"Беда туризма не в маленьком финансировании, а в неправильном подходе"

Алина Альбекова Алина Альбекова
10265

Арыстанбек Мухамедиулы рассказал о развитии казахстанского туристического рынка.

"Беда туризма не в маленьком финансировании, а в неправильном подходе" Фото: МКС РК

Куда поведет казахстанский туррынок министр, и как намерен решать накопившиеся в этой сфере проблемы, с этими и многими другими вопросами abctv.kz направился к Арыстанбеку Мухамедиулы. Несмотря на то, что эта сфера для него новая, передана была только в начале этого года, он сразу же уверил: о проблемах знает, и решать их намерен. А начать планирует с самого главного – новой концепции развития туризма. С новыми взглядами и новыми подходами.

Концепция – всему голова!
– К сожалению, новая концепция целых два года проходила согласование в различных структурах, и в итоге морально устарела. В том виде, в котором она пришла к нам, смело могу сказать, что такая концепция работать не будет. А зачем принимать документ, который ничего не дает для развития отрасли, в данном случае туризма? Мы должны кардинально в ней все поменять, точечно прописать, к чему идем и каких результатов хотим добиться. 

Все осознают, что туризм нужен, но мало что делают для его развития. У нас такая психология: раз то министерство отвечает, значит, это только их дело. Неправильно это. Мы все должны быть заинтересованы: Министерство финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, погранслужба, МВД, акиматы и другие госорганы. Как известно, туризм имеет мультипликативный эффект, именно поэтому в разработке концепции должны принимать участие все, кто имеет отношение к туриндустрии.

– О каких конкретных изменениях в существующей концепции идет речь?

– Мы должны четко определить для себя, что мы хотим, и при этом не просто общими фразами вроде "развитие инфраструктуры, сервиса и так далее". Нужно предметно и пошагово расписать все наши действия. К примеру, я сторонник развития игорного бизнеса. Я считаю, что спортивные мероприятия, как и культурные программы, должны иметь привязку к индустрии развлечения, как этот бизнес развивается, к примеру, в Монако или Лас-Вегасе. Есть определенная категория людей, которые специально приезжают туда посмотреть бой или какое-то шоу, потом идут в хороший ресторан, а после этого в казино, это тоже своего рода культура отдыха.

Кроме этого, глава государства, говоря о необходимости повышения транзитного потенциала страны, особое внимание уделяет созданию авиационного хаба. А наше географическое расположение очень даже подходит для этого, так как мы находимся между двумя континентами. Посмотрите, в Лондоне, Дубае – это не аэропорты, а целые города. Мы тоже должны к этому стремиться.

Мы вновь прописываем в новой концепции такие виды туризма, как экологический и охотничий. Нам необходимо, наконец-то, привить культуру путешествия с ответственностью перед природой. Если говорить об охотничьем туризме, только тот, кто будет видеть в этом выгоду, будет грамотно этим заниматься. Если вы оказываете услуги, зарабатываете на этом деньги и заинтересованы в постоянном доходе, вы будете беречь свой товар и преумножать его, чтобы любителям охоты было интересно к вам приезжать. Разве я не прав? В Европе и Америке, к примеру, практикуется охота на фазана. Этих птиц там разводят, как на бройлерной фабрике, тысячами. Один фазан, условно, стоит от 100 долларов. Вы знаете, фермеры там шикарно живут. В африканских странах на территории национальных парков сейчас тоже развивают этот вид туризма. Они считают, что такой цивилизованный метод намного лучше, чем дикий отстрел. То же самое должно быть и у нас, такое же отношение к своему бизнесу и окружающей среде.

Я рассказал то немногое, что нужно менять и прописывать, на самом деле мы должны комплексно подходить к этим вопросам, в целом к развитию туризма, задействовать в этом процессе заповедные места Казахстана, зоны отдыха Балхаш, Алаколь, Капчагай и другие. А теперь и сакральные места нашей страны. Создавая туристический кластер, мы сможем создать цивилизованное общество предпринимателей, которые будут ответственны каждый за свой сегмент. На выходе мы получим устойчивую и развитую индустрию туризма.

– Когда примерно планируется принять концепцию? 

– Мы уже вносим проект новой концепции в Правительство. Время не ждет, и нам нужен документ как руководство к действию – сейчас и сегодня. Но, как и любой документ, она будет совершенствоваться с учетом требований времени.

Страхование ныне дорогое удовольствие!
– Будут ли в ближайшее время вноситься изменения в Закон "О туристской деятельности в РК"?

– Да. Национальным банком уже разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений по вопросам страхования. В части туристской деятельности законопроект предусматривает определение четких границ страхового случая, полную отмену обязательного страхования гражданско-правовой ответственности и замену другими видами страхования, удобных как для бизнеса, так и для потребителя.

Система давно нуждается в изменениях. Сами судите: мошеннические действия, совершенные некоторыми туроператорами, привели к тому, что суммы страховых выплат превысили сумму страховой премий. Например, при банкротстве туроператора "Гульнар тур" ущерб страховых компаний составил около 609 миллионов тенге. Страховые компании отказывались признавать страховые случаи, а после осуществления страховых выплат и вовсе отказывались от своих лицензий. По данным Национального банка, только за период с 2015 по 2016 год девять страховых организаций сдали лицензию по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, а оставшиеся на рынке организации увеличили суммы страховых взносов.

Не в деньгах счастье!
– Господин министр, туррынок часто обозначает одной из главных проблем неразвитости казахстанского туризма недостаток финансирования. Что по этому поводу думаете Вы? И планируются ли какие-то корректировки в бюджете на эту сферу в этом году?

– Соглашусь с Вами, страны, активно развивающие туризм, направляют значительные бюджетные средства на реализацию национальных проектов и программ. Но, к сожалению, на развитие нашей туристской отрасли выделяется недостаточно средств как из республиканского, так и из местного бюджетов. Зачастую отрасль финансируется по остаточному принципу. Однако, с учетом того, что сегодня туризм отнесен к основным приоритетам Правительства, думаю, в скором времени ситуация изменится.

Но опять же, это не значит, что мы должны сидеть и ждать этих средств. Нам нужно активно реализовывать инвестиционную политику и государственно-частное партнерство в туризме.

Для информирования населения и продвижения турпродукта нужно повсеместно открывать визит-центры, мини-отели туристического класса и включать в любые экскурсионные программы посещение музеев, картинных галерей и тому подобное. Очень важно проводить различные мероприятия, относящиеся к событийному туризму. Развитие инфраструктуры, повышение культуры обслуживания посетителей повысит борьбу за клиента. А конкуренция, как известно, двигатель прогресса. Главное – этот процесс запустить.

В плохой рекламе не нуждаемся!
– Вы сами сказали, туристы просто так не приедут. Планируете проводить какую-то масштабную рекламную кампанию?

– Смотря какую. У нас есть Димаш Кудайберген, который вызвал огромный интерес к Казахстану, поучаствовав только в одном конкурсе, за пару месяцев заставил Китай полюбить себя и Казахстан. Уже на Таймс-сквер висит его фото, а французское телевидение и газеты пишут про него и про нашу страну.  И в этом есть немалая заслуга нашего министерства. Я считаю, это лучшая пропаганда Казахстана, особенно сейчас, когда мы проводим международную выставку "Экспо-2017" в Астане.

Помимо этого, мы показали недавно прошедшую у нас Универсиаду на трех популярных телеканалах – "Евроспорт", "Евроньюс" и "МатчТВ". А это миллиардный охват зрителей, и именно любителей спорта. Мне даже зарубежные друзья звонили во время Универсиады и говорили: "Как здорово, что в Алматы идет такой пушистый снег". Спрашиваю: "Откуда знаете?", а они мне отвечают: "Смотрим "Евроспорт". После этого, считаю, нет необходимости проводить очередное роуд-шоу, показывать, какая у нас прекрасная природа, все уже посмотрели Универсиаду и увидели это, нам только остается воспользоваться моментом и начать расширять туристические возможности.

– И все же… Весь прошлый год шли разговоры о создании DMO – организации, которая бы занималась продвижением Казахстана как туристской дестинации на международном и внутреннем рынках.

– Да. Она будет создана на основе ГЧП, и будет содержаться не за счет бюджета, а за счет собственного дохода. Планируется внедрить практикуемый во многих странах взнос на развитие туризма bed-tax. Он будет начисляться в качестве процента, где-то от 1% до 1,5% от стоимости проживания в номере. Предложение сейчас на рассмотрении Правительства. Но мы понимаем, что прежде должны создать комфортные условия для развития гостиничного бизнеса. В этом направлении работа начата и продолжается.

Для чего же нужна такая организация? Вот, например, у нас в медицине много хороших специалистов, и нам надо продвигать их за рубежом. Есть, к примеру, у нас уникальный хирург Юрий Пя. Его задача – делать уникальные операции, а не заниматься рекламной деятельностью. Именно с этой целью уже разрабатывается "Дорожная карта" по развитию медицинского туризма.

– Помимо продвижения, у этой организации будут какие-то еще функции?

– Да. Раньше мы не были связаны с туристической деятельностью, поэтому реставрацию историко-культурного наследия, к примеру, заповедника Берель или "Золотого воина" с городища Иссык, ответственный орган проводил с периодичностью "на свое усмотрение". Когда появится национальная компания DMO, она построит новый менеджмент и сможет в том числе регулировать реставрационные работы исторических памятников в зависимости от спроса, популярности турнаправления. Мы хотим сделать так, чтобы организация, которая осуществляет реставрацию исторических объектов, не имела права тратить деньги без согласования с этой нацкомпанией.

Отели в Европе дешевле, чем в Казахстане!
– Что касается прихода туристов… За последние несколько лет Казахстан переориентировался на развитие внутреннего и въездного туризма. А нестабильная политическая обстановка за рубежом и многочисленные девальвации в казахстанской экономике, как отмечали многие эксперты, сыграли нашей стране только на руку. Но так ли это на самом деле? Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию?

– Как недостаточную реализацию туристского потенциала страны. Согласно данным, выездной туризм, а это общее количество выездов за рубеж нашими гражданами, из года в год стабильно растет. В 2015 году, к примеру, он составил 11,3 миллиона выездов, что показало рост на 8,2% по сравнению с предыдущим годом. Отмечается, что основная масса выездов за рубеж приходится на Россию – 5,5 млн., Кыргызстан – 3,5 млн., Узбекистан – 1,3 млн., Турцию – 318 тыс., КНР – 231 тыс., ОАЭ – 118 тыс., Германию – 46 тыс., Таиланд – 44 тыс. То есть Казахстан является туристским донором для этих стран.

С одной стороны, это говорит о росте благосостояния наших граждан, налаживании деловых контактов за границей и расширении географии бизнеса, получении образования за рубежом. Но с другой стороны, для нас это означает непопулярность и непривлекательность отечественных мест отдыха. Считается, что причиной тому дороговизна, низкий сервис, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие некоторых видов медицинских практик. И такие мнения имеют право на существование. Только представьте, цена в стандартном номере пятизвездочного отеля США или Европы стоит от 60 до 150 долларов в сутки, в то время как в Казахстане аналогичный номер будет стоить от 200 до 350 долларов. Сейчас строится много отелей, и к нам заходят известные мировые бренды. Уверен, высокая конкуренция будет способствовать снижению цен.

Но, несмотря на все это, цифры внутреннего и въездного туризма тоже радуют. По итогам девяти месяцев 2016 года количество казахстанцев, отдыхавших в своей стране, по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилось на 11,1%, составив 2,7 млн. человек. А количество обслуженных посетителей по въездному туризму за этот же период увеличилось на 4,8%, составив 528446 человек. Соответственно, ежегодно растет и показатель объема услуг, оказанных местами размещения, в январе-сентябре 2016 года этот показатель составил 61,4 млрд. тенге, что больше аналогичного периода 2015 года на 11,1%.

В ноябре 2016 года под председательством первого заместителя Премьер-министра Аскара Мамина была создана оперативная рабочая группа по решению таких проблемных вопросов, как упрощение визового и миграционного режимов, снижение административных барьеров, развитие инфраструктуры туризма, повышение статуса, ведомственной принадлежности и укрепление уполномоченного органа по туризму, создание организации по управлению туристской дестинацией страны, совершенствование административного законодательства, расширение перечня игорных зон, разработка национального бренда туристской дестинации, проведение года туризма Китая в Казахстане, совершенствование законодательства в сфере выездного туризма, мер государственной поддержки, развития дестко-юношеского туризма и подготовки кадров, позиционирование дендропарка и арборетума в качестве объектов экологического туризма. Многие предложения, выработанные рабочей группой, были поддержаны главой государства. Но реализация предлагаемых мер имеет долгосрочный характер, поскольку требует внесения изменений в законодательство, проработки механизмов финансирования, заключения международных договоров. Мы будем и дальше работать в этом направлении с причастными государственными органами, туристской общественностью и НПП "Атамекен".

Эх, дороги, боль да туман!
– Арыстанбек Мухамедиулы, сфера туризма постоянно передается из ведомства в ведомство, и от этого создается ощущение, что отрасль топчется на одном месте. У этого рынка сегодня действительно нет понимания, куда он идет и к чему должен прийти. Вы считаете, что вы сможете вывести казахстанский туризм на новый уровень?

– В одном могу вас уверить, объединение туризма с культурой и спортом – это большой шаг вперед. Посмотрите, практически во всех развивающихся в этом направлении странах, как Италия, Англия, Россия, Турция, Малайзия, Южная Корея,  сфера туризма связана либо со спортом, либо с культурой. Там туризмом занимаются те, у кого есть заинтересованность в его развитии. Вы знаете, почему за рубежом на все спектакли аншлаг? Потому что 90 процентов зрителей там, не местное население, а именно туристы. Удивительно, но люди специально едут в другую страну посмотреть новую постановку или увидеть любимого актера. Лондон и Париж на этом прекрасно зарабатывают, и мы тоже можем. Не обязательно ждать туристов издалека, у нас же есть соседи. Мы уже начали практиковать это на спортивных мероприятиях. К примеру, 27 августа планируем провести международный марафон. В мире много людей, которые отслеживают подобного рода мероприятия и едут в другую страну, чтобы принять в них участие. А это как раз тот самый турист, который поселится в нашей гостинице, покушает в ресторане, пойдет на спектакли, сделав тем самым вложения в нашу экономику.

Другой вопрос, какое впечатление останется у этого туриста от Казахстана и какую рекламу он сделает стране, выкладывая свои фото и видеоотчеты в социальных сетях. Это зависит уже не столько от министерства, сколько от каждого из нас по отдельности. Если мы хотим стать туристически привлекательной страной, нужно всегда помнить, что один турист может обеспечить нам тысячу новых или лишить нас этих гостей. "Сарафанное радио" – штука сильная.

– Вы правы. Сервис у нас действительно хромает. А вместе с ним дороги. Вы так не считаете?

– Вот вы говорите, нужны хорошие дороги. В то же время что нам мешает сейчас развивать экологический туризм? Чем естественнее маршрут, чем дальше асфальт, тем интереснее туристу. Взяв рюкзак, он хочет остаться наедине с природой, именно за этим он едет, а не за комфортными условиями, которые у него и так есть дома. Казахстан имеет колоссальные возможности в развитии этого направления.

В общем же, безусловно, проблема транспортной доступности действительно многих сегодня волнует. Скажу так, она уже решается за счет программы инфраструктурного развития, госпрограммы "Нурлы жол" и займов международных финансовых организаций. Одним из примеров является строительство транзитного коридора "Западная Европа – Западный Китай". Кроме того, ведутся работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог к основным туристско-привлекательным зонам отдыха. К примеру, строительство 17-километровой автомобильной дороги к горнолыжному курорту "Акбулак". Планируемый срок завершения работы – 2017 год. До 2020 года планируется обеспечить полный доступ к озеру Алаколь со стороны Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. В части Алматинской области запланирована реконструкция порядка 1200 километров. Со стороны Восточно-Казахстанской области порядка 187 километров подлежат реконструкции, 157 километров на сегодня уже реконструировано. Участок автомобильной дороги Караганда – Балхаш находится в хорошем состоянии и поддерживается за счет периодических ремонтов. А в рамках направления "Центр – Юг" программы "Нұрлы жол" в Карагандинской области завершается реконструкция дороги Астана – Караганда.

Наиболее критическая зона Курты – Бурылбайтал будет реконструирована в 2017-2019 году. В направлении Баянауылской курортной зоны ведется работа по реконструкции автодороги Астана – Павлодар с завершением в 2017 году в рамках проекта "Центр – Восток". В настоящее время рассматриваются предложения по развитию курортных зон Алаколь, Балхаш, Кендерли, Баянаул, Имантау-Шалкар, Байконур, Катон-Карагай, Сарыагаш-Туркестан.

Перчатки и лопаты по 10 долларов!
– Какие еще направления в туризме считаете перспективными для Казахстана?

– Среди первых и основных я бы назвал MICE-туризм, к которому относятся деловые поездки в виде встреч, семинаров, конференций, переговоров, выставок, бизнес-туров. Астана и Алматы являются центрами делового туризма. Конечно же, это и культурный туризм, то есть путешествия по местам культурных памятников и исторического наследия. Активный и приключенческий туризм – отдых на природе с разным уровнем активности и опасности, от кемпинга и наблюдения за птицами до экстремальных – скалолазания и рафтинга. Само собой разумеющееся, отдых в горах и на озерах, экологический туризм. Куда же без пляжного туризма, включая водные развлечения и спорт. Не менее интересными направлениями являются медицинский и этнотуризм. К примеру, в ущелье Бекара, расположенном на территории Беркаринского государственного заказника, возведено 47 этноаулов традиционного образца. А в шымкентском этноисторическом комплексе "Казына" расположился этноисторический парк, состоящий из 27 макетов историко-культурных памятников региона, казахского аула на берегу озера и зоны отдыха.

Есть еще одно интересное направление, такое как археологический туризм. Люди, любознательные в истории, хотят принимать участие в археологических раскопках. А мы в Казахстане, имея много сакральных мест, этого не учитываем. В то время как другие страны на этом активно зарабатывают. Как все может быть устроено: туристы заранее узнают через Интернет, в каком урочище идут археологические раскопки, отправляют заявки на участие в раскопках, получают одобрение, приезжают сюда, а мы им предлагаем проживание, питание, перчатки, щетку, лопату, и, пожалуйста, копайте. Но перед этим оплатите ежедневный сбор за участие в раскопках. Все, что накопали такие туристы, однозначно остается в Казахстане и сдается в музей, как того велит наш закон. Понимаете, им интересен сам процесс. А попробовав один раз, турист уже от этого не откажется и будет постоянно приезжать. Это азарт. Каждый хочет оставить в этом мире свое имя, упоминание, что участвовал, нашел что-то. А с учетом того, что к нам приезжает интеллектуальный человек, который бережно относится к истории, изучил историю и знает, что можно поискать, мы только выигрываем. 

Кроме того, у нас есть петроглифы в Алматинской области, урочище Тамгалы, где на зимовку останавливаются уникальные птицы. И зарубежные ученые, оказывается, приезжают в это урочище, сидят и ждут в палатках, чтобы увидеть их. Мы должны усиливать это направление, раз есть спрос. Есть у нас сакральное место – Акыр Тас в Жамбылской области, куда один раз в год съезжаются люди посмотреть на небо. Именно в этом месте в определенное время, оказывается, открывается небо. В Индии это хорошо поставлено, там десятки, миллионы людей собираются со всего мира. А мы, имея такие значимые места, как мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, урочище Тамгалы, не можем привлечь туда туристов. К примеру, мы не пропагандируем Алтай. А когда-то известные исследователи Николай и Святослав Рерихи сказали, что сакральная Шамбала, которую все так ищут, находится именно на Алтае, в Восточном Казахстане.

– А что Вы можете предложить туристам, приехавшим на EXPO-2017?

– Мы предлагаем уникальный культурно-туристический и имиджевый проект – национально-культурный комплекс "Этноаул".  Он расположен на территории ипподрома "Қазанат" на площади 2500 кв. м. и состоит из 30 юрт. Этноаул познакомит посетителей с богатой историей, культурой, искусством и традициями казахского народа. Это будет настоящее погружение в мир кочевников… У нас есть что показать и чем привлечь туристов.  

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться