Напомним, что во вторник, 10 октября, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев распорядился уволить вице-министра энергетики Асета Магауова и освободить от занимаемой должности заместителя главы правления национальной компании "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева. Попутно инициировав процедуру объявления выговора их непосредственным начальникам – министру энергетики Канату Бозумбаеву (выговоры министрам выносит президент страны Нурсултан Назарбаев) и председателю правления АО "НК "КМГ" Сауату Мынбаеву (здесь выговоры находятся в компетенции главы фонда "Самрук-Казына" Умирзака Шукеева).
На первый взгляд формулировка всех этих дисциплинарных взысканий/увольнений (ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей) полностью оправдана той ситуацией, которая сложилась ныне на рынке ГСМ в стране с дефицитом бензина марки Аи-92. Министр энергетики, правда, пытался убедить изумленного премьера в том, что очереди на АЗС еще не есть признак дефицита, чем, возможно, и спровоцировал окончательный вердикт о виновности себя и своего подчиненного. И слегка отвлек внимание этим диспутом от собственных заключений о том, откуда взялся этот "недефецит" и что с ним теперь делать.
ПНХЗ – начало начал
А началось все, если следовать логике выступления главы Минэнерго, в мае, когда руководство Павлодарского нефтехимического завода попросило перенести сроки очередного ремонта с июня на сентябрь. ПНХЗ подвели поставщики, сорвавшие сроки поставки оборудования для его модернизации: запуск этого оборудования руководство завода планировало сделать одновременно с выходом из планового ремонта из благих побуждений, чтобы не останавливать завод повторно. В результате благими намерениями частично оказалась выстлана дорожка к нынешней ситуации.
"Перенос сроков планово-предупредительных работ на Павлодарском заводе – это основная причина, почему выработка казахстанского бензина по стабильной казахстанской цене несколько снизилась, и эту долю занял более дорогой российский бензин", – сказал Канат Бозумбаев.
"Проведение ремонта ПНХЗ и его модернизации в ранее намеченные сроки позволило бы сгладить сентябрьскую динамику снижения запасов бензина, кроме того, эффект модернизации обеспечил бы дополнительную выработку 92-го бензина по 35 тысяч тонн в месяц, или 100 тысяч тонн за июль-сентябрь", – добавил он.
В принципе, в Минэнерго ничего страшного в совпадении ремонтных сроков двух НПЗ поначалу не видели, поскольку совокупные запасы по 92-му бензину по состоянию на 1 июня 2017 года составляли 292 тысячи тонн, что было равно примерно месячному объему потребления в стране. Но потом грянула пора отпусков и ЕХРО 2017, объем потребления резко вырос, а запасы 92-го и 93-го бензинов на нефтебазах страны к концу лета снизились до уровня 140 тысяч тонн, что покрывало внутреннюю потребность, по оценке министра, "где-то на 15 дней".
Восполнять же эту разницу за счет импортного российского бензина субъекты рынка не торопились, поскольку российское топливо, как известно, резко подорожало, а у хозяев АЗС не было уверенности, что ввезенные по новой цене ГСМ будут раскупаться при наличии старых запасов, которые антимонопольщики настоятельно рекомендовали сбывать по старой цене.
"Летом произошло снижение импорта 92-го бензина из РФ из-за увеличения цены на границе России и Казахстана с 517 долларов до 573 долларов с одновременным изменением курса доллара по отношению к тенге в тот же период с 314 до 340 тенге", – напомнил Канат Бозумбаев. И если за первые пять месяцев этого года ежемесячно импортировалось 90 тысяч тонн, то летом импорт составил 35-50 тысяч тонн в месяц, в тенговом эквиваленте цена на границе выросла со 160 до 196 тысяч тенге за тонну импортируемого бензина.
"Текущая цена импортного бензина Аи-92, АИ-93 складывается на внутреннем рынке на уровне 150-155 тенге в зависимости региона, – продолжил он. – Учитывая опыт возбуждения прежде административных дел в отношении сетей АЗС за рост розничных цен, интерпретируемый как согласованные действия или ценовой сговор, субъекты рынка не столь активно наращивали объемы импортного продукта из-за риска очередного административного штрафа, и это привело к снижению предложения на внутреннем рынке".
Импортный краник "прикрыли" антимонопольщики
Ну а требование антимонопольщиков по реализации ранее приобретенных остатков по старой цене приводило к тому, что отдельные сети продолжали держать более низкую цену, создавая очереди на своих АЗС.
"Например, реализация на Sinooil по 148 тенге без ограничений привела к росту объемов реализации только по Алматы с 600 до 1100 тонн в сутки, а другие участники рынка были демотивированы к завозу дорогого импорта, – утверждает Канат Бозумбаев. – Также были введены ограничения бензина со стороны отдельных нефтебаз и АЗС по субъективным и объективным причинам, для выполнения своих обязательств перед клиентами, а где-то и в ожидании роста розничных цен".
В итоге все это вылилось в то, что "в стране на вчерашний день 138 тысяч тонн в регионах на нефтебазах и в пути есть", но очередей на АЗС это не отменяет. При этом, как считает глава Минэнерго, "по состоянию на вчерашний день (заседание правительства проходило 10 октября) благодаря отгрузкам с казахстанских НПЗ – Шымкентского и Атырауского – была нормализована ситуация в Атырау, Алматы, Астане и в Кызылординской области".
"По Актюбинской, Мангистауской и Жамбылской областям еще низкий остаток, данные вопросы будут урегулированы путем отгрузок нефтепродуктов до конца текущей недели", – пообещал Канат Бозумбаев.
"Заводам рекомендовано производить приоритетную отгрузку в адрес АЗС с низким уровнем запасов. Таким образом, при ожидаемом потреблении 92-го по республике в октябре на уровне 280-288 тысяч тонн и производстве 160 тысяч тонн внутри объем импорта будет где-то от 100 до 120 тысяч тонн, примерно 40%. Производство 92-го в ноябре и декабре составит соответственно 236 и 266 тысяч тонн, с понижением доли импорта до 20%", – добавил он.
Помимо этого, по его словам, Минэнерго удалось убедить комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики "при последующих проверках учитывать возможность импорта бензина" с увеличившейся закупочной ценой.
"Это дает возможность участникам рынка активизировать работу по импорту ГСМ в октябре без риска возбуждения административных дел за согласованные действия", – констатировал министр.
А глава правления нацкомпании "КазМунайГаз" Сауат Мынбаев напомнил, что в ноябре этого года завершается модернизация двух заводов – ПНХЗ и АНПЗ.
"Это значит, что с 1 января 2018 года Казахстан в светлых нефтепродуктах будет обеспечен на 100 процентов. Вопрос по цене – это другой вопрос", – добавил он. Что касается вопроса об импорте и влиянии на него антимонопольных структур, то тут Сауат Мынбаев был лаконичен.
"Касательно импорта: у нас были вполне согласованные планы импорта, но в сентябре нас комитет (антимонопольный. – Прим. авт.) оштрафовал на 500 миллионов тенге", – заявил он.
"Основанием было, что мы, занимая всего 15 процентов рынка, якобы находимся в сговоре с крупными участниками при установлении цены. При этом мы полагали, что нужно принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и по какой цене импортируется бензин из Российской Федерации. К слову, в России бензин в пересчете стоит 220 тенге. У нас 150 тенге – будет кто-нибудь завозить этот бензин? Мы, понятно, остановились. Не только мы, все крупные сети остановились. Вот и дефицит", – констатировал глава правления КМГ.
Достигнутое в начале октября соглашение с антимонопольщиками о том, что теперь при рассмотрении обоснованности стоимости Аи-92 будет учитываться и российская составляющая, по его словам, импорт и реанимировало.
"Чтобы быть конкретным, в Астане у нас без ограничения отпускается бензин по талонам и по карточкам и 20 литров на одного потребителя. Импорт подходит, 15 октября по Астане на своих заправках ограничение снимем", – резюмировал Сауат Мынбаев.
Но ни его заместителя Данияра Берлибаева, ни вице-министра энергетики Асета Магауова это объяснение от увольнения уже не спасло.
Игорь Воротной