Введение Россией санкции в отношении казахстанского блогера Куата Ахметова, запрещающей въезд в РФ в течение 50 лет, имеет несколько подтекстов, отметил в беседе с inbusiness.kz политолог Аскар Нурша.
Во-первых, соседнее государство занимает твердую позицию по защите русского языка и соотечественников в зарубежных странах. Стоит обратить внимание, что инцидент с Казахстаном не единичный. Аналогичное решение со стороны РФ принято и в отношении азербайджанского экс-дипломата Исфандияра Вагабзаде за "публичные высказывания в сети Интернет, разжигающие межнациональную рознь". Гражданина Кыргызстана, запустившего калькулятор в кассира за обслуживание на русском языке, также лишили возможности пересекать российскую границу.
"Если обобщить произошедшее в трех странах, то понятно, что в России не могут игнорировать инциденты, в которые попадают этнические русские либо в которых русский язык становится объектом нападок, неправомерных действий. Здесь российские политические деятели различного уровня стараются вмешиваться и поднимают вопрос статуса русского языка, положения русских", – сказал политолог.
Во-вторых, прослеживается высокий накал и немалое число политических деятелей, вовлеченных в эти события. В частности, в них задействованы: спикер госдумы Вячеслав Володин, Русская православная церковь, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков.
"Накал поднимается на новый уровень. Здесь всплывает второй фактор. Помимо необходимости защиты русского языка, мы видим, что эти лица начинают пиариться на этом вопросе. Дело в том, что в России идет предвыборное обострение. После выборов колода политической элиты в РФ будет обновляться. Есть прогнозы о том, что очень многие лица якобы уже попали в опалу и могут быть заменены, включая главу МВД РФ Владимира Колокольцева. А мы знаем, что инициатива по Куату Ахметову принадлежит МВД РФ.
То есть мы видим, что ряд российских деятелей стараются напомнить о себе. Я думаю, в расчете на то, чтобы избиратель о них не забыл, на повышение политического капитала в вопросах защиты прав соотечественников за рубежом, они хотят занять в поствыборный период определенное достойное место в новой расстановке сил", – полагает Аскар Нурша.
Если же ситуацию оценивать с точки зрения внутренней политики Казахстана, то, по мнению спикера, казахстанское правительство недорабатывает в языковом вопросе. Прецедента с появлением "языковых рейдов" можно было бы избежать, если бы власти проводили более четкую и грамотную языковую политику.
"Ситуация неприятная. Она очень деликатная. Надо подходить с большой осторожностью к обсуждению этого вопроса. Я бы хотел здесь напомнить слова Нурсултана Назарбаева, сказанные им пять лет назад, как бы это странно ни казалось. В 2015 году, выступая на Ассамблее народа Казахстана, он заявил, что казахов демографически становится больше. Они несут ответственность за судьбу и единство страны. То есть, показав усиление роли казахского фактора в политике страны, он призвал граждан, являющихся этническими казахами, быть более ответственными в своем поведении по отношению к другим этносам. Поэтому я бы хотел отметить, что, как бы мы ни относились к Елбасы, на самом деле эта фраза актуальна как никогда", – сказал собеседник.
Другая сторона вопроса состоит в том, что казахстанское правительство начало выпускать вожжи в этом вопросе. Кабмин увлекается многими моментами тактической повестки дня, но в стратегических вопросах начинает упускать свою инициативу. Когда государство уходит с таких важных вопросов, как языковой и этнический, то эту нишу занимают не государственные игроки, а различные активисты.
"Эту нишу могут занять все, кто могут. Есть люди ответственные, но есть и радикалы. Я бы в этом инциденте больше винил само правительство. На самом деле этими языковыми патрулями должно было заниматься государство, но не делать это так топорно.
Например, приходит человек, который плохо говорит по-русски, в банк. Задача банка – нанять сотрудника, которого можно позвать, если человек у стойки не владеет казахским. Это не так сложно. Необходимо штаты сотрудников обеспечить людьми, которые смогут разговаривать с русскоговорящими на русском, с казахоязычными – на казахском.
Это вопрос мониторинга со стороны государства, соответствующих служб. Данную работу можно делать без политизации. Мы же видим, что буквально на всех учреждениях появились надписи с названиями на латинском. То есть видим, когда государство хочет, оно это делает без какого-либо шума, обострения", – отметил Аскар Нурша.
В языковой сфере присутствовали пробелы, и их начали занимать блогеры. Среди них могут быть искренние радетели своего родного языка, так же как и те, кто желает подняться по социальной лестнице, используя языковой фактор, подчеркивает политолог.
"Это задача государства – определять правила игры, не пускать на поле тех, кто может угрожать межэтническому миру и стабильности. Поэтому что касается внутренней политики, то это большая недоработка со стороны органов власти. Как центральных, так и местных исполнительных органов власти", – заключил спикер.
Напомним, в отношении казахстанского блогера, организовашего "языковый рейды", Куата Ахметова Российская Федерация ввела запрет на въезд, который будет действовать в течение 50 лет.
Карина Алимова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!