Грузовой экипаж "Астаны" финишировал на четвертом этапе гонки, начавшегося 9 января c променада вдоль побережья Тихого океана протяженностью 16 километров, на 11-й позиции, отстав от победителя отрезка в этом классе, российского экипажа "КамАЗ-Мастер" под пилотированием Эдуарда Николаева, почти на 15 минут.
В общей сложности маршрут прошедшего этапа по петле вокруг города Сан-Хуан-де-Маркона составил 444 километра общей трассы и 330 километров спецучастка. Многие спортсмены охарактеризовали четвертый этап гонки – один из самых продолжительных песочных этапов за всю историю марафона – как самый сложный за последние годы "Дакара".
Это ощутил на себе сполна и казахстанский грузовой экипаж под пилотированием капитана казахстанской команды: во время этапа грузовик Astana Motorsports выдержал крепкий удар, а также настойчивую борьбу с глубокими перуанскими песками.
"Скажу коротко: ударились, взлетели, приземлились так, что штурман вырвал раму крепления навигационных приборов", – говорит Артур Ардавичус.
"Я первый раз такое вижу за всю свою карьеру. Волосы стоят дыбом, причем буквально. В голове все зазвенело, из машины вышел – будто на Марс попал. Далее выкапывались и снова ехали, застревали и снова выкапывались. Гидроусилитель отказал. Спасибо машине Iveco, крепкая конструкция у Де Роя. Не знаю, как бы другая техника выдержала такой удар. Пески настолько коварные, что страшно становится. Всё в воронках и песочных кратерах. Я понимаю, если по такой трассе проехать на багги, но, чтобы проехать здесь на грузовике, нужно иметь много мужества и отваги. Вот и результат – машин в лагере толком нет. Лежат на боку: перевернутые, побитые, с перегретыми двигателями. Нагрузки на моторы дичайшие, техника буквально навзрыд работает", – сказал пилот казахстанского грузовика.
По итогам четырех этапов грузовой экипаж "Астаны" замыкает десятку лучших в генеральной классификации грузовиков, отставая от лидера гонки в этом классе – российского "КамАЗа" под пилотированием Эдуарда Николаева на 4 часа 12 минут и 31 секунду. Отставание увеличилось почти вдвое: после третьего этапа оно составляло 2 часа 27 минут и 44 секунды, но тогда казахстанский экипаж шел на 13-м месте среди грузовиков.
При этом по итогам четвертого этапа Astana Motorsports может понести первую потерю в классе квадроциклов: занимавший после третьего этапа 11-ю строку общего зачета в классе этих аппаратов казахстанец Максим Антимиров не знает, сможет ли он выйти на старт пятого этапа после круга вокруг Сан-Хуан-де-Маркона 9 января.
Квадроциклы стартовали рядами по 15 экипажей, Максим Антимиров стартовал в шестой колонне и на определенном участке маршрута сумел набрать приличную скорость и обогнать 12 соперников. Однако в песочном тоннеле гонщику навернулись две ямы, которые сильно подбросили казахстанского райдера.
"В песочном тоннеле на 18-м километре было два подброса – в роудбуке обозначены как "ЯМА!!!". Три восклицательных знака обозначают самую опасную степень позиции. На первой яме меня подбросило, и в этот момент оборвало шаровую. На втором подбросе я сделал вместе с техникой кувырок – правую подвеску с колесом вырвало, и мы с квадроциклом очень жестко приземлились", – рассказал Максим Антимиров.
Ремонт правой подвески квадроцикла занял несколько часов, после чего казахстанец объехал все точки четвертого этапа и прибыл на финиш затемно. Ему чудом удалось избежать серьёзных травм, но ушиб правой ноги ставит под вопрос дальнейшее участие гонщика в марафоне: нога спортсмена сильно распухла, из-за чего гонщик не смог надеть спортивную экипировку. А организаторы гонки в свою очередь не смогут допустить спортсмена на старт следующего этапа без полной спортивной экипировки.
"Сильно повредил правую ногу – стоя ехать не мог. В канале встретил команду "МАЗ-СПОРТавто", ребята стояли сломанные. Попросил у них обезболивающее – принял таблетку и продолжил путь. Самое главное, что в итоге я финишировал. Сейчас будем обсуждать с командой мое дальнейшее участие", – говорит Максим Антимиров.
По результатам этапа этот казахстанский квадроциклист расположился на 42-м месте, а в общем зачете опустился с 11-й позиции на 31-ю. Его коллега по команде и по классу казахстанец Дмитрий Шилов прошел сложный четвертый этап марафона без приключений.
"Со стороны может казаться, что ехать вдоль океана – это красиво, но, когда бриз попадает в очки, и ты ничего не видишь, это очень опасно. Я решил ехать по принципу "не видишь – не дави на газ" и сбросил скорость. Трасса была очень опасная – на каменистых серпантинах можно было оставить колеса. А эти сто километров нечитаемых песков! Тень отсутствует, где будет жесткая поперечина – не знаешь, едешь вроде по зрению, а по факту вслепую. Физически этот этап пока что самый сложный", – считает Дмитрий Шилов, дважды зарывавшийся в песке, но в общей сложности потерявший из-за этого не более десяти минут.
Самой большой неприятностью для Дмитрия Шилова было поведение одного из соперников по гонке.
"Помог сопернику, когда тот застрял и попросил его вытащить. Я ему помог, но при этом сам немного закопался и попросил его взаимно помочь мне. В итоге я получил ответ: "А ты руль выкрути – и выедешь". Неприятно конечно, но выводы я сделал", – говорит казахстанский гонщик.
Дмитрий Шилов также отметил, что в сложившихся условиях марафона будет выбирать стратегию езды в среднем темпе, иначе, по словам спортсмена, довезти технику и себя до финиша будет невозможно. По результатам четвертого этапа Дмитрий Шилов расположился на 11-й позиции, а в генеральной классификации спортсмен находится на 17-й строке, что выше его предыдущего местоположения в генерале на восемь позиций. При этом он отстает от лидера общего зачета колумбийца Игнасио Касале, чью гегемонию на победы в нынешнем "Дакаре" (колумбиец первенствовал на трех первых этапах среди квадроциклистов) прервал 9 февраля прошлогодний триумфатор россиянин Сергей Карякин, на 3 часа 53 минуты и 8 секунд.
Отставание Максима Антимирова от впервые на этой гонке финишировавшего только вторым лидера общего зачета составляет более семи часов. Пятый этап юбилейного, сорокового по счету "Дакара" между городами Сан-Хуан-де-Маркона и Арекипа, вторым по величине городом Перу, стартует 10 января. Для грузовиков и внедорожников это будет самый длинный этап гонки – им предстоит преодолеть свыше 930 километров, 267 из которых составят дистанцию спецучастка. Мотоциклы и квадроциклы проедут по альтернативному маршруту длиной 770 километров, хотя длина зачетной секции для них составит примерно те же 264 километра.
Игорь Воротной