.

Объем вкладов населения в банках достиг 10,2 трлн тенге, что на 0,3% больше, чем в июле, и на 9,2% превышает показатели на начало текущего года. Основной объем сбережений физлиц сконцентрирован в Halyk Bank (33,4% от всех розничных вкладов в банках), Kaspi (18,2%), ЖССБ (9%) и Сбербанке (8,3%). Другими словами, свыше 68% своих средств население хранит в данных финансовых институтах.

Корпоративные вклады за месяц также выросли на 1,3% в месячном выражении, до 9,9 трлн тенге (рост с начала года +14,1%). Основной объем данных средств приходится на пять участников банковской системы: Halyk Bank (34,1%), Сбербанк (10,1%), Forte Bank (8,5%), Ситибанк (8,2%) и АТФ Банк (5,5%). Совокупно свыше 66% депозитов юрлиц сконцентрировано в данных банках.

В августе банки Казахстана совокупно заработали 62,1 млрд тенге, что на 18,7% меньше июльского показателя и на 29% ниже аналогичного показателя прошлого года. Тем не менее объем накопленной с начала года чистой прибыли составил 512,1 млрд тенге, что на 40,3% больше показателя годичной давности.

Среди игроков наибольшие доходы по итогам августа были сформированы у Halyk Bank (20,9 млрд тенге) и Kaspi (15,1 млрд тенге). С начала года прибыль данных банков составила 189,1 млрд тенге (36,9% от общей прибыли по БВУ) и 146,1 млрд тенге (28,5%) соответственно. Нурбанк, Tengri Bank, Capital Bank и AsiaCredit Bank завершили август в убытке.

Султан Биманов

Переходите в Телеграм-канал, где мы сегодня опрашиваем читателей сколько составляет их размер кредита.

Консервативная часть общества приобщается к банковской сфере через цифровизацию

22 Сентябрь 2020 10:50 2730

Один из очевидных трендов нынешнего кризиса, вызванного пандемией коронавируса, – это усиление цифровизации.   

Диджитал-трансформация казахстанского финансового сектора была одной из передовых и до этих событий. Но большее ускорение она получила в последнее время. О росте цифровой активности в банковском секторе рассказал первый заместитель председателя  Halyk Bank Антон Мусин.

Антон Германович, на Ваш взгляд, как изменились за время пандемии цифровизированные процессы внутри банковской системы? 

Наверное, в первую очередь надо отметить, что поменялось поведение клиентов. Большинство привыкли пользоваться физическими каналами банка, но в связи с коронакризисом они стали менее доступны, и клиент был вынужден больше использовать цифровые каналы. Если говорить языком цифр, то от трети до 50% выросла нагрузка на наши цифровые каналы, как раз в пиковое время карантина.

Система выдержала эту нагрузку?

Технологически мы прошли это испытание, проблем не было.  Думаю, в какой-то степени это стало возможно благодаря тому, что мы заранее, в рамках нашего стратегического плана по цифровизации, начали организацию определенных сервисов, в частности цифрового онбординга (оnboarding – процесс адаптации в интерфейсе и функциях предлагаемого продукта. – Авт.). Это достаточно уникальный сервис на рынке, когда вы, не приходя в отделение, удаленно, через мобильное приложение можете стать клиентом банка: открыть счет, взять кредит, выпустить карту и т. д. И этот сервис мы начали планировать год назад, и  прямо перед началом карантина он был реализован. Нам это очень помогло в обслуживании клиентов. Особенно в  реализации программы «42500» по поддержке населения, где мы были одним из ключевых банков.

После выхода из карантина приостановилась или продолжилась эта активность населения в плане цифровых технологий? Не вернулись ли все традиционно в банк?

Клиент меняет свою привычку и начинает больше пользоваться цифровым каналом. Кроме того,  для безопасности нашего клиента и для развития качества сервиса мы сами пытаемся активно промоутить наши цифровые каналы, мобильный банк. В результате  наш клиент более активен в использовании цифровых каналов.

Достаточно избитая проблема всех банков – их переполненность. Сейчас, как я понимаю, нагрузка на очные встречи с банковскими работниками снижается?

Да, разгрузка по отделениям чувствуется. Еще раз подчеркну, наша задача – разгрузить  отделения, чтобы ускорить процесс обслуживания наших клиентов. И в этом помогают наши цифровые каналы.

Вы анализировали поведение населения, пользующегося услугами банка, до и после карантина?

Хороший вопрос. Кризис, который мы наблюдаем сегодня, он не из области финансовых, которые можно было наблюдать прежде.  Он вызван другими  причинами. Поэтому банки чувствуют себя неплохо. И отношение клиентов к банкам, что важно, не поменялось. Уровень доверия сохранился, в отличие от финансовых кризисов.  И это главное отличие.

Если говорить о консервативной части общества, тех же пенсионерах, наверное, сложно перевести их на полную цифровизацию. И, тем не менее, над этим работаете?

Мы действительно обслуживаем разные сегменты населения, если говорить про розничный бизнес. У нас много клиентов среди пожилых людей, и работа в этом направлении ведется. Нам важно, чтобы они начали привыкать к использованию цифровых каналов, эта работа ведется через физический канал.  Приходит такой клиент в отделение, и наш персонал  объясняет, что можно сделать, пользуясь платежным терминалом,  онлайн-банком.  У нашего персонала есть показатель эффективности, который мотивирует их к оказанию помощи таким клиентам в большем использовании цифровых каналов как основных. Понятно, что это не просто и привычка, которая вырабатывалась десятками лет, и желание физически пообщаться с человеком, оно у некоторых категорий граждан очень сильное.  Особенно после локдауна. Тем не менее мы работаем над тем, как приобщить наших клиентов к цифровым продуктам и каналам.

Если обратиться к статистике, кто больше пользуется онлайн-услугами? Думаю, это население  до 30 лет.

Да, это наиболее активная часть населения, пользователей различных онлайн-услуг, это до 30-40 лет. Тем не менее мне кажется неизбежным приобщение  значительной части общества к цифровым каналам, прежде всего в плане удобства.  Думаю, еще пять-семь лет, и все будут пользоваться именно таким видом обслуживания.

Вот тут интересно, если значительная часть клиентов перейдет в онлайн, как-то IT-стратегия банка поменяется? Или нынешних ресурсов достаточно для привлечения все большего числа казахстанцев в этот формат отношений?

Говоря про стратегию в целом и стратегию цифровизации, мы придерживаемся концепции, так называемой фиджитал. Интегрирования. Мы понимаем, что полностью уйти от физической сети не получится, и не нужно. Возможно, мы смотрим сейчас несколько по-другому на физическую сеть, считаем, что ее надо использовать, в первую очередь для того, чтобы консультировать клиентов, продавать сложные продукты. И в меньшей степени обслуживать по базовому набору операций. В этом нет необходимости. В этом смысле мы хотим разгрузить нашу сеть и трансформировать ее в сеть отделений, которые позволят помогать нашим клиентам со сложными продуктами, возможно, не банковскими. Мы в этой стратегии не уникальны. Это общемировая практика, когда развитие цифры  не должно нас останавливать от развития физической системы.

В этой связи какие-то новые сегменты рынка банки для себя сегодня открывают? В каком направлении движутся?

Основной тренд, куда движутся банки и мы в том числе, это развитие экосистемных проектов, и на рынке Казахстана много таких примеров. Это развитие и продажа зачастую не банковских сервисов и не банковских продуктов. Или интегрирование  банковских сервисов, как, например, платежи, переводы и кредитование в цепочке создания стоимости, не связанные напрямую с банковской деятельностью. Скажем, вы покупаете тур, и при этом банк интегрирует бесшовно в экосистему  данного приобретения собственные сервисы по страховке, оплате этого тура, использование какого-то кредитного плеча, если это необходимо. Банк в этой ситуации становится  невидимым  источником финансовых сервисов  в нефинансовой цепочке создания стоимости. Это основной тренд сейчас стратегический, т. е. попытка банков уйти  в такие экосистемные задачи. Казахстан в этом смысле, на мой взгляд, продвинутая страна. Здесь банкинг очень конкурентный и развитый. Таких проектов много, и мы сами в них участвуем.

Мы говорим сегодня об инновациях, интернет-банкинге, что тоже является прорывным продуктом, но при этом что ждет привычные для нас сегодня банковские отделения? Через десять лет можно будет прийти в банк и оформить что-то?

Если говорить о долгосрочном прогнозе, то наблюдается несколько трендов. Например,  сегодня вы абсолютно бесплатно делаете платежи-переводы. Еще пять лет назад за эту услугу платили. Таким образом, вы перестаете платить за классические банковские услуги, но оплачиваете какие-то иные, более сложные. Это все-таки коммерческая структура. Второй тренд – это влияние технологических  компаний на банковский сектор. Пока оно малозаметно, но мы будем видеть все большее влияние крупных технологических компаний и их попытки какую-то часть банковского бизнеса, особенно платежную, захватить. Третий тренд, и мы уже о нем говорили, – это полнейшая цифровизация, когда в меньшей степени необходимо физическое отделение. К чему это приведет? Мой прогноз, что банки таковыми и останутся, технологические компании ими же, но при этом произойдет большая интеграция одних сервисов в другие.  Много примеров, когда банки входят в классические  технологические проекты. Банки будут терять свой классический бизнес, на котором зарабатывали прежде, например платежный, но найдут новые способы прибыли. Физическая сеть отделений сохранится, она  будет больше использоваться как инструмент  самообслуживания. Произойдет трансформация  сети банкоматов и терминалов  в некий универсальный аппарат по взаимодействию с клиентами, так как кеш все равно будет необходим. Кончено, в ближайшие 10-15 лет доля наличных сильно упадет. И это важно понимать. Этот тренд просматривается через статистику Национального банка.

Консерваторам пока переживать не за что, как и тем, кто любит пообщаться в банковских очередях.

Я думаю, что с очередями вопрос решится. Здесь, скорее, консерваторам нечего опасаться, у них сохранится возможность прийти в банк и пообщаться с консультантами. Такая возможность у них будет.

Вы говорите о том, что кеш постепенно уходит с повседневного рынка. Но я так понимаю, что это скорее тенденция больших городов? Или и в провинции это можно наблюдать?

У меня нет последней статистики, но могу сказать, что значительная часть населения, которая реализует набор транзакционных действий, до 40 процентов, находится в двух городах  – Алматы и Нур-Султане. Думаю, что этот тренд – концентрация наибольшего взаимодействия с транзакционными инструментами в обеих столицах – сохранится, но население и других городов будет переходить на безналичную оплату. Это уже видно сегодня. Думаю, до 70 процентов граждан пользуются  переводами, они бесплатные, обслуживание карты практически ничего не стоит, и это очень удобно. Если говорить про наш банк, то мы реализовали проект, который находится в промышленной эксплуатации, когда вы можете на мобильный телефон установить специальное приложение и де-факто принимать оплату с телефона на телефон просто через их соприкосновение. Вам не нужны терминал, договор и даже в отделение за этим приходить. Все можно делать удаленно. Если вы предприниматель, можете поставить кассовый аппарат в телефоне и принимать платежи, находясь где угодно.

Хотелось узнать  о цифровизации в бизнес-кредитовании. Планируется ли такая удаленная функция?

Это уже реализованный проект. Вы можете удаленно стать клиентом, будучи предпринимателем и имея соответствующий статус. Также удаленно  можете получить онлайн-кредит. Мы уже выдаем их десятками штук в неделю без визита в банк, просто работая с мобильным телефоном или компьютером. В течение нескольких часов вы получаете кредит.

И когда это стало возможным?

Этот  продукт мы недавно запустили. Он работает пока только для клиентов банка, без охвата широкой аудитории страны. Думаю, эта программа будет развернута на всех граждан.

Руслан Идрисов

Подпишитесь на наш канал Telegram!