Отложить в торговле переход с патента на налоговый режим года на три, разработать новые СанПиНы, не "волокитить" и прекратить "кошмарить". Среди прочих предложений по улучшению бизнес-климата – решение проблем, связанных с арендой земли и правовым регулированием индустриальных зон. А еще бизнес попросил качественнее готовить специалистов и размещать госзаказ только на нужные профессии.
Увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике – главная цель для любого города и тем более для Алматы. Об этом говорил аким Бакытжан Сагинтаев в ходе V ежегодной конференции предпринимателей. Малый и средний бизнес о своей важной роли в экономике знает, и потому на V ежегодной конференции предпринимателей откровенно говорили о том, что наболело и давно требует решений.
Первый вопрос от бизнеса был о налогах. Его задал Максим Барышев, директор ТОО The Boss Media Group. По словам бизнесмена, переход с патента на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации серьезно ударит по алматинскому бизнесу, где более 15 тысяч человек столкнутся с проблемами.
"Необходимо всесторонне обсудить и отложить эту норму на три года", "КТЖ" считает бизнесмен.
В "Атамекене" об этой проблеме не просто знают, но и решают:
"В 2018 году мы попросили передвинуть этот переход до 2020 года при условии, что будет доработан специальный налоговый режим упрощенной декларации либо правильно сформулирован фиксированный вычет, есть такой специальный налоговый режим, что за последний год сделано не было поэтому мы выступили с инициативой передвинуть еще на год, – сказал заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Рустам Журсунов. – Но теперь с учетом недавних поручений главы государства эту работу нужно в комплексе пересмотреть, и "Атамекен" будет этот вопрос отслеживать".
Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тимур Кулибаев добавил, что у палаты есть время чтобы с Правительством отработать налоговую нагрузку на предпринимателей.
"Если переходить с патентной системы, то налоговую систему нужно сделать более понятной, – сказал Кулибаев. – Мы будем отстаивать позицию чтобы налоги были понятными и удобными для предпринимателей".
Red Dragon спросил про СанПиНы
Константин Авершин, представитель компании Red Dragon, которая работает в сфере общественного питания и относится к многострадальным нестационарным объектам торговли (НОТам), рассказал о том, что последние три года их бизнес буквально травили дустом.
"Было такое целенаправленное уничтожение этого сегмента (имеется в виду борьба экс-акима Бауыржана Байбека с киосками. – Прим.). А ведь это направление сейчас очень популярно в среде стартаперов, – сказал бизнесмен и предложил пересмотреть СанПиНы, которые регламентируют работу НОТов. – В части касающейся общественного питания СанПиНы были приняты в 1994 году и уже давно устарели".
В "Атамекене" в ответ сказали, что предложение по СанПиНам возьмут в работу. Однако Бакытжан Сагинтаев тут же уточнил, что возврата к неэстетичным киоскам, уродующим облик города, не будет, нужен современный дизайн.
Про волокиту и административный барьер
Следующим выступлением бизнесмены пожаловались на "волокиту". Управляющий директор ТОО "Север Тау" сказал, что хотел бы обратить внимание на Земельный кодекс.
"Вопрос касается продления аренды земли, – сказал бизнесмен. – Наша компания построила торговый комплекс на 14 тысяч квадратных метров, вложив порядка 2 млрд тенге собственных средств. Мы подали заявление на продление аренды, но в нарушение 37-й статьи Земельного кодекса данный вопрос рассматривается более двух месяцев. Эта статья гласит о том, что вопрос продления аренды при неизменности земельного участка на земельной комиссии рассматриваться не должен. Однако нас волокитят. Если это касается только нашей компании, то это печально, но если все предприниматели, не меняя границ участка, вынуждены проходить через земельную комиссию, то это искусственный административный барьер".
Аким Сагинтаев сказал, что в курсе данной проблемы, что вопрос этот политизирован, и поэтому решение надо принимать правильное, в соответствии с законом.
Про госзаказ и качество обучения
Также, как выяснилось, предпринимателей очень волнует низкое качество новоявленных специалистов – вчерашних студентов.
По мнению бизнеса, разница между квалификацией, которую ожидают работодатели, и той, которую готовят учебные заведения, просто колоссальная. А нужно, чтобы это разница сводилась к минимуму.
В "Атамекене" ответили, что работают над этой проблемой, что уже большая часть профстандартов разработана и скоро будет внедрена. Более того "Атамекен" готов объяснять предпринимателям, как открыть учебный центр, как получить государственный заказ на краткосрочное обучение. Иными совами, если у предприятия есть потребность в кадрах и готовность обучать, то "Атамекен" готов в этом помочь.
Три предложения из зала
Под конец конференции, длившейся уже более полутора часов, из зала поступило сразу три предложения. Для начала бизнес предложил изменить условия выделения участков в индустриальной зоне.
"Индустриальная зона у нас используется только наполовину, – сообщил Артур Котенев генеральный директор ТОО Almatyengineering. – Все земельные участки у нас уже распределены, но по факту строительство там не ведется. Я предлагаю изменить условия для выделения данных земельных участков. Если в течение полугода компания, которая взяла данный земельный участок, его не использует, участок необходимо передать в конкурентную среду".
По словам бизнесмена, в городе есть участки, которые по три-четыре года не используются, но при этом очень удачно находятся рядом с железнодорожными тупиками и свои функции индустриальной зоны не выполняют.
Второе предложение касалось генплана города. Котенев предложил разрешить строительство и перепланировку на участках, которые планируются на изъятие в течение 20-30 лет.
"Построить что-либо на этих участках, либо сделать минимальную перепланировку невозможно, – сказал бизнесмен. – Мы предлагаем, если период изъятия больше пяти лет, то разрешать делать перепланировку либо какое-то строительство и тем самым не оказывать препоны для развития предпринимательства".
Третье предложение от Артура Котенева касалось самой Палаты предпринимателей.
"Палата проводит огромную работу, но не все ее видят. Отсюда и критика, и нападки на Национальную палату, – уверен Котенев. – Мы должны показывать ту работу, которая делается. Я помню время, когда нужно было ждать месяц, чтобы открыть свою фирму, а сейчас открыть можно, не выходя из дома, без всяких проблем. У нас НДС 12%, а в России – 20%. Сейчас отложили введение дополнительных пенсионных отчислений. И все это работа Национальной палаты "Атамекен".
Бизнесмен предложин "Атамекену" ежемесячно публиковать отчеты о проделанной работе, чтобы предприниматели видели, сколько всего для них было сделано.
Катерина Клеменкова