/img/tv1.svg
RU KZ
Большинству предприятий недоступна «Индустрия 4.0»

Большинству предприятий недоступна «Индустрия 4.0»

В предстоящие пять лет субсидии и господдержку преимущественно направят в предприятия, внедряющие цифровые технологии.

08:30 06 Февраль 2018 6807

Большинству предприятий недоступна «Индустрия 4.0»

Автор:

Элина Гринштейн

В Казахстане в настоящее время 80% предприятий обрабатывающей промышленности и 60% предприятий добывающей промышленности находятся на уровне полуавтоматизированных операций, или, говоря иначе, на уровне индустриализации 2.0, либо на этапе перехода к автоматизированному производству. Такой информацией поделился в ходе прошедшего в Алматы международного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации» министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.

Такие данные министерство получило, проведя анкетирование около 600 предприятий обрабатывающей и горнорудной промышленности. При этом, по словам министра, большинство из них просто не представляют, какие выгоды может принести цифровизация производства.

«Мы внутриконтинентальное государство. Все экспортные рынки или бóльшая их часть находятся на достаточно большом удалении от нашей границы. Для нас является очень важным сокращение производственных, логистических издержек, оптимизация операционных расходов, внедрение новых бизнес-процессов, производственных процессов. И те технологии, которые сегодня цифровизация промышленности может дать, могут способствовать нам в решении этой глобальной задачи – быть конкурентоспособными на экспортных рынках», – заявил г-н Касымбек.

Министр привел данные института Fraunhofer и шведского совета по торговле и инвестициям Business Sweden, совместно с которыми МИР в прошлом году проводило вышеупомянутое исследование казахстанского рынка. Международные эксперты считают, что за счет внедрения киберфизических и роботизированных систем, анализа больших данных и других технологий «Индустрии 4.0» эффективность предприятий может быть увеличена на 10-20%.

«В промышленно развитых экономиках, таких как США, Германия, Франция, ежегодный прирост ВВП за счет цифровизации примерно 1-1,5%. Это такие цифры, которые впечатляют нас и подстегивают тоже стремиться соответствовать этому тренду, идти в ногу с этими странами», – сказал министр, добавив, что реализация государственной программы индустриально-инновационного развития является для Казахстана критически актуальной.

Помимо вышеупомянутой неосведомленности предприятий о преимуществах цифровизации производства, на пути ее внедрения также стоят и другие сложности. Например, нехватка квалифицированных кадров и недостаточное развитие отечественной телекоммуникационной инфраструктуры.

Но одной из главных трудностей, что особо подчеркнул Женис Касымбек, является высокая стоимость зарубежных новых технологий, которые стали практически недоступны казахстанскому бизнесу после девальвации национальной валюты. В дополнение к этому многим предприятиям недоступно долгосрочное банковское кредитование из-за его дороговизны. По словам г-на Касымбека, сегодня перед бизнесом стоит проблема нехватки оборотных средств, об инвестировании в инновации в данном случае и речи не идет.

«Минимальные расходы, связанные с технологическим перевооружением, оцениваются от пяти миллионов долларов и выше. Не все предприятия в Казахстане могут себе это позволить. Кто сегодня у нас активно занимается внедрением элементов «Индустрии 4.0»? Это крупные системообразующие предприятия, которые производят массовую продукцию – миллионы тонн чугуна или другой экспортно ориентированной продукции. Они просто вынуждены это делать. Если речь идет о не таких крупных предприятиях, то это те, которые работают в конкурентной среде, и в основном это экспортеры. Те предприятия, которые работают внутри Казахстана или в радиусе нашего Центрально-Азиатского региона, зачастую сегодня не так увлечены этой идеей», – сообщил министр.

Для того чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, министерство взяло курс на популяризацию цифровых технологий среди промышленных предприятий. Сделать это планируется, создав в течение этого года на базе существующих предприятий семь пилотных проектов, или, как назвал их министр, «эталонных цифровых фабрик», которые станут демонстрационными площадками возможностей цифровых технологий. Правда, Женис Касымбек не уточнил, утверждена ли уже эта идея, но соответствующее предложение правительству было сделано.

По словам главы МИР, сегодня в Казахстане существует около двух десятков различных предприятий, активно инвестирующих в цифровизацию производства. Для стимулирования внедрения элементов «Индустрии 4.0» правительство Казахстана уже разработало детальный план мероприятий вплоть до 2025 года и определило перечень направлений приоритетных секторов экономики.

Что касается финансовых мер поддержки предприятий, министерство планирует в течение года частично переориентировать некоторые из них на более точечное стимулирование цифровизации (в части возмещения затрат, предоставления доступного заемного капитала и прочее).

«Мы планируем до конца года написать концепцию индустриализации на следующие пять лет, начиная с 2019 по 2024 год. И на основании этой концепции будет в следующем году принята государственная программа. Основные меры государственного стимулирования, связанные со льготным кредитованием и различными субсидиями, государственной поддержкой, будут направлены именно на те предприятия и отрасли, которые активно внедряют цифровые технологии», – уточнил Женис Касымбек.

Стоит отметить, что в марте 2017 года председатель правления АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ) Айдын Кульсеитов сообщил, что рост производительности труда может лишить работы до 80 тысяч казахстанцев в ближайшие пять лет. При этом массовое высвобождение работников можно будет лишь частично нивелировать открытием новых рабочих мест.  

Элина Гринштейн

НПП «Атамекен»: для новых IT-продуктов в сфере здравоохранения будет создана площадка

Вопросы реализации мероприятий дорожной карты электронного здравоохранения обсудили на площадке НПП «Атамекен».

14 Август 2020 16:06 4021

Открывая совещание, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что дорожная карта позволила сделать работу по развитию электронного здравоохранения более системной.

«С 2017 года НПП «Атамекен» поднимает вопрос цифровизации процессов в медицинской сфере. Внедрение электронного паспорта здоровья должно было позволить отслеживать все записи пациента – посещения врача, его анализы, снимки и т. д. Интеграция баз данных медорганизаций должна была сделать прозрачной всю систему прохождения финансов в сфере здравоохранения. Результаты цифровизации мы уже видим – внедрена электронная очередь, медорганизации в основном ведут карты пациентов в электронном виде, есть достаточно широкий функционал медицинских IT-систем. Пациенты получили доступ к своим записям и увидели приписки – это тоже плюс цифровизации. Двойной контроль, о котором мы всегда говорили. Но этого, конечно, недостаточно. Основная проблема – отсутствие интеграции информационных систем не решена, и это все еще создает неудобства как медработникам, так и пациентам,» – отметила Юлия Якупбаева

Дорожная карта, подписанная минздравом и НПП «Атамекен» в начале июня т. г., разработана в тесном сотрудничестве с медицинским и IT-сообществом. Она состоит из пяти разделов:

  • архитектура платформы;
  • обмен и защита персональных данных;
  • улучшение бизнес-процессов и изменения в НПА;
  • взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования;
  • взаимодействие с аптечными сетями и другими организациями.

И содержит 44 мероприятия.

Директор департамента цифровизации здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев рассказал о проводимой минздравом работе в рамках дорожной карты по решению проблемных вопросов электронного здравоохранения.

«Мы сформировали пакет материалов по каждому пункту. Разработка проекта архитектуры уже закончена и направлена в комиссию по цифровизации. Разработка единого классификатора медицинских услуг в работе, и мы просим бизнес оказать нам содействие в его разработке. Разработка и утверждение единого классификатора лекарственных средств реализована в виде проекта приказа. Однако разработка классификатора медизделий затруднена, и мы просим помощи экспертов. Пакет документов достаточно большой, нам важно, чтобы рынок ознакомился и дал обратную связь», – отметил Бейбут Есенбаев.

Председатель наблюдательного совета ТОО «ЦИТ «ДАМУ» Наталья Киль заострила внимание на несовершенстве нормативной базы. По словам спикера, пока нет четкого описания бизнес-процессов, из-за этого страдают как НПА, так и практическая реализация.

«Разработчикам в укор ставят временные затраты на заполнение данных, которые необходимо вводить медикам. Но это не наша вина, а нормы приказа. В итоге врачу не остается времени на работу с пациентом. И какой бы метод ввода данных мы ни предложили, первое, что нужно сделать, – описать стандартные бизнес-процессы для медорганизаций. Должна быть очерчена минимальная номенклатура данных, которые необходимы для минздрава, а лишние поля и сведения необходимо убрать», – сказала Наталья Киль.

Спикер добавила, что, например, при направлении на ПЦР-тест медики заполняли форму из 30 полей.

В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что необходимы отдельные подгруппы для обсуждения вопросов:

  • интеграции МИС;
  • мониторинга информбезопасности;
  • подготовки описания бизнес-процессов;
  • хранения тяжелых файлов;
  • телемедицины;
  • оптимизации форм отчетности;
  • оценки качества оказанных медуслуг;
  • по санитарному паспорту и эпиднадзору;
  • по вопросам ФСМС и т. д.

Также, учитывая большой поток предложений по развитию IT-продуктов в сфере здравоохранения, поддержано предложение по созданию отдельной площадки с участием широкого круга экспертов, «Атамекена», минздрава и МЦРИАП.

Так, по словам руководителя ТОО «Учет и управление» Виталия Ермоленко, представлявшего решение по созданию сервиса «Электронный рецепт»:

«Мы предлагаем оттолкнуться от существующих наработок на базе РЦРЗ. Работа практически завершена на площадке «МедЭлемента», затраты на это составят ноль тенге. Кроме того, мы предлагаем, помимо оцифровки лекарственных средств, провести оцифровку инструкций и предоставить свободный доступ как медорганизациям, так и аптекам, гражданам. Готовы рассмотреть варианты оцифровки медизделий», – сказал спикер.

Свои предложения относительно внедрения информационной системы PACS (хранение «тяжелых» файлов) озвучил директор ТОО «ЛАБМЕДСЕРВИС Еникеев Рустам Рамисович.

Резюмируя итоги совещания, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила:

«Если мы реализуем хотя бы 60% мероприятий дорожной карты, то нас ждет реальное продвижение в вопросах цифровизации медицинской отрасли. Для проработки ключевых задач необходимо создать проектный офис. Причем подгруппы по направлениям, которые были обозначены, должны возглавить практики из рынка. Также важно создать площадку для обсуждения конкретных IT-продуктов в сфере здравоохранения. Участников и предложений много, и, если минздрав откроет API, рынок будет развиваться стремительно».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация – новый, старый тренд

Как пандемия изменит банковские технологии?

31 Июль 2020 08:39 6291

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!