Решить проблему недостатка залогового обеспечения для привлечения кредитных ресурсов в банках в рамках реализации крупных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) можно путем выпуска акиматами облигаций. Такое предложение на круглом столе в Национальной палате предпринимателей (НПП) "Атамекен" озвучила ее заместитель председателя правления Юлия Якупбаева.
Она уточнила, что вопрос принятия банками второго уровня денежных поступлений в качестве залогового обеспечения сегодня отрабатывается совместно с правительством, Национальным банком. Соответствующий законопроект рассматривается в сенате Парламента. Однако данный инструмент не закроет проблему недостатка залога для крупных проектов.
"Скорее всего, по крупным проектам на более чем семь миллиардов тенге вопросы недостатка залогового обеспечения будут возникать. Мы посмотрели с министерствами финансового и экономического блока схему Индии. У них реализуются проекты через выпуск ценных бумаг местных исполнительных органов (МИО). Сегодня у нас такая схема частично реализована в строительстве жилья через покупку НУХ "Байтерек" облигаций. Мы можем рассмотреть и какие-то пилотные проекты в ГЧП. Если кто-то из регионов готов, мы могли бы рассмотреть такие проекты, реализовать их по этой схеме", – предложила Юлия Якупбаева.
Совершенствования в партнерских проектах государства и бизнеса требует, продолжила она, и планирование финансовых потоков.
"Например, в сфере здравоохранения они рассчитывают на один поток, а потом сделали ремонт, и к ним приходит больше пользователей, клиентов. Так как это уже отремонтированное здание, красивое. Люди к ним приходят, а у них, допустим, деньги не заложены. И мы посмотрели, что у них неправильно спланированы финансовые потоки, то есть здесь необходимо разъяснение от государственного органа, как они должны дальше действовать, именно объекты ГЧП", – отметила зампредправления Нацпалаты.
Исключаться должны и случаи, когда обязательства государства по проектам превышают его выгоды. Также прозвучало предложение по привязке к ГЧП требования по казахстанскому содержанию.
Акиматы в свою очередь поднимают тему распределения лимитов государственных обязательств по проектам ГЧП. Сегодня пределы для регионов определяются исходя из их экономических возможностей.
"Понятно, что есть регионы дотационные, есть регионы, которые доноры. То есть здесь нужно смотреть. Количество проектов ГЧП растет везде. Как они заполняются. Сегодня имеется возможность в лимитах учитывать договоры ГЧП постепенно, то есть в течение всего времени проекта. Вместе с этим те договоры, которые включают стройку, забирают большую часть лимита за один год. Поэтому нам нужно посмотреть в рамках той ревизии, если мы будем ее делать, какая доля строек быть может в каждом регионе", – сказала Юлия Якупбаева.
НПП "Атамекен" в этой связи видит выход в распределении лимитов гособязательств согласно плановым периодам реализации проектов ГЧП. Кроме того, имеется необходимость по четкому разграничению признаков проектов ГЧП на законодательном уровне.
"Идентификация объектов ГЧП. Сегодня достаточно сильно подошли к либерализации законодательства ГЧП. Признаки проектов ГЧП стали немного размытыми. В результате у ряда регионов под проекты ГЧП подпадают просто договоры закупок. Этого быть не должно", – заключила заместитель председателя правления НПП.
Карина Алимова