ЦУР: Из-за воды Казахстан столкнется с вопросом нацбезопасности

Если страна немедленно не возьмется за решение проблем водоснабжения, это приведет к крупным социальным и экологическим проблемам.

ЦУР: Из-за воды Казахстан столкнется с вопросом нацбезопасности

Первый региональный саммит по вопросам финансирования целей устойчивого развития (ЦУР), проходящий в эти дни в Алматы, поставил на обсуждение тему, которая действительно волнуют любого человека, причисляющего себя к думающей части общества. Причем сформулирована тема была намеренно провокационно, дабы все не выглядело как постный наукообразный симпозиум, а, напротив, не на шутку взбудоражило казахстанцев.

В общем, экология и экономика в нашей стране вступают в серьезный конфликт между собой. По мнению ведущих международных и региональных экспертов в области экологии, финансов, туризма и строительства, Казахстан в ближайшем будущем столкнется с вопросом национальной безопасности и независимости. И случится это из-за загрязнения воды и ее неэкономного использования.

Не страшная тайна

Казахстанцы безжалостно отравляют важнейший источник жизни – по сути, мы сами рубим сук, на котором сидим. И это не какая-нибудь страшная тайна, а общеизвестный факт. В результате становится очевидным нарастающий дефицит воды вследствие бурного развития экономики.

Согласно данным, озвученным на саммите, Казахстану требуется в 3-10 раз больше воды на производство продукции, чем России или Бразилии, хотя структура наших экономик во многом схожа. Более того, из всех наших крупных рек и озер меньше 10% отнесены к чистым. Остальные относятся к загрязненным от "умеренного" до "чрезвычайно высокого уровня".

Как говорится в распространенном релизе, "в результате растущей потребности и сокращения устойчивых запасов воды к 2030 году ожидается дефицит воды в размере 14 млрд кубических метров, а к 2050 году он составит уже 20 млрд кубических метров (70% от потребности в воде), если не будут приняты радикальные меры и развитие пойдет по существующему сценарию, то есть согласно существующим сегодня отраслевым и территориальным стратегиям. При нынешних климатических условиях дефицит воды увеличится еще на 13%. Вода станет вопросом национальной безопасности и независимости. Потенциал упущенных возможностей, связанных с недостатком воды, в 2030 году оценивается на уровне 7-8 млрд долларов США в год, что за весь период составляет более 80 млрд долларов".

По мнению Булата Есекина (к.т.н.), международного эксперта по устойчивому развитию, изменению климата и водным вопросам, дефицит водных ресурсов уже блокирует использование экономического и социального потенциала страны, отражается на безопасности и независимости и представляет прямую угрозу биологическому разнообразию и хрупким природным системам, поддерживающим экологическое благополучие и качество жизни. Для устранения этого ограничения потребуются значительные инвестиции в инфраструктуру, повышение эффективности управления водой на всех уровнях, а также иная культура, которая признает, наконец, воду как ценный ресурс.

И климат не в нашу пользу

Растущим фактором водной безопасности становится глобальное изменение климата. Существует научный консенсус, что изменение климата сделает Казахстан "суше" и проведет к сокращению объема воды в реках. По некоторым данным, к 2050 году Сырдарья до 30% сократит свой сток.

"Последствия изменения климата проявляются в ухудшении положения уязвимых слоев населения, секторов экономики и экосистем. Осложняются условия бесполивного земледелия на севере страны, где выращивается казахстанская пшеница твердых сортов, удлиняется вегетативный период, учащаются и удлиняются тепловые волны. Из-за этого требуется все больше воды на ирригацию и хозяйственно-питьевые нужды. Вследствие изменения климата меняются гидрологические характеристики рек, резко выросли объемы весенних паводков, – говорится в докладе Булата Есекина. – С 2015 года количество паводкоопасных населенных пунктов выросло на 24%. В горных районах Казахстана происходит деградация ледников. За последние три года количество ледниковых озер увеличилось на 41% (с 655 до 927). Поэтому наблюдается рост угрозы возникновения разрушительных селей".

Также не очень радужно звучат данные эксперта, что в Казахстане 0,9% всех смертей происходит по причине болезней, вызываемых низким качеством воды и ее очистки, в то время как в США этот показатель составляет 0,4%, в Великобритании – 0,1%. Не все опасные вещества контролируются национальной системой мониторинга. Например, в Акколе в Акмолинской области, по открытым данным, питьевая вода соответствует нормативным требованиям, но при этом по бериллию – одному из опасных токсичных веществ – ПДК превышается почти в 100 раз. В некоторых регионах страны требованиям безопасности соответствует менее 40% потребляемой питьевой воды.

Вода должна быть дорогой

Чтобы не допустить мрачного будущего, связанного с дефицитом воды, эксперты рекомендуют повысить тарифы на питьевую воду для мотивации водосбережения и привлечения в этот сектор частных инвестиций и доступных технологий.

Кроме этого, надо учитывать в национальных и местных программах расширения доступа к питьевой воде вопросы их "безопасности" – с учетом международных стандартов. Шире использовать и распространять локальные современные технологии и системы водоснабжения и водоочистки – в дополнение к централизованным системам. А еще нужно разработать национальную программу по защите, восстановлению и сохранению источников питьевой воды и водосборных территорий и поддержания их устойчивости, включая вопросы сохранения горных, лесных и иных экосистем, а также вопросы трансграничного сотрудничества.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться