Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности" представил во вторник на заседании правительства министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Представляя законопроект, он подчеркнул, что вносимые изменения направлены на реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности, развитие института саморегулирования, фронтальное снижение издержек бизнеса. В целом законопроектом вносятся порядка 1000 поправок в 13 кодексов и 103 закона.
Одним из ключевых новшеств законопроекта является введение института профилактического контроля.
"Такая реформа должна кардинально изменить ментальность и поведение проверяющих на политику профилактики и предупреждения правонарушения вместо действующей политики выявления и наказания, подчеркнул г-н Сулейменов.
Кроме того, предлагается очередное сокращение контрольно-надзорных функций. Так, планируется исключить 27 сфер контроля из существующих 114 и 3 сферы надзора из 18 в связи с дублированием и отсутствием эффективности. Также предложено исключить 137 из 540 контрольных и надзорных функций госорганов, поскольку они дублирующие и не связаны с рисками угрозы безопасности государству. При этом, по подсчетам Миннацэкономики, в связи с этим придется также оптимизировать 1137 человек проверяющих – госслужащих.
Существенно предлагается сократить и требования по проверке субъектов предпринимательства – сегодня их 30497, планируется 17654 требования исключить.
"Только в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения сокращены порядка 85% требований, в сфере пожарной безопасности – 72%", – пояснил г-н Сулейменов.
Министр отметил, что сегодня одной из самых значимых нагрузок на бизнес является большое количество информационных инструментов, которые вводятся государственными органами и организациями бессистемно и бесконтрольно.
"По результатам инвентаризации выявлено более 1600 информационных требований к бизнесу, многие из них дублируются между собой, с контрольными функциями либо с формами государственной статистической отчетности", – отметил он. Поэтому предлагается законодательно закрепить, что "информационные инструменты будут вводиться только по основаниям и в случаях, прямо предусмотренных законами". При этом правительство будет устанавливать исчерпывающий перечень таких инструментов. Результатом работы должно стать снижение общего количества всевозможных отчетов и данных, которые сегодня требуют с бизнеса, на 30%.
Отдельный блок поправок касается разрешений, выдаваемых предприятиями естественных монополий и квазигосударственного сектора. Министр пояснил, что в результате ревизии выявлено 69 разрешений, которые не урегулированы действующим законодательством в полной мере. Поэтому планируется законодательно закрепить собственно понятие "разрешения, выдаваемые предприятиями естественной монополии и квазигосударственного сектора", регламентировать процедуру выдачи таких разрешений, а сам перечень закрепить отдельным приложением к закону.
Также законопроект содержит блок поправок, направленных на фронтальное снижение издержек бизнеса. В частности, решается один из наболевших вопросов для бизнеса – получение технических условий по подключению к инженерным сетям субъектов естественной монополии.
"На уровне закона предлагается регламентировать порядок, этапы и сроки выдачи технических условий. Принципиальным новшеством является возможность получения услуги через госкорпорацию "Правительство для граждан" или веб-портал электронного правительства. С введением в действие данных норм субъекты естественной монополии будут обязаны ежеквартально обновлять и опубликовывать на своем интернет-ресурсе или на сайте уполномоченного органа информацию о наличии свободных и доступных мощностей, а также схемы инженерных коммуникаций регулируемых коммунальных услуг", – пояснил министр.
Кроме того, снижаются размеры ставок отдельных налогов и сборов. К примеру, предусмотрено снижение ставок сборов за выезд с территории Казахстана отечественных автотранспортных средств с 3 до 1 МРП.
Сокращаются и издержки бизнеса, связанные с соблюдением требований экологического законодательства. В частности, отменяется требование по прохождению повторной государственной экологической экспертизы. Доработка проекта будет осуществляться в рамках поданной заявки. Также изменяются сроки временного хранения отходов – с шести месяцев до года, что сократит издержки бизнеса в виде платы за размещение отходов. Сокращаются и сроки рассмотрения заявок органом, выдающим разрешение на эмиссии в окружающую среду: для объектов I категории – с двух месяцев до одного и II категории – с месяца до 10 рабочих дней.
Бизнес-сообщество предложенные нормы поддерживает. Как заявил, выступая на заседании, глава национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов, введение института профилактического контроля – это "хороший сигнал для бизнеса, поскольку мы переходим от карательных мер к профилактике".
"В сфере контроля и надзора имеется хороший посыл по снижению давления на бизнес. Так как на 30% сокращено количество проверок и на 50% – количество требований", – подчеркнул он.
"Последние пять лет лидерами по проверкам бизнеса были санврачи, служба ЧС и налоговые органы. Поэтому крайне важно, что новый законопроект сокращает требования по СанПиНам более чем на 80% и более чем на 70% по пожарной безопасности. "Атамекен" вместе с экспертами провел опрос 5,5 тысячи респондентов во всех областных центрах, городах Астана и Алматы. По итогам предложена 71 рекомендация по снижению фронтальных издержек для бизнеса. В ходе ревизии по разрешениям, которые касаются квазигоссектора и монополистов, выработано 69 предложений. Важно, что эти рекомендации лягут в основу закона", – отметил г-н Мырзахметов.
При этом глава нацпалаты предложил включать в ежегодный план законодательных работ меры, которые помогут устранять системные проблемы из реестра, который формирует национальная палата. "Правоприменительная практика всегда дает пищу для размышления. Если бы каждый год с конкретной поправкой мы входили в мажилис, то это помогло бы совершенствовать законодательство в части поддержки предпринимательства", – подчеркнул он.
Ирина Севостьянова