Частные банки и инвесторы проявляют низкую заинтересованность в механизме ГЧП

5624

Перспективы развития государственно-частного партнерства обсудили на площадке "Атамекен".

Частные банки и инвесторы проявляют низкую заинтересованность в механизме ГЧП

Учитывая международные тренды привлечения инвестиций и текущую повестку правительства, расширен функционал совета, также он переименован в Совет по инвестициям и мониторингу проектов ГЧП. Новым заместителем председателя совета стал вице-министр национальной экономики РК Меиржан Юсупов.

"Мы на практике видим, что частные банки и инвесторы проявляют низкую заинтересованность в механизме ГЧП. Отсутствие методологии и непроработанные нормы дискредитируют идею ГЧП. В 2019 году заключено 272 проекта ГЧП, в 2020-м их количество снизилось в три раза – 86 проектов. Это подтверждает, что практический опыт реализации проектов ГЧП в условиях пандемии требует выработку системного подхода к развитию и стимулированию применения механизмов ГЧП", – отметил Аманжан Жамалов.

Депутат также добавил, что возникла острая необходимость возобновить деятельность рабочей группы по законопроекту по вопросам ГЧП.

Меиржан Юсупов отметил, что проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам восстановления экономического роста находится на рассмотрении в мажилисе РК. В законопроекте МНЭ РК предлагает полное возмещение затрат частного партнера только при реализации объектов жизнедеятельности, которые невозможно окупить.

"Какому инвестору будут интересны такие проекты, если он уже будет знать, что проект не окупаем?" – спросил Аманжан Жамалов.

Представитель застройщика-инвестора Асхат Омаров рассказал, что при строительстве школы по механизму ГЧП компания столкнулась с рядом проблем.

"В первую очередь мы увидели, что инвестиции не покрывают потребности в школах, а строительство зачастую ведется по устаревшим архитектурным принципам и нормам, с минимальной оснащенностью необходимым образовательным оборудованием, что не соответствует современным стандартам. При разработке проекта мы общались не со строителями, а с учителями, узнавая, что важно для них, чтобы раскрыть таланты детей. Закладывая инженерные решения, мы учитываем, что нам это необходимо эксплуатировать пять лет, и, соответственно, мы не заинтересованы в покупке дешевых парт или оборудования, которое на следующий год придется закупать", – поделился предприниматель.

Smart-решения в управлении школой позволят контролировать такие вещи, как посещаемость, учебный процесс, расписание, платежи, медицинскую безопасность и так далее.

По заказу министерства образования компания представила проект по одновременному строительству 50 современных школ по Казахстану. Согласно информации министерства, в обычных школах на материально-техническое оснащение уходит 4-5% от общей стоимости, НИШ – 20%, предлагаемые школы – 24-25% только на оборудование.

"Это модель новой школы, у нас дети должны учиться в хороших условиях. Экономическая модель МИО просчитана и их устраивает, по обязательствам они укладываются. Мы должны такие школы строить, где есть лаборатории, коворкинг-центры и пр. Мы "за" такие проекты", – поддержала проект Бибигуль Асылова.

В "Атамекене" также проанализировали проекты в области спорта, где порядка 70% договоров заключены на эксплуатацию без строительства, лишь 24% проектов включают строительные работы.

"Основные проблемы это недоступность спортивных объектов для развития массового спорта и пропаганды здорового образа жизни среди населения, отсутствие информации о текущей потребности регионов в спортивных объектах и, как следствие, отсутствие финансирования на развитие спортивной отрасли в местных бюджетах", – озвучила проблемы директор департамента ГЧП НПП РК "Атамекен" Назгуль Узалина.

Инвестор Сергей Апенко отметил, что правильно использование инструмента подушевого финансирования в целевом использовании привлечет инвесторов в проекты.

Заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлия Якупбаева подчеркнула, что сложности инвесторов связаны с нерешенными базовыми проблемами. Основной акцент в изменениях должен быть на цифровизации ГЧП, разработке типовых финансовых моделей и трансформации АО "Казахстанского центра ГЧП".

"Казцентр уже выполнил функцию по экспертизе. Экспертизу проектов ГЧП должна делать финансирующая сторона, например, банк развития РК. Новым функционалом центра должны стать рейтингование регионов, наполнение "базы знаний", тиражирование практики", – сказала Юлия Якупбаева.

"Нет смысла каждый раз сначала начинать разрабатывать схожие проекты. Мы уже год делаем типовые финансовые модели на своей площадке, но правильно проводить работу совместно с Казцентром, тиражировать "пакетные" решения. Также необходим баланс госинтересов с одной стороны и частниками (чтобы проекты окупались) – с другой, и тогда все будет прозрачно и понятно", – сказала Юлия Якупбаева.

Председатель Совета заметил, что частные партнеры остаются не услышаны, а МНЭ РК отстает от трендов развития ГЧП.

"К сожалению, предложения, которые бизнес-сообщество выдвигало в начале года не были приняты. Предлагаю еще раз к ним вернуться, так как вопросов много осталось. Пока законопроект содержит нормы, которые не решают проблема, а создают новые", – резюмировал Аманжан Жамалов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться