/img/tv1.svg
RU KZ
Даурен Тасмагамбетов: «Хотим приватизировать активы на 2,5 трлн тенге»

Даурен Тасмагамбетов: «Хотим приватизировать активы на 2,5 трлн тенге»

Второго акционера Air Astana по-прежнему хотят уговорить помочь в проведении IPO авиаперевозчика.

18:26 19 Октябрь 2016 5200

Даурен Тасмагамбетов: «Хотим приватизировать активы на 2,5 трлн тенге»

Автор:

Саян Абаев

Директор департамента по приватизации и оптимизации активов АО «Самрук-Казына» Даурен Тасмагамбетов рассказал abctv.kz о том, как госхолдинг планирует проводить IPO нацкомпаний и распродавать другие свои активы.

- Министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев сообщил на заседании правительства, что первыми на IPO пойдут АО «Казатомпром» и АО «Air Astana». Когда будут выведены на IPO первые эмитенты АО «Самрук-Казына»?

- Пока это еще не определено. У правительства, понятно, есть определенные планы. Пока есть наброски планов, но я пока не знаю кто будет первым. Эта информация, которая в дальнейшем через правительство будет публично доводиться. Пока об этом речи нет.

- Хорошо, а какие компании уже готовы? Раньше, допустим, планировалось «народное IPO» АО «КазТрансГаз» и АО «Самрук-Энерго»…

- Скажем так, IPO довольно сложный процесс, тем более, что мы говорим не о «народном IPO», а о классическом IPO. Абсолютно готовых компаний однозначно не бывает ни здесь, ни на Западе. Всегда требуется подготовка. Даже если у нас выберут 2-3 первых кандидата – им все равно порядка года понадобится на подготовку.

- Но они же у вас в списке были. Этот список не упал с неба…

- Какой список?

- Список компаний, «дочек» и «внучек» «Самрук-Казыны», которые на IPO должны были выйти…

- 7 компаний, согласно постановлению.

- Они же все равно в работе были…

- Нет. Они вошли в работу, что называется, только в момент, когда вышло постановление. До этого рассматривалось «народное IPO» «Самрук-Энерго», но по каким-то причинам правительство сочло, что программа несколько утратила актуальность, и то постановление в принципе утратило силу.

- Но эти компании, допустим, Air Astana и «Казахстан темир жолы», «Казатомпром», «КазМунайГаз» были в том списке и готовились. Работа же по ним какая-то проводилась?

-  У нас акционер – правительство. Соответственно, заявлять такие вещи будет правительство. Стратегия фонда четко определяет, что не более 25% акций будет размещаться. 10% или 15% - это будет определяться правительством в зависимости от того, как будет складываться рынок.

- Вы поддерживаете предложение управляющего международного финансового центра «Астана» Кайрата Келимбетова о том, что на их площадке должно проводиться размещение?

- Я поддерживаю, что местный рынок должен развиваться. Я не знаю еще, какое будет регулирование на МФЦА, хоть и говорят, что там будет английское право, но реально регулирование мы руками не щупали – не знаем. В целом я за то, чтобы это было в Казахстане, и ликвидность должна быть вся здесь. Вопрос – сумеют ли они обеспечить это в означенные сроки – это вопрос, наверно, к господину Келимбетову, а не к нам.

- По Air Astana. У вас же всего 51% акций авиаперевозчика. Она все-таки остается в списке на приватизацию?

- Если в постановлении есть, то да.

- Фактически это же говорит о том, что второй акционер – BAE Systems, должен «двигаться»…

- Про второго акционера мы знаем. Пока это еще стадия переговоров.

- Они высказывали желание расстаться с частью своего пакета акций?

- Мы не разговаривали. Только встречаемся, только планируем встретиться.

- А когда планируете?

- В ноябре, говорят, приедут, будем разговаривать.

- Просто у вас всего 51% акций, а вам 10-25% акций надо выставить на продажу…

- Да, я понимаю прекрасно всю возможную историю сделки, но пока нет мнения второго акционера, говорить о чем-то пока рано.

- Но ранее они высказывались против такой продажи…

- Я не видел такого мнения и не слышал.

- У вас в «Самрук-Казыне» сформировано какое-то предложение для второго акционера?

- У нас есть предложение встретиться и обсудить, но не более.

- Министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев сообщил также, что первыми на IPO пойдут АО «Казатомпром» и АО «Air Astana». То есть, я так понимаю, там большая готовность. Хотя раньше «Казатомпром» шел в списке одним из последних…

- Скажу так – план в каком-то виде сформирован на уровне правительства, но вы забываете, что была оговорка, что смотреть будем еще, как сложится рынок. В частности, для «Казатомпрома» стоимость сырья, урана, критична. Если к середине 2017 года цены останутся на уровне 2016 года, то, наверное, экономического смысла идти на IPO не будет.

- То есть по сырьевым компаниям будете смотреть…

- На рынок сырья. Это все вопрос расчетов, финансово-экономических моделей. Для этого и привлекаются инвестбанки, чтобы было мнение.

- В ходе IPO может быть размещено от 10 до 25% акций?

- Как таковой вилки нет. Есть только верхний предел, который установлен стратегией фонда.

- Теоретически возможно, что это будет один инвестор?

- Если это IPO, то это однозначно не один инвестор. Это предложение широкому кругу инвесторов.

- Западные площадки рассматриваете, к примеру, Лондон?

- Если речь будет идти о крупных компаниях, например, «КазМунайГаз», то, в принципе, можно рассматривать, но все равно принципиально заточенность у нас на развитие локального рынка.

- По «КазМунайГазу», кстати, все-таки «дочка» - АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» будет выкупаться?

- Мне кажется это лучше вам «КазМунайГазу» задать вопрос.

- Что касается КТЖ. До выхода на IPO у компании будет новая долгосрочная инвестпрограмма с новыми тарифами? Как решится вопрос кросс-субсидирования перевозок, чтобы КТЖ все-таки была привлекательной для инвесторов?

- Я понимаю, что существуют определенные затруднения в том, что касается тарифов. Мы выступали на заседании правительства и говорили, что возможно возникнет необходимость, «дочерние» компании будут выходить перед IPO для того, чтобы несколько улучшить тарифный режим и так далее. Это вопросы среднесрочной перспективы, и сейчас они только начали прорабатываться. На перспективу это заявлено, что необходимость есть, а как и какие решения будут приниматься – здесь сложно сказать.

- Не будет ли возбраняться топ-менеджерам нацкомпаний участвовать в IPO своих компаний? Ведь это увеличит их личный интерес к максимизации прибыли компании...

- Вообще, если брать международную практику IPO, есть определенный круг людей, чье участие нежелательно, поскольку они инсайдеры. Поэтому, скорее всего, нет - чтобы какую-то прозрачность и социальную справедливость обеспечить. Это вопрос будущего. Я пока еще не готов ответить. Ни одна компания еще не вышла на финишную прямую, чтобы сломя голову идти к IPO.

- Текущая программа рассчитана до 2020 года. Не стоит ли задача продать 2020 года все активы по любой цене?

- Мы за максимизацию прибыли, поэтому понятно, что будем выбирать оптимальный момент для продажи. Такой задачи, чтобы огульно все продать и от всего избавиться, мы, во всяком случае, для себя не ставим. Мы за коммерческий интерес, чтобы выручить максимум денег, и, соответственно, компания должна получить какие-то вливания.

- За 5 лет всего предполагается продать около 200 активов…

- Предполагается, если найдет спрос. 59 компаний, например, мы оценили, они не представляют особого интереса. Просто даже оценить и выставить на торги - это затраты, которые не окупятся. Поэтому такие компании сразу пустили на ликвидацию. Они неинтересны ни частному бизнесу, никому вообще. Это проектные ТООшки и так далее.

- После трех аукционов, если объект не продается, то его необходимо ликвидировать. К примеру, ТОО «Казатомпром-Сорбент» так и не было продано. Теперь его ликвидируют?

- Реорганизация. Он, по-моему, расположен в регионах. Чтобы местные люди не остались без работы, его просто присоединят к материнской компании, штат переведут в материнскую компанию.

- «Мама» - это «Казатомпром»?

- По-моему, одна из «дочек».

- Есть ли какие-то планы по суммам, которые планируется выручить от приватизации активов «Самрук-Казыны»?

- Как вы это видите?

- Допустим, у вас есть балансовая, «книжная» или оценочная стоимость…

- Мы подсчитывали очень грубо по балансовой стоимости. Там порядка 2,5 трлн тенге, но это опять же book value, которая без учета тех программ по реструктуризации и оптимизации. Если там картина улучшится с сырьем, то, соответственно, стоимость компании возрастет.

- Насколько вероятно, что вы сможете получить балансовую стоимость за активы или ближе к ней?

- Вероятность высокая. Не все так плохо, как многие СМИ привыкли у нас рисовать.

- Какой-то оптимизм на рынках действительно нарисовался…

- У меня лично есть поводы для оптимизма.

- Даже по той же КМГ…

- Даже по той же КМГ…

Саян Абаев

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

20 Июль 2018 16:56 11324

Об этом сообщил управляющий директор АО «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов.

«На бирже в рамках IPO будут приватизироваться самые крупные компании. В рамках комплексного плана приватизации, утвержденного правительством, это все известные компании, такие как «Казатомпром», «Эйр Астана», «Қазақтелеком», «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ», «Казпочта», – сообщил он.

«Вывод компании на IPO и развитие финансового центра являются взаимодополняемыми, потому что, когда мы выводим компании на IPO, мы привлекаем деньги – с одной стороны и есть масса положительных последствий – с другой стороны. В частности, улучшение корпоративного управления и повышение эффективности. От этого выигрывает и МФЦА, потому что привлекается ликвидность, развивается биржа, и с этой точки зрения у ФНБ «Самрук-Казына» и МФЦА абсолютно полное, единое понимание в развитии как наших активов, так и финансового центра», – добавил Нурлан Рахметов.

По его словам, в настоящее время ведется активная подготовка к IPO. В зависимости от того, какая будет мировая конъюнктура, какие будут финансовые результаты, на IPO в первую очередь будут выведены компании «Қазақтелеком», «Эйр Астана», «Казатомпром».

«В 2019-2020 годах мы будем прорабатывать вопрос и стараться вывести на биржу такие крупные компании, как «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ» и «Казпочта». Я думаю, в целом для биржи это тоже положительный момент, потому что через приватизацию не только в рамках биржи, но и вне биржи привлекаются инвесторы, и их участие в бирже будет вероятным», – уточнил он.

Саян Абаев

«Как только мы войдем в ChocoHolding, он сможет участвовать в IPO»

30 Март 2018 14:00 1797

Основатель Аviata.kz Алексей Ли рассказал, как будет развиваться партнерство с Chocotravel.com и Chocofamily Holding.

– Алексей, месяц назад произошла сделка по объединению сервисов Chocotravel.com и Аviata.kz. Можно ли говорить о результатах этого объединения?

– Результаты слияния уже сейчас ощущаются. По нашим прогнозам, рост объемов продаж в объединенной компании будет минимум на 30%. Но сейчас мы гонимся не за продажами, а за лояльностью клиентов. Мы будем проводить опросы, отслеживать повторные обращения в компанию. Планируем довести лояльность клиентов до 80%.

– В рамках сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестировал в объединенную тревел-компанию 600 миллионов тенге. Будет ли вливать финансовые средства Аviata.kz?

– Когда мы подошли к моменту сделки, Аviata.kz стоила дороже Chocotravel.com. Чтобы соблюсти паритет, владельцы Chocofamily Holding со своей стороны «влили» в объединенную компанию дополнительную сумму – 600 миллионов тенге. Эти финансовые ресурсы пойдут на развитие наших сервисов.

– Какую выгоду получили компании в результате объединения?

– Сейчас Аviata.kz разрабатывает новый продукт, и для этого нужна команда разработчиков, дизайнеров, которых нужно содержать. Chocotravel.com делает такой же продукт, разрабатывает его с нуля, тратит точно такое же время, причем это не один месяц. Становится обидно, зачем две команды сидят и делают то же самое, когда это можно сделать в одном месте? Мы можем просто разбить задачи между компаниями, а высвободившиеся деньги пустить на создание другого продукта. Так мы будем развиваться быстрее. Есть еще один момент. Мы можем получать более низкую цену от авиакомпаний. Наша объединенная аудитория – это более 100 тысяч покупателей авиа- и железнодорожных билетов в месяц. Если рассмотреть ситуацию с позиции авиакомпаний, то им проще искать клиентов в крупной компании по продаже билетов, чем в нескольких мелких. Так они быстрее заполнят самолеты. Поэтому объединение наших сервисов выгодно для всех участников рынка.

– Насколько нам известно, Chocofamily Holding «накачивает» компанию активами для выхода на IPO. Объединив сервисы, вы стали частью этого процесса. Может ли Аviata.kz как-то повлиять на исход IPO?

– Мы с супругой сейчас являемся соучредителями Аviata.kz, Chocotravel.com, Ticketon.kz, возможно, к осени объявим о других проектах. В Ticketon.kz наша миноритарная доля – 20%, в Аviata.kz и Chocotravel.com эти доли близки к 50%. Chocofamily Holding тоже является акционером в компаниях Аviata.kz и Chocotravel.com. В момент выхода компании на IPO мы можем передать ей свою долю в объединенной компании, но взамен приобрести акции Chocofamily Holding. Как только мы войдем в Chocofamily Holding, он сможет участвовать в IPO. Можем, конечно, просто продать холдингу свои акции. Оба этих варианта приемлемы.

– Сколько будет стоить ваша доля в объединенной компании?

– Я сейчас не могу озвучить эту цифру. В целом объединенная компания будет знаковой на рынке, ее стоимость однозначно более 10 миллионов долларов.

– Какие тенденции сегодня наблюдаются на рынке онлайн-сервиса по продаже авиа- и железнодорожных билетов в Казахстане?

– Если говорить о клиентах, то чаще всего они летают, конечно, по Казахстану. Средний чек порядка 40-50 тысяч тенге. В традиционных офлайн-кассах идет стагнация, что логично и нормально. Рынок должен рано или поздно перетечь в онлайн. Это касается не только частных лиц, но и корпоративных клиентов.

– Можно ли сказать, что корпоративные продажи – это прерогатива Chocotravel.com?

– На самом деле Аviata.kz параллельно начала разрабатывать продукт для корпоративных клиентов. Но мы с партнерами решили, что Аviata.kz больше будет сфокусирована на частных клиентах, Chocotravel.com продолжит развивать B2B онлайн-продажи.

– В 2016 году Аviata.kz планировала выход на рынки других стран. По какой причине это не удалось сделать и почему вы вновь заговорили об этом после слияния с Chocotravel.com?

– Во-первых, не хватало ресурсов. Во-вторых, чтобы фокусироваться на каком-то рынке, нужно ехать и развивать его там. Сам по себе стартап зависит от многих нюансов, и, чтобы их понять, в этих условиях надо жить. Равиль (Равиль Мухоряпов, основатель Chocofamily Holding. – Авт.) на каком-то этапе подшучивал, говорил: «Леш, езжай туда, а мы позаботимся о местном рынке». Теперь, с объединением, это можно будет сделать и более четко распределить ресурсы.

Римма Гахова