Базовая ставка: действия Нацбанка остаются сюрпризом для рынка

5839

Какое решение примет регулятор по основному инструменту денежно-кредитной политики?

Базовая ставка: действия Нацбанка остаются сюрпризом для рынка Фото: Серикжан Ковланбаев

Пока рынок ожидает очередного решения Нацбанка по базовой ставке (оно, согласно графику, должно быть оглашено 15 июля), эксперты поделились с inbusiness.kz мнением о том, есть ли сейчас основания изменять уровень в ту или другую сторону.

В предыдущий раз – в июне этого года – регулятор сохранил базовую ставку на уровне 9,0%, тогда как в апреле снизил на 0,25%, с 9,25% до 9,00% (и это решение, как говорят участники рынка, не всеми было понято).

Теперь же НБК предстоит решить задачу – как найти баланс между экономической реальностью, "намекающей" на возможность повышения уровня базовой ставки, и политической конъюнктурой, которая "подсказывает" обратное действие.

Баланс рисков смещается в сторону повышения

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев не ожидает изменения базовой ставки на заседании технического комитета по денежно-кредитной политике 15 июля.

"Годовая инфляция по итогам мая составляет 5,3%, что находится около середины целевого коридора в 4-6%. В текущих условиях Нацбанк не может снижать базовую ставку, так как годовая инфляция постепенно ускоряется, а повышать ставку тоже еще рано, поскольку инфляция находится в допустимом коридоре", – поясняет эксперт.

Однако, по его мнению, в связи с ускорением инфляции баланс рисков смещается в сторону повышения базовой ставки, и инфляция с учетом сохранения базовой ставки продолжит свое ускорение.

"В результате, возможно, мы увидим повышение базовой ставки уже в сентябре, но нужно наблюдать, как будет вести себя инфляция в июле и августе", – говорит собеседник.

На его взгляд, к осени годовая инфляция приблизится к верхней границе целевого коридора 4-6%, что повлечет за собой повышение базовой ставки до 9,25% осенью и до 9,50% к концу года (если инфляция не замедлится после первого повышения).

"В текущих условиях базовая ставка будет оставаться основным инструментом воздействия на инфляцию. Также отмечу, что, на мой взгляд, тенге недооценен как к доллару, так и к рублю. Если Нацбанк позволит тенге укрепиться к рублю, это также окажет сдерживающее влияние на инфляцию, так как более трети нашего импорта приходится на Россию, а ослабление тенге к рублю приводит к удорожанию этого импорта и далее – к росту цен", – заключает Мурат Кастаев.

Сохранит ли Нацбанк нейтралитет?

Финансовый аналитик FXPrimus Арман Бейсембаев поддерживает точку зрения о том, что базовую ставку сохранят на текущем уровне.

Однако обращает внимание на политическую составляющую: этот аспект играет очень важную роль в последнее время.

"15 апреля этого года Нацбанк снизил базовую ставку до 9,00%, хотя в экспертном сообществе сложилось неоднозначное мнение относительно такого решения. Реальных оснований для снижения не было, но политическая конъюнктура сыграла далеко не последнюю роль в этом плане", – поясняет свою мысль аналитик.

На его взгляд, учитывая относительно благоприятную и спокойную внешнюю и внутреннюю обстановку, нет оснований ни для снижения, ни для повышения.

"С другой стороны, по анализу многих экономистов инфляция до конца года может оказаться либо в районе обозначенного регулятором верхнего таргета в 4-6%, либо даже выше него, а значит, существует и потенциал для поднятия ставки. В то же время политическая конъюнктура диктует установку на ее дальнейшее снижение. Сложно сказать, насколько регулятор сможет сохранить нейтралитет и принять решение, исходя из собственных установок, но в текущем положении наилучшим решением будет оставить ставку на прежнем уровне", – считает Арман Бейсембаев.

Отвечая на вопрос, будет ли в дальнейшем Нацбанк использовать базовую ставку как основной инструмент воздействия на инфляцию либо задействует другие механизмы, эксперт отмечает, что базовая ставка – это основной инструмент воздействия, и уровень базовой ставки затем отражается на реальной экономике, поскольку этот инструмент определяет стоимость денег в реальной экономике.

Исходя из уровня базовой ставки, регулятор оказывает воздействие на валютный курс, который, как говорит аналитик, "в реалиях нашей экономики играет очень большую роль".

Также он отмечает, что одним из инструментов воздействия на инфляцию является денежная масса, которую регулятор может контролировать и эмитировать деньги или изымать их из оборота в зависимости от ситуации.

Валютный канал как дополнительный козырь

Эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Дмитрий Сочин приводит статистику за июнь: инфляция начала ускоряться и достигла уровня 5,4% при верхнем диапазоне целевого уровня в 6%. Основным драйвером инфляции в июне послужил рост цен на продовольственные товары, он составил 8,2% за год (по данным Комитета на статистике МНЭ РК).

"Спекулятивное ослабление в преддверии прошедших президентских выборов также не лучшим образом сказалось на инфляционных ожиданиях. В таких условиях логично ждать, что снижения базовой ставки не будет, но НБК недостаточно активно коммуницирует с финансовым рынком и субъектами экономики, поэтому любое действие регулятора пока для рынка сюрприз, и определить с достаточной точностью его будущие действия довольно сложно. Будем надеяться, что вербальный канал денежно-кредитной политики не просто так прописан в соответствующих документах и будет все-таки активно развиваться", – высказывает мнение эксперт.

По его словам, мировая практика показывает, что именно вербальные каналы оказывают не меньшее воздействие на ожидания по инфляции и на рынки в целом, чем сухие цифры процентных ставок.

"Несомненно, абсолютные значения процентных ставок важны, но они стоят в тени слов представителей монетарных властей", – отмечает спикер.

Говоря о дальнейшем использовании базовой ставки как основного инструмента воздействия на инфляцию, Дмитрий Сочин отмечает, что на данный момент дополнительный козырь в руках НБК – это валютный канал, и им вполне можно воспользоваться в целях снижения инфляционных ожиданий.

"Конечно, его применение будет немного противоречить режиму свободного плавания курса, но операция может быть достаточно деликатной, так как тенге выглядит необоснованно слабым к валютам основных торговых партнеров и его плавное укрепление не должно нанести вреда", – считает эксперт.

По его мнению, в паре с ужесточением условий потребительского кредитования валютный канал должен оказать "неплохой среднесрочный эффект как на инфляционные ожидания, так и на фактическую инфляцию".

Отметим, что в пределах 9,00%-9,25% базовая ставка удерживается с апреля 2018 года. До этого она постепенно снижалась: с 17,00% в феврале 2016 года до 9,5% в марте 2018-го. Еще раньше, в октябре 2015-го, ее значение было установлено на отметке 16,00%, в сентябре 2015 года – на отметке 12,00%.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться