С 1 сентября школьники начнут учиться… дистанционно. Родители в шоке. Родительские чаты взорвались от "страшилок-разоблачений": "Такое образование – удел слабых и бедных". А что же думают сами учителя и их ученики?
В ногу со временем, или Какова цель дистанционного обучения
На самом деле ничего страшного в дистанционном обучении нет. Так считают и педагоги, и ученики. Тем более что у школы просто нет выбора – можно оставить без работы учителей и без занятий учеников или воспользоваться "интернет-коммуникативной средой будущего". Выбрали второе. Получается не очень, но, с другой стороны, хоть как-то.
Другой вопрос, какие знания получили дети. Школы и учителя, ученики и родители не были готовы к "масштабному дистанционному эксперименту". Не был готов и Интернет. Как оказалось, многие ученики и учителя не имеют доступа в Интернет и не имеют таких устройств, как ноутбук.
Сэкономить на образовании, или Что нужно для дистанционного обучения
Главные проблемы, мешающие дистанционной учебе, – человеческий фактор и технические возможности, вернее, их отсутствие. В Казахстане не в каждой семье есть компьютер, но зато у всех есть телевизор, и потому онлайн-обучение заменили телевизор и мессенджеры.
"Обучение по телевидению – это не самый простой способ, хотя бы потому, что для этого требуется подготовка сценариев обучающих видео, съемки. Должна была быть проведена работа с телевизионной сеткой, все каналы имели свои планы на это время. Однако это был один из способов обеспечить максимальный охват школьников. Телевидение продолжает оставаться основным источником информации у многих казахстанцев, а особенно у сельских жителей. Физически телевизор есть практически у каждой семьи, а республиканские каналы не требуют дополнительных приставок или спутниковых тарелок. Я считаю важным шагом со стороны министра образования своевременно признать невозможность работы онлайн. Но то, что мы были вынуждены обратиться к телевидению, – это показатель того, как сработали наши госпрограммы по цифровизации Казахстана. Широкополосный Интернет сейчас – это одна из базовых вещей, которая должна быть у каждого человека, чтобы он мог развиваться", – говорит социолог Камила Ковязина.
Прогресс не стоит на месте, или В чем недостатки дистанционного обучения
Не все ученики могут учиться удаленно, не у каждого есть для этого возможности, а учителя к этому еще и не готовы. Но, даже если отбросить технические проблемы и человеческий фактор, у "дистанционки" все равно есть недостатки. И главный из них – это мотивация. Во время четвертой четверти учителя отмечали сначала рост эффективности у детей, но спустя месяц все изменилось: энтузиазма хватило ненадолго.
Недостаток "дистанционки", как отмечают ученики, еще и в том, что общаться с учителем стало сложнее. Если после урока можно подойти, задать вопрос и получить немедленный ответ, то дистанционное обучение предполагает написать в WhatsApp или отправить электронное письмо. Немедленного ответа не получится. Придется подождать, когда учитель получит и прочтет сообщение.
И третья проблема – это социализация. Общения с одноклассниками стало намного меньше.
Катерина Клеменкова
Подпишитесь на наш канал Telegram!