/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 448,70 Brent 36,55
Цифровизация – новый, старый тренд

Цифровизация – новый, старый тренд

Как пандемия изменит банковские технологии?

08:39 31 Июль 2020 1543

Цифровизация – новый, старый тренд

Автор:

Ольга Фоминских

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация глазами бизнеса

Как предприниматели оценивают уровень технологического развития отраслей в Казахстане.

07 Май 2020 08:00 2393

Цифровизация глазами бизнеса

Технологическое развитие цифровых технологий, коммуникаций связи и информации в Казахстане, согласно независимому рейтингу «Деловой климат 2019» НПП «Атамекен», оценивается предпринимателями сравнительно высоко. Хуже обстоят дела в глазах бизнеса с технологичностью в машиностроении, сборочных производствах.

Общее технологическое развитие частного сектора оценивается ниже среднего. По четырехбалльной шкале показатель по внедрению инноваций и модернизации предприятий составил 2,5 балла.

Наиболее высокая цифровизация в региональном разрезе в 2019 году отмечается в Мангистауской и Акмолинской областях. Последние позиции занимают Костанайская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области.

Если говорить о внедрении цифровых технологий в отраслевой разбивке, то лидирующими сферами стали: электроснабжение, водоснабжение и ТБО. Сельское хозяйство и торговля отстают, показали результаты опроса.

Как отмечается в исследовании, цифровые технологии больше всего применялись в коммуникациях, банках, сдачах отчетности и цифровизации систем безопасности.

Использование современных технологий в коммуникациях, банковской деятельности, при сдаче отчетности высоко оценивается в Нур-Султане, Акмолинской и Актюбинской областях, в сферах образования, электроснабжении и строительстве.

Чаще всего внедрялись инновации в системе безопасности. Особенно в этом преуспели в Западно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях, а также в таких отраслях, как: проживание и питание, обрабатывающая промышленность, здравоохранение.

Отметим, социологическое исследование «Деловой климат 2019» проводилось с сентября по ноябрь минувшего года. Участниками опроса стали 3091 представитель малого и среднего предпринимательства. По результатам данной работы выработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере технологического развития.

В частности, отмечается о необходимости принятия программы развития местных электросетей, трансформаторных подстанций и других коммуникаций, которые в данный момент не могут обеспечить потребности бизнеса и производства, при существующем профиците по республике в размере 10-15% из-за изношенности местных коммуникаций. Также рекомендуется обеспечить независимый аудит качества выполнения технологических, строительных работ при государственных закупках. Заявляется о необходимости создания программы, аналогичной дорожной карте бизнесае, в сфере развития технологических и научных частных предприятий. Помимо этого, государству нужно поддерживать специалистов в сфере технологий. Регионы и населенные пункты нуждаются в широкополосном Интернете.

Автоматизация налогового администрирования

Одним из наиболее автоматизированных госорганов по оказанию госуслуг в Казахстане, отмечают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», является комитет государственных доходов министерства финансов РК. Комитет внедрил контроль прослеживаемости товаров, работ и услуг на базе ЭСФ. Также в КГД имеется централизованная база данных, что позволяет вести аналитический контроль центральным аппаратом. Однако в системе налогового администрирования есть несовершентства. Так, полагают в НПП, требует пересмотра система налогового контроля, которая бы не доставляла сложностей налогоплательщикам.  

В Казахстане для всех налогоплательщиков действует единственный электронный сервис «Кабинет налогоплательщика». Это не позволяет направлять адресную информацию, подавать в электронном виде запросы в налоговый орган для получения информации, необходимой для исполнения налогового обязательства.

Также в Казахстане поэтапно вводилось применение онлайн-ККМ, внедряется трехкомпонентная интегрированная система (онлайн-ККМ, складской учет и POS-терминал). В этой связи имеет смысл рассмотреть вопрос отмены требования по представлению налоговой отчетности налогоплательщикам, использующим ТИС.

Карина Алимова

АО «АК Алтыналмас» внедряет полностью цифровой формат работы с данными

АО «АК Алтыналмас» в рамках проекта «Цифровой рудник», который реализуется совместно с российской компанией «Цифра» и ее дочерней структурой «Вист Групп», переходит на полностью цифровой формат работы с данными с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это первый подобный проект на промышленном предприятии в масштабах СНГ.

10 Март 2020 10:37 6889

АО «АК Алтыналмас» внедряет полностью цифровой формат работы с данными

Фото: АО «АК Алтыналмас»/ГК «Цифра»

Применение ЭЦП в нарядах-заданиях и нарядах-допусках было согласовано с государственными контролирующими органами, в результате было получено подтверждение легитимности ее применения. По рекомендации Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан был выбран тип универсального ключа KAZTOKEN Smart Card. Смарт-карты дополнительно оснащены RFID-меткой и будут служить пропуском на объекты компании.

«Использование электронной цифровой подписи для ведения операционной деятельности компании поможет замкнуть контур цифрового рудника в единое пространство данных для оперативного управления», – сказала Жанара Аманжолова, вице-президент по IT и корпоративному развитию АО «АК Алтыналмас», руководитель проекта «Цифровой рудник».

Важной частью проекта станет также внедрение системы по планированию обслуживания и ремонтов техники. Для этого все оборудование компании, а это порядка 1200 единиц техники, занесено в единую базу данных. В недалеком будущем техник с помощью мобильного телефона сможет заказать запчасти или отправить ремонтную бригаду, что существенно экономит бюджет на эти цели. Используемые современные цифровые решения помогают перенастроить работу и повысить эффективность за счет сокращения технологических простоев, получения актуальных данных в режиме реального времени, а также оптимизации работы сотрудников.

«В России наши цифровые решения повышают эффективность на более чем 70 карьерах таких предприятий, как «Полюс золото», «Норильский никель» и др. Проект с АО «АК Алтыналмас» показывает, что сотрудничество в области цифровизации промышленности может стать одной из точек роста для России и Казахстана. В рамках проекта «Цифровой рудник» мы создаем единый «цифровой слой», который объединит множество отдельных частей, обеспечив сквозное управление проектом и кратно повысив его эффективность», – прокомментировал Павел Растопшин, генеральный директор «ВИСТ Групп».

В реализации проекта участвуют сразу несколько подразделений компании «Цифра», включая «ВИСТ Групп» и «ВИСТ Азия», сотрудники которых на постоянной основе находятся на производственных площадках проекта Актогай и Акбакай. Совместно со специалистами АО «АК Алтыналмас» проводятся работы по развертыванию системы на серверах компании, а также по обучению персонала работе с ПО, его тестированию и доработке.

Сейчас ведутся подготовительные работы и тестирование приложения для мобильной версии нарядной системы с использованием планшетов промышленного исполнения, которые позволяют персоналу быть мобильными и делать изменения в нарядах-заданиях прямо на рабочем месте.

Внедрение модуля «Указания» для автоматизированного трехступенчатого производственного контроля позволило сформировать единую базу данных обо всех несоответствиях правилам охраны труда и промышленной безопасности. Интеграция с модулем формирования нарядов-заданий позволяет автоматически включать в наряд корректирующие мероприятия для устранения возникших проблем в ближайшую смену.

Компания «Цифра» предоставляет готовые отраслевые решения в области прогнозной аналитики и анализа данных, оптимизации технологических процессов, мониторинга промышленного оборудования и персонала, а также разрабатывает технологии беспилотного промышленного транспорта. Ключевыми для компании отраслями являются машиностроение, металлургия, горная добыча, нефтегазовый сектор и химическая промышленность.

Мы знаем о цифровизации все. Пройдите опрос и узнайте свой уровень цифровизации.