В Восточном Казахстане дефицит сушильного оборудования для сельскохозяйственной продукции составляет примерно 70%, а емкостей для хранения зерна – около 40%. Такие цифры приводит владелец крестьянского хозяйства "Опытное хозяйство масличных культур" Фарид Абитаев, который с немецким производителем Himel создал совместное предприятие "Himel – Казахстан". В качестве бизнеса он рассматривает сбор сушилок, силосов для хранения зерна, транспортировочного оборудования для зернохранилищ, кормораздатчики.
Кроме этого, в области ТОО "Машзавод" собирается производить посевные комплексы, а ТОО "Ульбинская модульная компания" уже изготавливает модульные молокоприемные пункты и убойные цеха.
"Окончательно выбор немцев открыть у нас производство был сделан после того, как аким ВКО Даниал Ахметов пообещал выделять 20% субсидий для аграриев на покупку сельхозоборудования, – отметил Фарид Абитаев. – Сейчас мы ищем производственную площадку, наши разработчики-конструкторы проходят обучение в Германии, а производство самого оборудования начнется в 2018 году. Программа рассчитана на три года. На первом этапе планируем выйти со своей продукцией на рынки Казахстана и России, а в дальнейшем – на страны Ближнего Востока и СНГ. Производство планируем запустить на средства, выделенные компанией Himel, возможно, привлечем банки второго уровня".
Сушилки и емкости для хранения
По словам г-на Абитаева, на первом этапе для оборудования предполагается использовать в основном немецкие комплектующие, казахстанское содержание составит 20% и со временем будет увеличено до 50%. Некоторые детали зерносушилок предполагают изготавливать на ТОО "Машзавод", учредителем которого является АО "Ульбинский металлургический завод" (АО "УМЗ").
"Ценовая политика – продавать продукт немецкого качества по цене российских образцов. К примеру, разброс цен на зерносушилки в зависимости от их мощности составляет от 20 до 100 миллионов тенге, – продолжил Фарид Абитаев. – Кстати, ежегодно в ВКО выращивают около 400 тысяч тонн масличных культур, а дефицит в сушильном оборудовании для них и зерновых составляет 70%. Емкость рынка в ВКО – примерно 10 единиц сушильного оборудования ежегодно, а потенциальный рынок сбыта по всей республике, по нашим подсчетам, составляет до 50 сушилок каждый год. Еще пример: в Казахстане элеваторные мощности рассчитаны на 16 миллионов тонн, а в последние пять лет урожайность зерна по стране составляет около 22 миллионов тонн ежегодно. То есть нам недостает площадей для хранения зерна – дефицит составляет около 40%, и с этой задачей мы хотим справиться на нашем совместном предприятии".
Президент одобрил сеялки
Во время визита 17 июля главы государства в Восточный Казахстан местные производственники и чиновники рассказали ему о своем намерении производить сельхозтехнику в регионе.
В частности, ему в очередной раз сообщили, что большая часть сельскохозяйственной техники завозится в Казахстан извне, а потребность в обновлении парка посевных комплексов составляет порядка 500 единиц в год.
"После изучения структуры импорта сельхозмашин мы выявили, что 40% всех завозимых комплексов приходится на американский "Джон Дир". Специалисты из Восточного Казахстана изучили конструкцию комплексов, оценили технические возможности промышленных предприятий региона и пришли к выводу, что в регионе можно организовать собственное производство посевных комплексов на уровне мировых образцов", – сказал председатель правления АО "УМЗ" Юрий Шахворостов.
"Главное, чтобы качество продукта было не хуже, чем у оригинала, а производительность – соответствующая", – передает пресс-служба акима ВКО слова Нурсултана Назарбаева.
В конструкторском бюро при технологическом парке "Алтай" уже разрабатывают конструкторскую документацию на сеялки-бункеры. Производство техники, как говорят в АО "УМЗ", начнется в следующем году. Изготавливать комплексы будут на базе Ульбинского металлургического завода, точнее, ТОО "Машзавод", в кооперации с крупными казахстанскими предприятиями.
"Вопрос финансирования до конца еще не решен, – прокомментировал корреспонденту abctv.kz директор ТОО "Машзавод" Виктор Шотт. – Мы позиционируем себя как производители, но нам необходимы два условия – конструкторская документация, наличие финансирования или заказчика. Мы не готовы выступать как производители и продавцы сельхозпродукции одновременно".
Сейчас, по словам г-на Шотта, решается вопрос о создании в ВКО ассоциации сельхозпроизводителей, которая поможет ускорить процесс производства и определит правила игры.
"Предполагаем, что к концу года конструкторская документация на сеялки-бункеры должна появиться. Это обозначено в графике, утвержденном акиматом ВКО. Сегодня разработаны отдельные части, но общей сборки, общих чертежей нет. Кроме того, конструкторы работают на общественных началах, вопрос финансирования пока решается, – говорит Виктор Шотт. – В 2018 году мы можем изготовить опытный образец. Посчитаем, конкурентоспособная это продукция или нет, до какой степени можно сделать локализацию, казахстанское содержание".
Виктор Шотт рассказал, что главе государства во время его визита в ВКО показали американский посевной комплекс "Джон Дир". Сейчас же местные конструкторы и производители пытаются создать свой комплекс.
"Мы сдвинулись с мертвой точки, стали заниматься, но вопрос этот пока сырой", – считает Виктор Шотт.
Молокоприемные пункты и убойные цеха
22 модульных молокоприемных пункта для сельхозпроизводителей из ВКО, Карагандинской, Акмолинской, Жамбылской областей изготовили за 2016-2017 годы на ТОО "Ульбинская модульная компания".
"Сейчас работаем по госпрограмме через Фонд финансовой поддержки. Финансирование идёт из республиканского бюджета, – говорит главный инженер ТОО "Ульбинская модульная компания" Станислав Трубников. – Цена модульного молокоприемного пункта – пять миллионов тенге, из них 50% стоимости за покупателей-сельхозкооперативы отдает фонд. Это хорошие условия для нас и крестьянских хозяйств".
По информации Станислава Трубникова, молокоприемные пункты на предприятии стали изготавливать с 2016 года. До них в Казахстане этим никто не занимался, танки-охладители привозили из Российской Федерации и Германии. ТОО "Ульбинская модульная компания" впервые в Казахстане стала изготавливать модульные молокоприемные пункты.
"Сейчас мы сами начали изготавливать танки для охлаждения молока на две тысячи литров, – отмечает г-н Трубников. – Мы намного упростили танк-охладитель. Аналоги из Германии и России – у них очень много электроники. Есть танки закрытого типа, которые сами себя моют. За это отвечает автоматика. Но, чем сложнее оборудование, тем сложнее уход и ремонт. Закрытый тип – это просто цистерна с люком. На практике получалась некачественная промывка танка-охладителя. И все равно человеку приходилось домывать, спускаясь в люк. Мы сделали танки-охладители открытого типа – это ванна с двумя крышками, она моется вручную. Мешалка, перекачивающее оборудование – все ручного включения. Минимум автоматики. У нас автомат – только компрессор холодильный".
По словам г-на Трубникова, материалы для производства модульных молокоприемных пунктов компания закупает в основном у отечественных производителей. Казахстанское содержание составляет 70%, остальное – Российская Федерация. Помимо этого, по данным Станислава Трубникова, ТОО "Ульбинская модульная компания" сделало проектную документацию на изготовление убойных модульных цехов.
"Здесь также часть оборудования из России, а потом будем производить по российским аналогам", – отмечают на предприятии.
ТОО "Ульбинская модульная компания" с 1998 года занимается производством в Усть-Каменогорске сэндвич-панелей, модульных и быстровозводимых зданий, технологического и торгового, хлебопекарного оборудования, торговых витрин, оснащенных холодильным оборудованием.
Ольга Ушакова, ВКО