Министерство сельского хозяйства в очередной раз планирует разработать законодательные основы для личных подсобных хозяйств. В план законопроектных работ на 2018 год включается проект закона "О личных подсобных хозяйствах", в котором министерство рассчитывает прописать все основные требования к ЛПХ.
"Доля животноводства в ЛПХ составляет по разным видам поголовья от 75 до 85%, по растениеводческой продукции – от 50 до 60%. На сегодняшний день только порядка 10% от всех ЛПХ, которые производят какую-то продукцию на своей земле, содержат скот, имеют возможность реализовать свою продукцию. Почему это возникает? Потому что на сегодняшний день не создана инфраструктура, условия, которые могли бы позволить ЛПХ свою продукцию направлять на переработку, на реализацию. Здесь как раз этот законопроект, дополняя закон о сельхозкооперации, поможет прописать эти вопросы", - объясняет abctv.kz идею вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева.
Сегодня деятельность ЛПХ в стране практически никак не регулируется. Собственно, нет даже четких критериев, что именно можно считать ЛПХ. Попытки законодательно упорядочить деятельность ЛПХ предпринимались с 2005 года, однако всякий раз законопроект "спотыкался" о те или иные проблемные вопросы и возвращался из парламента на доработку. Сложности возникали практически по каждой норме: от количества сельхозживотных, допустимых в ЛПХ в разных регионах страны, до налогообложения, поскольку юридическое закрепление статуса автоматически добавляло налоговую нагрузку на сельчан. Поэтому принятием специального закона министерство, можно сказать, рассчитывает убить нескольких зайцев: определить критерии отнесения к ЛПХ, четко упорядочить деятельность личных подворьев и вывести из тени эту категорию хозяйств. Кроме того, Минсельхоз вновь активизировал работу по сельхозкооперации, где также юридический статус ЛПХ играет не последнюю роль – от возможности сдачи продукции предприятиям на переработку до возможности объединения с другими хозяйствами в кооперативы. До 2021 года планируется порядка 500 тысяч личных хозяйств вовлечь в сельхозкооперацию.
По словам госпожи Исаевой, сегодня часть норм, регулирующих деятельность ЛПХ, разрозненна и находится преимущественно в актах местных исполнительных органов. Это, например, нормы о количестве скота, которые могут находиться в ведении ЛПХ. Одна из целей разрабатываемого законопроекта – собрать эти нормы в одном документе, чтобы не было нужды искать все правила по разным нормативным актам.
"Есть несколько вариантов, которые сейчас выносятся на обсуждение. Специфика Казахстана интересна, у нас семь природно-климатических поясов, совершенно разные условия содержания скота на севере и юге, соответственно, нужно говорить о разном количестве содержания поголовья. Я думаю, мы подойдем таким путем, что будут применены различные дифференцированные подходы к различным климатическим зонам", - рассказывает госпожа Исаева.
Один из самых острых вопросов – это налогообложение. В Минсельхозе это понимают и уже сейчас стараются разрешить проблему. По словам вице-министра, сейчас прорабатывается вопрос о расширении применения льготы по индивидуальному подоходному налогу (ИПН) для ЛПХ, сдающих продукцию в сельхозкооперативы. Отдельно в рамках нового налогового кодекса (предполагается, что осенью он будет внесен на рассмотрение парламента) прорабатываются вопросы НДС.
"По НДС необходимо вводить дифференцированную ставку. В связи со вступлением в ВТО стоит задача, что мы должны предоставлять единый подход для всех участников рынка – отечественных и зарубежных. Мы говорим о том, что вместе с тем надо не забывать о том, что НДС сегодня в структуре налоговых выплат, которые делает фермер, составляет 53%. И это при условии, что сейчас действует 70% льгота по НДС. Если сейчас вводить режим, когда фермер должен будет выплачивать НДС в полном объеме без льгот, тогда налоговая нагрузка минимум в 2,5-3 раза возрастет. Поэтому здесь надо вести разговор том, чтобы вводить дифференцированные ставки, и вопрос этот активно обсуждается", - говорит госпожа Исаева.
Ирина Севостьянова