/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

При его стоимости за тонну на 40-60 долларов дешевле российского.

29 Март 2019 14:51 4416

Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

В этом году Казахстан, долгое время испытывавший дефицит светлых нефтепродуктов и получивший наконец профицит на рынке, готовится экспортировать бензин – как за пределы ЕАЭС, так и внутри союза, в частности в Кыргызстан. Процесс согласования поправок в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов между Казахстаном и Россией, дающее Казахстану возможность экспортировать бензин за пределы ЕАЭС, начался в октябре прошлого года. Со стороны Казахстана протокол ратифицирован главой государства, со стороны России – Советом Федерации Федерального собрания (поправки согласованы вчера, 27 марта), и это приближает финальную стадию подписания этого документа. Вместе с тем начало поставок из Казахстана в Кыргызстан ожидалось еще в конце прошлого года, однако пока соглашение между странами не подписано. И это, по мнению эксперта, прокомментировавшего вопрос для inbusiness.kz, дает основание полагать, что за пределы Евразийского экономического союза экспорт казахстанского бензина может начаться раньше, чем в соседнюю страну.

Производство и импорт встали на путь баланса

3 октября 2018 года правительства Казахстана и России подписали протокол о внесении изменений в соглашение между двумя странами в области поставок нефти и нефтепродуктов от 2010 года. 2 марта этого года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, ратифицирующий указанный протокол. Верхняя палата российского парламента, как отмечалось выше, одобрила поправки 27 марта.

Как пояснили в Минэнерго, протокол должен пройти процедуру ратификации в Казахстане и в России, после чего стороны подпишут межведомственный протокол и Казахстан сможет начать экспорт высокооктанового бензина.

В середине февраля министр энергетики РК Канат Бозумбаев говорил о том, что, согласно планам ведомства, на казахстанских НПЗ будет переработано 17,2 млн тонн сырой нефти, в том числе на трех крупных заводах – 16,2 млн тонн. Будет получено около 4 млн тонн бензина и примерно такой же объем дизельного топлива. Таким образом, внутренняя потребность в бензине, дизтопливе, авиакеросине, битуме и мазуте будет полностью закрыта, и при указанном объеме переработки профицит бензина составит 500-650 тыс. тонн.

В пресс-службе Министерства энергетики в ответе на запрос inbusiness.kz сообщили, что запланировано экспортировать 500 тыс. тонн высокооктанового бензина, экспорт дизельного топлива в 2019 году не планируется. Конкретные объемы будут зависеть от внутреннего потребления, поскольку обеспечение внутреннего рынка – первоочередная задача.

Напомним, казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают по давальческой схеме: они перерабатывают сырье, поставляемое его владельцами, и отгружают полученное топливо им. Цены на нефтепродукты и направления отгрузки определяют сами владельцы нефтепродуктов.

С осени 2018 года по настоящее время производство бензина на НПЗ Казахстана превышает внутреннюю потребность. Ранее, как известно, страна имела большую зависимость от импорта, прежде всего российского, примерно на треть рынок был заполнен топливом, завезенным из соседней страны, и этот объем превышал 1 млн тонн.

Профицит на рынке обеспечен увеличением производства на заводах. За последние три года, по данным, предоставленным каждым заводом, на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) объем выпуска бензина марки Аи-92 вырос с 996,6 тыс. до 1,27 млн тонн, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) – с 509,6 тыс. до 1 млн тонн, на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (ПКОП) – с 629,3 тыс. до 1,26 млн тонн.

Подробнее данные о переработке нефти и объемах выпуска топлива за три последних года приведены в таблицах.

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПНХЗ

По данным ПНХЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на АНПЗ

По данным АНПЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПКОП

По данным ПКОП

Вместе с тем объемы импорта снижаются: в 2018 году из России было завезено в 2,5 раза меньше ГСМ, чем в 2017 и 2016 годах. В цифрах это выглядит следующим образом: по итогам прошлого года в Казахстан было завезено 415,7 тыс. тонн бензина, тогда как в 2017 году объем составил 1,098 млн тонн, в 2016-м – 1,121 млн тонн. Это данные Минэнерго.

По импорту дизтоплива ведомство приводит такую статистику: в 2018 году в страну было завезено 420,6 тыс. тонн, в 2017-м – 646,1 тыс. тонн, в 2016 году – 623,9 тыс. тонн дизельного топлива, произведенного в России. Объемы импорта авиационного топлива изменились следующим образом: в 2018 году они составляли 242,1 тыс. тонн, в 2017 году – 304,1 тыс. тонн, в 2016 году – 255,2 тыс. тонн.

Отметим, что в февральском докладе главы профильного ведомства указывалось, что объем переработки нефти в Казахстане вырос на 8,6% по сравнению с 2017 годом и составил 16,4 млн тонн (с учетом производства «Конденсат» и CASPI BITUM). В этом году планируется переработать 17,2 млн тонн, что на 5% больше 2018 года. Объем производства основных видов нефтепродуктов (авиакеросин, дизельное топливо, бензин, мазут) в 2018 году вырос на 9,4% к 2017 году. План текущего года – 12,2 млн тонн, с ростом от уровня 2018 года на 5%.

«КМГ»: поставки будут осуществляться напрямую

«КазМунайГаз» сможет экспортировать порядка 100 тыс. тонн бензина в 2019 году – такова информация по состоянию на 7 марта, предоставленная в департаменте по связям с общественностью национальной компании. В ответе на запрос inbusiness.kz также указывалось, что конкретных договоренностей с потенциальными покупателями у компании пока нет, поскольку процедура ратификации протокола, позволяющего экспортировать, еще не завершена.

Поставлять светлые нефтепродукты «КазМунайГаз» планирует в страны ближнего и дальнего зарубежья в зависимости от конъюнктуры рынка и экономической целесообразности поставок. Экономической целесообразностью поставок будет определяться и выбор покупателя. При этом «реализация нефтепродуктов («КМГ». – Ред.) будет осуществляться по рыночным ценам согласно действующим котировкам соответствующего экспортного направления».

Отвечая на вопрос о том, интересно ли «КМГ» экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, в департаменте по связям с общественностью компании отметили: «АО «НК «КазМунайГаз» заинтересовано в экспорте бензина по всем направлениям. Объемы поставок будут устанавливаться уполномоченными органами сторон согласно индикативным балансам производства и потребления».

При этом если «КМГ» будет экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, то «поставки будут осуществляться напрямую, без привлечения российских компаний».

«На сегодняшний день создание каких-либо совместных предприятий не планируется», – подчеркнули в «КМГ».

Чем привлекательно казахстанское топливо

Для того чтобы поставки из Казахстана в Кыргызстан стали возможными, парламенты двух стран должны ратифицировать межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов. О том, что идет процесс обсуждения этого вопроса сторонами, казахстанское профильное министерство говорит как минимум с осени прошлого года.

Комментируя для inbusiness.kz тему экспорта бензина из Казахстана в соседние страны, в частности в Кыргызстан, вице-президент по Каспийскому региону и Центральной Азии глобального агентства Argus Тимур Ильясов называет рынок Кыргызстана, а также рынки Узбекистана, Афганистана и Таджикистана наиболее привлекательными. По его словам, потребление в Кыргызстане по моторному топливу оценивается на уровне 1 млн тонн в год, в Таджикистане также на уровне 1 млн тонн в год, рынок Узбекистана – это около 3 млн тонн и Афганистана – 4 млн тонн моторного топлива в год.

Вместе с тем сейчас рынок Кыргызстана более чем на 90% зависит от поставок топлива из России. Узбекистан импортирует – также из России – газойль для переработки на двух своих НПЗ.

«Теоретически казахстанские поставщики вполне могут зайти на рынок Кыргызстана. Не думаю, что Казахстан будет поставлять весь свободный объем топлива – 500-650 тыс. тонн, о которых говорит министерство, – на рынок этой страны», – комментирует эксперт возможности выхода Казахстана на рынок, который на 90% заполнен продукцией из России.

Из казахстанских заводов ближе всех к Узбекистану и Кыргызстану располагается Шымкентский НПЗ. По данным собеседника, железнодорожный тариф от этого завода до станции Луговая на границе Казахстана и Кыргызстана составляет примерно 20 долларов на тонну, в то время как железнодорожный тариф из России до этой станции значительно выше – 75-80 долларов на тонну.

«С Атырауского НПЗ, вероятнее всего, поставки будут осуществляться в западном направлении, что, естественно, связано с расположением предприятия. В южном направлении экспортировать удобнее с шымкентского завода», – считает аналитик. Однако, по его словам, все зависит от конъюнктуры рынка: если цены в Кыргызстане и Узбекистане окажутся более выгодными по сравнению с ценами при поставках в западном направлении, то экспорт на юг возможен со всех трех заводов.

«Направление поставок регулируется рынком: где цена и маржинальность выше, туда и будет экспортироваться топливо. Например, сейчас цены на топливо, произведенное на Шымкентском НПЗ, примерно сопоставимы с ценами в Кыргызстане: 420 долларов за тонну стоит шымкентский бензин марки Аи-92, 440-470 долларов за тонну – на границе с Кыргызстаном. И в начале апреля, по словам участников рынка, ожидается повышение цен российскими поставщиками на 30 долларов за тонну. Но в ноябре был период, когда тонна Аи-92 стоила на 150 долларов больше, чем в Кыргызстане, и ситуация может повториться», – рассказывает Тимур Ильясов.

Продолжая тему конкуренции между казахстанскими и российскими поставщиками на рынке Кыргызстана, эксперт высказывает мнение, что киргизские покупатели готовы были бы приобретать казахстанский бензин при условии, что он будет дешевле на 40-60 долларов по сравнению с предложением российских поставщиков.

«Но даже с учетом этого нашим поставщикам выгоднее поставлять продукцию на экспорт. Профицит топлива ощущается уже несколько месяцев. В этой ситуации больше рисков даже не в том, как это отразится на стоимости топлива на внутреннем рынке, а в том, что это вынуждает заводы снижать объемы переработки. В модернизацию НПЗ были вложены миллиарды долларов, поэтому снижение объемов переработки невыгодно заводам с экономической точки зрения и в целом негативно влияет на экономику Казахстана», – говорит эксперт.

Что касается рисков возникновения дефицита на внутреннем рынке при открытии экспорта, то, по мнению Тимура Ильясова, они действительно существуют. «Подобная ситуация у нас возникала несколько лет назад, когда экспорт был разрешен и в соседних странах цены на топливо были намного выше, чем у нас. И тогда у нас возник острый дефицит, на АЗС выстраивались очереди. Но, насколько я знаю, давальческие компании будут ограничены в возможных объемах экспорта соразмерно долям переработки на заводе», – заключает аналитик.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Что будет с ценами на бензин

Цены на топливо на внутреннем рынке отрегулирует рынок.

10 Март 2020 14:08 4091

Что будет с ценами на бензин

Фото: Максим Морозов

Цены на бензин в Казахстане в связи с обвалом цен на нефть на мировых рынках могут скорректироваться, но на незначительные объемы. Об этом в беседе с inbusiness.kz сообщил эксперт в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов. 

«Цены на бензин в два раза вслед за нефтью падать не будут, потому что на текущий момент они недооценены в Казахстане. Этот рынок субсидируется государством и государственной компанией. Республика на сегодня входит в десятку стран по самому дешевому бензину в мире. Официальные цены у нас ниже, чем в таких нефтедобывающих странах, как Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. То есть государство субсидирует этот рынок. Цены в два раза падать не могут и не будут», – считает Олжас Байдильдинов.

На ценообразование данного вида нефтепродуктов влияет себестоимость. Добыча только самой нефти в республике обходится в 30-35 долларов США за баррель.

«У нефти и нефтепродуктов, как и у любого товара, есть своя себестоимость. В Казахстане добыча нефти в среднем составляет 30-35 долларов за баррель. Местами выше. Естественно, при таком снижении мировых котировок цены на бензин могут скорректироваться, но не в таком объеме. Продавать в убыток нефть/нефтепродукты никто не сможет», – отметил эксперт.

Разговоры, муссируемые в социальных сетях, о том, что в Казахстане после обрушения мировых цен на нефть бензин должен значительно подешеветь, Олжас Байдильдинов расценивает как попытку манипулировать паническими настроениями населения.

Напомним, страны ОПЕК+ по итогам переговоров в Вене не смогли договориться о дополнительном сокращении добычи нефти. Это привело к обрушению цен на черное золото. 9 марта 2020 года нефть марки Brent снизилась более чем на 30%, то есть баррель торгуется в коридоре $31-33.

Обменные пункты в Казахстане мгновенно отреагировали на ситуацию, повысив с утра курс доллара к тенге до 400. Однако к полудню цена на американскую валюту откатилась до 394,5 тенге. На утренних валютных торгах на Казахстанской фондовой бирже (KASE) долларом средневзвешенный курс американской валюты составил 393,5 тенге, что меньше на 2,95% показателя предыдущей сессии.

Отметим, беглый экс-банкир Мухтар Аблязов, позиционирующий себя лидером оппозиционной действующим властям Казахстана организации, 9 марта призвал граждан РК требовать снижения цен на топливо и газ на 40%.

Карина Алимова

Что будет с ценами на бензин в 2020 году?

Стоит ли казахстанцам готовиться к увеличению ценников на заправках в следующем году, выяснял inbusiness.kz.

07 Декабрь 2019 08:00 8105

Что будет с ценами на бензин в 2020 году?

Фото: Максим Морозов

Эксперты назвали два фактора, от которых будет зависеть стоимость топлива на АЗС.

Увеличение акциза

Стоимость топлива – тема для казахстанцев любопытная, особенно тогда, когда министр нацэкономики Руслан Даленов сообщил, что бензин в Казахстане может подорожать. Возможное повышение Даленов объяснил тем, что в правительстве проходят все необходимые процедуры согласования нового размера акциза.

«Повышение акциза – это один из наиболее вероятных факторов, способных увеличить стоимость топлива в будущем году», – считает независимый экономист Айдархан Кусаинов.

Пока в каждом литре моторного топлива акциз составляет 8 тенге, но он может быть увеличен на 10 тенге.

«Повышение акциза вызвано не только дефицитом бюджетных средств из-за увеличившихся расходов на социальную сферу, но и тем, что идет массовый вывоз нефтепродуктов в Россию. Это вынужденная мера. Российский бензин значительно дороже казахстанского, сейчас стоимость литра бензина в России примерно равна 250 тенге за литр. Торговля топливом между Казахстаном и Россией из-за разницы в ценах увеличилась в несколько раз. Россияне чаще стали ездить к нам в страну за дешевым бензином, если Россия и будет продолжать активно покупать у нас дешевый бензин, предсказуемо возникнет дефицит, а в рыночной экономике такой дисбаланс компенсируется повышением цены», – сказал экономист Арман Байганов.

Директор AERC Жаныбек Айгазин также считает, что бензиновая ситуация в России влияет на Казахстан.

«Если посмотреть статистику за шесть месяцев текущего года, то мы на 99% обеспечиваем себя топливом. Но у нас открытая экономика, а Россия – самый крупный торговый партнер. Пятая часть во внешнеторговом обороте – это доля России. Дорогой бензин вызывает стимул у продавцов не реализовывать топливо на внутреннем рынке, а экспортировать в Россию, – говорит Айгазин. – Чтобы этого не случилось, правительство ограничивает экспорт специальными квотами».

Инфляция

Другой фактор – это инфляция. По словам Байганова, рост розничных цен в Казахстане ограничивается инфляцией, которая, согласно официальным данным, находится в коридоре 4-7%.

«Падение курса национальной валюты может увеличить цену бензина, выраженную в национальной валюте. Но бензин может вырасти в цене из-за процесса инфляции, даже если курс национальной валюты останется неизменным», – рассуждает эксперт.

То, что цена бензина может вырасти из-за роста цен на другие товары и услуги, допускает и Айгазин.

«Увеличение реальных денежных доходов населения, как правило, ведет к увеличению покупательской способности, данные розничной торговли, кстати, говорят о том, что казахстанцы стали больше тратить. Если покупательская способность увеличивается, то, согласно закону спроса и предложения, цены начинают расти. Если растет инфляция, то это автоматически вызывает повышение себестоимости бензина, так как растет стоимость других услуг и товаров, которые участвуют в производстве бензина. Это закон экономики», – сказал Айгазин.

Впрочем, все опрошенные inbusiness.kz эксперты единодушны в оценке ситуации – большого роста цен на топливо в 2020 году не будет.

«У нас регулируются цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо, так как эти продукты находятся в категории социально значимых. Высокая цена на моторное топливо создает давление на благосостояние населения, поэтому правительство не допускает серьезного роста цен, в связи с чем производители говорят, что теряют большую маржу», – подытожил Айгазин.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: